Особенности работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разные. В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из одного родителя, чаще всего матери – неполных. По мнению специалистов, адекватная социализация детей в семье с одним родителем невозможна.

Оглавление

Введение
1. Теоретическое исследование проблемы воспитания мальчиков в неполных семьях
1.1 Неполные семьи как актуальная проблема социума
1.2 Необходимые условия для воспитания мальчиков
1.3 Особенности работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков
2. Экспериментальное исследование работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков
2.1 Описание методик исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Программа социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая моя.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

Сложное экономическое положение вынуждает одинокого родителя искать возможности приработка. Родители из неполных семей более чем в два раза чаще выезжают на заработки в крупные города. Дополнительная работа предполагает большую занятость родителей, отчуждение их от детей, в связи, с чем возникают сложности взаимоотношений в неполной семье.

Дети здесь испытывают дефицит внимания со стороны родителя, отсутствие родительского контроля. Такую семью характеризует крайняя ограниченность совместных досуговых занятий, бедность коммуникативных контактов. Последствием дефицита внимания со стороны родителей является нежелание ребёнка обращаться за советом к родителям. Исследования показывают, что дети из неполных семей в три раза чаще своих сверстников из полных предпочитают ни с кем не советоваться при принятии важных решений.

Показателем низкого контроля одиноких родителей является их неосведомлённость о правонарушениях детей. Дети из семей с одним родителем в два раза чаще сверстников из полных семей признаются, что родители не знают о совершаемых ими асоциальных действиях.

Вызывает беспокойство также уровень социального одиночества детей из неполных семей: оно в 1,5 раза выше в этой группе детей по сравнению с аналогичной группой из полных семей. Подростковое одиночество психологами расценивается как возрастная особенность и означает переход подростка на новый уровень самосознания. Вместе с тем значимость сверстников и общения с ними становится приоритетным в этом возрасте. И поэтому более высокие предпочтения подростков из неполных семей, выбирающих одиночество как условие психологического комфорта, следует считать негативным следствием дефицита родительского внимания.

В связи с высокой загруженностью на работе родители из неполных семей демонстрируют низкую активность в сотрудничестве со школой. Эта категория родителей в два раза чаще посещает школу только по вызову учителя или не приходят в школу вообще.

Экономические трудности неполной семьи влияют на формирование ценностных ориентации детей в выборе будущей профессии. Среди главных привлекательных качеств профессии подростки выделяют высокую зарплату, самостоятельность, гарантию от безработицы, высокую квалификацию, интересное содержание, престиж. Работа с высокой зарплатой оказывается наиболее значимой для детей из неполных семей. То есть в мотивации при выборе будущей работы у детей из неполных семей преобладает материальный фактор. Здесь срабатывает компенсаторный механизм: стремление этих детей решить материальные трудности родительской семьи [23, с. 66].

Именно в неполной семье, по признанию родителей, конфликты с детьми в три раза чаще связаны с материальными проблемами семьи, нежеланием ребёнка считаться с ограниченными возможностями семейного бюджета.

Нельзя однозначно утверждать, что социально-экономические проблемы оказывают только негативное влияние на социализацию и воспитание детей в неполной семье. Следует отметить более высокую самостоятельность и активность этих детей в решении домашних дел. Так, например, дети из неполной семьи чаще участвуют в принятии важных семейных решений, чаще своих сверстников из полной семьи помогают родителям в домашнем хозяйстве: приготовлении еды, починке приборов, покупке продуктов.

Однако в целом социализация детей из неполных семей проходит в условиях менее благоприятных и поэтому достигает более скромных воспитательных результатов. А значит, для достижения качественного воспитательного эффекта детей в неполной семье необходимо создание дополнительных механизмов социальной поддержки одиноких родителей, в данном случае матерей. Особенности воспитания сыновей матерями-одиночками более подробно рассмотрены в п. 1.2.

 

1.2 Необходимые условия для воспитания мальчиков

 

Опытные папы и мамы знают, что в разные периоды жизни дети больше тянутся то к родителю своего пола, то противоположного. Это помогает их личностной и половой самоидентификации, и способствует выработке необходимых социальных навыков. Сколь бы ни была умна и талантлива мама, как сильно бы ни любила она своих детей, ей никогда не удастся заменить им отца. Особенно сложно мамам воспитывать мальчиков. Женщины, несчастливые в браке, часто пытаются найти в своем сыне то, чего не удалось отыскать в любимом. Обиженные или покинутые мужьями, они надеются, что сыновья станут для них надеждой и опорой, переносят на них всю свою нерастраченную любовь. Стремясь подольше удержать мальчика возле себя, мама внушает себе, малышу и окружающим, что он абсолютно неспособен без нее обходиться: он еще совсем маленький, слабенький, болезненный, несмышленый. Внушаемый, эмоционально зависимый ребенок «поверит» маме вырастет мнительным, инфантильным «маменькиным сынком», который всю жизнь будет цепляться за женскую юбку. Или научится извлекать выгоду из своего «особого положения» и эксплуатировать мамину любовь. Сильный, волевой мальчик будет всеми силами сопротивляться «телячьим нежностям» и по-своему станет доказывать, свою «силу» и «мужественность»: грубостью, агрессивностью, пивом и сигаретами.

Воспитывать мальчика женщине трудно еще и потому, что психология мальчиков и девочек очень сильно различается, и если у женщины не было братьев, если с мужем она давно разошлась или его не было вовсе, если, к тому же, она сама росла в неполной семье, ей очень трудно представить себе, что это за штука, психология мальчишки. Нередко, сравнивая сына со старшей дочерью, соседской девочкой или с собой в детстве, мама делает явно неутешительные выводы: неусидчивый, невнимательный, грязнуля, грубиян. Едва малыш встанет на ножки, его начинают «перевоспитывать», требуя аккуратности, прилежания, умения «спокойно играть без криков и драк», – всего того, что абсолютно несвойственно мальчику. А ведь различия между полами обуславливаются тончайшими процессами, происходящими в нашем мозгу, их основа закладывается еще в утробе; значит, «корректируя», как нам кажется, поведение шумного, подвижного мальчишки, мы на самом деле подавляем его психику, нарушаем естественный ход становления его личности. И если рядом нет папы, то некому и разобраться, что происходит в душе у маленького человечка [39, с. 74].

В юношеском возрасте у школьников происходит завершение формирования ролевых позиций мужчины и женщины. У девушек резко усиливается интерес к своей внешности и возникает своеобразная переоценка ее значения, сопряженная с общим ростом самооценки, увеличением потребности нравиться и обостренной оценкой своих и чужих успехов у противоположного пола. У мальчиков же во главу угла встает сила и мужественность, что сопровождается бесконечными поведенческими экспериментами, имеющими цель найти себя и сформировать свой образ взрослости.

Конечно, формирование полового самосознания, эталонов мужественности и женственности начинается с самых первых дней жизни ребенка. Однако наиболее интенсивно оно осуществляется в подростковом и юношеском возрастах, когда усвоенное на предшествующих стадиях начинает проверяться и уточняться в ходе интенсивного общения с лицами противоположного пола.

К сожалению, родители все еще отказываются от участия в формировании этих эталонов. Практически единственной сферой жизнедеятельности, в которой формируются представления подростков об образах мужчин и женщин, являются взаимоотношения с противоположным полом. Оказалось, что эти представления в каждом возрасте отражают особые аспекты общения: в седьмом классе – семейно-бытовые отношения; в восьмом и, особенно в девятом – более близкие эмоционально-личностные отношения между юношами и девушками, причем прежние представления с возрастом не углубляются, а просто заменяются другими.

Нельзя не отметить и то, что эталоны мужественности, сложившиеся у старшеклассников, все еще оказываются далекими от совершенства. Так, представления подростков об идеальных для взаимоотношений полов качествах мужчин и женщин преимущественно связаны с понятием товарищества без учета половой принадлежности. Поэтому идеальные представления и реальное поведение находятся в разных планах, поскольку идеал не выполняет регулятивной функции. Печально также и то, что понятие женственности юноши связывали исключительно с материнством, а в раскрытии понятия мужественности упорно забывали о таком необходимом каждому мужчине качестве, как ответственность.

В возрасте полутора-двух лет отчетливо проявляется большая склонность мальчиков к преобразующей деятельности, их стремление к анализу внутренних механизмов и смысла явлений и обстоятельств, что явственно усиливается в школьном возрасте, когда активность сильного пола в многочисленных мероприятиях четко зависит от уяснения им их смысла и значения. Активность сильного пола носит своеобразный предметно-инструментальный характер. Сильный пол зачастую бывает грубовато-прямолинейным и избыточно ориентированным на конечный результат [31, с. 123].

Формирование эталонов мужественности предполагает достаточную определенность, этих эталонов. В связи с этим можно вполне согласиться с психологом и педагогом Б.Ю. Шапиро, утверждающим, что в формировании у юношества идеалов мужчины следует обратить внимание на те качества, которые должны связываться с этим понятием: ответственность за свои поступки, благородство, силу, способность к самоконтролю, духовность любви. Вышесказанное тем более необходимо, что подростки и юноши в поисках своего «Я» сплошь и рядом ориентируются не на внутреннее, а на внешнее, причем зачастую мнимое: грубость, развязность, цинизм, курение и употребление алкоголя как символы «взрослости» [31, с. 124].

Воспитание в неполной семье способствует реализации гомосексуальных тенденций мальчика. Но при этом следует учесть множество факторов. Во-первых, недостатки воспитания, вызванные отсутствием отца или лица, способного его заменить, менее всего связаны с тем, что ребёнка никто не учит забивать гвозди или паять. Важно иное – в подобной семье нарушается характер взаимоотношений, складывающихся у мальчика с родителями обоих полов, а также с братьями и сестрами разного возраста. Речь идет об особых видах ревности и о способах, с помощью которых обычно пытаются обрести материнскую (и отцовскую) любовь. Неудачное же развитие подобных отношений (названных Эдиповым комплексом), с одной стороны, способствует развитию гомосексуальных тенденций, а с другой, – формирует невротический характер, когда, говоря словами 3. Фрейда, «сын всю жизнь склоняется перед авторитетом отца и не в состоянии перенести своё либидо на подходящий сексуальный объект».

Во-вторых, психологические и социальные факторы, накладываясь на биологическую основу однополого влечения, придают ему индивидуальный и личностный характер. Сами по себе они не способны вызвать гомосексуальную девиацию, разве что подталкивают порой людей к бисексуальной активности.

В-третьих, среди факторов, формирующих половое поведение и предупреждающих гомосексуальную активность, спорт и умение мастерить занимают весьма скромное место.

В-четвёртых, чем сильнее выражен гомосексуальный радикал в половой психологии подростка, тем менее полезны для него занятия подчёркнуто мужскими видами спорта; порой они даже опасны.

В-пятых, коль скоро речь идёт о спортивных кружках и секциях, то «мужской тип поведения» обеспечивается в них отнюдь не тренером и не занятиями спортом. Поведение формируется главным образом в рамках неформального общения подростков в группах, образовавшихся из членов команды, кружка или секции. Складывающиеся при этом поведенческие установки недоступны контролю взрослых; они гомофобны и в то же время провоцируют заместительную гомосексуальности.

Если дети не получили достаточного представления о тендерных ролях, а в неполных семьях так зачастую и происходит, то у них нарушается тендерная детерминация. В последующем они могут недостаточно уверенно чувствовать себя в роли супругов и родителей, что может привести к значительным трудностям в семейной жизни. Им трудно справиться с профессиональными обязанностями по причине отсутствия требуемых личностных качеств, их карьерный рост замедляется или вообще отсутствует. Вместо того чтобы помогать матерям, дети, не справившись с жизненными трудностями, ждут от них помощи, в том числе и материальной.

Результаты исследования свидетельствуют, что в неполных семьях (28,1%) матери могут в полной мере передать трудовые знания, умения и навыки дочери, но в трудовом воспитании сыновей, где происходит формирование необходимых личностных качеств будущего мужчины и отца, они испытывают большие трудности, обусловленные специфическими различиями задач трудового воспитания девочек и мальчиков.

Женщин, ощущающих недостаток мужского влияния на ребенка, можно разделить на две категории: пытающихся заменить отца самостоятельно и стремящихся вовлечь других людей в воспитательный процесс. Женщина не в состоянии заменить мужчину, как бы она не пыталась быть жестче. Ребенку нужна понимающая и любящая мать. Целесообразнее было бы искать мужские примеры на стороне.

В неполных семьях, при отсутствии мужского авторитета и примера, особенно остро стоят вопросы дисциплины, чаще возникают проблемные ситуации. Хорошо, если родительская семья матери ребенка была благополучной, а если она была, к примеру, неполной, то женщина часто подсознательно воспроизводит свой негативный опыт уже по отношению к собственным детям.

Для развития интеллекта ребенка предпочтительно, чтобы в его окружении были оба типа мышления – и мужской, и женский. По мнению ученых, структуры мышления мужчины и женщины несколько различны. Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации, они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин – явные превосходства в речевом развитии, в интуиции, в быстроте «схватывания» ситуации в целом. У детей, которых воспитывают одни матери, развитие интеллекта иногда идет по «женскому типу»: обнаруживаются нелады с математикой.

Самостоятельная женщина (при отсутствии мужчины в доме) выполняет множество мужской работы: передвигает мебель, чинит краны и т.д. Понимая, что надеяться не на кого, она спокойно занимается всеми делами по дому. Что же касается ребенка, то для него отсутствие мужчины в доме – это, прежде всего, отсутствие мужского примера. Вот почему многие одинокие мамы опасаются, что в неполной семье у ребенка не сформируется правильного представления об отношениях между мужчиной и женщиной: у него перед глазами нет модели, по которой он сможет строить собственную семью в будущем. Опасения эти не беспочвенные Недостаток такого общения можно и нужно компенсировать. Дедушка или друг семьи могут стать прекрасным примером для подражания. А походы в гости к друзьям, у которых в семье теплые отношения между супругами, дадут ребенку представление о том, что семьи бывают разными, и неполные семьи, в том числе. В последних – все зависит от мамы, от ее характера и разума, терпения и выносливости [14, с. 281].

Информация о работе Особенности работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков