Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:09, статья

Краткое описание

Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт, наличие слюнотечения: характер линии губ и плотность их смыкания: имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры. Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ языка зубов, мягкого неба челюстей, твердого неба.

Файлы: 1 файл

речевая карта.docx

— 82.84 Кб (Скачать)

РЕЧЕВАЯ КАРТА

 

 Общие сведения

1.  Дата обследования.

2.  Фамилия, имя, отчество.

3.  Дата рождения.

4.  Домашний адрес.

5.  Заключение психиатра  (психоневролога).

6.  Диагноз невропатолога.

7 Состояние органов слуха  и носоглотки.

8.  Данные окулиста.

9.  Заключение медико-педагогической  комиссии.

10.  Посещает (посещал)  ли дошкольное учреждение (указать  специальное или нет).

11. Посещает (посещал) ли  школу (специальную или нет), указать  класс обучения.

12.   Краткая      характеристика      ребенка      по      данным педагогических     наблюдений     (устойчивость    внимания, работоспособность, ориентировка   в окружающем,   навыки самообслуживания  отношения ребенка к своему  речевому дефекту).

13. Жалобы родственников.

14.  Данные о родителях  ребенка (возраст здоровье профессия,  социальные условия вредные привычки)

15.  Общий анамнез

а) от какой беременности ребёнок

б) характер беременности (болезни,  травмы, токсикозы   место работы употребление алкоголя, курение)

в) течение   родов   (досрочное,   срочное,   стимулирование,   наложение щипцов, асфиксия)

г)  вес и рост при  рождении.

д) на какие сутки был выписан из роддома,

е) вскармливание (грудное, искусственное).

ё) особенности питания (сосал  активно вяло, поперхивался при сосании и глотании, при каком положении головы кормление протекало свободно при каком затрудненно, уставал ли в период кормления, был беспокойным, как дышал при кормлении, плаче, в покое, как жевал и глотал твердую и жидкую пищу);

ж)  перенесенные ребенком заболевания, травмы  интоксикации

16.  Раннее психомоторное  развитие

а) когда начал различать  слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками.

б) когда стал держать  голову.

в) когда стаи самостоятельно садиться ходить;

г)  когда появились  зубы.

д)  поведение ребенка до года (спокойное, беспокойное, как спал):

е)  появление навыков  самообслуживания.

17.  Речевой анамнез:

а) гуление (время появления, характеристика):

б) лепет (время появления  и его характер):

в) первые слова, фразы (время  их появления и характеристика);

г)  как шло развитие (скачкообразное, с перерывами, постепенно причины и время отклонения в  развитии).

д) с какого времени замечено нарушение речи,

е) речевая среда,   в  которой рос ребенок:

е) занимался пи с логопедом (С какого возраста и сколько времени, результаты занятий).

ж) характеристика речи в  настоящее время (родителями, учителями  воспитателями)

ВЫВОДЫ: ПРЕНАТАЛЬНЫЙ. ПРИНАТАДНЫЙ. ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОДЫ ПРОТЕКАЛИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ, БЕЗ ОТКЛОНЕНИЙ.

 

Методические рекомендации по заполнению.

Характер  протекания беременности – токсикозы, инфекции, травмы, хронические заболевания.

Роды – досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, затяжные, использование родовспоможения, стимуляция, когда закричал ребёнок, наблюдалась ли асфиксия.

Перенесённые  заболевания – пневмония, простуды, грипп, корь, скарлатина, коклюш, дизентерия, травмы головы, инфекционные и соматические, длительно текущие и вызывающие истощение нервной системы заболевания.

Слух – норма (N), снижение слуха.

Зрение – N, близорукость, косоглазие, амблиопия, атрофия зрительного нерва, ограничение поля зрения.

Раннее  физическое развитие – N, с задержкой (начал держать голову – N 2 мес., сидеть N 6 мес., ползать – N 5-6 мес., стоять – N 7-8 мес., ходить – N 1 год).

Раннее  речевое развитие – N, с задержкой (гуление – N 3 мес., лепет – N 5 мес., первые слова – N 1 год, первая фраза – N 2 года, фразовая речь – N 3 года).

 

 

 

Обследование  состояния общей моторики

Все предлагаемые задания  выполняются по показу, затем по словесной инструкции.

Прием

Содержание задания

Характер выполнения

1. ИССЛЕДОВАНИЕ                                          

ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ,

ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТИ ДВИЖЕНИЙ

И САМОКОНТРОЛЯ ПРИ

ВЫПОЛНЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОБ

а) логопед показывает 4 движения для рук и прелагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;

б) повторить за педагогом  движения за исключением одного, заранее  обусловленного «запретного» движения

 

Отмечаются: качество, правильность,  последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое. 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО     ТОРМОЖЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ

маршировать и остановиться внезапно по сигналу

 

Отмечаются: плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу.

3.ИССЛЕДОВАНИЕ   СТАТИЧЕСКОЙ

КООРДИНАЦИИ

ДВИЖЕНИЙ

а) стоять с закрытыми  глазами,   стопы   ног  поставить   на одной линии так, чтобы носок  одной ноги упирался в пятку другой,   руки  вытянуты   вперед.  Время  выполнения —  5 секунд по 2 раза для каждой ноги;

б) стоять с закрытыми  глазами на правой, а затем на левей ноге, руки вперед. Время выполнения — 5 секунд

 

Отмечаются: удержание позы свободное или с напряжением, с раскачиванием из стороны в сторону; балансирует туловищем руками, головой; сходит с места или делает рывок в стороны, касается пола другой ногой; иногда падает открывает глаза и отказывается выполнять пробу.

4. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ  КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

а) маршировать чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежуток между шагами

 

Отмечаются: выполняет верно с 1 раза, со 2—3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается.                         

 

б) выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять  только на носках.

 

Отмечаются: выполняет правильно с напряжением, раскачиваясь,

балансируя туловищем  и руками, становится на всю ступню.

5. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО  АКТА

а) повторить за логопедом  движения на ходьбу по кругу в обратном     направлении      через круг. Начать ходьбу or центра круга   направо    пройти   круг вернуться в центр слева. Пройти  кабинет из правого угла через центр по диагонали обойти кабинет вокруг и вернуться в правый  угол по диагонали через центр из противоположного угла, повернуться на месте вокруг себя и поскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа.

б) то же выполнить слева;

в) по словесной инструкции проделать эти же задания

 

Отмечаются: ошибки в пространственной координации: незнание

сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения.

6. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПА

а) в течение определенного  времени удерживать заданный темп в  движениях рук, показываемых логопедом. По сигналу логопеда предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны на пояс опустить.

б) письменная проба: предлагается чертить на бумаге палочки в стречку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе.

 

Отмечаются: темп   нормальный    ускоренный,   быстрый,   замедленный, медленный.

7. ИССЛЕДОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОГО  ЧУВСТВА

а) простучать за педагогом  карандашом ритмический рисунок:

//  /  /  //  ///  /  /   ///   //   //   //   ///   ///   //   ///   ///   //    ////    ////   //

б) музыкальное эхо Логопед  ударяет в определенном ритме  по ударному инструменту (бубен, барабан  и т. д.) ребенок должен точно повторить  услышанное

 

Отмечаются: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка повторяет   в   ускоренном   или   замедленном   по   сравнению   с образцом  темпе:   нарушает   количество  элементов   в   данном ритмическом рисунке.


 

ВЫВОДЫ: ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ  НАРУШЕННЫЕ И СОХРАННЫЕ СТОРОНЫ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Обследование  произвольной моторики пальцев рук

Все предлагаемые задания  выполняются по показу, затем по словесной инструкции.

 

Прием

Содержание задания

Характер выполнения

1 ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТИЧЕСКОЙ  КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

а) распрямить    ладонь     со сближенными     пальцами     на правой руке и удержать в вертикальном      положении     под счет от 1 до 15;

б) аналогично выполнить  левой рукой,

в) выполнить эту позу на обеих руках одновременно;

г) распрямить ладонь, развести  все  пальцы  в стороны  и удержать   в   этом   положении под   счет   (1—15)   на   правой руке затем на левой и на обеих руках одновременно;

д) выставить первый и пятый пальцы и   удержать эту позу под счет (1 —15) в той же последовательности; е) показать второй и третий пальцы, остальные пальцы собрать в щепоть – поза «зайчик», удержать по счет (1- 15), выполнение осуществляется в той же последовательности;

ж) второй и пятый пальцы выпрямлены, остальные собраны в  кулак, удержать позу под счет 1- 15 на правой, левой и обеих руках.

з) сложить первый и второй пальцы в кольцо, остальные выпрямить, удержать под счет (1-15) в той последовательности;

и) положить третий палец  на второй, остальные собрать в  кулак, удержать под счет (1-5) в той  же последовательности.

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ  КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

а) выполнить под счет: пальцы сжать в кулак – разжать (5-8 раз на правой руке, левой, обеих  руках;

б) держа ладонь на поверхности  стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-8 раз) на правой, левой, обеих руках;

в) сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-8 раз) в той  же последовательности;

г) попеременно соединять  все пальцы руки с большим пальцем (первым), начиная со второго пальца правой руки, за тем левой, обеих  рук одновременно;

д) менять положение обеих рук одновременно: одна кисть в позе «ладони», другая сжата в кулак (5-8 раз):

е) положить вторые пальцы на третьи на обеих руках (5-8 раз)

 

Отмечаются: плавное, точное и одновременное выполнение проб: напряженность, скованность движений, нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда) нарушение переключения от одного движения к другому, наличие синкинезий, гиперкинезов невозможность удержания созданной позы невыполнение движения.


 

ВЫВОДЫ:          ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ          НАРУШЕННЫЕ          И СОХРАННЫЕ СТОРОНЫ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК

 

Обследование  состояния органов артикуляционного аппарата

Изучение состояния, органов  артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.

  1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата

Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт, наличие слюнотечения: характер линии губ и плотность их смыкания: имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры. Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ языка зубов, мягкого неба челюстей, твердого неба.

ГУБЫ — естественной толщины, толстые, расщепление верхней губы,  послеоперационные рубцы,  загубные уздечки (укорочены короткая уздечка верхней губы).

ЗУБЫ — ровные,  здоровые, расположены вне челюстной дуги мелкие    редкие,   кривые,   недоразвитые,   кариозные,   наличие диастем     ПРИКУС    —    физиологический,    открытый    передний, открытый    боковой    односторонний     двухсторонний.   СТРОЕНИЕ ЧЕЛЮСТИ    —   прогения     прогнаны,    норма.     ЯЗЫК    —    толстый, вялый,      напряженный,      маленький,    длинный,       узкий,       не выражены   части   языка, оттянут вглубь   рта.   ПОДЪЯЗЫЧНАЯ УЗДЕЧКА   —   короткая,    эластичная,    натянутая,     приращенная, неэластичная, норма.

МАЛЕНЬКИЙ    ЯЗЫЧОК    —    отсутствует,     укорочен     расщеплен свисает неподвижно по средней пинии, отклоняется в сторону

НЕБО —    куполообразное,    естественной  высоты,    чрезмерно узкое,   высокое    плоское,   низкое,   расщелина   твердого   неба расщепление         альвеолярного         отростка,         субмукозная расщелина.

ВЫВОДЫ: АНАТОМИЧЕСКОЕ СТОРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ, БЕЗ ОТКЛОНЕНИЙ.

 

 

  1. Обследование моторики органов артикуляционного аппарата

Обследование моторики органов  артикуляционного аппарата направлено на изучение функционального состояния  активных органов артикуляционного аппарата и включает исследование двигательных функций органов артикуляционного аппарата, динамической организации  движений этих органов и изучение состояния мимической мускулатуры.

 

А. Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата

 

Прием

Содержание задания 

Характер выполнения

1. Исследова-

ние двигатель-

ной функции  губ по словес-

ной инструк-

ции проводит-ся после вы-полнения за-

дания по показу

а) сомкнуть губы;

б) округлить губы, как  при произношении звука «о», –  удержать позу под счет до 5;

в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу под счет до 5;

г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их), удержать позу по счет до 5;

д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу по счет до 5;

е) поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы), удержать позу;

ё) опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы), удержать позу;

ж) одновременно поднять  верхнюю губу вверх и опустить нижнюю;

з) многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».

 

Отмечаются: выполнение правильное: диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц истощаемости движений, наличие тремора, саливации, гиперкинезов, активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается.

2.исследование

двигательной функции челюсти проводят по показу, затем по словесной инструкции

а) широко раскрыть рот при  произношении звука и закрыть;

б) сделать движение челюстью вправо;

в) сделать движение влево;

г) выдвинуть нижнюю вперед

 

Отмечаются: выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; наличие содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается.

3. ИССЛЕДОВА-

НИЕ ДВИГАТЕЛЬ-

НЫХ ФУНКЦИЙ ЯЗЫКА (ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА И КАЧЕСТВА ДВИЖЕНИЙ ЯЗЫКА) ПО ПОКАЗУ И СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ

а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под  счет до 5;

б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под  счет до 5;

в) переводить кончик языка  поочередно из правого угла рта в  левый угол, касаясь губ;

г) сделать язык «лопатой»  (широким), а затем «иголочкой» (узким);

д) упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку;

е) поднять кончик языка  к верхним зубам, подержать под  счет и опустить к нижним зубам;

ё) выдвинуть широкий язык вперед, а затем занести назад  в ротовую полость;

ж) стоя вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу и закрыть глаза (логопед поддерживает рукой спину ребенка)

 

Отмечаются: выполнение правильное, движения языка имеют недостаточный диапазон; появляются содружественные движения; язык движется неуклюже всей массой, медленно неточно; имеются отклонения языка в сторону тремор, гиперкинезы; истощаемость движений, саливация; удерживается ли язык в определенном положении; движение не удается.

4. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ  ФУНКЦИИ МЯГКОГО НЕБА

а) широко открыть рот  и четко произнести звук «а» (в  этот момент в норме мягкое небо поднимается)

б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появляться рвотный рефлекс)

в) при высунутом между  зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи

 

Отмечаются: выполнение правильное; объем движения ограничен, наличие содружественных движений, малой подвижности небной занавески,

Гиперкинезов, саливации, движение не удается

5. исследование продолжительности и силы выдоха

а) сыграть на любом духовом  инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т.д.)

б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.

 

Отмечаются: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого)

Информация о работе Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата