Общая характеристика уровней образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования - рассмотреть действующий закон об образовании 2010 года. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть наиболее значимые новации концепции проекта об образовании 2010 года в системе образования;
Сравнить организации, осуществляющие образовательную деятельность;
Сравнить общие правила организации образовательного процесса и реализации образовательных программ;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Наиболее значимые новации концепции проекта об образовании 2010 года…….5
Глава 2. Общие правила организации образовательного процесса …………………..….....10
Глава 3. Общая характеристика уровней образования……………………………………....14
Заключение…………………………………………………………………………………..….26
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 71.98 Кб (Скачать)

      В законопроекте 2010 г. разделяется непосредственно дошкольное образование и сопровождающие его присмотр и уход за детьми, включая организацию их питания и режима дня. Законопроектом предусматривается, что услуги по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста могут оказываться в рамках индивидуальной педагогической деятельности. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование в области образования. Совершенствуются виды дошкольных образовательных организаций: детский сад; детский сад компенсирующего вида (коррекционный детский сад). При этом они вправе использовать специальные наименования в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (например, оздоровительная, с осуществлением приоритетного направления развития детей и пр.) (ст. 97 - 103).15

    В настоящее время предусматриваются  следующие виды общеобразовательных  учреждений:

    а) начальная общеобразовательная  школа (реализует общеобразовательную  программу начального общего образования);

    б) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные  программы начального общего и основного общего образования);

    в) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные  программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);

    г) средняя общеобразовательная школа  с углубленным изучением отдельных  предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);

    д) гимназия (реализует общеобразовательные  программы основного общего и  среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального

    общего  образования);

    е) лицей (реализует общеобразовательные  программы основного общего и  среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно - научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);

    ж) общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой;

    з) образовательное учреждение для  детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико-социальной помощи;

    и) образовательное учреждение для  детей дошкольного и младшего школьного возраста;

    к) общеобразовательная школа-интернат;

    л) и т.д. (ст. 19).16

    В законопроекте 2010 г. совершенствуются виды общеобразовательных организаций:

    1) общеобразовательная школа;

    2) коррекционная общеобразовательная  школа.

    Предусматривается возможность использования специальных  названий в наименовании общеобразовательных организаций. Например: общеобразовательные школы, обеспечивающие углубленную, профильную подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам (предметным областям) – общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; общеобразовательные школы, обеспечивающие на ступени среднего общего образования углубленную, профильную подготовку обучающихся по предметам (предметным областям) гуманитарного, социально - экономического, художественно- эстетического цикла, – гимназия; общеобразовательные школы, обеспечивающие на ступени среднего общего образования углубленную, профильную подготовку обучающихся по предметам (предметным областям) технического, математического, естественнонаучного цикла, – лицей; общеобразовательные школы, реализующие основные обще - образовательные программы, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными программами различной направленности, – президентское кадетское училище, суворовское военное училище, нахимовское военно-морское училище, кадетский корпус, кадетская школа, детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва. В общеобразовательной организации могут быть созданы условия для проживания обучающихся (интернат) (ст. 105)17.

    Законопроект 2010 г. предусматривает возможность реализации основных образовательных программ общего образования, интегрированных с дополнительными предпрофессиональными программами в целях получения обучающимися начальных знаний и навыков о профессии и подготовки обучающихся к продолжению образования по соответствующему направлению подготовки. Допускается интеграция основных образовательных программ общего образования с дополнительными предпрофессиональными программами в области физической культуры и спорта, а также с дополнительными предпрофессиональными программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. Такие интегрированные программы будут реализовываться соответственно в детских спортивно-юношеских школах олимпийского резерва и в кадетских корпусах (суворовских училищах) (ст. 108)18. На сегодняшний день отсутствует подробная регламентация на законодательном уровне.

    В законопроекте 2010 г. закрепляются особенности  предоставления общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в общеобразовательных школах, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, в том числе в коррекционных общеобразовательных школах или в коррекционных классах, классах интегрированного обучения общеобразовательных школ. Инвалиды получают общее образование в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Закрепляются особенности предоставления общего образования: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; обучающимся с девиантным поведением, направленным в специальные учебно-воспитательные организации; лицам, осужденным к лишению свободы. (ст. 111-113)19. В Действующем законодательстве так же отсутствуют позиции по данным категориям учащихся.

    Сейчас  начальное профессиональное образование (НПО) и среднее профессиональное образование (СПО) являются самостоятельными уровнями образования. В настоящее время образовательные программы СПО могут быть базовой подготовки и повышенной подготовки. Начальное профессиональное образование – самостоятельный уровень образования, обеспечивающий подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. Одновременно осуществляется профессиональная подготовка в целях ускоренного приобретения обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. В настоящее время профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией (ст. 20).20

       Законопроектом 2010 г. предполагается модернизировать систему подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена. С учетом этого предполагается, что СПО будет включать в себя два уровня образовательных программ:

    - подготовка квалифицированных рабочих;

    - подготовка специалистов среднего  звена.

      Часть программ НПО станет  программами СПО 1-го уровня. Это  обусловлено современным уровнем развития производства, внедрения новых наукоемких технологий, в которых уровень начального профессионального образования недостаточен для выполнения соответствующих видов работ.

    Оставшаяся  часть программ будет переведена в программы профессионального  обучения. Одновременно расширяются возможности подготовки по оставшейся части профессий рабочих. Законопроектом предлагается осуществлять подготовку рабочих не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве (в том числе в структурных подразделениях «необразовательных» организаций), в профессиональных образовательных организациях и в ряде случаев в общеобразовательных организациях – на третьей ступени общего образования (ст. 117)21.

    По  законопроекту 2010 г. профессиональное обучение осуществляется посредством реализации программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программ переподготовки рабочих и служащих, программ повышения квалификации рабочих и служащих (далее – программы профессионального обучения). Государство гарантирует бесплатность и общедоступность профессионального обучения по программам профессиональной подготовки в пределах основной общеобразовательной программы среднего общего образования, основных образовательных программ среднего профессионального образования, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 117)22. В действующем законодательстве отсутствует деление программ профессиональной подготовки на виды. Профессиональное образование осуществляется, как правило, на платной основе.

    В законопроекте 2010 г. закрепляются особенности реализации основных образовательных программ СПО, интегрированных с основными образовательными программами общего образования. Основные образовательные программы СПО, интегрированные с основными образовательными программами общего образования, реализуются профессиональными образовательными организациями в целях обеспечения получения общего образования лицами, осваивающими основные образовательные программы среднего профессионального образования на базе начального общего или основного общего образования. Нормативный срок освоения такой основной образовательной программы среднего профессионального образования увеличивается на срок, необходимый для получения общего образования (ст. 125)23.  Сейчас такое правовое регулирование отсутствует. В законопроекте 2010 г. закрепляется общедоступность среднего профессионального образования, т.е. без вступительных испытаний (за исключением специальностей, требующих наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств) (ст. 122)24. Сейчас же СПО предоставляется на конкурсной основе.

    В настоящее время образовательные  учреждения СПО могут быть следующих  видов:

    а) техникум - среднее специальное учебное  заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

    б) колледж - среднее специальное учебное  заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки (ст. 23)25.

    С учетом изменения уровней образовательных  программ по законопроекту 2010 г.  совершенствуются виды образовательных учреждений СПО:

    1) профессиональный лицей – профессиональная  образовательная организация, которая реализует программы подготовки квалифицированного рабочего и вправе реализовывать программы профессионального обучения, программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации квалифицированного рабочего;

    2) техникум – профессиональная  образовательная организация, которая  реализует программы подготовки  специалистов среднего звена,  программы подготовки квалифицированного рабочего и вправе реализовывать программы профессионального обучения, программы профессиональной переподготовки

    и повышения квалификации квалифицированного рабочего и специалиста среднего звена (ст. 123)26.

    В законопроекте 2010 г. регламентирована сдача квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен по завершении профессионального обучения проводится с целью определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и требованиям квалификационной характеристики (профессионального стандарта) и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям (должностям служащих). К квалификационным экзаменам допускаются лица, успешно прошедшие полный курс теоретического и производственного обучения по соответствующей программе (ст. 120)27. В сегодняшнем законодательстве данная регламентация отсутствует.

    В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» аспирантура  и докторантура относятся к послевузовскому  профессиональному образованию.

Информация о работе Общая характеристика уровней образования