ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение гуманистических идей в истории педагогики эпохи Возрождения как важного условия формирования общей и педагогической культуры.
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи
изучить научную литературу по данной проблеме
охарактеризовать особенности культурно-исторического развития Европы в эпоху Возрождения
раскрыть содержание гуманизма как основы культуры Ренессанса
выявить ведущие тенденции развития гуманистических идей в образовании.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ 5
1.1.Предпосылки возникновения эпохи Ренессанса в Европе 5
1.2. Зарождение и сущность гуманистических идей 10
ГЛАВА 2.ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ПЕДАГОГИКЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ 20
2.1.Система образования в эпоху Возрождения 20
2.2 Педагогические идеи итальянских гуманистов. Т.Кампанелла 24
2.3.Педагогические идеи французских гуманистов. Ф Рабле и М.Монтень 28
2.4. Гуманистическое педагогическое движение в Западной Европе. Эразм Роттердамский и Томас Мор 31
2.5 .Педагогические идеи Яна Амоса Коменского 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 41

Файлы: 1 файл

Педагогика Возрождения.docx

— 90.52 Кб (Скачать)

Идея  свободы человеческой личности продолжала существовать в обществе, разделенном  на сословия. Феодальная система проявляла  достаточно большую жизнестойкость. Капитализм долгое время существовал  как уклад, охватывая лишь часть  производства и в городе, и в  деревне. Тем не менее, патриархальная средневековая медлительность стала  отступать в прошлое.

Ростки гуманистической педагогики появились во многих государствах в  условиях пробуждения национального  самосознания. Всплеск педагогической мысли был тесно связан с интенсивным  развитием искусства, литературы, научных  знаний. Важнейшей заслугой педагогов-гуманистов стало то, что в рамках гуманистического движения педагогика в определенной мере сложилась в автономную науку о воспитании.(21, С.231)

В трудах педагогов-гуманистов были заложены многие принципы, ставшие основой  создания не только классического образования, но и современной педагогики: утверждение  в обществе убеждения о решающей роли образования в воспитании человека; выдвижение новых целей воспитания – формирование свободного, универсально развитого индивида; новое обоснование  принципа организации образования  в соответствии с природой ребенка; учет детского возраста как решающего  условия правильного воспитания. Ими были обоснованы идеи замены средневекового содержания образования, прежде всего  в среднем и высшем звене, классической культурой; создания принципиально новых учебно-воспитательских учреждений: семейных школ, кружков и академий, мастерских художников и т.д.; построения кардинально новых форм воспитания и обучения, направленных на развитие самостоятельности и творческих способностей ребенка. Однако проблема психического развития ребенка в это время еще не была поставлена. За основу в поиске методов обучения брался не внутренний мир ребенка, а природа, внешний мир, принципы и методы обучения: переход от простого к сложному, принцип наглядности и т.д. Не выделялись и не исследовались еще стадии развитии психики ребенка, задачи нравственной и творческой реализации личности замыкались, по большей части, на преобразовании внешней среды.

В эпоху  Возрождения сложилось новое  понимание процесса обучения как  добровольного, сознательного и  радостного. Идея гуманистов о связи обучения с жизнью сделала основным критерием образования его полезность, прежде всего для подготовки человека к жизни в обществе. Деятели Возрождения большую роль отводили семейному воспитанию. Утверждалась доступность образования независимо от общественного и имущественного положения ученика. Все настойчивее звучала мысль о внимательном, бережном отношении к личности ребенка.

Эпоха Возрождения имела принципиальное значение для будущего, поскольку именно в этот период начинается разделение науки и ценностей, знания и добродетели, появились прогрессивные идеи о миссии человека на земле, которые составили содержание гуманизма как ведущего идеологического движения эпохи и оказали огромное влияние на все последующее развитие мировой культуры.

Но уже в XV в. стали явно проявляться противоречия между гуманистическим идеалом и реальными возможностями его достижения. На смену воображаемой социально-активной духовно-нравственной творческой личности стал формироваться деловой человек, для которого идеал, созданный Возрождением, представлялся ненужным при достижении поставленных им целей.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1.Алексеев, М. П. История Западно-Европейской литературы. Средние века и Возрождение / М. П. Алексеев. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 320 с.

2. Брагина, Л. М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры / Л. М. Брагина. – М.: Академия, 2002. – 265 с.

3.Васильева, З. Н. , Седова, Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России /З.Н.Васильева, Н.В.Седова - СПб: Питер , 2001 - 394с.

4.Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли:  Учеб. пособие для высш. учеб. заведений./А.Н.Джуринский.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 402с.

5.Джуринский, А. Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов / А. Н. Джуринский. – М.: Владос, 1999. – 390 с.

6.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Васильевой. - М.: Академия, 2002. – 294с.

7. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учебное пособие / А.И.Пискунов. – М.: Сфера, 2005. – 304 с.

8.Кампанелла, Т. Город солнца / Т. Кампанелла. – М.: Прогресс, 1954. – 160 с.

9.Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения/ Я.А.Коменский. - М.: Педагогика, 1982.-т.2 -576с.

10.Константинов, Н. А. , Медынский, Е. Н. , Шабаева, М. Ф. История педагогики./Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. - М.: Просвещение, 2002. - 448с.

11.Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие./ Д. И. Латышина - М.: Гардарики, 2003.-368с.

12.Лукманова, Х. Х. История образования и педагогической мысли: Учебное пособие для студентов / Х. Х. Лукманова.– Уфа: Изд-во БГПУ, 2002. – 112 с.

13.Меньшиков, В. М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства / В. М. Меньшиков. – М.: Просвещение, 1995. – 215 с.

14.Модзалевский, Л. Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен / Л. Н. Модзалевский. – СПб.: Питер, 2000. – 165 с.

15. Монтень, М. О воспитании детей / М.Монтень// Опыты.- М.: Наука, 1979.-кн 1.-с.135-166.

16.Мор, Т. Утопия / Т. Мор. – М.: Просвещение, 1978. – 260 с

17.Нипков, К.Э. Ян Коменский сегодня /К.Э.Нипков. -  СПб.: Глаголь,  1995-250с.

18.Новичкова, Г. А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии / Г. А. Новичкова. – М.: Владос, 2001. – 322 с.

19.Оржековская, Л. В. Гуманизм как система идей и ценностей / Л. В. Оржековская // Credo. – 2001. - № 5. – С.88-92.

20.Пискунов, А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/А.И.Пискунов. - М.: Просвещение, 2001. -512с.

21.Попова, Т. Г. Эпоха Возрождения и ее роль в истории человечества. Учебно-методическое пособие / Т. Г. Попова, М. Н. Оганесян. – М.: Академия, 1998. – 240 с.

22.Рабле, Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль /Ф. Рабле. – М.: ЭКСМО, 2008.-1000с.

23.Уваров, П.Ю. Университеты в Средневековом городе / П.Ю.Уваров // Культура и искусство западноевропейского средневековья.- М.: Искусство, 1981.-218с.


Информация о работе ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ