Основы научных исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:55, реферат

Краткое описание

Современный период развития системы специального образования предъявляет особые требования к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов.
Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития и правильно организовано коррекционное воздействие.
В связи с этим необходима углубленная теоретическая подготовка студентов, которая позволит им овладеть умениями осуществлять научно-исследовательскую деятельность и поможет им в дальнейшем квалифицированно проводить диагностическую и реабилитационную работу с детьми.

Оглавление

1.Введение……3
Раздел 1. Требования к структуре и содержанию научно-исследовательской работы студента
1.1. Подготовительная работа……6
1.2. Этапы выполнения научно-исследовательской работы…7
Раздел 2. Язык и стиль научно-исследовательской работы…10
2.1. Синтаксис научной речи…11
Раздел 3. Требования к оформлению научно-исследовательской работы студента…12
3.1. Общие требования…12
3.2. Требования к оформлению библиографических ссылок и списка использованной литературы…16
3.3. Требования к оформлению приложений…18
Раздел 4. Организационные вопросы…20
4.1. Допуск к защите научной работы…20
4.2. Доклад студента о содержании работы…21
4.3. Критерии оценки дипломной работы…22
Список литературы…24

Файлы: 1 файл

основа научного иследования.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Ростовский  институт защиты предпринимателя» 
 
 
 
 

      Экономический факультет 
 

      реферат

      По  дисциплине: «Основы научных исследований» 
 
 
 

Студентки 1 к. ОЗО гр. ТЗ-14

Айдинян Д.А.

                                                            Научный руководитель:

К.э.н. Левчук В.В. 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону

2011 
 

Оглавление

1.Введение……3

Раздел 1. Требования к структуре  и содержанию научно-исследовательской  работы студента

1.1. Подготовительная работа……6

1.2. Этапы выполнения  научно-исследовательской  работы…7

Раздел 2. Язык и стиль  научно-исследовательской  работы…10

2.1. Синтаксис научной речи…11

Раздел 3. Требования к оформлению научно-исследовательской  работы студента…12

3.1. Общие требования…12

3.2. Требования к оформлению библиографических ссылок и списка использованной литературы…16

3.3. Требования к оформлению приложений…18 

Раздел 4. Организационные  вопросы…20 

4.1. Допуск к защите  научной работы…20 

4.2. Доклад студента о содержании работы…21 

4.3. Критерии оценки дипломной работы…22 

Список  литературы…24 
 

            ведение

Современный период развития системы специального образования предъявляет особые требования к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов.

Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития и правильно организовано коррекционное воздействие.

В связи с этим необходима углубленная теоретическая подготовка студентов, которая позволит им овладеть умениями осуществлять научно-исследовательскую деятельность и поможет им в дальнейшем квалифицированно проводить диагностическую и реабилитационную работу с детьми. Это, в свою очередь, позволит предупредить появление отклонений в развитии вторичной и третичной природы в структуре речевого дефекта, скорриги -ровать уже имеющиеся у детей нарушения и значительно снизить степень их социальной дезадаптации, достичь оптимального для каждого ребенка уровня общего и речевого развития.

   Вышесказанное обусловливает значение научно-исследовательской работы (НИР) студентов (выполнение курсовых и дипломных работ) в процессе профессиональной подготовки специалистов. НИР требует от студента не только прочного усвоения фундаментальных теоретических знаний, но и творческого подхода к решаемым задачам, формирования представлений об организации исследовательской деятельности. Целью научно-исследовательской работы студентов является углубление и расширение их знаний, овладение приемами самостоятельного исследования, его планирования, анализа полученных данных, формирование умений решать научные и практические задачи путем научного поиска и анализа. Курсовые и дипломные работы представляют собой самостоятельные исследования, проводимые студентом по одной из актуальных проблем логопедии под кураторством научного руководителя.

   Высшее профессиональное образование предполагает формирование теоретического типа мышления, позволяющего объяснять и аргументировать факты, доказывая причины их возникновения. Как показывает опыт работы в вузе, в курсовых и дипломных работах обнаруживаются существенные недостатки, среди которых наиболее распространены следующие:

   – недостаточно тщательное изучение литературы по рассматриваемой проблеме, что не позволяет получить достоверные факты и сделать обоснованные выводы;

   – некачественный литературный обзор (конспект 2-3 литературных источников), не раскрывающий сути проблемы и не позволяющий научно-теоретически обосновать методику исследования;

   – трудности в представлении методологического аппарата исследования,

   – неубедительная аргументация основных утверждений, как общих теоретических положений, так и собственных позиций автора;

   – отсутствие качественного анализа полученных результатов исследования,

   – существенные ошибки в интерпретации собственных экспериментальных данных (неточные объяснения, неверные выводы);

   – отсутствие взаимосвязи результатов исследования с методическими рекомендациями по преодолению выявленных нарушений;

   – ошибки в оформлении дипломной работы и др.

   Все вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости повышения методологической культуры студента.

   Несмотря на то что в настоящее время существует значительное количество публикаций, содержащих конкретные рекомендации по выполнению научно-исследовательских работ, их реализация в рамках специальной педагогики (логопедии) требует специфических подходов, учета таких аспектов как:

   – структурное построение коррекционной работы по отношению к общепедагогическому процессу и самостоятельное ее осуществление;

   – общепедагогические принципы и принципы специальной педагогики и психологии, подходы к организации коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, учитывающие особенности их психофизического развития;

   – систематизация взаимосвязи между специальными коррекционными занятиями и различными видами деятельности, способами и средствами их реализации;

   – особенности содержания, методов и средств коррекционно-логопедического воздействия применительно к общепедагогическому и специальному процессу;

   – методическое воплощение взаимосвязи коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы.

   Цель данной работы - помочь начинающему исследователю в организации и проведении исследования в области специальной педагогики.

   Задачи работы:

   1. Обучение студентов теоретическим основам методологии научного исследования.

   2. Формирование у них умений самостоятельного проведения теоретико-методологического исследования.

   3. Развитие аналитического мышления студентов, творческого подхода к решению исследовательских задач.

   4. Формирование мотивации к научной работе и профессиональной практической деятельности.

   5. Обучение технологиям научно-исследовательской работы:

   – навыкам работы с литературными источниками, умениям анализировать и обобщать данные по изучаемой проблеме, сравнивать различные теоретические подходы, имеющиеся в отечественной и зарубежной литературе, к пониманию этиологии, механизмов речевых нарушений, коррекционной работы с детьми, страдающими речевой патологией;

   – умениям аргументировать актуальность темы, проблему, гипотезу исследования; определять предмет, объект, теоретическую и практическую значимость работы; научно обоснованно раскрывать цель, задачи исследования; разрабатывать методику исследования, адекватно подбирать методы исследования, обобщать экспериментальный материал, интерпретировать результаты исследования;

   – умениям проектировать, моделировать направления, приемы коррекционно-логопедической работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями;

   – стилистически грамотно излагать материал, правильно оформлять работу, владеть культурой научной речи и публичных выступлений.

   В данной работе нашли отражение следующие разделы:

   – этапы выполнения научно-исследовательской работы;

   – критерии ее оценки;

   – требования к ее рецензированию;

   – порядок защиты научно-исследовательской работы.

   В соответствии с государственными стандартами высшего профессионального образования второго поколения представлены требования к структуре, содержанию и оформлению научно-исследовательской работы студента.

   РАЗДЕЛ 1. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

   1.1. Подготовительная работа

   Основной образовательной программой высшего профессионального образования по специальности «Логопедия» предусмотрена научно-исследовательская работа студентов, которая тесно связана с учебным процессом. Научно-исследовательскую работу студентов подразделяют на две группы: включаемую в учебный процесс и выполняемую во внеурочное время. Учебным планом подготовки учителя-логопеда регламентировано написание курсовой и дипломной работ.

   Научно-исследовательская деятельность, к числу которой, безусловно, относятся экспериментальная курсовая и дипломная работы, включает подтверждение выдвинутой гипотезы (какого-то значимого предположения) с помощью специальных критериев. Подобная практика является универсальной и отражает квалифицированность студента или выпускника в выбранной сфере научного поиска. Дипломное исследование является квалификационной научной работой. По качеству ее содержания и оформления можно судить о научной зрелости, об образовательной подготовке студента.

   Подготовка к написанию дипломной работы осуществляется студентом на III и IV курсах (при дневной форме обучения) в рамках выполнения научно-исследовательской работы (курсовая работа) по специальности.                                При выборе темы работы студент должен прежде всего ориентироваться на собственный научно-исследовательский интерес к проблеме, учитывать актуальность, новизну темы, а также возможности практической реализации как констатирующего, так и обучающего (формирующего) эксперимента. Выполнение курсовых работ на младших курсах по теме будущей дипломной работы значительно облегчит студенту процесс разработки дипломного проекта.

   Первым шагом к написанию курсовой работы является определение темы, выбор научного руководителя (сотрудника кафедры) и согласование с ним темы. Научный руководитель помогает студенту определить план и структуру курсовой работы, рекомендует литературу.

   Следующий этап - написание введения и литературного обзора к курсовой работе. Последовательность их написания может быть определена научным руководителем. Допустимо написание введения, после того как проанализирована литература по проблеме исследования. Это поможет студенту сформулировать цели и задачи исследования, его гипотезу, обосновать его теоретическую и практическую значимость. Научно-исследовательская работа предполагает тщательный анализ литературы по изучаемому вопросу. Важно обобщить и систематизировать взгляды различных авторов на проблему, сопоставить имеющиеся точки зрения, рассмотрев изучаемый вопрос в историческом аспекте. Качественно выполненный литературный обзор поможет определить актуальность и значимость темы, приоритетность направлений исследования, выбрать методы и приемы исследования, обосновать свой выбор.Затем изучаются методики, которые будут использованы в процессе организации и проведения эксперимента. На завершающем этапе подготовительной работы необходимо проанализировать новые публикации по рассматриваемой проблеме, дополнив ими литературный обзор. Студент обязан знать литературу по разрабатываемой им теме и ориентироваться в литературе по смежным дисциплинам. Работа с первоисточниками должна сопровождаться написанием рефератов, аннотированием научных публикаций.

Информация о работе Основы научных исследований