Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:09, статья
Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт, наличие слюнотечения: характер линии губ и плотность их смыкания: имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры. Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ языка зубов, мягкого неба челюстей, твердого неба.
СЛОВА |
4-5 лет |
||
Начало года |
Середина года |
Конец года | |
Стук |
|||
Посуда |
|||
Фантик |
|||
Капуста |
|||
Помидоры |
|||
Тропинка |
СЛОВА |
5 - 6 лет |
||
Начало года |
Середина года |
Конец года | |
Лестница |
|||
Аквариум |
|||
Фотограф |
|||
Лекарство |
|||
Велосипед |
|||
Температура |
СЛОВА |
6-7 лет |
||
Начало года |
Середина года |
Конец года | |
Термометр |
|||
Экскаватор |
|||
Фотоаппарат |
|||
Водопроводчик |
|||
Виолончелист |
|||
Парикмахерская |
Методические рекомендации по заполнению.
В ходе проведения обследования логопед отмечает:
- N; (5 баллов)
- негрубые нарушения слоговой структуры слова; (4-3 балла)
- структура нарушена. (2-1 балла)
Указывает виды нарушений: элизии (пропуски звуков, слогов), персеверации (отсроченное повторение), итерации (добавление), антиципация (замена предшествующих звуков последующими), перестановка звуков, слогов, контаминации (соединение слоговых частей двух слов), парафазии (замены).
ОЦЕНКА ( в баллах):
5 – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;
4 – воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки;
3- замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно-два слова с искажением слоговой структуры.
2- искажение слоговой структуры;
1 – невоспроизведение.
Фонематический слух
Слова для слуховой дифференциации (по картинкам) |
4-7 лет |
||
начало года |
середина года |
конец года | |
Зуб – суп, бочка – почка |
|||
Бак – мак, дочка – ночка |
|||
Мел – мель, круг – крюк |
|||
Точка – кочка, салат – халат |
|||
Марка – майка |
|||
Ель- гель |
|||
Бочка – дочка |
|||
Бинт – винт |
|||
Миска – мишка, крыса – крыша, розы – рожи |
|||
Тапки – шапки, танки – санки |
|||
Плач – плащ, кочка – кошка |
|||
Речка – редька |
|||
Цвет – свет |
|||
Рак - лак, рожки – ложки, рейка - лейка |
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – все задания выполнены верно;
4 – допускаются одна – две ошибки, но исправляются самостоятельно;
3 – ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения;
2 – часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
1 – невыполнение.
По результатам проведённого обследования делается вывод:
- фонематический слух в норме (5балла);
- фонематический слух развит недостаточно (4-3 балла);
- фонематический слух нарушен (2-1 балла).
Языковой анализ и синтез
Навыки |
4-5 лет |
||
начало года |
середина года |
конец года | |
Выделение заданного звука из слова |
|||
Выделение ударного гласного в начале слова |
|||
Определение первого согласного звука в слове |
|||
Определение последнего звука в слове |
Навыки |
5-6 лет |
||
начало года |
середина года |
конец года | |
Выделение заданного звука из слова |
|||
Выделение ударного гласного в начале слова |
|||
Определение первого согласного звука в слове |
|||
Определение последнего звука в слове |
|||
Определение последовательности звуков в слове |
|||
Определение количества звуков в слове |
Навыки |
4-5 лет |
||
начало года |
середина года |
конец года | |
Выделение заданного звука из слова |
|||
Выделение ударного гласного в начале слова |
|||
Определение первого согласного звука в слове |
|||
Определение последнего звука в слове |
|||
Определение последовательности звуков в слове |
|||
Определение количества звуков в слове |
|||
Определение количества слов в предложении: День был тёплый. В парке росла высокая берёза. |
|||
Определение количества слогов в слове. |
Методические рекомендации по заполнению.
При обследовании логопед отмечает:
-N, ( 5 баллов)
- навыки языкового
анализа и синтеза
- не сформированы.(2-1 балл)
ОЦЕНКА ( в баллах):
5 – все задания выполнены верно с первой попытки;
4 – допускаются
1-2 ошибки, но исправляются
3 – задания выполняются с ошибками, 1-2 задания недоступны;
2 – большая часть заданий недоступна
1 – неверные ответы, отказ от выполнения.
Грамматический строй речи
Состояние словоизменения |
4-5 лет |
||
начало года |
середина года |
конец года | |
Существительные: - именительный падеж множественного числа (столы, рты, окна); - предложно-падежные конструкции (над, в, на, под) |
|||
Употребление числительных с существительными: - два (кот, машина) |
|||
Согласование прилагательных с существительными: - число (Большие (что?) … покажи и назови. Большой (что?) … покажи и назови) |
Состояние словоизменения |
5-6 лет |
||
начало года |
середина года |
конец года | |
Существительные: - именительный падеж множественного числа (кольца, уши, львы); -родительный падеж множественного числа (окон, ложек, берёз); - предложно-падежные конструкции (над перед, за, около) |
|||
Употребление числительных с существительными: - два (роза, окно); - пять (роза, окно) |
|||
Согласование прилагательных с существительными: -число (Большие (что?) … покажи и назови. Большой (что?) … покажи и назови); - род (Шарик (какой?) большой. Собака (какая?) …. Яблоко (какое?)… . |
Состояние словоизменения |
6-7 лет |
||
начало года |
середина года |
конец года | |
Существительные: - именительный падеж множественного числа (воробьи, стулья, деревья); -родительный падеж множественного числа (карандашей, вёдер, листьев); - предложно-падежные конструкции ( под, из-под, за, из-за) |
|||
Употребление числительных с существительными: - два (пень, карандаш); - пять (пень, карандаш) |
|||
Согласование прилагательных с существительными: -число (Большие (что?) … покажи и назови. Большой (что?) … покажи и назови); - род (Шарик (какой?) большой. Собака (какая?) …. Яблоко (какое?)… . - падеж (Нет какого яблока? … (красного). Песня о (каком?)… зайчике? (весёлом). |
Методические рекомендации по заполнению.
При обследовании логопед отмечает:
-N; (5 баллов)
- грамматический
строй сформирован
- не сформирован. (2-1 балла)
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – правильное,
самостоятельное выполнение
4- единичные ошибки
исправляются самостоятельно
3- большинство заданий
выполняется с помощью (
2- большинство заданий не выполняются;
1 – невыполнение.
Лексика
Словари |
4-5 лет |
||
начало года |
середина года |
конец года | |
Номинативный: - называние предметов одним словом (по картинкам) – игрушки, посуда, одежда, обувь; - называние частей тела, предметов – живот, шея, ножки, спинка, сиденье. |
|||
Атрибутивный: - называние цвета, формы – жёлтый, зелёный, красный, круглый, прямоугольный. |
|||
Предикативный: - кто что делает? ( по картинкам) – ест, спит, летит, плывёт, идут |
Словари |
5-6 лет |
||
начало года |
середина года |
конец года | |
Номинативный: - называние предметов одним словом (по картинкам) – мебель, овощи, фрукты, транспорт; - называние частей тела, предметов – ноготь, колено, грудь, рукав, воротник. |
|||
Атрибутивный: - называние цвета, формы – голубой, коричневый, оранжевый, овальный, треугольный. |
|||
Предикативный: - кто как передвигается, кричит? ( по картинкам) – ползает, прыгает, мычит, воет, пищит. |
Словари |
6-7 лет |
||
начало года |
середина года |
конец года | |
Номинативный: - называние предметов одним словом (по картинкам) – ягоды, дикие животные, домашние животные, перелётные птицы; - называние частей тела, предметов – локоть, ладонь, затылок, манжета, петля. |
|||
Атрибутивный: - называние цвета, формы – фиолетовый, розовый, серый, квадратное, овальная. |
|||
Предикативный: - кто как кричит, кто что делает? ( профессии) – блеет, ржёт, мекает, шьёт, красит. |
|||
Антонимы – горе, добро, давать, лёгкий, длинный |
Методические рекомендации по заполнению.
При обследовании логопед отмечает:
- N (словарный запас
достаточный, соответствует
- словарный запас в пределах обихода; (4-3 балла)
- словарный запас резко ограничен (2-1 балл).
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – правильное,
самостоятельное выполнение
4- единичные ошибки
исправляются самостоятельно
3- большинство заданий
выполняется с помощью (
2- большинство заданий не выполняются;
1 – невыполнение.
Словообразование
Словообразование |
4 - 5лет |
||
начало года |
середина года |
конец года | |
Существительные с
уменьшительно-ласкательными |
Словообразование |
5 – 6 лет |
||
начало года |
середина года |
конец года | |
Существительные с
уменьшительно-ласкательными |
Словообразование |
6 -7 лет |
||
начало года |
середина года |
конец года | |
Существительные с
уменьшительно-ласкательными |
|||
Относительные прилагательные – меховая, кирпичная, соломенная. клюквенный |
|||
Притяжательные прилагательные – лисий, медвежий, кошачий |
|||
Приставочные глаголы – вы-, от-, под-, пере-, об-, в- |
|||
Глаголы совершенного вида – построила, покрасила |
Методические рекомендации по заполнению.
При обследовании логопед отмечает:
- - N (навыки словообразования сформированы, соответствуют возрастной норме); (5 баллов)
- навык словообразования в стадии формирования; (4-3 балла)
- навык словообразования не сформирован.(2 -1 балл)
ОЦЕНКА ( в баллах):
Информация о работе Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата