- дополнительные
профессиональные программы:
- программы
профессиональной переподготовки;
- программы
повышения квалификации (профессионального
развития);
- специализированные
последипломные профессиональные
программы (программы ординатуры,
интернатуры, ассистентуры-стажировки)
Из числа образовательных исключаются
и становятся самостоятельным
видом программы - программы подготовки
научных кадров (докторантура)
Уточняются так же формы обучения. Согласно
действующему законодательству ( ст. 10)5,
с учетом потребностей и возможностей
личности образовательные программы осваиваются
в следующих формах:
- в образовательном
учреждении - в форме очной, очно
- заочной (вечерней), заочной;
- в форме семейного
образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных
форм получения образования. Обучение
по дополнительным профессиональным
образовательным программам осуществляется
с отрывом от работы, с частичным отрывом
от работы и без отрыва от работы.
По новому законопроекту предусматривается,
что в Российской Федерации
образование может быть получено:
-посредством
обучения в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность;
- вне
таких организаций, в том числе
в форме семейного образования,
самообразования.
Обучение в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, по основным
и дополнительным образовательным программам
в зависимости от объема обязательных
занятий педагогического работника с
обучающимися (воспитанниками) осуществляется
в очной, очно-заочной и заочной формах.
Допускается сочетание различных форм
обучения. Для обучающихся по основным
общеобразовательным программам, нуждающихся
в длительном лечении, образовательный
процесс организуется на дому или в лечебно-профилактических
учреждениях. Исключаются особые формы
обучения по дополнительным профессиональным
программам6.
Расширится
круг лиц, имеющих право осуществлять
образовательную деятельность. По закону
от 1992 года (ст. 11)7 образовательную
деятельность вправе вести:
- образовательные
учреждения;
- научные
организации (по образовательным
программам послевузовского профессионального
образования и по дополнительным профессиональным
образовательным программам);
- иные
организации любой организационно-правовой
фор-
мы
(по программам профессиональной подготовки);
- индивидуальные
предприниматели.
Согласно
законопроекту от 2010 года8 образовательную
деятельность вправе будут вести:
- образовательные
организации;
- научные
организации (по программам высшего
образования
- программам
магистратуры и программам подготовки
научно-
педагогических
кадров, по дополнительным профессиональным
программам и по программам профессионального
обучения);
- иные
организации любой организационно-правовой
формы (по программам профессионального
обучения и дополнительным профессиональным
образовательным программам);
- индивидуальные
предприниматели.
Будут
усовершенствованы типы и виды образовательных
организаций. Сейчас к образовательным
относятся учреждения следующих типов:
1)
дошкольные;
2)
общеобразовательные (начального
общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования);
3)
учреждения начального профессионального,
среднего профессионального, высшего
профессионального и послевузовского
профессионального образования;
4)
учреждения дополнительного образования
взрослых;
5)
специальные (коррекционные) для
обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья;
6 учреждения
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей (законных
представителей);
7)
учреждения дополнительного образования
детей;
8)
другие учреждения, осуществляющие
образовательный процесс.
Деятельность
государственных и муниципальных
образовательных учреждений регулируется
типовыми положениями об образовательных
учреждениях соответствующих типов и
видов, утверждаемыми уполномоченным
Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти,
и разрабатываемыми на их основе уставами
этих образовательных учреждений. Государственный
статус образовательного учреждения (тип,
вид и категория образовательного учреждения,
определяемые в соответствии с уровнем
и направленностью реализуемых им образовательных
программ) устанавливается при его государственной
аккредитации, если иное не предусмотрено
федеральными законами9.
Согласно
законопроекту 2010 года, в Российской
Федерации устанавливаются следующие
типы образовательных организаций, реализующих
основные образовательные программы:
1)
дошкольная образовательная организация;
2)
общеобразовательная организация;
3)
профессиональная образовательная
организация;
4)
образовательная организация высшего
образования.
Образовательные
организации, реализующие различные
виды дополнительных образовательных
программ, относятся к одному из следующих
типов:
1)
организация дополнительного образования;
2)
организация дополнительного профессионального
образования.
Образовательные
организации в рамках одного типа
могут подразделяться на виды и категории,
а также использовать специальные наименования
в соответствии с особенностями осуществляемой
образовательной деятельности.
Формируется перечень видов, категорий
и используемых для их обозначения
специальных наименований образовательных
организаций, а также при необходимости
устанавливаются особенности осуществления
образовательной деятельности отдельными
видами, категориями образовательных
организаций. Тип, вид, категория (при наличии)
образовательной организации определяются
при ее создании (реорганизации) или переименовании
в соответствии с законодательством об
образовании и закрепляются в уставе10.
По
проекту нового закона 2010 г. водится
кредитно-модульная система организации
образовательного процесса при реализации
профессиональных образовательных программ
(ст. 65)11. Введение кредитно-модульной
системы организации образовательного
процесса по каждому направлению подготовки
и специальности предусматривается ФГОС.
Система
зачетных единиц (кредитов) применяется
для определения объема учебной
нагрузки и временных затрат, необходимых
для освоения учебного курса, предмета,
дисциплины, модуля или образовательной
программы в целом. Количество зачетных
единиц (кредитов) по каждой образовательной
программе устанавливается ФГОС.
Сегодняшнее
законодательство данного пункта не
предусматривает. Кредитно - модульная
система применяется по желанию отдельных
вузов.
Предусматриваются так же сетевые
формы реализации и освоения основных
образовательных программ (ст. 66)12.
Основные образовательные программы могут
реализовываться организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, как самостоятельно,
так и совместно с иными организациями,
осуществляющими образовательную деятельность,
посредством организации сетевого взаимодействия.
В сетевых формах реализации образовательных
программ могут также участвовать организации
науки, культуры, спорта и иные организации,
обладающие ресурсами, необходимыми для
осуществления обучения, учебных и производственных
практик и иных видов учебной деятельности,
предусмотренных соответствующей образовательной
программой. Допускаются следующие сетевые
формы реализации образовательных программ:
совместная деятельность организаций,
осуществляющих образовательную деятельность,
направленная на обеспечение возможности
освоения обучающимся основной образовательной
программы с использованием ресурсов
нескольких организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, а также
при необходимости ресурсов организаций
науки, культуры и спорта и иных организаций;
зачет организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, реализующей основную образовательную
программу, результатов освоения обучающимся
в рамках индивидуального учебного плана
программ учебных курсов, предметов, дисциплин,
модулей, практик, дополнительных образовательных
программ в других организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, участвующих
в сетевом взаимодействии.
Сегодняшнее законодательство данного
пункта не предусматривает. Сетевые
формы применяются в отдельных субъектах
Российской Федерации, участвующих в КПМО.
Согласно
законопроекту от 2010 г., предусматривается
бюджетное финансирование негосударственных
образовательных организаций (ст. 87).
Предусматривается возможность финансового
обеспечения за счет бюджетных средств
образовательной деятельности негосударственных
организаций, реализующих основные общеобразовательные
программы, в пределах соответствующих
ФГОС.
Предусматривается
возможность финансового обеспечения
на конкурсной основе за счет бюджетных
средств образовательной деятельности
негосударственных организаций, реализующих
основные профессиональные образовательные
про-
граммы,
в пределах соответствующих ФГОС.
Определяются условия проведения конкурса
и критерии конкурсного отбора. Сегодняшним
законодательством данный пункт
не предусмотрен.
Вводятся
новые экономические институты
в сфере образования (ст. 93 - 96)13.
- Образовательное
кредитование.
- Формирование
целевого капитала, предназначенного
для финансового обеспечения образовательных
организаций.
- Коммерческая
концессия (франчайзинг) в сфере образования.
Объектом коммерческой концессии в сфере
образования является комплекс принадлежащих
юридическим или физическим лицам исключительных
прав на образовательные программы, методики
и технологии обучения, воспитания и контроля
качества образования, включая право на
коммерческое обозначение (наименование),
товарный знак, знак обслуживания. По договору
коммерческой концессии в сфере образования
правообладатель обязуется предоставить
организации пользователю, осуществляющей
образовательную деятельность, за вознаграждение
на срок или без указания срока право использовать
комплекс принадлежащих правообладателю
исключительных прав, деловой репутации
и опыта.
- Инвестиции
в сфере образования. Под инвестициями
в сфере образования понимаются бюджетные
и частные инвестиции, то есть вложение
денежных средств, ценных бумаг, иного
имущества, в том числе имущественных
прав, а также иных прав, имеющих денежную
оценку, в объекты образовательной деятельности
в целях достижения полезного эффекта
и (или) получения дохода. Объектами инвестирования
в сфере образования могут быть основные
средства, создание образовательных программ,
методик и технологий образования, воспитания
и контроля качества образования, фонды
целевого капитала, предназначенного
для финансового обеспечения образовательных
организаций, а также иные объекты, относящиеся
к обеспечению образовательной деятельности.
Инвестирование в сфере образования может
осуществляться в формах частно-государственного
партнерства.
Глава
3. Общая характеристика
уровней образования
Образовательная
программа дошкольного образования
de facto включает в себя и присмотр и уход
за детьми. В Законе РФ «Об образовании»
содержится общая норма, предусматривающая
возможность осуществления индивидуальной
трудовой педагогической деятельности.
Требования к лицам, осуществляющим такую
деятельность, не устанавливаются. В настоящее
время предусмотрены следующие виды дошкольных
образовательных учреждений: детский
сад для детей раннего возраста;
- детский сад
для детей предшкольного (старшего дошкольного)
возраста;
- детский сад
присмотра и оздоровления;
- детский сад
компенсирующего вида;
- детский сад
комбинированного вида;
- детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по одному
из направлений развития детей;
- центр развития
ребенка (ст. 18)14.