Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:09, статья

Краткое описание

Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт, наличие слюнотечения: характер линии губ и плотность их смыкания: имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры. Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ языка зубов, мягкого неба челюстей, твердого неба.

Файлы: 1 файл

речевая карта.docx

— 82.84 Кб (Скачать)

 

Б. Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата

Все предъявляемые формы  вначале проводятся по показу, а  затем по словесной инструкции при  многократном повторении проводимого  комплекса движений

Содержание задания

Характер выполнения

1. Оскалить зубы, широко  открыть рот, положить широкий  язык на нижнюю губу, занести  язык за нижние зубы, закрыть  рот.

2. Широко открыть рот,  как при звуке «а», растянуть  губы в улыбку, вытянуть губы  в трубочку, закрыть рот и сомкнуть  губы.

3. Широко раскрыть рот,  затем попросить полузакрыть и закрыть его.

4. Широко открыть рот,  дотронуться кончиком языка до  нижней губы, поднять кончик языка  к верхним зубам, затем опустить  за нижние зубы и закрыть  рот.

5. Положить широкий язык  на нижнюю губу, приподнять боковые  края и кончик языка, чтобы  получилась «чашечка», занести  эту «чашечку» в рот, опустить  кончик языка за нижние зубы  и закрыть рот.

6. Повторить звуковой  или  слоговой ряд несколько  раз (последовательность звуков  и слогов изменяется) «а-и-у», «у-и-а», «ка-па-та», па-ка-та», «пла-плу-пло», «рал-лар-тар-тал», «скла-взма-здра»

 

Отмечаются: выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, инертность движения, недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются, легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую и с одного звукового ряда на другой


 

ВЫВОДЫ: ДВИЖЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА АКТИВНЫЕ, ВЯЛЫЕ, ПАССИВНЫЕ; ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЙ ПОЛНЫЙ, НЕПОЛНЫЙ; присутствует ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ, ОТСУТСТВУЕТ ЗАМЕНА ДВИЖЕНИЙ; НАБЛЮДАЮТСЯ ГИПЕРКИНЕЗЫ, СИНКИНЕЗИИ, САЛИВАЦИЯ, ТРЕМОР; МОТОРНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ; ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПЕРЕХОДА ОТ ОДНОГО ДВИЖЕНИЯ К ДРУГОМУ, ЗАСТРЕВАНИЕ НА ОДНОМ ДВИЖЕНИИ,  РАСТОРМОЖЕННОСТЬ.

 

 

В. Обследование мимической мускулатуры

Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражение черепно-мозговых нервов, что является одним из симптомов  дизартрических расстройств речи. Предлагаемые пробы выполняются сначала по показу, а затем по словесной инструкции.

Прием

Содержание 

задания

Характер 

выполнения

1.Исследование  объема и качества движения  мышц лба 

а) нахмурить брови

б) поднять брови

 

Отмечаются: выполнение правильное; проба выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.), движение не удается

2. Исследование  объема и качества движений  мышц глаз

а) легко сомкнуть веки

б) плотно сомкнуть веки

в) закрыть правый глаз, затем  левый

г) подмигнуть

 

Отмечаются: выполнение правильное; движение не удается; появление содружественных движений

3. Исследование  объема и качества движений  мышц щек

а) надуть левую щеку

б) надуть правую щеку

в) надуть обе щеки одновременно

г) втянуть щеки в рот

 

Отмечаются: выполнение правильное; движение выполняется с напряжением, не в полном объеме; изолированное надувание одной щеки не удается; поза не выполняется.

4. Исследование  возможности произвольного формирования  определенных мимических поз

выразить мимикой лица:

а) удивление

б) радость

в) испуг

г) грусть

д) сердитое лицо

 

Отмечаются: правильное выполнение; мимическая картина нечеткая, движение выполняется с одной стороны; поза не создается.

5. Исследование  символичес-кого праксиса

а) свист

б) поцелуй

в) улыбка

г) оскал

д) плевок

е) цоканье

 

Отмечаются: выполнение правильное; объем движений ограничен, появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; напряженность; движение не удается


 

ВЫВОДЫ: ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ИННЕРВАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ; ОТМЕЧАЕТСЯ ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ НЕРВОВ.

 

 

Импрессивная речь

 

Работа со словами

4-5 лет

   
 

начало года

середина года

конец года

Единственное и  множественное число существительных:

- Покажи где шар?  Где шары?

- Где гриб? Где  грибы?

- Где слоны? Где  слон?

     

Единственное и  множественное число глаголов (пары картинок):

- На столе лежит  (что?) …. (ребёнок показывает или  отвечает «тетрадь»);

- На столе лежат  (что?) …. («тетради»);

- На окне стоят  (что?) ….. («цветы»);

- На окне стоит  (что?) …. («цветок»).

     

Предложно-падежные конструкции (в, на, над, под, у, с, по, до):

- на стол ставят  коробку с крышечкой, ребёнку  дают кружочек из картона и  предлагают положить кружочек   на коробку, под коробку, в коробку).

     

Род прилагательных:

- ребёнку предлагают  три картинки лев, собака, яблоко.Объясняют содержание изображённого на картинках: большой лев, большая собака, большое яблоко. Затем ребёнку предлагают закончить фразу:

- О ком я говорю: большой (кто?) … (ребёнок называет или показывает «лев»); большая (кто?) …(«собака»); большое ( что?) … («яблоко»).

     

Уменьшительно-ласкательные существительные:

- Покажи, где дом,  а где домик?

- Покажи, где стол, а где столик?

- Покажи где ложка,  а где ложечка?

     

Глаголы с приставками:

- Покажи на картинке, где мальчик входит в комнату?

- Покажи на картинке, где мальчик переходит через дорогу?

- Покажи на картинке, где мальчик подходит к дому?

     

Выполнение одно-, двухступенчатых инструкций:

- Возьми мяч;

- Возьми  у меня карандаш и убери  его в коробочку.

     

Понимание предложений:

- Ребёнку предлагают  рассмотреть картинки и показать:

- Мальчик рисует цветок.

- Девочка  сидит за столом.

     

 

Работа со словами

5-6 лет

   
 

начало года

середина года

конец года

Единственное и  множественное число существительных.

     

Единственное и  множественное число глаголов (пары картинок).

     

Предложно-падежные конструкции (над, перед, за около).

     

Род прилагательных.

     

Уменьшительно-ласкательные существительные.

     

Глаголы с приставками.

     

Выполнение  двух-, трёхступенчатых инструкций.

     

Единственное и  множественное число существительных.

     

Единственное и  множественное число глаголов (пары картинок).

     

Предложно-падежные конструкции (над, перед, за около).

     

Род прилагательных.

     

Уменьшительно-ласкательные существительные.

     

Глаголы с приставками.

     

Выполнение  двух-, трёхступенчатых инструкций.

     

Понимание предложений.

     

 

Методические рекомендации по заполнению.

ОЦЕНКА (в баллах):

5 - понимает обращённую  речь в полном объёме;

4 – хорошо ориентируется  в названиях предметов, изображённых  на картинках, но с трудом  ориентируется в названиях действий, признаков предметов;

3- понимает обращённую  речь на бытовом уровне, понимает  просьбы, связанные с обиходным  предметным миром:

2 – понимание  обращённой речи ограниченное, в  пределах ситуации;

1 – ребёнок с  сохранным слухом не воспринимает  речи окружающих, иногда реагирует  на своё имя, реже на интонации  запрещения или поощрения.

 

Сенсомоторный уровень речи

 

Общее звучание речи

Показатели

4 -7 лет

   
 

начало года

середина года

конец года

Разборчивость

     

Темп

     

Ритм

     

Дыхание

     

Голос

     

 

Методические рекомендации по заполнению.

Разборчивость:

5 баллов – разборчивость  речи не нарушена;

4 балла  – разборчивость речи несколько снижена;

3 балла -   речь смазанная, невнятная;

2 балла - речь  мало понятная окружающим;

1 балл – речь  понятна только близким.

Темп:

5 – темп соответствует  норме;

4 – незначительные, единичные нарушения темпа речи;

3 – темп речи  быстрый (замедленный), запинки.

2 – тахилалия, брадилалия, заикание.

1 – значительные  нарушения темпа речи, затрудняющие  её понимание.

Ритм :

5 – ритм речи  соответствует норме;

4  - незначительные, единичные нарушения ритма речи;

3 – нарушения  ритма речи (дисритмия, растянутый, скандированный ритм речи);

2 – проявления  гиперкинезов;

1 - значительные  нарушения ритма речи, затрудняющие  её понимание.

Дыхание:

5 – дыхание свободное;

4 – незначительные, единичные нарушения дыхания;

3 – частые нарушения  дыхания (затруднённое дыхание,  поверхностное, неглубокое, неровное; носовое дыхание затруднено);

2 – дыхание ключичное,  ротовой вдох не сформирован,  носовое дыхание отсутствует,  при фонации выдох смешанный;

1 – грубые нарушения  дыхания, несформированность речевого дыхания.

Голос:

5 – N

4 – голос тихий,  слабый; отклонений тембра нет;

3 – голос монотонный, тихий, маломодулированный, незначительные отклонения тембра;

2 – нарушения  тембра голоса (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий); наличие носового  оттенка;

1 – особенности  голоса невозможно определить  из-за невнятности речи.

 

Артикуляционная моторика

 

Упражнения

4 -7 лет

   
 

начало года

середина года

конец года

«Улыбка»

     

«Хоботок»

     

«Лопатка»

     

«Иголка»

     

«Улыбка - хоботок»

     

«Качели»

     

«Маятник»

     

«Лошадка»

     

«Орешек»

     

 

Методические рекомендации по заполнению.

При обследовании логопед  отмечает:

Объём движений – строго ограничен, неполный, полный;

Тонус – N, повышен, понижен;

Подвижность – достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия;

Переключаемость, точность движений – достаточная, недостаточная;

ОЦЕНКА (в баллах):

5 – правильное  выполнение с точным соответствием  всех характеристик движения;

4 – все движения  доступны, объём полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость  несколько замедленны;

3 – замедленное  и напряжённое выполнение;

2 – выполнение  с ошибками: длительный поиск  позы, неполный объём движения  в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

1 – невыполнение.

 

Протокол обследования звукопроизношения.

Звук

Оптический раздражитель (картинка)

Речевая реакция на оптический раздражитель

Речевая реакция на акустический раздражитель (воспроизведение по слуху)

Употребление звука в  собственной речи (по сюжетной картинке)

произношение звука

Характер нарушения произношения звука

примечание

         

изолированно

В словах

отсутствие

искажение

замена

смешение

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Гласные Ы

дым

мышь

грибы

                   

А

аист

мак

игла

                   

У

утка

муха

кенгуру

                   

О

осы кот окно

                   

И

ива

слива

петухи

                   

Согласные С

колесо сосна нос

                   

С΄

сирень

письмо

гусь

                   

З

замок

коза

                   

З΄

земляника

газета

                   

Ц΄

цветок

курица

огурец

                   

Ш

шапка

кошка

мышь

                   

Ж

жук

лыжи 

лыжник

                   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ч

чулок

очки

ключ

                   

Щ

щетка

ящик

плащ

                   

Л

лодка

пила

стол

бутылка

                   

Л΄

лента

будильник

свирель

туфли

                   

Р

рука

корона

топор

трамвай

                   

Р΄

редиска веревка

дверь

                   

Б

бабочка

зубы

арбуз

                   

Б΄

белка

                   

П

панама

платок

сноп

                   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

П΄

петух

ступеньки

сноп

                   

Д

Дом

дедушка

карандаш

                   

Г

голова

нога

глаза

гитара

                   

К

кукла

рука

молоток

                   

К΄

кепка

тапки

                   

Х

халат

мука

хлеб

петух

орехи

                   

М

мухомор

лампа

дом

мяч

                   

Н

нож

конфета

  лимон

                   

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Н΄

сани

нитки

пень

 коньки

                   

В

 ворона

 корона

 гвозди

                   

В΄

 свинья

венок

                   

Ф

 фартук

кофта

шкаф

 филин

                   

Т

 туфли

котлеты

кот

                   

Т΄

теле-визор

утюг

                   

Йотация

 яблоко

обезьяна

змея

юбка

верблюд

ель

 огурец

ёжик

 берёза

                   

АИ, ЕЙ

трамвай

чайник

воробей

лейка

                   

ЬЯ, ЪЕ

свинья ружье

платье

                   

 

Методические рекомендации по заполнению.

1 – изолированное  произношение, 2 – в слове, 3- в фразе, 4 – в речи

В процессе обследования логопед отмечает:

- N; (5 баллов)

- фонетический строй  речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит  правильно, но при увеличении  речевой нагрузки наблюдается  общая смазанность речи; (4 балла)

- фонетические дефекты  звукопроизношения (пропуски, искажения); (3 балла)

- фонологические  дефекты (замены, смешения). (2-1 балл)

ОЦЕНКА ( в баллах):

5 – безукоризненное  произношение всех звуков в  любых речевых ситуациях;

4 – один - два  звука правильно произносятся  изолированно и отражённо, но  иногда подвергаются искажениям  или заменам (недостаточно автоматизированы);

3 – нарушено  произношение трёх - пяти звуков;

2 – в любой  позиции искажаются или заменяются  шесть –девять звуков;

1 – искажениям  или заменам во всех речевых  ситуациях подвергаются  десять и более звуков.

 

ВЫВОДЫ: ВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ СООТВЕТСВУЕТ ВОЗРАСТУ; МОНОМОРФНОЕ НАРУШЕНИЕ, ПОЛИМОРФНОЕ, АНТОПОФОНИЧЕСКИЙ ДЕФЕКТ (ВИД ИСКАЖЕНИЯ); ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ (ОТСУТСТВИЕ ЗВУКА, ЗАМЕНА ЗВУКА, СМЕШЕНИЕ ЗВУКОВ).

 

 

Слоговая  структура слова

 

 

Протокол обследования слоговой структуры слова

Вид слоговой

структуры

слова

Оптический

раздражитель

(картинка)

Речевая

реакция

на оптический

раздражитель

Речевая

реакция

на акустический

раздражитель

Примечание

1

2

3

4

5

Односложные слова с закрытым слогом

мак

дом

сыр

     

Двусложные слова из 2 прямых открытых слогов

рука

роза

лапа

     

Двусложные слова с 1 закрытым слогом

сахар

диван

забор

     

Двусложные слова со стечением  согласных с середины слова

кукла

марка

утка

арбуз

карман

     

Односложные слова со стечением  согласных в начале слова

стол

стул

шкаф

     

Односложные слова со стечением согласных в конце слова

волк

тигр

     

Двусложные слова со стечением  согласных в начале слова

трава

брови

книга

     

Двусложные слова со стечением  согласных в начале и середине слова

клумба

клубника

     

Двусложные слова со стечением  согласных в конце слова

корабль

бинокль

     

Трехсложные слова из 3 открытых слогов

панама

канава

малина

     

Трехсложные слова с последним  закрытым слогом

кошелек

пулемет

телефон

     

Трехсложные слова со стечением  согласных

конфеты

памятник

винтовка

термометр

тракторист

     

Четырехсложные слова  с открытыми слогами

паутина

черепаха

     

Многосложные слова из сходных звуков

клубок

колосок

корзина

картина

     

Информация о работе Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата