Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 07:17, аттестационная работа
Цель работы – доказать, что туристские прогулки развивают физические умения и навыки детей, особенно выносливость.
Задачи, стоящие перед нами:
* активизировать двигательную активность ребенка в течение дня,
знакомить детей с природой родного края ;
* развивать координационные способности и выносливость;
* расширять объем знаний в области туризма;
* формировать межличностные отношения дошкольников в процессе игровой туристической деятельности.
1. Введение.
2. Экскурсии и походы как средство физического воспитания.
а) Средства и формы физического воспитания.
б) Планирование и организация экскурсий и прогулок в природу.
в) Обучение детей ориентированию на местности.
г) Работа с родителями.
3. Определение влияния походов на развитиевыносливости детей старшего дошкольного возраста.
4. Вывод.
5. Список литературы
Министерство образования Республики Башкортостан Отдел образования администрации Орджоникидзевского го района Уфы
Обобщение опыта работы
«Организация туристских походов в старших группах ДОУ как средство развития выносливости у детей дошкольного возраста»
У Ф А - 2004
а) Средства и формы физического воспитания.
б) Планирование и организация экскурсий и прогулок в природу.
в) Обучение детей ориентированию на местности.
г) Работа с родителями.
выносливости детей старшего дошкольного
возраста.
5. Список литературы.
«В основе физического воспитания детей лежит
Выдающийся французский
мыслитель Ж.Ж.Руссо предлагал
в физическом воспитании
Экскурсии
и прогулки за пределы
Туристская прогулка – форма организации туристской деятельности, предполагающая кратковременное пребывание детей в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими навыками. Туристские прогулки решают не только оздоровительные задачи, но и расширяют кругозор и знание о природе родного края.
Туризм в детском саду – это санные и лыжные прогулки зимой, прогулки в парк весной и осенью, целью которых является совершенствование навыков движений и ориентировка на местности.
В последние годы
ведущими направлениями в
Если еще десять лет назад
целью физического воспитания
было совершенствование движений,
формирование определенных навыков,
развитие силы и т.д., то сегодня
физическое воспитание
Актуальность этой проблемы определила тему моей работы «Организация туристских походов в старших группах ДОУ как средство развития выносливости у детей дошкольного возраста».
Цель работы – доказать, что туристские прогулки развивают физические умения и навыки детей, особенно выносливость.
Задачи, стоящие перед нами:
*
активизировать двигательную
знакомить детей с природой родного края ;
* развивать координационные
* расширять объем знаний в области туризма;
* формировать межличностные отношения
дошкольников в
Для решения поставленных задач мною была разработана программа по овладению детьми простейшими туристскими знаниями и навыками. Программа состоит из занятий, которые последовательно готовят детей к туризму.
Поэтому в детском саду действует кружок «Здоровячок», который посещают дети старшей и подготовительной групп. Так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, все знания и навыки детям предоставляются в доступной для них игровой форме. Отправляясь в поход или на поиски «сокровищ», дети знакомятся с правилами поведения в природе, узнают стороны горизонта, учатся ориентироваться по компасу, по звездам, по приметам животного и растительного мира. Знакомятся с картой и условными обозначениями, в увлекательной игровой ситуации, отправляясь на поиски клада, спрятанного пиратами, учатся находить по карте своё место нахождения и направление движения. Учатся складывать такие виды костров как «колодец» и «шалаш», устанавливать палатку и приобретают много других знаний, которые им пригодятся в будущем. Они узнают, как правильно сложить вещи в рюкзак, чтобы было удобно его нести, для чего с собой в поход необходимо брать аптечку и что содержится в ней. Приобретенные знания широко используются и на традиционных занятиях по физической культуре: движение в колонне по одному на установленной дистанции, преодоление различных препятствий, эстафеты и соревнования «Сложи рюкзак», «Собери съедобные грибы», «Полоса препятствий» и т.п.
Ребенок большую часть своего времени проводит в детском саду. Родителям зачастую не хватает времени и сил вечером погулять с ребенком, а в выходные организовать прогулку в соседний сквер или парк, а может даже выехать за пределы города. Ребенок дома больше времени проводит за компьютером или за телевизором, узнавая об окружающем мире.
Поэтому в работе по организации прогулок важна не только взаимосвязь инструктора с воспитателем и детьми, но и с родителями. Необходимо заинтересовать родителей, привлекать их в участии в походе ( это очень сближает родителей с детским садом и с ребенком), обсудить с ними предстоящую туристскую прогулку: что необходимо взять с собой, как одеть ребенка, а также провести беседу о пользе таких прогулок. Важно сообщить родителям, что подготовка к предстоящему походу должна проходить совместно с ребенком: подготовка одежды, укладка рюкзака. Видя то, как он с интересом собирает вещи и огонек в его глазах, возможно, родители следующий выходной проведут не дома у телевизора, а отправятся всей семьей в настоящий туристский поход.
Средства и формы физического воспитания.
Для решения задач физического воспитания дошкольников используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др.
Гигиенические факторы играют важную роль в физическом воспитании. Они включают в себя режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания, гигиену одежды, обуви, уборку зала, физкультурного инвентаря.
Естественные силы природы повышают функциональные возможности и работоспособность организма. Они имеют огромное значение в закаливании организма, тренировке механизмов терморегуляции. Использование природных факторов в сочетании с физическими упражнениями повышает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма ребенка.
Формы организации физического воспитания – это воспитате-
льно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность.
К формам организации двигательной деятельности ребенка относятся:
1) физкультурные занятия;
2) физкультурно-оздоровительная
няя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физминутки, упражнения после дневного сна, закали
вающие мероприятия;
3) самостоятельная двигательная деятельность детей;
4) активный отдых: туристские прогулки, физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы;
5) задания на дом.
Планирование и организация экскурсий и прогулок в природу.
Немногим детям удается испытать прелесть большого путеше- ствия: разве только папа с мамой у них завзятые туристы и отправляются в поход с малышом. Но предоставить детям возможность поиграть в путешествие можно. Тем более, что продолжительная прогулка в соседнем лесу или парке, полная приключений и неожиданных находок, вполне воспринимается ими как самое настоящее событие. Тут и клад можно искать, и спасать сказочных персонажей, и добывать для себя волшебную силу или украшения для праздника – можно придумать много разного и интересного. Ну а подготовка к походу – дело серьезное: здесь нужны и физическая выносливость, и туристские навыки, и умение ориентироваться на местности.
Экскурсии и прогулки за пределы детского сада осуществляются регулярно, начиная с первой младшей группы, с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка данной группы, состояния его здоровья, индивидуальных показателей.
К проведению прогулок нужно тщательно подготовиться, запланировать их в календарном плане, предусмотреть цели и задачи, содержание, физические нагрузки, которые должны увеличиваться постепенно с учетом здоровья и двигательной подготовленности детей. Педагогические исследования показали целесообразность планирования прогулок и экскурсий в соответствии с циклическим принципом. В соответствии с сезоном выделяются осенний, зимний и весенне-летний циклы. В осенний и весенне-летний период – это прогулки, где используются различные виды ходьбы(с разным положением рук, высоко поднимая колени, с подпрыгиванием до ветки ) и бега. Зимой – это лыжные походы. Активная динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование стопы, осанки, совершенствование всех систем и функций организма. В этот период дети овладевают техникой ходьбы на лыжах. Но самое важное при планировании прогулок и походов – это постепенное увеличение физических нагрузок.
Из всех форм организации физического воспитания в ДОУ именно прогулки и походы позволяют наиболее объективно спрогнозировать постепенное увеличение физических нагрузок.
Примерный план годовых нагрузок при организации походов с детьми 5-6 лет.
Нагру Зки |
Сент. |
Окт. |
Нояб. |
Дек. |
Янв. |
Фев. |
март |
Апр. |
май |
Июн. |
Июл. |
Авг. |
Общее Расст. ( км ) |
1,0 |
1,5 |
1,5 |
2,0 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
5,0 |
Продол Житель ность |
1 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
1ч. 15 м |
1ч. 15м |
1ч. 30м |
1ч. 45м |
2 ч. |
2,5ч |
2 ч. 45м |
2 ч. 45м |
3 ч. |