Основы научных исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:55, реферат

Краткое описание

Современный период развития системы специального образования предъявляет особые требования к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов.
Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития и правильно организовано коррекционное воздействие.
В связи с этим необходима углубленная теоретическая подготовка студентов, которая позволит им овладеть умениями осуществлять научно-исследовательскую деятельность и поможет им в дальнейшем квалифицированно проводить диагностическую и реабилитационную работу с детьми.

Оглавление

1.Введение……3
Раздел 1. Требования к структуре и содержанию научно-исследовательской работы студента
1.1. Подготовительная работа……6
1.2. Этапы выполнения научно-исследовательской работы…7
Раздел 2. Язык и стиль научно-исследовательской работы…10
2.1. Синтаксис научной речи…11
Раздел 3. Требования к оформлению научно-исследовательской работы студента…12
3.1. Общие требования…12
3.2. Требования к оформлению библиографических ссылок и списка использованной литературы…16
3.3. Требования к оформлению приложений…18
Раздел 4. Организационные вопросы…20
4.1. Допуск к защите научной работы…20
4.2. Доклад студента о содержании работы…21
4.3. Критерии оценки дипломной работы…22
Список литературы…24

Файлы: 1 файл

основа научного иследования.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

   1.2. Этапы выполнения научно-исследовательской работы

   1. Выбор темы.

   2. Постановка проблемы.

   3. Составление ориентировочного плана.

   4. Подбор литературы по проблеме:

   а) работа в библиотеке с каталогами (алфавитным, предметным, систематическим) по отбору литературы;

   б) составление библиографических карточек на статьи, книги;

   в) уточнение понятийно-категориального аппарата (работа со словарями, энциклопедиями, справочниками).

   5. Изучение подобранной литературы:

   а) работа с текстом;

   б) конспектирование, аннотирование.

   6. Систематизация материала, классификация его по определенным признакам и группам.

   7. Написание текста первой главы работы «Теоретический анализ проблемы» (обзор литературы) в котором должны быть представлены:

   а) исторический аспект исследуемой проблемы;

   б) научные положения общей и специальной педагогики и психологии, характеризующие объект исследования;

   в) методические, дидактические положения;

   г) выводы по результатам анализа литературы по теме исследования;

   д) формулировка гипотезы исследования.

   8. Научно-теоретическое обоснование и разработка (адаптация) методики и методов исследования, определение изучаемых параметров, критериев оценки результатов эксперимента.

   9.  Проведение констатирующего эксперимента. Обработка результатов исследования, их качественно-количественный анализ. Составление и оформление таблиц, схем, иллюстраций. Формулирование выводов.

   10. Рекомендуется (но не обязательно) провести формирующий эксперимент по разработанной студентом коррекционно-развивающей программе, включающей пояснительную записку с указанием цели и задач, теоретическую и практическую часть, формы реализации, количество часов, методы проверки эффективности.

   11. Анализ экспериментальных данных, оформление результатов в таблицах, схемах, графиках, диаграммах, гистограммах. Формулирование выводов и рекомендаций по данным констатирующего (формирующего) эксперимента.

   12. Оформление работы.

   1.3. Структура и содержание научно-исследовательской работы студента

      Титульный лист. Титульный лист должен содержать следующие сведения:

   – полное наименование учебного заведения, факультета, кафедры, на которой выполняется научно-исследовательская работа;

   – фамилия, имя, отчество студента;

   – название работы, которое должно определять область проведенных исследований, быть по возможности кратким и точно соответствовать содержанию исследования;

   – номер и название специальности;

   – жанр работы, например, выпускная квалификационная работа;

   – фамилии, инициалы, научные степени и звания научного руководителя и рецензента;

   – город, в котором находится учебное заведение;

– год защиты научно-исследовательской работы.

Оглавление. Оглавление включает названия структурных частей работы (перечень условных обозначений, введение, названия глав, параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение) с указанием номеров страниц, на которых находится начало соответствующих структурных элементов. Оглавление должно быть помещено в начале работы, поскольку это дает возможность сразу увидеть ее структуру. Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов.                    Если в работе принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т. п., то их перечень может быть представлен в виде отдельного списка, помещаемого перед введением.                      Перечень обычно имеет вид столбца, в котором слева (в алфавитном порядке) приводится сокращение, справа - его детальная расшифровка. Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т. п. повторяются менее трех раз, перечень не составляют, их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

Введение - вступительная, начальная часть работы. В нем дается общая оценка состояния проблемы исследования (при необходимости исторический экскурс), очерчивается круг проблем, нуждающихся в изучении, определяется направление исследования. Введение, как правило, представляет собой краткий раздел объемом до 4 страниц. Рекомендуется следующая структура введения:

   Актуальность темы. Указывается и кратко характеризуется необходимость проведения исследований для решения конкретной задачи, развития направлений по определенной теме логопедии, отражается важность решаемых вопросов для специальной педагогики.

   Постановка проблемы - первоочередная задача, суть научной проблемы заключается в «знании о незнании». Проблему создают противоречия, требующие разрешения.Проблема исследования должна быть актуальна , отвечать потребностям практики, иметь соответствующее научное решение. Обоснование актуальности проблемы позволяет конкретизировать тему исследования, которая, в свою очередь, должна быть тщательно продумана и корректно сформулирована. Например, «Профилактика предрасположенности детей дошкольного возраста с ОНР к дислексии».

   Заключение. В заключении содержатся основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе. Список использованной литературы. Список использованной литературы - это перечень источников информации, на основе которых выполнена работа (цитируемые, упоминаемые в тексте, использованные в процессе исследования, но не нашедшие отражения в основном тексте работы). Список составляется в алфавитном порядке. 

   Приложения. В приложения включают вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия работы, оценки ее научной и практической значимости: формулы и расчеты; таблицы вспомогательных цифровых данных; дидактический материал (речевой, наглядный) к методике исследования; исходные тексты программ ЭВМ с комментариями, краткое их описание в соответствии с ЕСПД (Единая система программной документации); распечатки контрольных примеров, экраны пользовательского интерфейса; иллюстрации вспомогательного характера.

Раздел2.Язык и стиль научно- исследовательской работы

   Исследование студента является квалификационной научной работой. По качеству ее содержания и оформления можно судить о научной зрелости, об общей образовательной подготовке студента. Поэтому языку и стилю изложения материала работы должно быть уделено значительное внимание. Наличие орфографических и грамматических ошибок, грубых стилистических погрешностей и неточностей снижает ценность научно-исследовательской работы.                                                                                                  Язык и стиль изложения материалов исследования как научного труда имеет свой этикет.

     В научной работе принят формально-логический способ изложения материала, который состоит преимущественно из рассуждений, имеющих целью раскрытие сути исследования в виде аналитического изложения литературных источников, умозаключений, качественной интерпретации собственных данных.                                                     В работе исключается эмоциональность, образность, риторические вопросы (например: «Можно ли считать, что речь каждого ребенка с алалией непременно должна пройти все упомянутые этапы? Трудно себе представить. Конечно, нет»; «кажется весьма удивительным», «несколько лучше дело обстоит в случае с...»; «сопряжено с огромными трудностями»; «лучше сказать...»; «до такой степени, что...» и т. п.).Формально-логический способ изложения материала предполагает отбор определенных языковых средств.

   2.1. Синтаксис научной речи

   Научная речь характеризуется строгой логической последовательностью: все компоненты (простые и сложные) тесно связаны друг с другом, каждый последующий вытекает из предыдущего или является следующим «веном в повествовании или рассуждении.

   В связи с этим для научного текста, требующего сложной аргументации и выявления причинно-следственных отношений, характерны сложные предложения различных видов с четкими синтаксическими связями.                                                                                     Преобладают сложные союзные предложения, поэтому научный текст отличается обилием составных подчинительных союзов благодаря тому, что, между тем как, так как, вместо того, чтобы, ввиду того, что, от того, что, вследствие того, что, после того, как, в то время как и др.                                                                                                                       Наиболее употребительны производные предлоги в течение, в соответствии с..., в результате, в отличие от..., наряду е., в связи с... и т. п.                                                            В научном тексте чаще встречаются сложноподчиненные, а не сложносочиненные предложения. Поскольку подчинительные конструкции выражают причинные, временные, условные, следственные отношения, а отдельные части в сложноподчиненном предложении более тесно связаны между собой, чем в сложносочиненном, то в научном тексте целесообразнее использовать сложноподчиненные предложения. Части сложносочиненного предложения «нанизываются» друг на друга, образуя своеобразную цепочку, отдельные звенья которой сохраняют независимость и легко поддаются перегруппировке. При оформлении научной работы не следует употреблять неполные предложения, применять союзы и союзные слова типа да и, не то, раз и т. д. Они характерны для публичного выступления и разговорной речи и придают изложению эмоциональную окраску. Безличные, неопределенно-личные предложения в тексте научных работ используются при описании фактов, явлений и процессов. Номинативные предложения применяются в названиях глав и параграфов, в заголовках таблиц и в подрисуночных подписях. 
 
 

   РАЗДЕЛ 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

   3.1. Общие требования

   3.1.1. Титульный лист научно-исследовательской работы должен содержать следующие сведения:

   – полное наименование вуза, факультета, кафедры;

   – название темы дипломной работы;

   – жанр документа (выпускная квалификационная работа);

   – сведения об исполнителе (ФИО студента полностью);

   – сведения о научном руководителе, рецензенте (ФИО, ученая степень, ученое звание);

   – специальность;

   – наименование места и год выполнения.

   3.1.2. Текст работы должен быть выполнен машинописным способом или набран на компьютере.

Страницы текста работы и приложений должны соответствовать формату А4 (210 х 297).                                                                    Размещать текст следует на одной стороне листа белой бумаги через 1,5 интервала. Высота букв и цифр должна быть не менее 1,8 мм (обычно шрифт 14, Times New Roman).

   Текст работы следует печатать с соблюдением следующих размеров полей: левое 30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм. 11ри таких полях каждая страница должна содержать приблизительно 1800 таков, включая пробелы и знаки препинания, т. е. 57-70 знаков в строке (без пробелов), 28-30 строк на странице.                                           При выполнении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения, линии, буквы, цифры и знаки должны быть четкими, одинаково черными по всему тексту. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях, применяя шрифты другой гарнитуры, выделения с помощью рамок, разрядки, подчеркивания и пр. 

Пробелы ставятся:

   – после запятой, точки, точки с запятой, двоеточия, после вопросительного и восклицательного знаков, многоточия в конце предложения, после закрывающих скобки и кавычки;

   – до открывающих скобки и кавычки, до многоточия в начале предложения;

Информация о работе Основы научных исследований