Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 07:17, аттестационная работа
Цель работы – доказать, что туристские прогулки развивают физические умения и навыки детей, особенно выносливость.
Задачи, стоящие перед нами:
* активизировать двигательную активность ребенка в течение дня,
знакомить детей с природой родного края ;
* развивать координационные способности и выносливость;
* расширять объем знаний в области туризма;
* формировать межличностные отношения дошкольников в процессе игровой туристической деятельности.
1. Введение.
2. Экскурсии и походы как средство физического воспитания.
а) Средства и формы физического воспитания.
б) Планирование и организация экскурсий и прогулок в природу.
в) Обучение детей ориентированию на местности.
г) Работа с родителями.
3. Определение влияния походов на развитиевыносливости детей старшего дошкольного возраста.
4. Вывод.
5. Список литературы
В таблице дается общая перспектива физических нагрузок, но они каждый раз корректируются в зависимости от привыкания детей к ним. Также учитывается состояние здоровья и общее самочувствие детей в день похода. Следует учесть, что физическое напряжение во время прогулки определяется не только расстоянием и продолжительностью пути, но и состоянием дороги, темпом и качеством ходьбы, включением таких интенсивных движений, как бег, прыжки, частотой и продолжительностью отдыха.
Одной из задач прогулок и экскурсий в природу является совершенствование движений в естественных природных условиях, обогащение двигательного опыта детей. Разнообразие движений, используемых ребенком в своей деятельности, является важным показателем не только его двигательного, но и общего развития. Поэтому во время прогулок можно предоставить детям полную свободу движений. Пусть дети состязаются в быстроте, силе, выносливости; бросают шишки, снежки в дерево или как можно дальше.
Однако определенная программа в развитии движений необходима, так как важно обеспечить взаимосвязь обучения движениям на физкультурных занятиях и использования их детьми в самостоятельной деятельности. Планируя поход или прогулку можно запланировать разные виды движений: пройти в приседе под ветками деревьев, сбежать с горки, перепрыгнуть через канавку и т.п. Т.о., в каждом походе предусматриваются определенные движения для разучивания, закрепления и совершенствования, а также предоставляется возможность для свободной двигательной деятельности детей.
Особенности прогулок по сезонам.
Осень. Сложность осенних прогулок состоит в том, что каждый раз приходится гадать, как лучше одеть детей с учетом капризов природы. Первые походы носят ознакомительный характер, поэтому маршруты выбираются несложные, по сухой и удобной дороге. Чтобы детей не утомляло однообразие движений, необходимо использовать различные виды ходьбы: проходить под деревьями в приседе, пройти между деревьями змейкой. Незабываемые ощущения вызывает ходьба по опавшим листьям. Разные способы ходьбы( скользящим шагом, крадучись, подкидывая листья ногами и др.) приводят к разным звуковым эффектам, что усиливает интерес детей к их повторению.
Зима. За осенние месяцы дети овладели правильной техникой ходьбы в походе, привыкли к физическим нагрузкам, поэтому появляется возможность несколько увеличить продолжительность маршрута и прогулки. Зима дает значительные возможности для закрепления движений детей в естественных условиях:
- на зимних тропинках можно
совершенствовать различные
- прыжки вверх до ветки дерева
для того, чтобы стряхнуть снег;
спрыгивание в снежный сугроб,
перепрыгивание через комья
- метание снежков вдаль, в цель и друг в друга.
Особую радость доставляет детям катание на санках. На месте стоянки их можно использовать для игр и забав: «Черепахи», «Кто быстрее», «Ловкие и быстрые» и др.
Особое место зимой отводится лыжам. Выполнение разнообразных движений на лыжах( ходьба по лыжне, спуск с горки, повороты и др.) способствует развитию у детей решительности, приучает их преодолевать трудности, воспитывает чувство взаимопомощи. Первичное обучение ходьбе на лыжах проводится на спортплощадке, и только после того, как дети овладеют техникой ходьбы организуются лыжные походы за пределы детского сада. Для закрепления навыка ходьбы на лыжах в лесу проводятся игровые упражнения «Не задень», «Шире шаг», «По следам» и др.
Прогулки-походы в зимний лес представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной активности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи и формируются двигательные навыки и физические качества детей, но и воспитываются любовь и эстетическое отношение к природе.
Весна – лето. Здесь открывается возможность для совершенствования различных видов движений в естественных природных условиях, которые следует использовать максимально: бег наперегонки, прыжки в высоту и в длину с разбега. Дети сами могут создавать полосы препятствий, используя прутики, шишки, палки. Летние прогулки предоставляют большие возможности для закаливания. Дети могут ходить и бегать босиком, в жаркие дни – раздеться до трусиков.
Обучение детей ориентированию на
местности.
1 этап.
Занятия с детьми 4 лет.
2. Аналогичные задания, выполняемые на территории детского сада и во дворе дома:
Занятия с детьми 5 лет.
а) Взрослый пунктирной линией изображает на карте маршрут, по которому предлагается «пройти» ребенку.
б) Соревнования: кто быстрее и точнее пройдет свой маршрут.
Важные подсказки:
в) Игры «Найди где спрятались игрушки», «Расставь игрушки так, как указано на карте-схеме».
6. Ориентирование на участке детского сада:
* изучение условных обозначений деревьев, кустов, оборудования, расцветка обозначений.
* составление плана участка взрослым и детьми.
*совместное составление
*составление с каждым
*игра с картой.
Площадка условно делится на 4 маршрута: н-р, красный, синий, желтый, зеленый. В качестве ориентиров на маршрутах размещены знакомые детям предметы или игрушки указанных цветов. На карте маршруты изображены цветовыми знаками, соответствующими размещенным ориентирам, которые одновременно являются сигналами поворотов на пути следования.
Каждому члену команды выдается карта, на которой нанесен предстоящий маршрут. Дети должны пройти по своему маршруту, запомнить ориентиры и нарисовать их на общей карте.
*Самостоятельные игры типа «
Занятия с детьми 6 лет.
а) Игра «Поиск сокровищ». Детям дается карта-схема двух участков с обозначением пункта, где спрятано «сокровище». Требуется найти «сокровище» по плану.
б) Игра «Светофор». Участники следят за картой в руках взрослого: «зеленый» цвет означает быстрый бег, «желтый» - медленный, «красный» - остановку.
4. Знакомство с компасом.
5. Ориентирование по солнцу, луне, звездам.
6. Ориентирование по природным явлениям, предметам.
7. Соревнования по
8. Туристические прогулки в
Работа с родителями.
Для того, чтобы определить вид двигательной активности детей в домашних условиях, родителям была предложена анкета.
Анкета для родителей.
Да.
Нет.
Затрудняюсь ответить.
До 500 м.
От 500 до 1000 м.
От 1 до 2 км.
От 2 до 4 км.
Более 4 км.
Пешком.
На транспорте.
Да.
Нет.
7.Назовите любимые
виды деятельности вашего
Игры с игрушками.
Конструирование.
Просмотр книжек.
Рисование.
Игры на воздухе.
Пение.
Музыка.
Прогулки.
Игры с мячом.
Другие виды деятельности.
8.Считаете ли вы, что ваш ребенок выделяется среди других
детей уровнем развития физических качеств:
Быстрота – да, нет.
Ловкость – да, нет.
Гибкость – да, нет.
Сила – да, нет.
Выносливость – да, нет.
9.Обращаете ли вы
внимание на физическое
вашего ребенка?
Систематически.
В выходные дни.
Во время отпуска.
Вообще нет.
Затрудняюсь ответить.
10. Что мешает вам активно заниматься физическим раз-
витием своего ребенка?
Состояние здоровья.
Недостаток времени.
Продолжительный рабочий день.
Недостаток знаний и умений.
Домашние дела.
Другие факторы.
11.Укажите, как проявляется двигательная активность
вашего ребенка?
Утренняя гимнастика.
Прогулки.
Игры на воздухе.
Туристические походы.
Купание и плавание ( в сезон ).
Лыжи и санки( в сезон ).
Катание на коньках ( в сезон ).
Лечебная физкультура.
Другие виды спорта.
12. Кто, по вашему мнению, в большей степени влияет на
формирование
двигательной активности
Отец.
Мать.
Оба родителя.
Воспитатели.
Братья и сестры.
Кто-то другой.
Никто.
На вопросы анкеты ответили 19 родителей. Обработав анкеты, я получила такие результаты: 42,1 % в детский сад идут пешком( потому, что живут недалеко – до 500м), 57,9 % доезжают на транспорте( расстояние до детского сада – от 1 км и более).
Ответы родителей показали, что из-за недостатка времени и знаний о физическом воспитании детей у взрослых нет возможности систематически заниматься физическим развитием своего ребенка. В домашних условиях дети больше находятся в статическом положении, т.е. рассматривание и чтение книг, рисование, игры с игрушками, просмотр любимых мультфильмов и т.п., а прогулки и игры на воздухе родители могут организовать только в выходные дни, да и то не всегда. Благодаря проведенной анкете, я сделала для себя вывод, что систематических физкультурных занятий с детьми в детском саду недостаточно. А требуется работа и с родителями: нужно расширить знания родителей о физическом воспитании, о организации с детьми в выходные активного отдыха, о том, как развивать в ребенке такие физические качества как вынослвость, ловкость, быстрота. В работе с родителями были использованы консультации, выступления на родительских собранииях, индивидуальные консультации родителей детей, показатели физической подготовленности которых ниже средних.
Определение влияния походов на формирование физических качеств детей 5 – 7 лет.
Для выявления уровня сформированности физических качеств была использована диагностика физической подготовленности, которая позволяет определить технику овладения основными двигательными умениями, выработать индивидуальную нагрузку, комплекс физических упражнений, определять необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия, учитывать недостатки в работе по физическому воспитанию.
Физическая подготовленность определяется уровнем сформиро ванности психофизических качеств( сила, скорость, быстрота, выносливость, ловкость, координационные способности ) и сте- пенью сформированности двигательных навыков.
На начальном этапе работы
была проведена диагностика