Организация туристских походов в старших группах ДОУ как средство развития выносливости у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 07:17, аттестационная работа

Краткое описание

Цель работы – доказать, что туристские прогулки развивают физические умения и навыки детей, особенно выносливость.
Задачи, стоящие перед нами:
* активизировать двигательную активность ребенка в течение дня,
знакомить детей с природой родного края ;
* развивать координационные способности и выносливость;
* расширять объем знаний в области туризма;
* формировать межличностные отношения дошкольников в процессе игровой туристической деятельности.

Оглавление

1. Введение.
2. Экскурсии и походы как средство физического воспитания.
а) Средства и формы физического воспитания.
б) Планирование и организация экскурсий и прогулок в природу.
в) Обучение детей ориентированию на местности.
г) Работа с родителями.
3. Определение влияния походов на развитиевыносливости детей старшего дошкольного возраста.
4. Вывод.
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

творческий отчет 2004.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

Министерство образования Республики Башкортостан Отдел образования администрации Орджоникидзевского го района Уфы

                                                              г..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Обобщение  опыта работы  

«Организация туристских походов  в старших  группах  ДОУ  как средство развития выносливости  у детей  дошкольного возраста»

     

                                                                                                                                                                                                                       

 

 

 

                                Инструктор по физической культуре

                                                       МДОУ  д/с № 172

                                                       Гоголева Г.М.

 

                        У Ф А - 2004

 

  1. Введение.

 

  1. Экскурсии и походы как средство физического воспитания.

 

а) Средства и формы физического воспитания.

б) Планирование и организация экскурсий и прогулок в природу.

в) Обучение детей ориентированию на местности.

г) Работа с родителями.

 

  1. Определение влияния походов на развитие

    выносливости  детей старшего дошкольного  

    возраста.

 

  1. Вывод.

 

5. Список литературы.

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

                         «В  основе  физического  воспитания  детей  лежит

                                                      их   естественное         стремление  к  движениям».

                                                                                                                  И.Г.Песталоцци

                                                  Введение.

 

     Выдающийся французский  мыслитель Ж.Ж.Руссо предлагал  в физическом воспитании подвижные  игры на свежем воздухе и  ежедневные  прогулки. Этьен Кабе  полагал, что нужно заниматься теми упражнениями, которые чаще применяются  в  практической жизни  и  более целенаправленно влияют  на  приобретение  необходимых  навыков. Он  писал: «Хорошо ходить, бегать, прыгать во всех направлениях, карабкаться, взбираться, спускаться, плавать, ездить верхом, кататься на коньках и т.д.». Э.Кабе  отдавал  предпочтение ходьбе и прогулкам на свежем воздухе.

     Экскурсии  и прогулки за пределы детского  сада – это одно из средств физического воспитания, они являются важной формой организации деятельности детей в дошкольном учреждении.

    Туристская прогулка – форма организации туристской деятельности, предполагающая кратковременное пребывание детей в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими  навыками.  Туристские прогулки решают не только оздоровительные задачи, но и расширяют кругозор и знание  о природе родного края.

    Туризм в детском саду – это санные и лыжные прогулки  зимой, прогулки в парк  весной и осенью, целью которых является совершенствование  навыков движений и ориентировка на местности.

     В  последние  годы  ведущими направлениями в исследованиях  по физической культуре  стали  изучение эффективности  двигательной  активности  детей, совершенствование  количественных и качественных  показателей развития движений. Физическое  воспитание  подрастающего поколения ныне является одной  из  важнейших задач, стоящих перед нашим обществом. Поэтому нами  прогулки и экскурсии с детьми проводятся регулярно в любое время года, что позволяет активизировать двигательный режим,  знакомить детей с природой родного края, с достопримечательностями родного города и простейшими туристскими знаниями  не по картинкам, а  через общение с окружающим. Во-первых, пеньки, канавки, деревья, а также природный материал (шишки, камешки, палки) стимулируют двигательную активность ребенка:  выполняя разнообразные действия в естественных природных условиях,  он проявляет творчество и  свободу движений.   Во-вторых, туристская прогулка в лес, на луг, к реке, озеру, в парк – это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы  и способности в преодолении  новых препятствий.  В-третьих, систематическое проведение экскурсий и  туристских прогулок позволяет регулировать работоспособность детей и избегать переутомления, которое скапливается за неделю.

 Если еще десять лет назад  целью физического воспитания  было  совершенствование движений, формирование определенных  навыков, развитие силы и т.д., то сегодня  физическое воспитание рассматривают, прежде всего, как формирование у детей  здорового образа жизни на основе использования всех  средств физического воспитания.

Актуальность этой  проблемы определила тему моей работы «Организация туристских походов в старших группах ДОУ как средство развития выносливости у детей дошкольного возраста».   

 Цель    работы – доказать, что  туристские прогулки развивают  физические  умения и навыки  детей, особенно выносливость.

Задачи, стоящие перед нами:

*  активизировать двигательную активность  ребенка в течение дня,   

   знакомить детей с природой родного края ;

* развивать координационные способности  и выносливость;

* расширять объем  знаний  в  области   туризма;

* формировать  межличностные отношения  дошкольников в                                 процессе игровой туристической  деятельности.

Для решения поставленных задач мною была разработана программа по овладению детьми простейшими туристскими  знаниями и навыками. Программа  состоит из занятий, которые   последовательно  готовят детей к туризму.

Поэтому в детском саду действует кружок «Здоровячок», который посещают дети старшей и подготовительной групп. Так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности,  все знания и навыки детям предоставляются в доступной для них игровой  форме. Отправляясь в поход или на поиски «сокровищ»,   дети  знакомятся  с правилами поведения в природе, узнают  стороны горизонта,  учатся ориентироваться по  компасу, по звездам, по приметам животного и растительного мира. Знакомятся с картой и условными обозначениями,  в увлекательной игровой ситуации, отправляясь на поиски клада, спрятанного пиратами,  учатся находить по карте своё место нахождения и направление движения.    Учатся складывать такие  виды костров как «колодец» и  «шалаш», устанавливать   палатку  и  приобретают много  других  знаний, которые им пригодятся в будущем.  Они узнают, как правильно сложить вещи в рюкзак, чтобы было удобно его нести, для чего с собой в поход необходимо брать аптечку и  что содержится в ней. Приобретенные знания  широко используются и на традиционных занятиях по физической культуре: движение в колонне по одному на установленной дистанции, преодоление различных  препятствий,  эстафеты и соревнования «Сложи рюкзак», «Собери съедобные грибы», «Полоса препятствий» и т.п.  

Ребенок  большую часть своего времени проводит в детском саду. Родителям зачастую  не хватает времени и сил  вечером погулять с ребенком, а в выходные организовать прогулку в соседний сквер или парк, а может даже выехать за пределы города.  Ребенок  дома больше времени проводит  за компьютером или за телевизором, узнавая  об окружающем мире.

Поэтому  в работе по организации прогулок важна не только взаимосвязь инструктора с  воспитателем  и детьми, но  и  с родителями. Необходимо заинтересовать родителей, привлекать их в участии в походе ( это очень сближает родителей с детским садом и с ребенком), обсудить с ними  предстоящую туристскую прогулку: что необходимо взять с собой, как одеть ребенка, а также провести беседу о пользе таких прогулок. Важно сообщить родителям, что подготовка к предстоящему походу должна проходить совместно с ребенком:  подготовка одежды, укладка рюкзака. Видя то, как  он с интересом собирает вещи  и огонек в его глазах,  возможно, родители  следующий выходной проведут не дома у телевизора, а отправятся всей семьей  в  настоящий туристский  поход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Средства и формы физического воспитания.

 

Для решения задач физического воспитания дошкольников используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др.

Гигиенические факторы играют важную роль в физическом воспитании. Они включают в себя режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания, гигиену одежды, обуви, уборку зала, физкультурного инвентаря.

Естественные силы природы повышают функциональные возможности и работоспособность организма. Они имеют огромное значение в закаливании организма, тренировке механизмов терморегуляции. Использование природных  факторов в сочетании с физическими упражнениями повышает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма ребенка.

Формы организации физического воспитания – это воспитате-

льно-образовательный  комплекс разнообразной деятельности  ребенка, основу которой составляет двигательная активность.

К формам организации двигательной деятельности ребенка относятся:

1) физкультурные занятия;

2) физкультурно-оздоровительная работа  в режиме дня: утрен-

няя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физминутки, упражнения после дневного сна, закали

вающие  мероприятия;

3) самостоятельная двигательная  деятельность детей;

4) активный отдых: туристские прогулки, физкультурный досуг, физкультурные  праздники, дни здоровья, каникулы;

5) задания на дом.

 

 

 Планирование и организация  экскурсий и прогулок  в   природу.

 

Немногим детям удается испытать прелесть большого путеше- ствия: разве только папа с мамой у них завзятые туристы и отправляются в поход с малышом. Но предоставить детям возможность поиграть в путешествие можно. Тем более, что продолжительная прогулка в соседнем лесу или парке, полная приключений и неожиданных находок, вполне воспринимается ими как самое настоящее событие. Тут и клад можно искать, и спасать сказочных персонажей, и добывать для себя волшебную силу или украшения для праздника – можно придумать много разного и интересного. Ну а подготовка к походу – дело серьезное: здесь нужны и физическая выносливость, и туристские навыки, и умение ориентироваться на местности.

Экскурсии и прогулки за пределы детского сада осуществляются регулярно, начиная с первой  младшей группы, с учетом  возрастных  особенностей и возможностей ребенка данной  группы, состояния его здоровья, индивидуальных показателей.

К проведению прогулок нужно тщательно подготовиться, запланировать их в календарном плане, предусмотреть цели и задачи, содержание, физические нагрузки, которые должны увеличиваться постепенно с учетом здоровья  и двигательной подготовленности детей. Педагогические исследования показали целесообразность  планирования  прогулок и экскурсий  в соответствии с циклическим принципом. В соответствии  с сезоном выделяются  осенний, зимний и весенне-летний циклы. В осенний и весенне-летний период – это прогулки, где используются различные виды ходьбы(с разным положением рук, высоко поднимая колени, с подпрыгиванием до ветки ) и бега. Зимой – это лыжные походы. Активная динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование стопы, осанки, совершенствование всех систем и функций организма. В этот период дети овладевают техникой ходьбы на лыжах. Но самое важное при планировании прогулок и походов – это постепенное увеличение физических нагрузок.

Из  всех форм организации физического воспитания в ДОУ именно прогулки и походы позволяют  наиболее  объективно спрогнозировать постепенное увеличение физических  нагрузок.

Примерный  план  годовых  нагрузок при  организации  походов с детьми 5-6 лет.

 

Нагру

Зки

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек.

Янв.

Фев.

март

Апр.

май

Июн.

Июл.

Авг.

Общее

Расст.

( км )

 

  1,0

 

1,5

 

1,5

 

2,0

 

2,0

 

2,5

 

3,0

 

3,0

 

3,5

 

4,0

 

4,5

 

5,0

Продол

Житель

ность

 

1 ч.

 

1 ч.

 

1 ч.

 

1ч.

15 м

 

1ч.

15м

 

1ч.

30м

 

1ч.

45м

 

2 ч.

 

2,5ч

 

2 ч.

45м

 

2 ч.

45м

 

3 ч.


 

Информация о работе Организация туристских походов в старших группах ДОУ как средство развития выносливости у детей дошкольного возраста