Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения развития связной речи……6
1.1.Развитие связной речи в онтогенезе………………………….6
1.2.Характеристика детей с общим недоразвитием речи……...14
1.3.Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня……………….25
Глава 2. Диагностика связной речи у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………...33
2.1.Содержание диагностической программы…………………..33
2.2.Анализ полученных результатов……………………………..44
2.3.Рекомендации по развитию и коррекции связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня………………………………………………………………51
Заключение……………………………………………………………….58
Список литературы………………………………………………………60
Приложение………………………………………………

Файлы: 1 файл

Гл 2, Гл 1, содержание, введение!!!!!.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

 

Результаты по заданию – пересказ (зад. 3) и рассказу по серии сюжетных картинок(зад. 4).                                                                                                                 Таблица № 8.

Ребенок

Задание №3

Задание №4

Уровень ваполнения задания

Оценка в баллах

Уровень ваполнения задания

Оценка в баллах

Данилова Н.

«Удовлетворительный»

3

«Недостаточный»

2

Зырина А.

«Недостаточный»

2

«Низкий»

1

Обумахов А.

«Недостаточный»

2

«Низкий»

1

Овсянникова М.

«Низкий»

1

«Низкий»

1

Дергачева Д.

«Низкий»

1

«Низкий»

1

 

 

 

 

 

Результаты по заданиям рассказ из личного опыта (зад. 5), рассказ описание (зад. 6), рассказ на тему(зад. 7) и продолжение рассказа по данному началу(зад. 8).                                                                                                                Таблица № 9.

Ребенок

Задание № 5

Задание № 6

Задание № 7, № 8

Уровень ваполнения задания

Оценка в баллах

Уровень ваполнения задания

Оценка в баллах

Уровень ваполнения задания

Оценка в баллах

Данилова Н

«Недостаточный»

2

«Низкий»

1

«Низкий»

1

Зырина А

«Недостаточный»

2

«Недостаточный»

2

«Низкий»

1

Обумахов А

«Недостаточный»

2

«Низкий»

1

«Недостаточный»

2

Овсянникова М.

«Недостаточный»

2

«Недостаточный»

2

«Низкий»

1

Дергачева Д

«Недостаточный»

2

«Недостаточный»

2

«Низкий»

1

 

Результаты обследования детей.

Выявлены трудности в построении связного высказывания. Также эксперимент показывает ограниченность словарного запаса у детей с ОНР третьего уровня, особенно по таким разрядам, как названия деталей предметов, качественные характеристики предметов (цвет, объем, параметры и др.). Выявляют затруднения при выполнении задании на подбор обобщающих слов-понятий, на определение пространственного расположения предметов.

Отмечаются следующие особенности выполнения заданий №1 и№2: составление фраз-высказываний подменяется простым перечислением изображенных действий; для составления фразы требуется дополнительный вопрос. Характерно наличие пауз с поиском нужного слова. Отмечаются нарушения в грамматическом оформлении высказываний — ошибки в употреблении словоформ, нарушающие связь слов в предложении.

У детей существенные затруднения возникают при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, что может быть связано с трудностями в лексико-грамматическом оформлении высказывания.

Последующие задания (3-8) предназначаются для определения уровня сформированности и особенностей связной речи детей в доступных для данного возраста ее видах (пересказ, рассказы по наглядной опоре и из личного опыта, рассказывание с элементами творчества).

Определяются: степень самостоятельности при выполнении заданий, объем рассказа, связность, последовательность и полнота изложения; смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядному сюжету) и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок. При затруднениях (длительная пауза, перерыв в повествовании и др.) оказывается помощь в виде последовательного использования побуждающих, наводящих и уточняющих вопросов.

Для рассказов, составляемых детьми, в большинстве случаев характерны нарушения связности повествования. Связность повествования нарушена из-за пропусков моментов действия, отсутствия связи между частями рассказа, смысловой и синтаксической связи между смежными предложениями и др.

При анализе и оценке рассказов детей с недоразвитием речи было выявлено, что для рассказов таких детей характерны бедность и однообразие используемых средств фразовой речи — короткие фразы, недостаточное употребление осложненных и сложных предложений, что ограничивает возможности детей в составлении информативно полноценного сообщения.

Чаще всего отмечаются ошибки при построении предложений — неправильное оформление связи и пропуски слов, ошибки в употреблении глагольных форм, дублирование элементов фразы и др.; выявляются серьезные недостатки в синтаксической организации высказываний. Более наглядно результаты диагностики представлены на рис. 1 – 8.

Диаграммы.

             

Рисунок 1. Результаты полученные по заданию 1 «Составлению фраз по картинкам с изображением простых действий».

 

             

Рисунок 2. Результаты полученные по заданию 2 «составление фраз-высказываний по 3-м предметным картинкам».

 

             

              Рисунок 3. Результаты по заданию 3 «Пересказ».

 

             

Рисунок 4. Результаты по заданию 4 «Рассказ по серии сюжетных картинок».

             

              Рисунок 5. Результаты по заданию 5 «Рассказ из личного опыта».

 

             

Рисунок 6. Результаты по заданию 6 «Рассказ описание».

 

             

              Рисунок 7. Результаты выполнения задания 7 «Рассказ на тему».

 

             

Рисунок 8. Результаты выполнения задания 8 «Продолжение рассказа по данному началу».


2.3.Рекомендации по развитию и коррекции связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

По результатам исследования мы составили в качестве рекомендаций по развитию связной речи коррекционно-развивающую программу .

Данная коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие у старших дошкольников с ОНР 3 уровня умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок.

Цель: обучить составлять рассказы по картинке и серии сюжетных картинок; формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам

Задачи:

1.      Умение внимательно рассматривать картинку

2.      Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы с картиной и сюжетными картинками;

3.      Упражнять в подборе слов, близких по значению;

4.      Формировать умение анализировать загадку, подбирая к предметам и их признакам слова-антонимы;

5.      Упражнять в подборе слов-действий;

6.      Упражнять в отгадывании слов путём подбора букв;

7.      Составлять отдельные предложения по картинке и сюжетным картинкам;

8.      Умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок и картине.

Форма проведения: индивидуальная и подгрупповая.

Продолжительность:20 минут в индивидуальной форме, 35 минут – фронтально; один раз в неделю, чередуя их друг с другом: пять занятий по составлению рассказов по картине и четыре - по составлению рассказов по серии сюжетных картинок.

Разрабатывая технологию работы по развитию связной речи детей по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок на основе авторских конспектов занятий, мы опиралась на работы Сохина, Е.И.Тихеевой, О.Ушаковой, В.Гербовой, Т. Гризик.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности составлять рассказы по картине с серии сюжетных картинок можно условно разделить на два этапа, каждый из которых включает в себя серию развивающих занятий.

I Этап - формирование умений и навыков по составлению рассказов по картине.

Для формирования умения составлять рассказ по картине мы включили следующие занятия:

      Занятие №1.

Тема: «Составление рассказов по картине "Ежи"».

Цель:  Формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов), рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана. Упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему. Развивать внимание, память.

      Занятие №2.

Тема: "Купание медвежат"

Цель:  Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов), рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст. Упражнять в подборе слов, близких по значению; в образовании окончаний прилагательных. Воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.

      Занятие №3.

Тема: "Верблюды"

Цель: Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в составлении и использовании в речи распространённых предложений с однородными членами; в образовании окончаний прилагательных. Упражнять в произнесении слов с разной силой голоса. Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений.

      Занятие №4.

Тема: "Кролики"

Цель: Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, выделяя в ней главную мысль (с помощью вопросов), рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине по "цепочке", опираясь на план. Формировать умение анализировать загадку, подбирая к предметам и их признакам слова-антонимы. Упражнять в подборе слов-действий. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием. Развивать память, внимание.

      Занятие №5.

Тема: "Кошка с котятами"

Цель: Упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов). Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов.

Информация о работе Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня