Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения развития связной речи……6
1.1.Развитие связной речи в онтогенезе………………………….6
1.2.Характеристика детей с общим недоразвитием речи……...14
1.3.Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня……………….25
Глава 2. Диагностика связной речи у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...33
2.1.Содержание диагностической программы…………………..33
2.2.Анализ полученных результатов……………………………..44
2.3.Рекомендации по развитию и коррекции связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня………………………………………………………………51
Заключение……………………………………………………………….58
Список литературы………………………………………………………60
Приложение………………………………………………
4. Четвертое задание используется для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
Кроме общих критериев оценки принимаются во внимание показатели, определяемые спецификой данного вида рассказывания, смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках; соблюдение логической связи между картинками-эпизодами. Примерная схема оценки уровня выполнения задания 4 в таблице №3.
Таблица №3.
Уровень выполнения задания | Рассказ по серии сюжетных картинок |
«Хороший» (4 балла) | Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей). |
«Удовлетворительный» (3 балла) | Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются не резко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз. |
«Недостаточный» (2 балла) | Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия |
«Низкий» (1 балл) | Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. |
Задание не выполнено |
5. Пятое задание — составление рассказа на основе личного опыта — имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
При анализе выполнения задания обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры. Учитывается степень информативности рассказа, определяемая количеством значимых элементов, которые несут ту или иную информацию по данной теме. Установление количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия или их развернутое описание) позволяет оценить, насколько полно отражена ребенком тема сообщения. Примерная схема оценки уровня выполнения задания 5 в таблице №4.
Таблица №4.
Уровень выполнения задания | Рассказ из личного опыта |
«Хороший» (4 балла) | Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту. |
«Удовлетворительный» (3 балла) | Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.). |
«Недостаточный» (2 балла) | В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление (называние) предметов и действий; информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность повествования. Отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы. |
«Низкий» (1 балл) | Отсутствует один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; нарушение связности речи; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа. |
Задание не выполнено |
6. Шестое задание — составления описательного рассказа.
При анализе составленного ребенком рассказа обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики. В случае когда ребенок оказывается не способным составить даже короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом. Примерная схема оценки уровня выполнения задания 6 в таблице №5.
Таблица №5.
Уровень выполнения задания | Рассказ описание |
«Хороший» (4 балла) | В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение. Соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предмета (напр., от описания основных свойств — к второстепенным и др.). Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами), используются различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и др.). |
«Удовлетворительный» (3 балла) | Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности), смысловая незавершенность одной-двух микротом, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний |
«Недостаточный» (2 балла) | Рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен — в нем не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета. Отмечаются: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения. |
«Низкий» (1 балл) | Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа сообщения, простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно. |
Задание не выполнено |
7. Седьмое задание — продолжение рассказа по заданному началу (с использованием картинки) — имеет целью выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал.
При оценке составленного окончания рассказа отмечаются: смысловое соответствие высказывания ребенка содержанию предложенного начала, соблюдение логической последовательности событий, особенности сюжетного решения, учитываются языковые средства, грамматическая правильность речи.
8. Восьмое задание — составление рассказа на заданную тему — можно использовать как дополнительное. Задание предлагается детям, у которых, по данным предыдущих исследований, имеются определенные навыки составления связных сообщений.
Примерная схема оценки уровня выполнения заданий 7 и 8 в таблице №6.
Таблица №6.
Уровень выполнения задания | Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу |
«Хороший» (4 балла) | Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам. |
«Удовлетворительный» (3 балла) | Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются не резко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла. |
«Недостаточный» (2 балла) | Составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена. |
«Низкий» (1 балл) | Рассказ составлен целиком по наводящим вопросам; крайне беден по содержанию, «схематичен»; продолжен в соответствии с замыслом, но не завершен. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа |
Задание не выполнено |
2.2.Анализ полученных результатов.
Результаты по составлению фраз по картинкам с изображением простых действий (зад. 1) и составление фраз-высказываний по 3-м предметным картинкам (зад. 2). Таблица №7.
Ребенок | Задание № 1 | Задание № 2 | ||
Уровень ваполнения задания | Оценка в баллах | Уровень ваполнения задания | Оценка в баллах | |
Данилова Н. | «Средний» | 4 | «Недостаточный» | 3 |
Зырина А. | «Недостаточный» | 3 | «Низкий» | 2 |
Обумахов А. | «Низкий» | 2 | «Низкий» | 2 |
Овсянникова М. | «Средний» | 4 | «Низкий» | 2 |
Дергачева Д. | «Недостаточный» | 3 | Задание выполнено неадекватно | 1 |