Описание основ научных исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 09:43, реферат

Краткое описание

Формой существования и развития науки является научное исследование.
В современной науке существуют различные виды исследований.
Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.
Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

Оглавление

1. Сущность, виды и особенности научного исследования
2. Последовательные этапы научного исследования. Общий план магистерского исследования
3. Сущность и особенности магистерского исследования
4. Постановка целей и задач магистерской работы
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

тми.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Содержание 

1. Сущность, виды и особенности научного исследования

2. Последовательные  этапы научного исследования. Общий  план магистерского исследования

3. Сущность  и особенности магистерского исследования

4. Постановка  целей и задач магистерской работы

Список использованной литературы

 

      1. Сущность, виды и особенности научного исследования 

     Формой  существования и развития науки  является научное исследование.

     В современной науке существуют различные  виды исследований.

     Поисковыми  называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.

     Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов  конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

     По  длительности научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.

     В зависимости от форм и методов  исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.

     В теории познания выделяют два уровня исследования: теоретический и эмпирический.

     Теоретический уровень исследования характеризуется  преобладанием логических методов  познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления.

     Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным.

     Структурными  компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория (рис.1).

 

     

     Рис. 1 - Структурные компоненты теоретического познания 

     Проблема - это сложная теоретическая или  практическая задача, способы решения  которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.

     Нерешеные проблемы характеризуются следующими чертами:

     1) возникли на базе определенной  теории, концепции;

     2) трудные, нестандартные задачи;

     3) решение направлено на устранение  возникшего в познании противоречия;

     4) пути решения проблемы не известны.

     Гипотеза есть требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов. Гипотеза должна отвечать следующим требованиям (рис.2). 

     

     Рис. 2 - Требования к гипотезе

 

      Кратко отразим представлене на рис свойства.

  1. релевантности, т.е. относимости к фактам, на которые она опирается;
  2. проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);
  3. совместимости с существующим научным знанием;
  4. обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;
  5. простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.

     Различают следующие виды гипотез (рис.3). 

     

     Рис. 3 - Виды гипотез 

     Описательная  гипотеза - это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта. Объяснительная гипотеза - это предположение о причинно-следственных зависимостях. Прогнозная гипотеза - это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.

     Теория - это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая  адекватно и целостно отражает определенную область действительности.

     Теория обладает следующими свойствами (рис.4). 

     

     Рис. 4 - Свойства теоретического знания 

     Теории  классифицируют по предмету исследования. По этому основанию различают  социальные, математические, физические, химические, психологические, этические  и прочие теории.

     Существуют  и другие классификации теорий.

     В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории (рис.5).

 

     Рис. 5 - Структурные элементы теории 

     Структуру теории образуют понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы (табл.1). 

     Таблица 1 - Структурные части теории

№п/п Название Сущность элемента
1 Понятие Мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений
2 Категория Общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений
3 Научный термин Слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке.
4 Понятийный  аппарат Совокупность  понятий (терминов), которые используются в определенной науке
5 Суждение Мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо.
6 Принцип Руководящая идея, основное исходное положение теории.
7 Аксиома Положение, которое является исходным, недоказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие по-ложения.
8 Закон Объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами
9 Закономерность 1) совокупность  действия многих законов;

2) система  существенных, необходимых общих  связей, каждая из которых составляет отдельный закон

10 Положение Научное утверждение, сформулированная мысль.
11 Учение Совокупность  теоретических положений о какой-либо области явлений действительности.
12 Идея 1) новое интуитивное объяснение события или явления;

2) определяющее  стержневое положение в теории

13 Концепция Система теоретических взглядов, объединенных на-учной идеей (научными идеями).
 

     Дополним  данные перечисленные в табл.. следующими положениями.

     Категории бывают философскими, общенаучными и  относящимися к отдельной отрасли науки.

     Принципы  бывают теоретическими и методологическими. При проведении теоретических исследований в области права следует руководствоваться, например, четырьмя принципами законности: верховенства закона, всеобщности, целесообразности и реальности законности. При этом нельзя не учитывать методологические принципы диалектического материализма: относиться к действительности как к объективной реальности; отличать существенные признаки изучаемого объекта от второстепенных; рассматривать предметы и явления в непрерывном изменении и др.

     Законы  могут быть классифицированы по различным  основаниям. Так, по основным сферам реальности можно выделить законы природы, общества, мышления и познания; по объему действия - всеобщие, общие и частные.

     Примером научного положения является утверждение о том, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

     Теоретические концепции обусловливают существование и содержание многих правовых норм и институтов.

     Эмпирический  уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение.

     Взаимодействие  эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что:

     1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы;

     2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее;

     3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолко-ван без теоретических представлений;

     4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией.

     Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения  и законы (зависимости). 

     

     Рис. 6 - Структура эмпирического уровня исследования 

     Понятие «факт» употребляется в нескольких значениях:

     1) объективное событие, результат,  относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания);

     2) знание о каком-либо событии,  явлении, достоверность которого  доказана (истина);

     3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений  и экспериментов.

     Эмпирическое  обобщение - это система определенных научных фактов. Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей . 

     2. Последовательные этапы научного исследования. Общий план магистерского исследования 

     Весь  ход научного исследования можно  представить в виде следующей логической схемы (рис.7). 

 

     Рис. 7 - Этапы научного исследования 

     Обоснование актуальности выбранной  темы - начальный этап любого исследования. Магистерская работа является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

     Освещение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации - очень важная часть введения. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии "проблема" более подробно.

     Любое научное исследование проводится для  того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых  явлений, объяснить ранее неизвестные  факты или выявить неполноту  старых способов объяснения известных  фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания.

Информация о работе Описание основ научных исследований