ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение гуманистических идей в истории педагогики эпохи Возрождения как важного условия формирования общей и педагогической культуры.
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи
изучить научную литературу по данной проблеме
охарактеризовать особенности культурно-исторического развития Европы в эпоху Возрождения
раскрыть содержание гуманизма как основы культуры Ренессанса
выявить ведущие тенденции развития гуманистических идей в образовании.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ 5
1.1.Предпосылки возникновения эпохи Ренессанса в Европе 5
1.2. Зарождение и сущность гуманистических идей 10
ГЛАВА 2.ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ПЕДАГОГИКЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ 20
2.1.Система образования в эпоху Возрождения 20
2.2 Педагогические идеи итальянских гуманистов. Т.Кампанелла 24
2.3.Педагогические идеи французских гуманистов. Ф Рабле и М.Монтень 28
2.4. Гуманистическое педагогическое движение в Западной Европе. Эразм Роттердамский и Томас Мор 31
2.5 .Педагогические идеи Яна Амоса Коменского 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 41

Файлы: 1 файл

Педагогика Возрождения.docx

— 90.52 Кб (Скачать)

Важная  черта университетов - наднациональный, демократический характер. Порядок  записи студентов в университет  был весьма вольным. Обучение было платным. К XIV века сложилась категория странствующих  студентов, которые перебирались из одного университета в другой. Первые университеты были весьма мобильными: могли переместиться в другой город, страну. Студенты и преподаватели  объединялись в национальные коллегии. Во второй половине XIII века в университетах  появляется новый тип учебного подразделения - факультет. Коллегии и факультеты определяли жизнь университета. Представители  наций и факультетов (деканы) выбирали официального главу университета - ректора- лица с временными полномочиями. В Х веке оно уже назначались властями. Факультеты присуждали ученые степени «граф права». Студент занимался с профессором 3-7 лет и получал звание бакалавра (первоначальная ступень к научной степени). После защиты работы бакалавр получал ученую степень: магистр, доктор, лиценциат.

Созданные университеты обычно имели несколько  факультетов. Содержание определялось программой семи свободных искусств. Одновременно идет усиление специализации: Парижский университет - теология и  философия; Оксфордский университет - гражданское право; университеты в  Италии - римское право. Университеты противопоставляли схоластике деятельную интеллектуальную жизнь.

Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных  исторических условий. Различный характер экономического развития в разных странах (например, экономически мощная Италия и Франция и замедленное развитие торгового капитала в Германии) определил  уникальную социокультурную ситуацию в каждой из них и, как следствие, по-разному отразился как в  идеях итальянских, немецких и французских  гуманистов, так и в образовательной  практике разных стран. (20, С.206)

Новая культура стран, расположенных к северу и  западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением. Характерные черты  Ренессанса ярко проявились также в  странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др.), сказались  в Скандинавии. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании  и Англии.

1.2. Зарождение и сущность гуманистических идей

Гуманизм  можно определить как систему  идей и ценностей, утверждающих универсальную  значимость человеческого бытия  в целом и человеческой личности в частности. В это время гуманизм, как определённая система ценностных ориентаций и установок, доведённых до логического конца, получает значение общественного идеала.(19, С.89)

В условиях интенсивной общественной жизни  и деловой активности создается  общая духовная атмосфера, в которой  высоко ценились индивидуальность и незаурядность. На историческую авансцену выходит человек деятельный, энергичный, активный, обязанный своим положением не столько знатности предков, сколько собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человек начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются его эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Он стремится преодолеть сословные, корпоративные рамки, сковывающие его инициативу, мешающие ему творить самого себя, преобразовывать внешний мир. (7,С.134)

Представители новой светской интеллигенции – гуманисты – защищают в своих произведениях достоинство человека; утверждают его ценность независимо от его общественного положения; обосновывают и оправдывают его стремление к богатству, славе, могуществу, светским знаниям, наслаждению жизнью; привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам. На почве новых культурных тенденций формируются величие человека, сила его разума и воли, его высокое предназначение в мире. Под сомнение был поставлен один из основных постулатов средневекового общества - принцип сословного разделения людей, возникает идея о том, что ценить человека надо по его личным достоинствам и заслугам, а не по родовитости и состоянию. В это время, в определении человека происходит переход от понятия "индивид" к понятию "индивидуальность", в котором уже фиксируется оригинальность, уникальность и личностная неповторимость каждого индивида, его право на свободу индивидуального самоопределения. А это, в свою очередь, ведет к формированию нового идеала социальности.(10, С.162). Возрождение — это время, когда Человек видит себя центром мироздания, устремленного не вверх, к потустороннему, божественному (как в средние века), а широко открытого разнообразию земного существования, к своему внутреннему миру, своим чувствам. Средневековому аскетизму не находится места в новой духовной атмосфере, наслаждающейся свободой и мощью человека как земного, природного существа.

Вначале аудитория, где находили отклик гуманистические  идеи, была невелика, но постепенно ареал  распространения новой идеологии  расширялся, охватывая, прежде всего, городское  население, которое все больше увеличивалось  благодаря, преимущественно, притоку  крестьян. Уходя из деревни, её жители порывали с прежним образом существования, приобретая относительную свободу  от феодального гнета, личной зависимости. В городах формируются новый  образ жизни и своя культура –  повседневная и духовная, и в этом процессе немалую роль играли гуманисты, которые своей деятельностью  способствовали изменению тона жизни.

Возникновение и утверждение ренессансной культуры началось с вызова схоластике: под сомнение были поставлены и структура знания, и претендующий на универсальность формально-логический метод. В противовес традиционному комплексу studia divinitatis – познанию божественного – гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний – studia humanitatis, куда входили грамматика, филология, риторика, история, педагогика и этика, ставшая стержнем всего этого комплекса. От термина «studia humanitati» ведут начало термины «гуманист» (знаток и приверженец studia humanitatis) и «гуманизм». Необходимо отметить, что «humanitas» (человечность) употреблялось еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном. Для него humanitas – это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины).(4,С.231) Гуманисты выступили против контроля католической церкви над человеком и его мыслями. Ими были критически пересмотрены средневековые авторитеты, догмы, традиции, моральные нормы. Было провозглашено право на свободу научного исследования. Особенно важно, что гуманитарные науки в это время стали цениться как самые универсальные, что в процессе формирования духовного облика личности главное значение придавали «словесности», а не какой-либо другой, может быть более «практической», отрасли знания. Престиж гуманистических познаний был в эпоху Возрождения чрезвычайно высок

Уже в XV в. гуманисты стали преподавать не только риторику, но и поэтику, основанную на изучении античной литературы, а также моральную философию. Однако в пору раннего гуманизма еще предстояло утвердить в правах studia humanitatis, обосновать их право на главную роль в формировании новой культуры, обращенной прежде всего к человеку, в острой полемике со схоластами и теологами, ставившими под сомнение тезис гуманистов о необходимости широкого освоения античного наследия – греческой и римской языческой культуры.

В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно и физически  развитой личности, сложившийся под  влиянием конкретных исторических условий. Выдающиеся представители эпохи  Возрождения сами нередко являлись носителями такого идеала, будучи эталоном мудрости, нравственности, духовности. (11, С.143)

Культура  Возрождения в Италии прошла несколько  этапов эволюции, границы которых  отмечены рубежами столетий - XIV, XV и XVI, или по-итальянски треченто, кватроченто, чинквеченто.

При всей идейной пестроте в культуре итальянского Возрождения сложилось целостное ядро нового мировоззрения, специфические черты которого определяют его "ренессансность". В конечном итоге оно было порождено новыми потребностями самой жизни, как и поставленная гуманистами задача достижения более высокого уровня образования для достаточно широкого слоя общества, которая обусловливалось и внутренними закономерностями развития культуры. Ее осуществлению помогала сложившаяся в итальянских городах структура образования - от густой сети школ, церковных, монастырских и особенно городских, содержавшихся на средства коммун, а также частных, до многочисленных университетов, которые в отличие от других европейских стран значительно раньше оказались открытыми для преподавания дисциплин, расширявших рамки гуманитарного образования.

Отсчет гуманистической эпохи начинается с творчества Франческо Петрарки. В его произведениях наметился поворот от схоластической традиции и аскетических идеалов средневековья к новой культуре, обращенной к проблемам земного бытия человека. Он первым в Европе осознал противоположность древней и средневековой культуры и образования и как альтернативу выдвинул требование энциклопедического образования, сердцевину которого должна была составлять древняя классическая культура. Он же утверждал первостепенную роль древней культуры не только в образовании, но и в воспитании, а также приоритет самообразования над образованием. Его деятельность во многом способствовала творчеству других гуманистов, создавших новые формы образования.(3,С.107)

Культ поэзии стал характерной чертой всего раннего гуманизма. Он нашел отражение и в творчестве Колюччо Салютати, младшего современника Петрарки и преданного последователя его идей. В многоплановом творчестве Салютати видное место занимает разработка образовательной программы гуманистической культуры - studia humanitatis. Отрицая ведущую роль диалектики как метода познания, гуманист подчеркивал практическое значение наполненных новым содержанием гуманитарных знаний: грамматики, которая должна стать наукой о способе выражения мысли, риторики, как проводника мудрости, почерпнутой из философии, истории — хранительницы социального опыта человечества — и этики, являющейся главным орудием совершенствования личности и общества. Он стремился привить ученикам интерес к изучению классики и критическому осмыслению исторического опыта человечества, в котором видел главное культурное богатство. (4,С.215)

В понятие "humanitas" ("человечность") он вкладывал и свой особый смысл, определяя его как духовную культуру, формировать которую призвана новая образованность, сочетающая разносторонние знания и практический опыт, развитое самосознание личности и ее активную созидательную деятельность. Оставаясь верным христианским позициям, Салютати в то же время был убежден, что новая образованность, опирающаяся на фундамент античной культуры, немало способствует более глубокому постижению истин Священного Писания. Тем самым в культурно-исторический опыт человечества включалась и античная духовная традиция, идея исключительности христианской религии ставилась под сомнение.

Из кружка Салютати вышли крупнейшие гуманисты следующего поколения - Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Пьетро Паоло  Верджерио, Никколо Никколи. Творчеством  Салютати завершился этап раннего гуманизма. Его итогом стала смело заявившая  о себе новая образованность, открывшая  чуждые средневековой традиции подходы  к проблемам земного бытия человека на основе глубокого освоения античного наследия и целостной системы гуманитарного знания.

Зрелое  и высокое Возрождение XV — это  преимущественно стадия «ученого»  гуманизма, развитие ренессансной философии, этики, педагогики. Новое поколение гуманистов активно воплощало в жизнь программу предшественников. Розыски и изучение античных рукописей дали толчок быстрому развитию гуманистической филологии, совершенному овладению языком классической латыни, освоению греческого языка с помощью византийских ученых, преподававших во Флоренции и других центрах Италии. Развивались риторика в стиле Цицерона и Квинтилиана, педагогика, появились трактаты о новых принципах образования и воспитания, возникали частные гуманистические школы. Особое внимание уделялось истории. Подлинный подъем переживала этика, включавшая по традиции и социально-политические идеи. Разработка этических проблем оказывала энергичное воздействие на формирование гуманистической идеологии в целом, а также на изобразительное искусство Возрождения. (7, С.122)

Гуманизм  в эпоху Возрождения был особым комплексом нравственно-философских  представлений. Немало сил, творческой энергии гуманисты потратили на воспитание, образование общества. Организовывая научные кружки, академии, устраивая диспуты, читая лекции, выступая с докладами, гуманисты стремились приобщить к духовному богатству, создававшемуся поколениями многих ученых, поэтов, писателей, художников, сограждан, своих современников; возлагали надежды на укрепление в общественном сознании гуманистических идей. Представители новой духовной общности, которых объединяла жажда познания, любовь к словесности, изучение studia humanitatis, преподавали в университетах Италии, становились воспитателями, наставниками детей правителей городов, создавали школы (в том числе и бесплатные для бедных). Целью педагогической деятельности гуманистов было формировать нового человека, ибо “свободные науки” обладают большой воспитывающей силой, совершенствуют и украшают человека; пробуждают возможности, заложенные природой в индивиде. В эпоху кватроченто эта программа была претворена в жизнь, чему способствовало возникновение многочисленных центров гуманизма и ренессансной культуры в целом. В формировании мощного гуманистического движения в XV в. ведущую роль играла новая интеллигенция, которая на протяжении столетия все более уверенно утверждала свои позиции в сфере образования и науки, а также на государственной службе. Гуманистам предоставлялись кафедры риторики, поэтики, моральной философии в университетах. Их заботой становилось и книжное дело - собирание рукописей античных авторов, создание библиотек, в том числе и публичных, а с началом книгопечатания во второй половине XV в. и подготовка текстов к изданию, их редактирование и выверка.

Информация о работе ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ