Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:02, курсовая работа
Цель исследования - изучение гуманистических идей в истории педагогики эпохи Возрождения как важного условия формирования общей и педагогической культуры.
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи
изучить научную литературу по данной проблеме
охарактеризовать особенности культурно-исторического развития Европы в эпоху Возрождения
раскрыть содержание гуманизма как основы культуры Ренессанса
выявить ведущие тенденции развития гуманистических идей в образовании.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ 5
1.1.Предпосылки возникновения эпохи Ренессанса в Европе 5
1.2. Зарождение и сущность гуманистических идей 10
ГЛАВА 2.ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ПЕДАГОГИКЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ 20
2.1.Система образования в эпоху Возрождения 20
2.2 Педагогические идеи итальянских гуманистов. Т.Кампанелла 24
2.3.Педагогические идеи французских гуманистов. Ф Рабле и М.Монтень 28
2.4. Гуманистическое педагогическое движение в Западной Европе. Эразм Роттердамский и Томас Мор 31
2.5 .Педагогические идеи Яна Амоса Коменского 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 41
2.4. Гуманистическое педагогическое движение в Западной Европе. Эразм Роттердамский и Томас Мор
Из Италии и Франции гуманистическое педагогическое движение Возрождения распространилось на остальные страны Европы, и в каждой появились его представители: Эразм Роттердамский (1467 - 1536), Томас Мор (1478—1533), Хуан Луис Вивес (1492—1540), Иоганн Вессель (1420—1489), Рудольф Агрикола (1445—1485), Александр Гегиус (1468—1498), Якоб Вимпфелинг (1450—1522), Роджер Ашам (1515—1568), Дж. Колет (1464—1519), Томас Эллиот (1490—1546), Иоганн Рейхлин (1455—1522), Ульрих фон Гуттен (1488—1523) и др.
Каждый из указанных деятелей оставил след в истории школы и педагогики. А. Гегиус возглавлял "школы братьев общей жизни" в Девентере и Люттихе. Благородные традиции рыцарского воспитания отстаивал У. фон Гуттен. Одним из наиболее известных проводников "луча света" из Италии в Северную Европу считается немецкий мыслитель Рудольф Агрикола (ок. 1443-1485), ярый критик средневековой схоластики и создатель нового, религиозного направления в немецком гуманизме. Этому "немыслимой эрудиции", по выражению Эразма Роттердамского, гуманисту и его современнику Якобу Вимфелингу (1450- 1528), считавшемуся "наставником Германии", принадлежит заслуга в создании фундамента немецкой системы образования, на котором позже педагоги Реформации организовывали учебные заведения типа Страсбургской гимназии.(5, С.224) Ректор Гейдельбергского университета Я. Вимпфелинг сформулировал концепцию национального воспитания, воспринятую передовыми учебными заведениями гуманистического типа, ратовал за введение новой школьной дисциплины - национальной истории, написал учебник, который использовался при преподавании такого предмета. Агрикола изложил программу гуманитарного образования, состоявшую из трех усложняющихся ступеней обучения: элементарной, грамматической и логической.
Хуан Луис Вивес (1492—1540) родился в Валенсии, но большую часть жизни провел за пределами Испании. Известен как автор ряда педагогических трактатов и наставник дочери английского короля Генриха VII . Выступал против схоластики, в защиту опытного познания. Вивес полагал, что необходимо гибко отнестись к педагогической античной традиции. Он отвергал упор университетского философского образования на аристотелизм и противился слепому подражанию педагогическим установкам Квинтилиана. Вместе с тем Вивес считал весьма эффективной сократовскую методу обучения путем бесед. Из педагогических работ наибольшей известностью пользуются его трактаты «Путеводитель к премудрости», «Воспитание христианской женщины», «Об обучении наукам или христианском обучении». Первый трактат посвящен самовоспитанию человека. Во втором Вивес дает основы женского воспитания: главное внимание должно быть уделено духовному и нравственному воспитанию, затем трудовому воспитанию, в меньшей степени умственному. В третьей книге Вивес разработал целостную систему образования. В ней описаны все стороны образования, начиная от начальной школы до высшей. Вивес предлагает обширнейший список предметов, начиная с родного языка и заканчивая Библией, которые должен изучать ученик. При этом по каждому предмету он дает списки, включающие все имеющиеся тогда работы по наукам и искусствам, начиная с древних времен. Кроме того, он дает методику преподавания и учения по каждому предмету. Х. Л. Вивес внес огромный вклад в формирование системы педагогического знания. Практически ему принадлежит и выдвижение принципа природосообразности в воспитании детей, в дальнейшем развитого и обоснованного Я.А. Коменским. В своем главном педагогическом труде "О порче нравов", Вивес рассматривал отличия домашнего и школьного воспитания, вопросы нравственного воспитания, ряд дидактических проблем. При этом школьное обучение ставилось на первый план в сравнении с домашним воспитанием. В отношении ребенка предлагалось сочетать "кротость" и "строгость" с преобладанием гуманного подхода. Воспитание не мыслилось без учета природных психофизиологических особенностей детей. Организация процесса обучения увязывалась с необходимостью проникновения в закономерности познания. (7,С.171)
Немецкая педагогическая мысль была представлена именем крупнейшего гуманиста эпохи Возрождения, чье влияние распространялось далеко за пределы родины, Дизедерия Эразма (Эразма Роттердамского) (1469–1536). Настоящее его имя – Герхард Герхардс. Образование он получил в школе монахов-августинцев в Девентере (Голландия), позднее учился в Парижском и Оксфордском университетах, где глубоко овладел языками и литературой, несколько лет жил в Англии, где познакомился и подружился с Т. Мором. Эразм Роттердамский оставил след в истории как яркий публицист, высмеивающий пороки современного ему общества («Похвала глупости»). Педагогические взгляды он излагал в работах «Беседы», «Цицеронианцы», «Метод изучения», «Свободное воспитание детей», «О благовоспитанности детей». Формулируя цель воспитания, Эразм Роттердамский превыше всего ставил благочестие и нравственность, выдвинул идею всеобщего обучения. По его мысли, широким массам населения, которым недоступно научное образование, необходимо религиозное воспитание, но для того, чтобы все могли читать Библию, нужно всеобщее обучение. Определяя содержание обучения, он на первое место ставит грамматику, далее следуют история и литература, география и естествознание. Преобразование мира, изменение государственного и церковного уклада, достижение счастья он связывал, прежде всего, с воспитанием.
По его мнению, с семилетнего возраста ребенок, независимо от пола, готов к систематическому обучению и воспитанию. А до этого времени его должны воспитывать мать и отец. Эразм писал, что к воспитанию следует приступать с первых лет жизни. С раннего возраста целесообразно "насаждать образование, особенно изучение языков".(13, С.104) Программа обучения не должна излишне обременять учащихся, ибо тем самым отбивает желание учиться.
Эразм не видел никакой педагогической пользы в физических наказаниях, предлагая опираться на здравый смысл учеников. В его трудах выдвигается идея сочетания наглядности с положительными эмоциями во время усвоения знаний (методика "печеных букв", которые съедались детьми), направленного на реализацию принципа "управляемых эмоций"(13,С.107). Вюртембергский школьный закон 1559 г. требовал доставлять ребенку любовь и радость, учить в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Определенным шагом вперед были взгляды Эразма на женское образование. Он рекомендовал одинаковую программу женского и мужского образования, оговорив, однако, что женщинам целесообразно давать по преимуществу классическое языковое образование и в очень малом объеме - естественнонаучные знания. Каких-либо особенностей воспитания девочек Эразм не признавал, считая, что специальные методы, приспосабливаемые к особенностям женского характера - капризам, любви к интригам и т.д., - только усугубляют эти отрицательные качества. Высочайшей же целью формирования ребенка выступает у него воспитание ощущения морального долга и религиозного послушания. Еще одна из важнейших заслуг Эразма состоит в том, что он заинтересовался миром ребенка и его воспитанием с точки зрения его возрастных особенностей. Эразм определил необходимость сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, а также принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд).
Английская гуманистическая педагогическая мысль была представлена сочинениями философа, общественного деятеля, писателя, политика Томаса Мора (1478–1535), написавшего, в частности, роман «Утопия», в котором все граждане, населяющие город, обязательно участвуют в общественном труде, совмещенном со всеобщим образованием. Т. Мор полагал, что производительный труд будет специализирован, с тем, чтобы молодежь с детства готовилась к избранной профессии. Он видел реализацию гражданского долга в трудовой деятельности, которая становится неотъемлемой частью гармоничного развития, устраняя противопоставление между физическим и умственным трудом, характерное для античной традиции. Т. Мор высказал мысль о необходимости всеобщего, равного для всех государственного образования на родном языке, в котором должны сочетаться схоластические знания и реальные дисциплины.
Томас Мор придавал большое значение воспитанию. Он указывал, что на острове «Утопия» всем детям, как мальчикам, так и девочкам, дается равное общественное воспитание и первоначальное обучение; все люди получают широкое образование. Противник схоластической системы обучения, Т. Мор подчеркивал, что школьное образование должно опираться на практический опыт.
Кроме чтения и письма, в школах изучаются арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание. Утопийцы широко пользуются наглядными пособиями. Большое значение придавал Мор физическому воспитанию, причем придерживался афинской системы физического воспитания; развития путем гимнастики и военных упражнений здорового, сильного и красивого тела.
Цель создания социальных учреждений в таком обществе - дать каждому возможность развивать свои духовные силы, заниматься "изучением наук и искусств". В человеке особо подчеркнуты общественные и личные качества: скромность, добродетельность, трудолюбие, доброта. Человек, по Мору, "рожден для счастья, никто не может быть настолько глуп, чтобы не чувствовать стремления к удовольствию"(16, С.118). В этом суждении заключен протест против религиозного аскетизма.
Т. Мор строил нравственное воспитание на религиозных началах и утверждал свободу вероисповедания. Воспитание высокой нравственности рассматривается им как первостепенная социальная задача. Следует воспитывать в духе морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека в отдельности. Важно в этой связи, например, изживать у детей чувство тщеславия: "Чем труднее вырвать эту сорную траву, тем раньше мы должны приступить к прополке". (16, С.127)
Томас Мор отвергал жестокость и грубость средневекового воспитания. Полагая, что разум способен руководить человеком в течение всей жизни, Т. Мор ищет пути, чтобы вооружить человеческий разум знанием. Только образованный человек способен добиться счастья. Особое внимание Мор уделил проблеме женского образования. Он ценил в женщине ученость в сочетании с присущими ей добродетелями.
Педагогические идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он был первым провозвестником педагогических идей раннего утопического социализма.
2.5 .Педагогические идеи Яна Амоса Коменского
Чешский мыслитель-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670) педагог и общественный деятель был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня и т. д.). Его труды содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, обществ, системы образования и естественного постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т. д. Цель воспитания, по Коменскому,- подготовка человека к вечной жизни. Таким образом, Коменский выделял 3 составные части воспитания - научное образование, нравственное воспитание и религиозное воспитание. Главное значение Коменский придавал чувственному восприятию, которое должно подкрепляться затем разъяснением. Понимание Коменским задач воспитания являлось выражением его гуманистического стремления к всестороннему развитию личности. Согласно ему, человек - дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть природосообразными.(9, С.341) Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Идея универсального параллелизма, т. е. признания общности главных принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнительного метода, который использовал Коменский в своей педагогической системе. Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Он призывал к широкому (универсальному) образованию на основе родного, а затем и латинского языка - языка науки и культуры того времени. Основные требования к обучению: раннее начало обучения, соответствие учебного материала возрасту ребёнка. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы. Цель воспитания Коменский видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность. Его идеи оказали огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в XVII-XVIII веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.
Между идеалами
эпохи Возрождения и реальными
условиями европейского воспитания
и образования существовало громадное
противоречие. Безусловно, идеи Возрождения
(природосообразность
Таким образом, на смену социально-активной, духовно-нравственной личности приходит деловой человек-буржуа. Практика образования требует от педагогики разработки механизмов и моделей массового и доступного образования. Первоначальный гуманистический идеал воспитания разносторонне развитой, активной личности стал превращаться в формальную литературную образованность. Те же самые тенденции прослеживались и в практике учебных заведений. Изучение грамматических форм, заучивание правил синтаксиса, тренировка в стилистике, подражание стилю Цицерона в риторике стали основным содержанием образования. Обучение, дающее одностороннее развитие, не могло не вызвать критики со стороны по-новому мысливших гуманистов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эпоха Возрождения
была переходной, поэтому в ней
старое и новое нередко переплеталось.
С одной стороны, возник утопический
социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла), начали
развиваться демократические
Информация о работе ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ