Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 09:43, реферат
Формой существования и развития науки является научное исследование.
В современной науке существуют различные виды исследований.
Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.
Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
1. Сущность, виды и особенности научного исследования
2. Последовательные этапы научного исследования. Общий план магистерского исследования
3. Сущность и особенности магистерского исследования
4. Постановка целей и задач магистерской работы
Список использованной литературы
Содержание
1. Сущность, виды и особенности научного исследования
2. Последовательные этапы научного исследования. Общий план магистерского исследования
3. Сущность и особенности магистерского исследования
4. Постановка целей и задач магистерской работы
Список использованной литературы
1. Сущность, виды
и особенности научного
исследования
Формой существования и развития науки является научное исследование.
В современной науке существуют различные виды исследований.
Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.
Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
По длительности научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования.
В
зависимости от форм и методов
исследования некоторые авторы выделяют
экспериментальное, методическое, описательное,
экспериментально-
В теории познания выделяют два уровня исследования: теоретический и эмпирический.
Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления.
Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным.
Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория (рис.1).
Рис.
1 - Структурные компоненты теоретического
познания
Проблема - это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.
Нерешеные проблемы характеризуются следующими чертами:
1) возникли на базе определенной теории, концепции;
2) трудные, нестандартные задачи;
3)
решение направлено на
4)
пути решения проблемы не
Гипотеза
есть требующее проверки и доказывания
предположение о причине, которая вызывает
определенное следствие, о структуре исследуемых
объектов и характере внутренних и внешних
связей структурных элементов. Гипотеза
должна отвечать следующим требованиям
(рис.2).
Рис. 2 - Требования к гипотезе
Кратко отразим представлене на рис свойства.
Различают
следующие виды гипотез (рис.3).
Рис.
3 - Виды гипотез
Описательная гипотеза - это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта. Объяснительная гипотеза - это предположение о причинно-следственных зависимостях. Прогнозная гипотеза - это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.
Теория - это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности.
Теория
обладает следующими свойствами (рис.4).
Рис.
4 - Свойства теоретического знания
Теории классифицируют по предмету исследования. По этому основанию различают социальные, математические, физические, химические, психологические, этические и прочие теории.
Существуют и другие классификации теорий.
В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории (рис.5).
Рис.
5 - Структурные элементы теории
Структуру
теории образуют понятия, суждения, законы,
научные положения, учения, идеи и другие
элементы (табл.1).
Таблица 1 - Структурные части теории
№п/п | Название | Сущность элемента |
1 | Понятие | Мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений |
2 | Категория | Общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений |
3 | Научный термин | Слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке. |
4 | Понятийный аппарат | Совокупность понятий (терминов), которые используются в определенной науке |
5 | Суждение | Мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо. |
6 | Принцип | Руководящая идея, основное исходное положение теории. |
7 | Аксиома | Положение, которое является исходным, недоказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие по-ложения. |
8 | Закон | Объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами |
9 | Закономерность | 1) совокупность
действия многих законов;
2) система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон |
10 | Положение | Научное утверждение, сформулированная мысль. |
11 | Учение | Совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности. |
12 | Идея | 1) новое интуитивное
объяснение события или явления;
2) определяющее стержневое положение в теории |
13 | Концепция | Система теоретических взглядов, объединенных на-учной идеей (научными идеями). |
Дополним данные перечисленные в табл.. следующими положениями.
Категории бывают философскими, общенаучными и относящимися к отдельной отрасли науки.
Принципы
бывают теоретическими и методологическими.
При проведении теоретических исследований
в области права следует
Законы могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по основным сферам реальности можно выделить законы природы, общества, мышления и познания; по объему действия - всеобщие, общие и частные.
Примером научного положения является утверждение о том, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Теоретические концепции обусловливают существование и содержание многих правовых норм и институтов.
Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение.
Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что:
1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы;
2)
факты могут подтверждать
3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолко-ван без теоретических представлений;
4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией.
Структуру
эмпирического уровня исследования
составляют факты, эмпирические обобщения
и законы (зависимости).
Рис.
6 - Структура эмпирического уровня исследования
Понятие «факт» употребляется в нескольких значениях:
1)
объективное событие,
2)
знание о каком-либо событии,
явлении, достоверность
3)
предложение, фиксирующее
Эмпирическое
обобщение - это система определенных
научных фактов. Эмпирические законы
отражают регулярность в явлениях, устойчивость
в отношениях между наблюдаемыми явлениями.
Эти законы теоретическим знанием не являются.
В отличие от теоретических законов, которые
раскрывают существенные связи действительности,
эмпирические законы отражают более поверхностный
уровень зависимостей .
2.
Последовательные этапы
научного исследования.
Общий план магистерского
исследования
Весь
ход научного исследования можно
представить в виде следующей логической
схемы (рис.7).
Рис.
7 - Этапы научного исследования
Обоснование актуальности выбранной темы - начальный этап любого исследования. Магистерская работа является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.
Освещение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации - очень важная часть введения. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии "проблема" более подробно.
Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания.