Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения развития связной речи……6
1.1.Развитие связной речи в онтогенезе………………………….6
1.2.Характеристика детей с общим недоразвитием речи……...14
1.3.Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня……………….25
Глава 2. Диагностика связной речи у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...33
2.1.Содержание диагностической программы…………………..33
2.2.Анализ полученных результатов……………………………..44
2.3.Рекомендации по развитию и коррекции связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня………………………………………………………………51
Заключение……………………………………………………………….58
Список литературы………………………………………………………60
Приложение………………………………………………
Результаты по заданию – пересказ (зад. 3) и рассказу по серии сюжетных картинок(зад. 4). Таблица № 8.
Ребенок | Задание №3 | Задание №4 | ||
Уровень ваполнения задания | Оценка в баллах | Уровень ваполнения задания | Оценка в баллах | |
Данилова Н. | «Удовлетворительный» | 3 | «Недостаточный» | 2 |
Зырина А. | «Недостаточный» | 2 | «Низкий» | 1 |
Обумахов А. | «Недостаточный» | 2 | «Низкий» | 1 |
Овсянникова М. | «Низкий» | 1 | «Низкий» | 1 |
Дергачева Д. | «Низкий» | 1 | «Низкий» | 1 |
Результаты по заданиям рассказ из личного опыта (зад. 5), рассказ описание (зад. 6), рассказ на тему(зад. 7) и продолжение рассказа по данному началу(зад. 8). Таблица № 9.
Ребенок | Задание № 5 | Задание № 6 | Задание № 7, № 8 | |||
Уровень ваполнения задания | Оценка в баллах | Уровень ваполнения задания | Оценка в баллах | Уровень ваполнения задания | Оценка в баллах | |
Данилова Н | «Недостаточный» | 2 | «Низкий» | 1 | «Низкий» | 1 |
Зырина А | «Недостаточный» | 2 | «Недостаточный» | 2 | «Низкий» | 1 |
Обумахов А | «Недостаточный» | 2 | «Низкий» | 1 | «Недостаточный» | 2 |
Овсянникова М. | «Недостаточный» | 2 | «Недостаточный» | 2 | «Низкий» | 1 |
Дергачева Д | «Недостаточный» | 2 | «Недостаточный» | 2 | «Низкий» | 1 |
Результаты обследования детей.
Выявлены трудности в построении связного высказывания. Также эксперимент показывает ограниченность словарного запаса у детей с ОНР третьего уровня, особенно по таким разрядам, как названия деталей предметов, качественные характеристики предметов (цвет, объем, параметры и др.). Выявляют затруднения при выполнении задании на подбор обобщающих слов-понятий, на определение пространственного расположения предметов.
Отмечаются следующие особенности выполнения заданий №1 и№2: составление фраз-высказываний подменяется простым перечислением изображенных действий; для составления фразы требуется дополнительный вопрос. Характерно наличие пауз с поиском нужного слова. Отмечаются нарушения в грамматическом оформлении высказываний — ошибки в употреблении словоформ, нарушающие связь слов в предложении.
У детей существенные затруднения возникают при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, что может быть связано с трудностями в лексико-грамматическом оформлении высказывания.
Последующие задания (3-8) предназначаются для определения уровня сформированности и особенностей связной речи детей в доступных для данного возраста ее видах (пересказ, рассказы по наглядной опоре и из личного опыта, рассказывание с элементами творчества).
Определяются: степень самостоятельности при выполнении заданий, объем рассказа, связность, последовательность и полнота изложения; смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядному сюжету) и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок. При затруднениях (длительная пауза, перерыв в повествовании и др.) оказывается помощь в виде последовательного использования побуждающих, наводящих и уточняющих вопросов.
Для рассказов, составляемых детьми, в большинстве случаев характерны нарушения связности повествования. Связность повествования нарушена из-за пропусков моментов действия, отсутствия связи между частями рассказа, смысловой и синтаксической связи между смежными предложениями и др.
При анализе и оценке рассказов детей с недоразвитием речи было выявлено, что для рассказов таких детей характерны бедность и однообразие используемых средств фразовой речи — короткие фразы, недостаточное употребление осложненных и сложных предложений, что ограничивает возможности детей в составлении информативно полноценного сообщения.
Чаще всего отмечаются ошибки при построении предложений — неправильное оформление связи и пропуски слов, ошибки в употреблении глагольных форм, дублирование элементов фразы и др.; выявляются серьезные недостатки в синтаксической организации высказываний. Более наглядно результаты диагностики представлены на рис. 1 – 8.
Диаграммы.
Рисунок 1. Результаты полученные по заданию 1 «Составлению фраз по картинкам с изображением простых действий».
Рисунок 2. Результаты полученные по заданию 2 «составление фраз-высказываний по 3-м предметным картинкам».
Рисунок 3. Результаты по заданию 3 «Пересказ».
Рисунок 4. Результаты по заданию 4 «Рассказ по серии сюжетных картинок».
Рисунок 5. Результаты по заданию 5 «Рассказ из личного опыта».
Рисунок 6. Результаты по заданию 6 «Рассказ описание».
Рисунок 7. Результаты выполнения задания 7 «Рассказ на тему».
Рисунок 8. Результаты выполнения задания 8 «Продолжение рассказа по данному началу».
2.3.Рекомендации по развитию и коррекции связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
По результатам исследования мы составили в качестве рекомендаций по развитию связной речи коррекционно-развивающую программу .
Данная коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие у старших дошкольников с ОНР 3 уровня умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок.
Цель: обучить составлять рассказы по картинке и серии сюжетных картинок; формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам
Задачи:
1. Умение внимательно рассматривать картинку
2. Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками;
3. Упражнять в подборе слов, близких по значению;
4. Формировать умение анализировать загадку, подбирая к предметам и их признакам слова-антонимы;
5. Упражнять в подборе слов-действий;
6. Упражнять в отгадывании слов путём подбора букв;
7. Составлять отдельные предложения по картинке и сюжетным картинкам;
8. Умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок и картине.
Форма проведения: индивидуальная и подгрупповая.
Продолжительность:20 минут в индивидуальной форме, 35 минут – фронтально; один раз в неделю, чередуя их друг с другом: пять занятий по составлению рассказов по картине и четыре - по составлению рассказов по серии сюжетных картинок.
Разрабатывая технологию работы по развитию связной речи детей по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок на основе авторских конспектов занятий, мы опиралась на работы Сохина, Е.И.Тихеевой, О.Ушаковой, В.Гербовой, Т. Гризик.
Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности составлять рассказы по картине с серии сюжетных картинок можно условно разделить на два этапа, каждый из которых включает в себя серию развивающих занятий.
I Этап - формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине.
Для формирования умения составлять рассказ по картине мы включили следующие занятия:
Занятие №1.
Тема: «Составление рассказов по картине "Ежи"».
Цель: Формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов), рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана. Упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему. Развивать внимание, память.
Занятие №2.
Тема: "Купание медвежат"
Цель: Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов), рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст. Упражнять в подборе слов, близких по значению; в образовании окончаний прилагательных. Воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.
Занятие №3.
Тема: "Верблюды"
Цель: Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в составлении и использовании в речи распространённых предложений с однородными членами; в образовании окончаний прилагательных. Упражнять в произнесении слов с разной силой голоса. Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений.
Занятие №4.
Тема: "Кролики"
Цель: Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, выделяя в ней главную мысль (с помощью вопросов), рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине по "цепочке", опираясь на план. Формировать умение анализировать загадку, подбирая к предметам и их признакам слова-антонимы. Упражнять в подборе слов-действий. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием. Развивать память, внимание.
Занятие №5.
Тема: "Кошка с котятами"
Цель: Упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов). Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов.