Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:02, курсовая работа
Цель исследования - изучение гуманистических идей в истории педагогики эпохи Возрождения как важного условия формирования общей и педагогической культуры.
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи
изучить научную литературу по данной проблеме
охарактеризовать особенности культурно-исторического развития Европы в эпоху Возрождения
раскрыть содержание гуманизма как основы культуры Ренессанса
выявить ведущие тенденции развития гуманистических идей в образовании.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ 5
1.1.Предпосылки возникновения эпохи Ренессанса в Европе 5
1.2. Зарождение и сущность гуманистических идей 10
ГЛАВА 2.ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ПЕДАГОГИКЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ 20
2.1.Система образования в эпоху Возрождения 20
2.2 Педагогические идеи итальянских гуманистов. Т.Кампанелла 24
2.3.Педагогические идеи французских гуманистов. Ф Рабле и М.Монтень 28
2.4. Гуманистическое педагогическое движение в Западной Европе. Эразм Роттердамский и Томас Мор 31
2.5 .Педагогические идеи Яна Амоса Коменского 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 41
Важная
черта университетов - наднациональный,
демократический характер. Порядок
записи студентов в университет
был весьма вольным. Обучение было платным.
К XIV века сложилась категория
Созданные университеты обычно имели несколько факультетов. Содержание определялось программой семи свободных искусств. Одновременно идет усиление специализации: Парижский университет - теология и философия; Оксфордский университет - гражданское право; университеты в Италии - римское право. Университеты противопоставляли схоластике деятельную интеллектуальную жизнь.
Возникновение
культуры Возрождения было подготовлено
рядом общеевропейских и
Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением. Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др.), сказались в Скандинавии. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании и Англии.
1.2. Зарождение и сущность гуманистических идей
Гуманизм можно определить как систему идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и человеческой личности в частности. В это время гуманизм, как определённая система ценностных ориентаций и установок, доведённых до логического конца, получает значение общественного идеала.(19, С.89)
В условиях интенсивной общественной жизни и деловой активности создается общая духовная атмосфера, в которой высоко ценились индивидуальность и незаурядность. На историческую авансцену выходит человек деятельный, энергичный, активный, обязанный своим положением не столько знатности предков, сколько собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человек начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются его эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Он стремится преодолеть сословные, корпоративные рамки, сковывающие его инициативу, мешающие ему творить самого себя, преобразовывать внешний мир. (7,С.134)
Представители новой светской интеллигенции – гуманисты – защищают в своих произведениях достоинство человека; утверждают его ценность независимо от его общественного положения; обосновывают и оправдывают его стремление к богатству, славе, могуществу, светским знаниям, наслаждению жизнью; привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам. На почве новых культурных тенденций формируются величие человека, сила его разума и воли, его высокое предназначение в мире. Под сомнение был поставлен один из основных постулатов средневекового общества - принцип сословного разделения людей, возникает идея о том, что ценить человека надо по его личным достоинствам и заслугам, а не по родовитости и состоянию. В это время, в определении человека происходит переход от понятия "индивид" к понятию "индивидуальность", в котором уже фиксируется оригинальность, уникальность и личностная неповторимость каждого индивида, его право на свободу индивидуального самоопределения. А это, в свою очередь, ведет к формированию нового идеала социальности.(10, С.162). Возрождение — это время, когда Человек видит себя центром мироздания, устремленного не вверх, к потустороннему, божественному (как в средние века), а широко открытого разнообразию земного существования, к своему внутреннему миру, своим чувствам. Средневековому аскетизму не находится места в новой духовной атмосфере, наслаждающейся свободой и мощью человека как земного, природного существа.
Вначале
аудитория, где находили отклик гуманистические
идеи, была невелика, но постепенно ареал
распространения новой
Возникновение и утверждение ренессансной культуры началось с вызова схоластике: под сомнение были поставлены и структура знания, и претендующий на универсальность формально-логический метод. В противовес традиционному комплексу studia divinitatis – познанию божественного – гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний – studia humanitatis, куда входили грамматика, филология, риторика, история, педагогика и этика, ставшая стержнем всего этого комплекса. От термина «studia humanitati» ведут начало термины «гуманист» (знаток и приверженец studia humanitatis) и «гуманизм». Необходимо отметить, что «humanitas» (человечность) употреблялось еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном. Для него humanitas – это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины).(4,С.231) Гуманисты выступили против контроля католической церкви над человеком и его мыслями. Ими были критически пересмотрены средневековые авторитеты, догмы, традиции, моральные нормы. Было провозглашено право на свободу научного исследования. Особенно важно, что гуманитарные науки в это время стали цениться как самые универсальные, что в процессе формирования духовного облика личности главное значение придавали «словесности», а не какой-либо другой, может быть более «практической», отрасли знания. Престиж гуманистических познаний был в эпоху Возрождения чрезвычайно высок
Уже в XV в. гуманисты стали преподавать не только риторику, но и поэтику, основанную на изучении античной литературы, а также моральную философию. Однако в пору раннего гуманизма еще предстояло утвердить в правах studia humanitatis, обосновать их право на главную роль в формировании новой культуры, обращенной прежде всего к человеку, в острой полемике со схоластами и теологами, ставившими под сомнение тезис гуманистов о необходимости широкого освоения античного наследия – греческой и римской языческой культуры.
В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно и физически развитой личности, сложившийся под влиянием конкретных исторических условий. Выдающиеся представители эпохи Возрождения сами нередко являлись носителями такого идеала, будучи эталоном мудрости, нравственности, духовности. (11, С.143)
Культура Возрождения в Италии прошла несколько этапов эволюции, границы которых отмечены рубежами столетий - XIV, XV и XVI, или по-итальянски треченто, кватроченто, чинквеченто.
При всей идейной пестроте в культуре итальянского Возрождения сложилось целостное ядро нового мировоззрения, специфические черты которого определяют его "ренессансность". В конечном итоге оно было порождено новыми потребностями самой жизни, как и поставленная гуманистами задача достижения более высокого уровня образования для достаточно широкого слоя общества, которая обусловливалось и внутренними закономерностями развития культуры. Ее осуществлению помогала сложившаяся в итальянских городах структура образования - от густой сети школ, церковных, монастырских и особенно городских, содержавшихся на средства коммун, а также частных, до многочисленных университетов, которые в отличие от других европейских стран значительно раньше оказались открытыми для преподавания дисциплин, расширявших рамки гуманитарного образования.
Отсчет гуманистической эпохи начинается с творчества Франческо Петрарки. В его произведениях наметился поворот от схоластической традиции и аскетических идеалов средневековья к новой культуре, обращенной к проблемам земного бытия человека. Он первым в Европе осознал противоположность древней и средневековой культуры и образования и как альтернативу выдвинул требование энциклопедического образования, сердцевину которого должна была составлять древняя классическая культура. Он же утверждал первостепенную роль древней культуры не только в образовании, но и в воспитании, а также приоритет самообразования над образованием. Его деятельность во многом способствовала творчеству других гуманистов, создавших новые формы образования.(3,С.107)
Культ поэзии стал характерной чертой всего раннего гуманизма. Он нашел отражение и в творчестве Колюччо Салютати, младшего современника Петрарки и преданного последователя его идей. В многоплановом творчестве Салютати видное место занимает разработка образовательной программы гуманистической культуры - studia humanitatis. Отрицая ведущую роль диалектики как метода познания, гуманист подчеркивал практическое значение наполненных новым содержанием гуманитарных знаний: грамматики, которая должна стать наукой о способе выражения мысли, риторики, как проводника мудрости, почерпнутой из философии, истории — хранительницы социального опыта человечества — и этики, являющейся главным орудием совершенствования личности и общества. Он стремился привить ученикам интерес к изучению классики и критическому осмыслению исторического опыта человечества, в котором видел главное культурное богатство. (4,С.215)
В понятие "humanitas" ("человечность") он вкладывал и свой особый смысл, определяя его как духовную культуру, формировать которую призвана новая образованность, сочетающая разносторонние знания и практический опыт, развитое самосознание личности и ее активную созидательную деятельность. Оставаясь верным христианским позициям, Салютати в то же время был убежден, что новая образованность, опирающаяся на фундамент античной культуры, немало способствует более глубокому постижению истин Священного Писания. Тем самым в культурно-исторический опыт человечества включалась и античная духовная традиция, идея исключительности христианской религии ставилась под сомнение.
Из кружка Салютати вышли крупнейшие гуманисты следующего поколения - Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Пьетро Паоло Верджерио, Никколо Никколи. Творчеством Салютати завершился этап раннего гуманизма. Его итогом стала смело заявившая о себе новая образованность, открывшая чуждые средневековой традиции подходы к проблемам земного бытия человека на основе глубокого освоения античного наследия и целостной системы гуманитарного знания.
Зрелое и высокое Возрождение XV — это преимущественно стадия «ученого» гуманизма, развитие ренессансной философии, этики, педагогики. Новое поколение гуманистов активно воплощало в жизнь программу предшественников. Розыски и изучение античных рукописей дали толчок быстрому развитию гуманистической филологии, совершенному овладению языком классической латыни, освоению греческого языка с помощью византийских ученых, преподававших во Флоренции и других центрах Италии. Развивались риторика в стиле Цицерона и Квинтилиана, педагогика, появились трактаты о новых принципах образования и воспитания, возникали частные гуманистические школы. Особое внимание уделялось истории. Подлинный подъем переживала этика, включавшая по традиции и социально-политические идеи. Разработка этических проблем оказывала энергичное воздействие на формирование гуманистической идеологии в целом, а также на изобразительное искусство Возрождения. (7, С.122)
Гуманизм в эпоху Возрождения был особым комплексом нравственно-философских представлений. Немало сил, творческой энергии гуманисты потратили на воспитание, образование общества. Организовывая научные кружки, академии, устраивая диспуты, читая лекции, выступая с докладами, гуманисты стремились приобщить к духовному богатству, создававшемуся поколениями многих ученых, поэтов, писателей, художников, сограждан, своих современников; возлагали надежды на укрепление в общественном сознании гуманистических идей. Представители новой духовной общности, которых объединяла жажда познания, любовь к словесности, изучение studia humanitatis, преподавали в университетах Италии, становились воспитателями, наставниками детей правителей городов, создавали школы (в том числе и бесплатные для бедных). Целью педагогической деятельности гуманистов было формировать нового человека, ибо “свободные науки” обладают большой воспитывающей силой, совершенствуют и украшают человека; пробуждают возможности, заложенные природой в индивиде. В эпоху кватроченто эта программа была претворена в жизнь, чему способствовало возникновение многочисленных центров гуманизма и ренессансной культуры в целом. В формировании мощного гуманистического движения в XV в. ведущую роль играла новая интеллигенция, которая на протяжении столетия все более уверенно утверждала свои позиции в сфере образования и науки, а также на государственной службе. Гуманистам предоставлялись кафедры риторики, поэтики, моральной философии в университетах. Их заботой становилось и книжное дело - собирание рукописей античных авторов, создание библиотек, в том числе и публичных, а с началом книгопечатания во второй половине XV в. и подготовка текстов к изданию, их редактирование и выверка.
Информация о работе ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ