Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:09, статья

Краткое описание

Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт, наличие слюнотечения: характер линии губ и плотность их смыкания: имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры. Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ языка зубов, мягкого неба челюстей, твердого неба.

Файлы: 1 файл

речевая карта.docx

— 82.84 Кб (Скачать)

 

 

 

 

СЛОВА

4-5 лет

   
 

Начало года

Середина года

Конец года

Стук

     

Посуда

     

Фантик

     

Капуста

     

Помидоры

     

Тропинка

     

СЛОВА

5 - 6 лет

   
 

Начало года

Середина года

Конец года

Лестница

     

Аквариум

     

Фотограф

     

Лекарство

     

Велосипед

     

Температура

     

СЛОВА

6-7  лет

   
 

Начало года

Середина года

Конец года

Термометр

     

Экскаватор

     

Фотоаппарат

     

Водопроводчик

     

Виолончелист

     

Парикмахерская

     

 

Методические рекомендации по заполнению.

В ходе проведения обследования логопед отмечает:

- N; (5 баллов)

- негрубые нарушения  слоговой структуры слова; (4-3 балла)

- структура нарушена. (2-1 балла)

Указывает виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление), антиципация (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов, контаминации (соединение слоговых частей двух слов), парафазии (замены).

ОЦЕНКА ( в баллах):

5 – правильное  и точное воспроизведение в  темпе предъявления;

4 – воспроизведение  точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки;

3- замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры.

2- искажение слоговой  структуры;

1 – невоспроизведение.

 

Фонематический  слух

 

Слова для  слуховой дифференциации (по картинкам)

4-7 лет

   
 

начало года

середина года

конец года

Зуб – суп, бочка  – почка

     

Бак – мак, дочка  – ночка

     

Мел – мель, круг – крюк

     

Точка – кочка, салат  – халат

     

Марка – майка

     

Ель- гель

     

Бочка – дочка

     

Бинт – винт

     

Миска – мишка, крыса  – крыша, розы – рожи

     

Тапки – шапки, танки  – санки

     

Плач – плащ, кочка – кошка

     

Речка – редька

     

Цвет – свет

     

Рак - лак, рожки  – ложки, рейка - лейка

     

ОЦЕНКА (в баллах):

5 – все задания  выполнены  верно;

4 – допускаются  одна – две ошибки, но исправляются  самостоятельно;

3 – ошибки допускаются,  исправляются после повторного  воспроизведения;

2 – часть заданий  недоступна, при выполнении требуется  повторное воспроизведение;

1 – невыполнение.  

По результатам  проведённого обследования делается вывод:

- фонематический  слух в норме (5балла);

- фонематический  слух развит недостаточно (4-3 балла);

- фонематический  слух нарушен (2-1 балла).

 

Языковой  анализ и синтез

 

Навыки

4-5 лет

   
 

начало года

середина года

конец года

Выделение заданного  звука из слова

     

Выделение ударного гласного в начале слова

     

Определение первого  согласного звука в слове

     

Определение последнего звука в слове

     

Навыки

5-6 лет

   
 

начало года

середина года

конец года

Выделение заданного  звука из слова

     

Выделение ударного гласного в начале слова

     

Определение первого  согласного звука в слове

     

Определение последнего звука в слове

     

Определение последовательности звуков  в слове

     

Определение количества звуков в слове

     

Навыки

4-5 лет

   
 

начало года

середина года

конец года

Выделение заданного  звука из слова

     

Выделение ударного гласного в начале слова

     

Определение первого  согласного звука в слове

     

Определение последнего звука в слове

     

Определение последовательности звуков  в слове

     

Определение количества звуков в слове

     

Определение количества слов в предложении: День был тёплый. В парке росла высокая берёза.

     

Определение количества слогов в слове.

     

 

Методические рекомендации по заполнению.

При обследовании логопед  отмечает:

-N, ( 5 баллов)

- навыки языкового  анализа и синтеза сформированы  недостаточно, (4-3 балла)

- не сформированы.(2-1 балл)

ОЦЕНКА ( в баллах):

5 – все задания  выполнены  верно с первой попытки;

4 – допускаются  1-2 ошибки, но исправляются самостоятельно;

3 – задания выполняются  с ошибками, 1-2 задания недоступны;

2 – большая часть  заданий недоступна

1 – неверные  ответы, отказ от выполнения.

 

 

 

Грамматический  строй речи

 

Состояние словоизменения

4-5 лет

   
 

начало года

середина года

конец года

Существительные:

- именительный падеж  множественного числа (столы, рты, окна);

- предложно-падежные конструкции (над, в, на, под)

     

Употребление числительных с существительными:

- два (кот, машина)

     

Согласование прилагательных с существительными:

- число (Большие (что?) … покажи и назови. Большой (что?) … покажи и назови)

     

Состояние словоизменения

5-6 лет

   
 

начало года

середина года

конец года

Существительные:

- именительный падеж  множественного числа (кольца, уши, львы);

-родительный падеж множественного числа (окон, ложек, берёз);

- предложно-падежные конструкции (над перед, за, около)

     

Употребление числительных с существительными:

- два (роза, окно);

- пять (роза, окно)

     

Согласование прилагательных с существительными:

-число (Большие (что?) … покажи и назови. Большой (что?) … покажи и назови);

- род (Шарик (какой?) большой. Собака (какая?) …. Яблоко (какое?)… .

     

Состояние словоизменения

6-7 лет

   
 

начало года

середина года

конец года

Существительные:

- именительный падеж  множественного числа (воробьи, стулья, деревья);

-родительный падеж множественного числа (карандашей, вёдер, листьев);

- предложно-падежные конструкции ( под, из-под, за, из-за)

     

Употребление числительных с существительными:

- два (пень, карандаш);

- пять (пень, карандаш)

     

Согласование прилагательных с существительными:

-число (Большие (что?) … покажи и назови. Большой (что?) … покажи и назови);

- род (Шарик (какой?) большой. Собака (какая?) …. Яблоко (какое?)… .

- падеж (Нет какого яблока? … (красного). Песня о (каком?)…  зайчике? (весёлом).

     

 

Методические рекомендации по заполнению.

При обследовании логопед  отмечает:

-N; (5 баллов)

- грамматический  строй сформирован недостаточно; (4-3 балла) 

- не сформирован. (2-1 балла)

ОЦЕНКА (в баллах):

5 – правильное, самостоятельное выполнение всех  заданий;

4- единичные ошибки  исправляются самостоятельно или  с помощью уточняющего вопроса

3- большинство заданий  выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение  вопроса, подсказка);

2- большинство заданий  не выполняются;

1 – невыполнение.

 

Лексика

 

Словари

4-5 лет

   
 

начало года

середина года

конец года

Номинативный:

- называние предметов  одним словом (по картинкам) – игрушки, посуда, одежда, обувь;

- называние частей  тела, предметов – живот, шея, ножки, спинка, сиденье.

     

Атрибутивный:

- называние цвета,  формы – жёлтый, зелёный, красный, круглый, прямоугольный.

     

Предикативный:

- кто что делает? ( по картинкам) – ест, спит, летит, плывёт, идут

     

Словари

5-6 лет

   
 

начало года

середина года

конец года

Номинативный:

- называние предметов  одним словом (по картинкам) – мебель, овощи, фрукты, транспорт;

- называние частей  тела, предметов – ноготь, колено, грудь, рукав, воротник.

     

Атрибутивный:

- называние цвета,  формы – голубой, коричневый, оранжевый, овальный, треугольный.

     

Предикативный:

- кто как передвигается,  кричит? ( по картинкам) – ползает, прыгает, мычит, воет, пищит.

     

Словари

6-7 лет

   
 

начало года

середина года

конец года

Номинативный:

- называние предметов  одним словом (по картинкам) – ягоды, дикие животные, домашние животные, перелётные птицы;

- называние частей  тела, предметов – локоть, ладонь, затылок, манжета, петля.

     

Атрибутивный:

- называние цвета,  формы – фиолетовый, розовый, серый, квадратное, овальная.

     

Предикативный:

- кто как кричит, кто что делает? ( профессии) – блеет, ржёт, мекает, шьёт, красит.

     

Антонимы – горе, добро, давать, лёгкий, длинный

     

 

Методические рекомендации по заполнению.

При обследовании логопед  отмечает:

- N (словарный запас  достаточный, соответствует возрастной  норме); (5 баллов)

- словарный запас  в пределах обихода; (4-3 балла)

- словарный запас  резко ограничен (2-1 балл). 

ОЦЕНКА (в баллах):

5 – правильное, самостоятельное выполнение всех  заданий;

4- единичные ошибки  исправляются самостоятельно или  с помощью уточняющего вопроса

3- большинство заданий  выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение  вопроса, подсказка);

2- большинство заданий  не выполняются;

1 – невыполнение.

 

Словообразование

 

Словообразование

4 - 5лет

   
 

начало года

середина года

конец года

Существительные с  уменьшительно-ласкательными суффиксами (предметы, детёныши животных) – столик, куколка, чашечка, котёнок, лисёнок

     

Словообразование

5 – 6 лет

   
 

начало года

середина года

конец года

Существительные с  уменьшительно-ласкательными суффиксами (предметы, детёныши животных) – сапожок, окошко, ведёрко, зайчонок, волчонок

     

Словообразование

6 -7 лет

   
 

начало года

середина года

конец года

Существительные с  уменьшительно-ласкательными суффиксами (предметы, детёныши животных) – воробушек, креслице, одеяльце, щенок, телёнок, жеребёнок

     

Относительные прилагательные – меховая, кирпичная, соломенная. клюквенный

     

Притяжательные  прилагательные – лисий, медвежий, кошачий

     

Приставочные глаголы  – вы-, от-, под-, пере-, об-, в-

     

Глаголы совершенного вида – построила, покрасила

     

 

Методические рекомендации по заполнению.

При обследовании логопед  отмечает:

- - N (навыки словообразования  сформированы, соответствуют возрастной  норме); (5 баллов)

- навык словообразования  в стадии формирования; (4-3 балла)

- навык словообразования  не сформирован.(2 -1 балл)

ОЦЕНКА ( в баллах):

Информация о работе Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата