Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:09, статья
Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт, наличие слюнотечения: характер линии губ и плотность их смыкания: имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры. Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ языка зубов, мягкого неба челюстей, твердого неба.
Б. Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата
Все предъявляемые формы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений
Содержание задания |
Характер выполнения |
1. Оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, занести язык за нижние зубы, закрыть рот. 2. Широко открыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть губы в трубочку, закрыть рот и сомкнуть губы. 3. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его. 4. Широко открыть рот,
дотронуться кончиком языка до
нижней губы, поднять кончик языка
к верхним зубам, затем 5. Положить широкий язык на нижнюю губу, приподнять боковые края и кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот, опустить кончик языка за нижние зубы и закрыть рот. 6. Повторить звуковой
или слоговой ряд несколько
раз (последовательность |
|
Отмечаются: выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, инертность движения, недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются, легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую и с одного звукового ряда на другой |
ВЫВОДЫ: ДВИЖЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА АКТИВНЫЕ, ВЯЛЫЕ, ПАССИВНЫЕ; ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ ПОЛНЫЙ, НЕПОЛНЫЙ; присутствует ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ, ОТСУТСТВУЕТ ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ; НАБЛЮДАЮТСЯ ГИПЕРКИНЕЗЫ, СИНКИНЕЗИИ, САЛИВАЦИЯ, ТРЕМОР; МОТОРНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ; ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПЕРЕХОДА ОТ ОДНОГО ДВИЖЕНИЯ К ДРУГОМУ, ЗАСТРЕВАНИЕ НА ОДНОМ ДВИЖЕНИИ, РАСТОРМОЖЕННОСТЬ.
В. Обследование мимической мускулатуры
Приемы исследования мимической
мускулатуры позволяют
Прием |
Содержание задания |
Характер выполнения |
1.Исследование объема и качества движения мышц лба |
а) нахмурить брови б) поднять брови |
|
Отмечаются: выполнение правильное; проба выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.), движение не удается | ||
2. Исследование объема и качества движений мышц глаз |
а) легко сомкнуть веки б) плотно сомкнуть веки в) закрыть правый глаз, затем левый г) подмигнуть |
|
Отмечаются: выполнение правильное; движение не удается; появление содружественных движений | ||
3. Исследование объема и качества движений мышц щек |
а) надуть левую щеку б) надуть правую щеку в) надуть обе щеки одновременно г) втянуть щеки в рот |
|
Отмечаются: выполнение правильное; движение выполняется с напряжением, не в полном объеме; изолированное надувание одной щеки не удается; поза не выполняется. | ||
4. Исследование
возможности произвольного |
выразить мимикой лица: а) удивление б) радость в) испуг г) грусть д) сердитое лицо |
|
Отмечаются: правильное выполнение; мимическая картина нечеткая, движение выполняется с одной стороны; поза не создается. | ||
5. Исследование символичес-кого праксиса |
а) свист б) поцелуй в) улыбка г) оскал д) плевок е) цоканье |
|
Отмечаются: выполнение правильное; объем движений ограничен, появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; напряженность; движение не удается |
ВЫВОДЫ: ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ИННЕРВАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ; ОТМЕЧАЕТСЯ ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ НЕРВОВ.
Импрессивная речь
Работа со словами |
4-5 лет |
||
начало года |
середина года |
конец года | |
Единственное и
множественное число - Покажи где шар? Где шары? - Где гриб? Где грибы? - Где слоны? Где слон? |
|||
Единственное и множественное число глаголов (пары картинок): - На столе лежит (что?) …. (ребёнок показывает или отвечает «тетрадь»); - На столе лежат (что?) …. («тетради»); - На окне стоят (что?) ….. («цветы»); - На окне стоит (что?) …. («цветок»). |
|||
Предложно-падежные конструкции (в, на, над, под, у, с, по, до): - на стол ставят
коробку с крышечкой, ребёнку
дают кружочек из картона и
предлагают положить кружочек
на коробку, под коробку, в ко |
|||
Род прилагательных: - ребёнку предлагают три картинки лев, собака, яблоко.Объясняют содержание изображённого на картинках: большой лев, большая собака, большое яблоко. Затем ребёнку предлагают закончить фразу: - О ком я говорю: большой (кто?) … (ребёнок называет или показывает «лев»); большая (кто?) …(«собака»); большое ( что?) … («яблоко»). |
|||
Уменьшительно-ласкательные существительные: - Покажи, где дом, а где домик? - Покажи, где стол, а где столик? - Покажи где ложка, а где ложечка? |
|||
Глаголы с приставками: - Покажи на картинке, где мальчик входит в комнату? - Покажи на картинке, где мальчик переходит через дорогу? - Покажи на картинке, где мальчик подходит к дому? |
|||
Выполнение одно-, двухступенчатых инструкций: - Возьми мяч; - Возьми у меня карандаш и убери его в коробочку. |
|||
Понимание предложений: - Ребёнку предлагают
рассмотреть картинки и - Мальчик рисует цветок. - Девочка сидит за столом. |
Работа со словами |
5-6 лет |
|||
начало года |
середина года |
конец года | ||
Единственное и
множественное число |
||||
Единственное и множественное число глаголов (пары картинок). |
||||
Предложно-падежные конструкции (над, перед, за около). |
||||
Род прилагательных. |
||||
Уменьшительно-ласкательные существительные. |
||||
Глаголы с приставками. |
||||
Выполнение двух-, трёхступенчатых инструкций. |
||||
Единственное и
множественное число |
||||
Единственное и множественное число глаголов (пары картинок). |
||||
Предложно-падежные конструкции (над, перед, за около). |
||||
Род прилагательных. |
||||
Уменьшительно-ласкательные существительные. |
||||
Глаголы с приставками. |
||||
Выполнение двух-, трёхступенчатых инструкций. |
||||
Понимание предложений. |
Методические рекомендации по заполнению.
ОЦЕНКА (в баллах):
5 - понимает обращённую речь в полном объёме;
4 – хорошо ориентируется
в названиях предметов,
3- понимает обращённую
речь на бытовом уровне, понимает
просьбы, связанные с
2 – понимание обращённой речи ограниченное, в пределах ситуации;
1 – ребёнок с
сохранным слухом не
Сенсомоторный уровень речи
Общее звучание речи
Показатели |
4 -7 лет |
||
начало года |
середина года |
конец года | |
Разборчивость |
|||
Темп |
|||
Ритм |
|||
Дыхание |
|||
Голос |
Методические рекомендации по заполнению.
Разборчивость:
5 баллов – разборчивость речи не нарушена;
4 балла – разборчивость речи несколько снижена;
3 балла - речь смазанная, невнятная;
2 балла - речь мало понятная окружающим;
1 балл – речь понятна только близким.
Темп:
5 – темп соответствует норме;
4 – незначительные,
единичные нарушения темпа
3 – темп речи быстрый (замедленный), запинки.
2 – тахилалия, брадилалия, заикание.
1 – значительные нарушения темпа речи, затрудняющие её понимание.
Ритм :
5 – ритм речи соответствует норме;
4 - незначительные, единичные нарушения ритма речи;
3 – нарушения ритма речи (дисритмия, растянутый, скандированный ритм речи);
2 – проявления гиперкинезов;
1 - значительные нарушения ритма речи, затрудняющие её понимание.
Дыхание:
5 – дыхание свободное;
4 – незначительные, единичные нарушения дыхания;
3 – частые нарушения
дыхания (затруднённое дыхание,
2 – дыхание ключичное, ротовой вдох не сформирован, носовое дыхание отсутствует, при фонации выдох смешанный;
1 – грубые нарушения дыхания, несформированность речевого дыхания.
Голос:
5 – N
4 – голос тихий, слабый; отклонений тембра нет;
3 – голос монотонный, тихий, маломодулированный, незначительные отклонения тембра;
2 – нарушения тембра голоса (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий); наличие носового оттенка;
1 – особенности голоса невозможно определить из-за невнятности речи.
Артикуляционная моторика
Упражнения |
4 -7 лет |
||
начало года |
середина года |
конец года | |
«Улыбка» |
|||
«Хоботок» |
|||
«Лопатка» |
|||
«Иголка» |
|||
«Улыбка - хоботок» |
|||
«Качели» |
|||
«Маятник» |
|||
«Лошадка» |
|||
«Орешек» |
Методические рекомендации по заполнению.
При обследовании логопед отмечает:
Объём движений – строго ограничен, неполный, полный;
Тонус – N, повышен, понижен;
Подвижность – достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия;
Переключаемость, точность движений – достаточная, недостаточная;
ОЦЕНКА (в баллах):
5 – правильное
выполнение с точным
4 – все движения
доступны, объём полный, тонус нормальный,
темп выполнения и
3 – замедленное и напряжённое выполнение;
2 – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
1 – невыполнение.
Протокол обследования звукопроизношения.
Звук |
Оптический раздражитель (картинка) |
Речевая реакция на оптический раздражитель |
Речевая реакция на акустический раздражитель (воспроизведение по слуху) |
Употребление звука в собственной речи (по сюжетной картинке) |
произношение звука |
Характер нарушения |
примечание | ||||
изолированно |
В словах |
отсутствие |
искажение |
замена |
смешение |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Гласные Ы |
дым мышь грибы |
||||||||||
А |
аист мак игла |
||||||||||
У |
утка муха кенгуру |
||||||||||
О |
осы кот окно |
||||||||||
И |
ива слива петухи |
||||||||||
Согласные С |
колесо сосна нос |
||||||||||
С΄ |
сирень письмо гусь |
||||||||||
З |
замок коза |
||||||||||
З΄ |
земляника газета |
||||||||||
Ц΄ |
цветок курица огурец |
||||||||||
Ш |
шапка кошка мышь |
||||||||||
Ж |
жук лыжи лыжник |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Ч |
чулок очки ключ |
||||||||||
Щ |
щетка ящик плащ |
||||||||||
Л |
лодка пила стол бутылка |
||||||||||
Л΄ |
лента будильник свирель туфли |
||||||||||
Р |
рука корона топор трамвай |
||||||||||
Р΄ |
редиска веревка дверь |
||||||||||
Б |
бабочка зубы арбуз |
||||||||||
Б΄ |
белка |
||||||||||
П |
панама платок сноп |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
П΄ |
петух ступеньки сноп |
||||||||||
Д |
Дом дедушка карандаш |
||||||||||
Г |
голова нога глаза гитара |
||||||||||
К |
кукла рука молоток |
||||||||||
К΄ |
кепка тапки |
||||||||||
Х |
халат мука хлеб петух орехи |
||||||||||
М |
мухомор лампа дом мяч |
||||||||||
Н |
нож конфета лимон |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Н΄ |
сани нитки пень коньки |
||||||||||
В |
ворона корона гвозди |
||||||||||
В΄ |
свинья венок |
||||||||||
Ф |
фартук кофта шкаф филин |
||||||||||
Т |
туфли котлеты кот |
||||||||||
Т΄ |
теле-визор утюг |
||||||||||
Йотация |
яблоко обезьяна змея юбка верблюд ель огурец ёжик берёза |
||||||||||
АИ, ЕЙ |
трамвай чайник воробей лейка |
||||||||||
ЬЯ, ЪЕ |
свинья ружье платье |
Методические рекомендации по заполнению.
1 – изолированное произношение, 2 – в слове, 3- в фразе, 4 – в речи
В процессе обследования логопед отмечает:
- N; (5 баллов)
- фонетический строй
речи сформирован недостаточно,
изолированно все звуки
- фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, искажения); (3 балла)
- фонологические дефекты (замены, смешения). (2-1 балл)
ОЦЕНКА ( в баллах):
5 – безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;
4 – один - два
звука правильно произносятся
изолированно и отражённо, но
иногда подвергаются
3 – нарушено произношение трёх - пяти звуков;
2 – в любой
позиции искажаются или
1 – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются десять и более звуков.
ВЫВОДЫ: ВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ СООТВЕТСВУЕТ ВОЗРАСТУ; МОНОМОРФНОЕ НАРУШЕНИЕ, ПОЛИМОРФНОЕ, АНТОПОФОНИЧЕСКИЙ ДЕФЕКТ (ВИД ИСКАЖЕНИЯ); ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ (ОТСУТСТВИЕ ЗВУКА, ЗАМЕНА ЗВУКА, СМЕШЕНИЕ ЗВУКОВ).
Слоговая структура слова
Протокол обследования слоговой структуры слова
Вид слоговой структуры слова |
Оптический раздражитель (картинка) |
Речевая реакция на оптический раздражитель |
Речевая реакция на акустический раздражитель |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Односложные слова с закрытым слогом |
мак дом сыр |
|||
Двусложные слова из 2 прямых открытых слогов |
рука роза лапа |
|||
Двусложные слова с 1 закрытым слогом |
сахар диван забор |
|||
Двусложные слова со стечением согласных с середины слова |
кукла марка утка арбуз карман |
|||
Односложные слова со стечением согласных в начале слова |
стол стул шкаф |
|||
Односложные слова со стечением согласных в конце слова |
волк тигр |
|||
Двусложные слова со стечением согласных в начале слова |
трава брови книга |
|||
Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова |
клумба клубника |
|||
Двусложные слова со стечением согласных в конце слова |
корабль бинокль |
|||
Трехсложные слова из 3 открытых слогов |
панама канава малина |
|||
Трехсложные слова с последним закрытым слогом |
кошелек пулемет телефон |
|||
Трехсложные слова со стечением согласных |
конфеты памятник винтовка термометр тракторист |
|||
Четырехсложные слова с открытыми слогами |
паутина черепаха |
|||
Многосложные слова из сходных звуков |
клубок колосок корзина картина |
Информация о работе Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата