Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:55, реферат
Современный период развития системы специального образования предъявляет особые требования к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов.
Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития и правильно организовано коррекционное воздействие.
В связи с этим необходима углубленная теоретическая подготовка студентов, которая позволит им овладеть умениями осуществлять научно-исследовательскую деятельность и поможет им в дальнейшем квалифицированно проводить диагностическую и реабилитационную работу с детьми.
1.Введение……3
Раздел 1. Требования к структуре и содержанию научно-исследовательской работы студента
1.1. Подготовительная работа……6
1.2. Этапы выполнения научно-исследовательской работы…7
Раздел 2. Язык и стиль научно-исследовательской работы…10
2.1. Синтаксис научной речи…11
Раздел 3. Требования к оформлению научно-исследовательской работы студента…12
3.1. Общие требования…12
3.2. Требования к оформлению библиографических ссылок и списка использованной литературы…16
3.3. Требования к оформлению приложений…18
Раздел 4. Организационные вопросы…20
4.1. Допуск к защите научной работы…20
4.2. Доклад студента о содержании работы…21
4.3. Критерии оценки дипломной работы…22
Список литературы…24
1.2. Этапы выполнения научно-исследовательской работы
1. Выбор темы.
2. Постановка проблемы.
3. Составление ориентировочного плана.
4. Подбор литературы по проблеме:
а) работа в библиотеке с каталогами (алфавитным, предметным, систематическим) по отбору литературы;
б) составление библиографических карточек на статьи, книги;
в) уточнение понятийно-категориального аппарата (работа со словарями, энциклопедиями, справочниками).
5. Изучение подобранной литературы:
а) работа с текстом;
б) конспектирование, аннотирование.
6. Систематизация материала, классификация его по определенным признакам и группам.
7. Написание текста первой главы работы «Теоретический анализ проблемы» (обзор литературы) в котором должны быть представлены:
а) исторический аспект исследуемой проблемы;
б) научные положения общей и специальной педагогики и психологии, характеризующие объект исследования;
в) методические, дидактические положения;
г) выводы по результатам анализа литературы по теме исследования;
д) формулировка гипотезы исследования.
8. Научно-теоретическое обоснование и разработка (адаптация) методики и методов исследования, определение изучаемых параметров, критериев оценки результатов эксперимента.
9. Проведение констатирующего эксперимента. Обработка результатов исследования, их качественно-количественный анализ. Составление и оформление таблиц, схем, иллюстраций. Формулирование выводов.
10. Рекомендуется (но не обязательно) провести формирующий эксперимент по разработанной студентом коррекционно-развивающей программе, включающей пояснительную записку с указанием цели и задач, теоретическую и практическую часть, формы реализации, количество часов, методы проверки эффективности.
11. Анализ экспериментальных данных, оформление результатов в таблицах, схемах, графиках, диаграммах, гистограммах. Формулирование выводов и рекомендаций по данным констатирующего (формирующего) эксперимента.
12. Оформление работы.
1.3. Структура и содержание научно-исследовательской работы студента
Титульный лист. Титульный лист должен содержать следующие сведения:
– полное наименование учебного заведения, факультета, кафедры, на которой выполняется научно-исследовательская работа;
– фамилия, имя, отчество студента;
– название работы, которое должно определять область проведенных исследований, быть по возможности кратким и точно соответствовать содержанию исследования;
– номер и название специальности;
– жанр работы, например, выпускная квалификационная работа;
– фамилии, инициалы, научные степени и звания научного руководителя и рецензента;
– город, в котором находится учебное заведение;
– год защиты научно-исследовательской работы.
Оглавление. Оглавление включает
названия структурных частей работы (перечень
условных обозначений, введение, названия
глав, параграфов, заключение, список использованной
литературы, приложение) с указанием номеров
страниц, на которых находится начало
соответствующих структурных элементов.
Оглавление должно быть помещено в начале
работы, поскольку это дает возможность
сразу увидеть ее структуру.
Перечень условных обозначений, символов,
единиц и терминов.
Если в работе принята специфическая терминология,
а также употребляются малораспространенные
сокращения, новые символы, обозначения
и т. п., то их перечень может быть представлен
в виде отдельного списка, помещаемого
перед введением.
Введение - вступительная, начальная часть работы. В нем дается общая оценка состояния проблемы исследования (при необходимости исторический экскурс), очерчивается круг проблем, нуждающихся в изучении, определяется направление исследования. Введение, как правило, представляет собой краткий раздел объемом до 4 страниц. Рекомендуется следующая структура введения:
Актуальность темы. Указывается и кратко характеризуется необходимость проведения исследований для решения конкретной задачи, развития направлений по определенной теме логопедии, отражается важность решаемых вопросов для специальной педагогики.
Постановка проблемы - первоочередная задача, суть научной проблемы заключается в «знании о незнании». Проблему создают противоречия, требующие разрешения.Проблема исследования должна быть актуальна , отвечать потребностям практики, иметь соответствующее научное решение. Обоснование актуальности проблемы позволяет конкретизировать тему исследования, которая, в свою очередь, должна быть тщательно продумана и корректно сформулирована. Например, «Профилактика предрасположенности детей дошкольного возраста с ОНР к дислексии».
Заключение. В заключении содержатся
основные результаты исследования и выводы,
сделанные на их основе. Список использованной
литературы. Список использованной литературы
- это перечень источников информации,
на основе которых выполнена работа (цитируемые,
упоминаемые в тексте, использованные
в процессе исследования, но не нашедшие
отражения в основном тексте работы). Список
составляется в алфавитном порядке.
Приложения. В приложения включают вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия работы, оценки ее научной и практической значимости: формулы и расчеты; таблицы вспомогательных цифровых данных; дидактический материал (речевой, наглядный) к методике исследования; исходные тексты программ ЭВМ с комментариями, краткое их описание в соответствии с ЕСПД (Единая система программной документации); распечатки контрольных примеров, экраны пользовательского интерфейса; иллюстрации вспомогательного характера.
Раздел2.Язык и стиль научно- исследовательской работы
Исследование
студента является квалификационной научной
работой. По качеству ее содержания и оформления
можно судить о научной зрелости, об общей
образовательной подготовке студента.
Поэтому языку и стилю изложения материала
работы должно быть уделено значительное
внимание. Наличие орфографических и грамматических
ошибок, грубых стилистических погрешностей
и неточностей снижает ценность научно-исследовательской
работы.
В научной работе принят формально-логический
способ изложения материала, который состоит
преимущественно из рассуждений, имеющих
целью раскрытие сути исследования в виде
аналитического изложения литературных
источников, умозаключений, качественной
интерпретации собственных данных.
2.1. Синтаксис научной речи
Научная речь характеризуется строгой логической последовательностью: все компоненты (простые и сложные) тесно связаны друг с другом, каждый последующий вытекает из предыдущего или является следующим «веном в повествовании или рассуждении.
В
связи с этим для научного текста, требующего
сложной аргументации и выявления причинно-следственных
отношений, характерны сложные предложения
различных видов с четкими синтаксическими
связями.
РАЗДЕЛ 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
3.1. Общие требования
3.1.1. Титульный лист научно-исследовательской работы должен содержать следующие сведения:
– полное наименование вуза, факультета, кафедры;
– название темы дипломной работы;
– жанр документа (выпускная квалификационная работа);
– сведения об исполнителе (ФИО студента полностью);
– сведения о научном руководителе, рецензенте (ФИО, ученая степень, ученое звание);
– специальность;
– наименование места и год выполнения.
3.1.2. Текст работы должен быть выполнен машинописным способом или набран на компьютере.
Страницы
текста работы и приложений должны соответствовать
формату А4 (210 х 297).
Текст
работы следует печатать с соблюдением
следующих размеров полей: левое 30 мм,
правое - 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20
мм. 11ри таких полях каждая страница должна
содержать приблизительно 1800 таков, включая
пробелы и знаки препинания, т. е. 57-70 знаков
в строке (без пробелов), 28-30 строк на странице.
Пробелы ставятся:
– после запятой, точки, точки с запятой, двоеточия, после вопросительного и восклицательного знаков, многоточия в конце предложения, после закрывающих скобки и кавычки;
– до открывающих скобки и кавычки, до многоточия в начале предложения;