Особенности работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разные. В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из одного родителя, чаще всего матери – неполных. По мнению специалистов, адекватная социализация детей в семье с одним родителем невозможна.

Оглавление

Введение
1. Теоретическое исследование проблемы воспитания мальчиков в неполных семьях
1.1 Неполные семьи как актуальная проблема социума
1.2 Необходимые условия для воспитания мальчиков
1.3 Особенности работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков
2. Экспериментальное исследование работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков
2.1 Описание методик исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Программа социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая моя.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

Далее для определения типа родительского воспитания мы провели тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга – В.В. Столина. Настоящим тестом было выявлено, что наиболее часто используются такие типы родительского отношения, как «симбиоз» – 58,3% и «авторитарная гиперсоциализация» – 25%. Реже используется матерями тип отношения «маленький неудачник» – 16,7%. Кроме того, был выявлен такой тип родительского отношения к детям как «отвержение» – 16,7%. Такой тип родительских отношений как «кооперация» выявлен не был.

Полученные результаты представлены на рис. 2.

 

Рис. 2. Результаты исследования типа родительского отношения

 

Из представленных результатов можно сделать вывод, что почти у 17% матерей присутствует отвержение в типе родительского отношения к детям. Вероятно, что такие отношения наблюдаются из-за того, что сын напоминает матери своего бывшего мужа, с которым не так давно был развод. В результате чего на ребенка может выплескиваться агрессия, которая предназначается для бывшего супруга.

Для того чтобы определить адекватность полученных результатов, нами был проведен сравнительный анализ полученных рисунков мальчиков и ответов их матерей. В ходе анализа было выявлено, что у 25% неполных семей отношения матери к сыну и сына к матери совпадают. В полученных рисунках прослеживается благоприятная семейная ситуация, а матери в своих ответах указывают на «Симбиоз» в отношениях с ребенком. Детям в этом возрасте матери должны уделять большое эмоциональное и межличностное влияние. Поэтому такое родительское отношение матери к сыну как «симбиоз» в данном случае является адекватным поведением.

Далее при сравнительном анализе было определено, что в 16,7% неполных семей мальчики испытывают чувство неполноценности в семейных отношениях. Полученные результаты подтверждаются ответами при опросе родителей. 16,7% матерей относятся к своим сыновьям как к «маленьким неудачникам», т.е. приписывают ему личную и социальную несостоятельность.

Необходимо рассмотреть еще один тип отношений и провести сравнительный анализ. В 25% рисунках мальчиков прослеживается тревожность в семейных отношениях. Также 25% матерей этих детей в отношениях с сыновьями придерживаются авторитарной гиперсоциализации. Это проявляется в том, что матери требуют от своих детей достижения высоких социальных успехов. В связи с этим у мальчиков повышается уровень тревожности, который может способствовать психологическим нарушениям в личности детей. Отсутствие помощи со стороны отца только усиливает возникновение тревожности в личности ребенка.

Еще один тип отношений, который требует сравнения, это «отвержение» со стороны матерей. Данная ситуация прослеживается в ответах 16,7% родителей. Мальчики, чьи матери испытывают отвержение к детям, в своих рисунках отмечают враждебность в семейной ситуации. Эта тенденция наблюдается у всех мальчиков из этой части семей.

Для выраженности типов нарушений в семейном воспитании мальчиков в неполных семьях нами был проведен дополнительный опрос матерей с помощью опросника «Анализ семейного воспитания». Результаты представлены на рис. 3.

Рис. 3. Результаты исследования типов семейного воспитания

 

Результаты по данной методике показывают, что у 25% матерей из исследуемых семей явно выраженные нарушения типов семейного воспитания. Этому, в первую очередь, способствует отсутствие в семейном воспитании роли мужчины. Кроме того, этому также способствует то, что матери одной очень трудно воспитать в мальчике мужские качества.

На основе полученных данных можно выделить ряд причин, мешающих становлению мужских черт характера в поведении мальчиков:

  • ошибки в семейном воспитании матери-одиночки;
  • отсутствие мужского влияния на формирование характера мальчиков из неполных семей;
  • недостаток проявления родительской любви.

На основе выделенных причин нами была разработана и реализована программа по социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков.

2.3 Программа социально-педагогической  помощи неполным семьям, воспитывающим  мальчиков

 

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с неполными семьями, где воспитанием мальчиков занимается одна мать. Это необходимо для того, чтобы обучить мальчиков навыкам мужского поведения, позволяющим им более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ними каждодневные задачи. Программа предполагает возрастной период мальчиков 7 – 10 лет. Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой, – с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.

Цель программы: максимально помочь мамам скорректировать свое отношение к поведению со своим сыном.

Задачи:

  1. Обеспечить общение мальчиков, воспитывающихся одними матерями для передачи мужского опыта.
  2. Помочь мальчикам скорректировать свое поведение.
  3. Объединить усилие социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя по работе с неполными семьями, воспитывающими мальчиков.

 

Таблица 1. Основные мероприятия программы

№ п/п

Мероприятия

Цель

Участники

Время проведения занятий

1.

Беседы с матерями

Способствовать формированию навыков воспитания мальчиков. Обеспечить знаниями о проявлении и воспитании мужского характера.

Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

2 раза в месяц по 40 минут (4 беседы)

2.

Субботник с привлечением мужчин

Познакомить мальчиков с проявлением мужского характера, мужественности. Дать возможность понять, что должен делать мужчина.

Классные руководители, родители мужского пола, учителя

1 раз в месяц

3.

Экскурсии для мальчиков в музей военной техники и боевой славы

Сформировать у мальчиков желание к проявлению мужественности

Классные руководители, родители мужского пола

1 раз в месяц

4.

Сопровождение мальчиков мужчинами в театр, кино

Сформировать у мальчиков на примере навыки мужского поведения

Родители мужского пола

2 раза в месяц

5.

Туристические походы

Сформировать у мальчиков навыки мужского поведения

Классные руководители, родители мужского пола

2 раза в месяц

6.

Спортивные секции (футбол, волейбол, бокс, карате, тренажерный зал)

Сформировать у мальчиков тягу к мужским видам спорта

Тренеры спортивных секций, родители мужского пола

2 раза в неделю по 60 минут


 

Представленные в рамках программы мероприятия предполагают участие в них родителей мужского пола из других семей. Следует отметить, что не все мужчины отреагировали положительно на участие в программе. Но те из них, которые согласились, восприняли возможность оказать помощь в воспитании позитивно и с интересом. Мужчины-отцы с удовольствием готовы были уделять внимание мальчикам в достижении и формировании личности будущего мужчины.

Программа осуществляется с помощью форм и методов, направленных на работу с учащимися и их родителями. Формы и методы деятельности социального педагога могут быть различны и зависят от целей и задач каждого конкретного мероприятия.

Формы работы:

  • родительские собрания;
  • диагностика;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • экскурсии;
  • туристические походы.

Методы работы:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • опрос;
  • беседа;
  • рефлексия;
  • игровые приемы и упражнения;
  • психолого-педагогические упражнения.

Временные ресурсы. Программа рассчитана на 2 месяца. Мероприятия целесообразно проводить 1 раз в неделю в течение 40 минут.

Материальные ресурсы. К реализации программы приглашаются родители мужского пола из полных семей. Также необходимы материалы для проведения субботников и туристических походов.

К предполагаемым результатам программы социально-педагогического просвещения относятся:

  • формирование умений и навыков практического применения знаний по самовоспитанию и применению социальных мужских ролей у мальчиков из неполных семей;
  • воспитание необходимых для жизни в современном социуме мужских качеств личности (мужественность);
  • формирование умений и навыков воспитания мальчиков у матерей из неполных семей.

 

Заключение

 

Воспитание детей является важнейшей проблемой, которой заняты отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Но наиболее сложной является проблема воспитания ребенка в неполной семье. В основном единственным родителем в такой семье является мать. Отсутствие роли отца в воспитании мальчика усугубляет формирование мужского характера. В таком случае матери необходима помощь со стороны социального педагога.

В данной работе были определены и рассмотрены такие понятия, как «семья», «неполная семья», «внебрачная семья», «разведенная семья», «распавшаяся семья». Кроме того, были рассмотрены различные типы отношений между матерью и ребенком и даны теоретические основы работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков.

Полученные в теории выводы были подтверждены практическим исследованием. Таким образом, поставленная цель – изучение особенностей и обеспечение условий воспитания мальчиков в неполных семьях – достигнута.

В ходе исследования нами была подтверждена гипотеза исследования, а именно, то, что родители мужского пола из полных семей способны оказать положительное влияние на формирование мужского характера мальчиков из неполных семей, где воспитанием занимается только одна мать. Результаты были подтверждены на практике.

Данная работа может быть использована в деятельности не только социального педагога, но и социальных психологов, педагогов-психологов, социальных работников, классных руководителей, учителей. В связи с тем, что увеличивается рост неполных семей, то проблема воспитания мальчиков в этих семьях становится все более актуальной. Поэтому к исследованию по этой проблеме необходимо подключать психотерапевтов и психиатров. Это необходимо для того, чтобы молодое поколение мужчин, соответствовало произведению настоящей мужской роли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. – М., 1993.
  2. Антонов А.И. Микросоциология семьи. Методология исследования структур и процессов. – М., 1998.
  3. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
  4. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М., 1995.
  5. Баракан А.Н. Его Величество Ребенок какой он есть: Тайны и загадки. – М., 1996.
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1999.
  7. Бойко В.В. Социально защищенные и не защищенные семьи в изменяющейся России. – СПб., 1999.
  8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.
  9. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 2000.
  10. Васильева Э.К. Семья и ее функции. – М., 1999.
  11. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999.
  12. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. – М., 1994.
  13. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям. – М., 2000.
  14. Воспитательный процесс: изучение эффективности./Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000.
  15. Ган М.П., Черепанова Э.М. Я сама: В помощь неполной семье. – М., 2002.
  16. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге ХХI века. – СПб., 1999.
  17. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? – м., 1995.
  18. Григорьева Е. Дети после развода // Семья и школа. 1995. №5. С. 18 – 19.
  19. Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. – М., 1992.
  20. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социс. 2001. №11. С. 108 – 113.
  21. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1998.
  22. Дубровина И.В. Психология. – М., 1999.
  23. Захаров А.Н. Детские неврозы. – СПб., 1995.
  24. Захарова Л. Дитя в очереди за лаской. – М., 1991.
  25. Кон И. Современное отцовство: мифы и проблемы // Семья и школа. 2003. №4. С. 17 – 20.
  26. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
  27. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М., 2005.
  28. Медведева Н.Я., Шишова Т.А. Книга для трудных родителей. – М., 1994.
  29. Методика и технологии работы социального педагога./Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М., 2002.
  30. Морозова О.В. Педагогика семьи. – Омск, 2000.
  31. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.
  32. Нусхаева Б. Особенности социализации детей в неполной семье. // Социальная педагогика. 2005. №5. С. 63 – 66.
  33. О положении семей в Российской Федерации. – М., 1998.
  34. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.
  35. Педагогика. / Под ред. П.Н. Пидкасистого. – М., 1998.
  36. Пилиповский В.Я. Помощь родителям в воспитании детей. – М., 1995.
  37. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М., 2004.
  38. Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М., 2005.
  39. Синельников А.Б. Проблемы неполных семей в современной России. – М., 1994.
  40. Социальная педагогика / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.
  41. Социальная педагогика. / Под ред. В.А. Никитина. – М., 2000.
  42. Социальная педагогика. / Под ред. В.И. Загвязинского. – Тюмень, 2005.
  43. Социальная работа: теория и практика. / Отв. Ред. Е.И. Холостова. – М., 2002.
  44. Степаненков Н.К. Педагогика. – Минск, 1998.
  45. Фигдор Х. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. – М., 1992.
  46. Фромм А. Азбука для родителей. – М., 1994.
  47. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. – М., 2000.
  48. Целуйко В.М. Неполная семья: психологические и социально-правовые особенности; формы и методы психологической и социальной работы. – Волгоград, 1999.
  49. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
  50. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и психология работы социального педагога. – М., 2001.
  51. www.yaushev.com/archives/121688.

Информация о работе Особенности работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков