ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение гуманистических идей в истории педагогики эпохи Возрождения как важного условия формирования общей и педагогической культуры.
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи
изучить научную литературу по данной проблеме
охарактеризовать особенности культурно-исторического развития Европы в эпоху Возрождения
раскрыть содержание гуманизма как основы культуры Ренессанса
выявить ведущие тенденции развития гуманистических идей в образовании.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ 5
1.1.Предпосылки возникновения эпохи Ренессанса в Европе 5
1.2. Зарождение и сущность гуманистических идей 10
ГЛАВА 2.ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ПЕДАГОГИКЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ 20
2.1.Система образования в эпоху Возрождения 20
2.2 Педагогические идеи итальянских гуманистов. Т.Кампанелла 24
2.3.Педагогические идеи французских гуманистов. Ф Рабле и М.Монтень 28
2.4. Гуманистическое педагогическое движение в Западной Европе. Эразм Роттердамский и Томас Мор 31
2.5 .Педагогические идеи Яна Амоса Коменского 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 41

Файлы: 1 файл

Педагогика Возрождения.docx

— 90.52 Кб (Скачать)

Новаторство гуманистов часто не встречало понимания и подвергалось суровой критике со стороны теологов, схоластов, юристов, представлявших традиционную среду интеллектуалов. Не случайно приметой времени стали поиск новых форм самоорганизации гуманистов, создание гуманистических сообществ и академий, где царил дух свободы в интерпретации источников знания, дружеской критики, острых дискуссий. В такой атмосфере особую популярность приобрел жанр диалога, позволявший сопоставлять полярные позиции, искать аргументированные ответы на спорные вопросы философии, не предполагая их догматического единообразия.(11, С.187) Иногда дружеское общение гуманистов осуществлялось в письмах, очень важной части литературного наследия эпохи Возрождения. Латинский язык, ставший в своем обновленном виде универсальным языком культуры разных западноевропейских стран, способствовал тому, что, несмотря на определенные исторические, политические, религиозные и прочие различия, деятели эпохи Возрождения разных стран чувствовали себя причастными к единому духовному миру. Вокруг гуманистов формируется культурная среда, объединяющая представителей различных социальных кругов и профессий.

В эпоху  кватроченто в гуманистическом  движении наметилось несколько идейных  течений, ориентированных на различные философские традиции античности - аристотелизм, платонизм, эпикуреизм, стоицизм. Крупнейшими из них стали два направления - так называемый гражданский гуманизм и неоплатонизм. Различия выявлялись, прежде всего, в подходе к толкованию проблем человека, его нравственных идеалов. В первой половине XV века в пору расцвета гражданского гуманизма, предпочтение отдавалось идеалу человека-гражданина, а во второй половине столетия его все чаще в трудах гуманистов оттеснял идеал ученого мудреца.(21, С.74)

К концу XV века ренессансная культура занимала лидирующие позиции во многих областях духовной жизни общества. Гуманистическая образованность стала нормой общественного престижа, ей отдавали дань представители крупных купеческих фамилий и родовой аристократии, правители государств и церковные иерархи.

Гуманистический идеал гармоничного, наделенного  талантом созидания, человека с особой полнотой отразился в ренессансном искусстве, в свою очередь обогатившем  этот идеал художественными средствами. Областями, в которых новое мировоззрение получило яркое выражение, были литература, изобразительной искусство и архитектура.

Стремление  осмыслить место человека в мире возродило интерес к античной культуре как сокровищнице исторического  опыта человечества, привело к  поискам в ней ответов на поставленные новой эпохой вопросы. Важно отметить, что наследие древних рассматривалось  не как образец для подражания, а как источник идей, на которые  можно опереться в создании нового мировоззрения и новой культуры. Стремясь подражать им, они и называли свое время "Возрождением", то есть восстановлением античной традиции. Античная культура открыла Возрождению идеи гуманизма и гармонии, красной нитью пронизавшие педагогическую теорию и практику не только новой эпохи, но и всех последующих.(7,С.138)

В эпоху  Возрождения меняется и сам способ мышления человека. Писатели этой эпохи не повторяют античных авторов, а на основе их художественного опыта создают, по существу, другой и новый мир литературных образов, сюжетов, проблем. Возрождение знает новые жанровые образования: сонет — в поэзии, новелла, эссе — в прозе. Латинские и греческие авторы рассматриваются теперь в качестве истинных учителей человеческого. Под «человеческим» гуманисты стали понимать совокупность качеств (humanitas), требующих специальной тренировки по их формированию. Среди них: изысканность вкуса, красота языковых форм и речи, утонченное отношение к жизни, способность вызывать ответную симпатию. Красота языковых форм и речи воспринимается гуманистами Возрождения в качестве важнейшей части изящества человека. Гуманисты возводят преклонение перед искусством слова на небывалую высоту. Особый восторг вызывают у них стиль и слог античных авторов, а вместе с этим латинский и греческий языки. Вместе с тем филологическая культура гуманистов отнюдь не свелась лишь к воскрешению и акцентированию того, что было известно античности. Напротив, в области словесности гуманизм Возрождения можно считать открывателем и создателем основ филологии как науки.(10, С.203)

Позднее Возрождение XVI века — отмечено процессом кризиса гуманистических идей. Это время осознания трагизма человеческой жизни, конфликта между чаяниями и способностями человека и реальными трудностями их воплощения, время смены стилей. Гуманизм эпохи Возрождения представлял собой, несомненно, прогрессивное явление, но он был идеологией сравнительно узкого образованного круга людей и имел социально ограниченный характер. К сожалению, гуманистическая направленность не гарантировала от подмены понятия свободы личности на понятие вседозволенности, низменного своеволия – по сути, на антиподы гуманизма.

Степень и время распространения ренессансной культуры в разных странах была различной. В странах, расположенных к северу от Альп, эта культура начала формироваться  в основном с конца XV – начала XVI веков и получила в них специфический характер, отразив как особенности исторического развития и национальные традиции каждой страны, так и новый этап в развитии европейской истории в целом. Все это придавало культуре Возрождения в странах, расположенных к северу от Альп, противоречивый характер; здесь слабее, чем в Италии, сказывалось античное влияние и сильнее - влияние национальных традиций и феодальной культуры.(3, С.194)

Таким образом, основными отличительными чертами гуманизма эпохи Возрождения являются:

– практический и теоретический индивидуализм, означающий, что в центр своего мировоззрения и жизненной практики деятели Возрождения поставили человеческую индивидуальность;

– культ  светской жизни с подчеркнутым стремлением  к чувственным удовольствиям;

– светский дух религии с тенденцией к  язычеству. Под «светским духом  религии» следует понимать то, что, оставаясь религиозными людьми (христианами), представители Возрождения стали  меньше придавать значения обрядовой  и культовой стороне религиозной  жизни, сосредоточив свое внимание на ее внутренней, духовной стороне. Для  осмысления христианских ценностей  они широко привлекали идеи, содержащиеся в дохристианских античных (т.е. языческих) религиозных учениях;

– освобождение от власти авторитетов, означавшее иное отношение к авторам и учениям, признанным средневековой схоластикой.

– особенное  внимание к прошлому, к древности. Античная греко-римская культура стала  предметом самого внимательного  изучения, преклонения и подражания;

– чрезвычайный вкус к искусствам. 

ГЛАВА 2.ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ  ИДЕИ В ПЕДАГОГИКЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ  В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

2.1.Система  образования в эпоху Возрождения

Педагогическая  триада Возрождения (классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание) включает три основных слагаемых: античность, средневековье и идеи - предвестники нового общества.

Гуманистов привлекал свободный дух, красота и выразительность образов классической литературы, которая для них олицетворяла идеалы воспитания. В греко-римской культуре они видели отражение всего лучшего, что есть в человеке и природе и стремились заимствовать то, что было утеряно, - традицию воспитания физически и эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия. Помышляя о физическом совершенстве человека, педагоги-гуманисты многое взяли и от рыцарского воспитания.

Педагоги-гуманисты  ставили перед собой задачу воспитать  здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами. Они  уделяли большое внимание физическому  и умственному воспитанию детей, которое содействовало бы в них  развитию творческой активности, самодеятельности, вооружало их реальными светскими  знаниями. Гуманисты считали, что  обучение должно быть основано на наглядности  и обеспечивать сознательное усвоение знаний учащимися. Они осуждали характерную  для средневековья палочную дисциплину, призывали бережно и внимательно  подходить к ребенку, уважать  его как личность.(7, С.169)

Протестуя против феодальной системы  воспитания, против догматизма и подавления умственных сил ребенка, педагоги - гуманисты выдвигали, безусловно, передовые для своего времени педагогические требования. Но их влияние получило распространение только в школах, где учились дети знатных и состоятельных родителей, для которых гуманисты требовали полноценного физического и эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы. В программу умственного образования гуманистами включались такие естественнонаучные предметы, как математика, астрономия, механика, естествознание. Они стремились развить в ребенке любознательность и интерес к знаниям. В школах, которыми руководили педагоги-гуманисты, влияние церкви на содержание обучения было слабее, однако религия все же занимала значительное место.

Представители эпохи Возрождения обогатили  программу классического образования, добавив в нее изучение древнегреческого языка, возродив классический латинский  язык. Смысл таких нововведений состоял  в извлечении из античной литературы воспитательно-дидактического материала: идей государственного устройства - у  Аристотеля, уроков военного искусства - у Цезаря, агрономических познаний - у Вергилия и пр. Если средневековая  школьная традиция почитала прежде всего  философию Аристотеля, то теперь на первое место выходят идеи Платона. (5, С.227)

В период с ХII по ХV вв. школьное образование выходит за стены церквей и монастырей. В первую очередь это проявилось в появлении городских школ, которые появились во второй половине ХII - начале XIII вв. в Лондоне, Париже, Милане, Гамбурге и др.

Возникшие в ХIII - XIV вв. цеховые школы содержались на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку чтение, письмо, счет, элементы геометрии, естествознание. Схожая программа была и у гильдейских школ (для купцов). Городские школы рождались из систем ученичества, цеховых школ, гильдейских школ, школ счета для детей ремесленников и торговцев. В городских школах преподавание ведется на латинском и родном языке, а также появляются аналогичные учебные заведения для девочек. Программа городских школ по сравнению с программой церковных школ носила более прикладной характер. Кроме латыни изучали арифметику, делопроизводство, геометрию, технику, естественные науки. Происходила дифференциация городских школ. Часть из них (школы счета) давали элементарное образование и готовили в латинские (городские) школы. Наряду с начальными школами в XVI веке существовали повышенные (латинские) школы и средние школы (коллегиумы, гимназии) с 8—10-летним обучением (для детей состоятельных родителей). Некоторые сектантские общины, боровшиеся против католической церкви, например анабаптисты в Средней Европе, табориты в Чехии и др., организовали всеобщее начальное обучение на родном языке для детей членов своей секты.(14, С.82)

Латинские школы и ряд других учебных  заведений в свою очередь давали образование повышенного типа. Программа  высшей городской школы постепенно усложнялась. Было добавлено преподавание древнегреческого и древнеевропейского языка. В центр учебного процесса поставлено изучение латинского языка  и литературы. Определены три этапа 5-6 летнего изучения грамматики, чтения греко-римских классиков. В старших  классах популярны были диалоги, диспуты на латыни. Состав классов  определялся по уровню их подготовки. Были распространены театральные представления (мистерии), которые содействовали  эстетическому развитию учащихся. Кроме  городских школ в Центральной  Европе были созданы школы иезуитов (ХVI-ХVII вв.).

Орден иезуитов стремился взять на себя воспитание господствующих классов и тем  самым захватить влияние на политическую и общественную жизнь Европы. Иезуиты идут традиции жесткой централизации и регламентации школьной жизни. Они стремились к тому, чтобы дети забыли своих родителей и перешли под влияние ордена. Главный принцип жизни - слепое подчинение авторитету наставника. При этом в колледжах иезуитов заботились о здоровье учащихся: гимнастика, верховая езда, плавание, фехтование. В программу обучения также входили: латинский и греческий языки, география, математика, естествознание. Усердно осваивались древние языки и литература. В конце XVII века при изучении истории, географии стали использовать карты, давать сколько-нибудь серьезные естественнонаучные знания. Широко использовались различные соревнования как дидактический прием. Прививалась верность католической церкви.

Кроме этого  были образованы: гимназии, коллежи, грамматические школы, школы иеронимитов, дворянские школы.

Первые  гимназии появились в Германии. Отцом  этих учебных заведений был Ф.Меланхтон. В «Саксонском учебном плане» предусматривалась третья ступень обучения, которая вместе с низшей и старшей городскими школами становилась гимназией. На этой ступени предполагалось обучать наиболее одаренных учащихся. Программа на этой ступени расширялась: при изучении римской литературы плюс ко всему изучались сочинения Цицерона, Овидия, Вергилия. Учащиеся сами должны были упражняться в сочинительстве. Вместо латинской грамматики предлагалось изучение диалектики и риторики. В стенах гимназии узаконили обязательное общение лишь на латыни. Меланхтон отрицательно относился к изучению в гимназиях немецкого языка. В 20 -х гг.. XVI века многие городские школы были преобразованы в гимназии.

Исключением на фоне гуманитарно-ориентированных  школ повышенного типа являлось учебное  заведение, созданное Михаилом Неандером в г. Ильфельде (Германия). Школа была рассчитана на небольшое количество учащихся, в программу обучения входили традиционные предметы и дисциплины ярко реалистического научного характера: математика, история, география, физика, анатомия и физиология человека, ботаника, зоология, сельское хозяйство. В организации процесса обучения создатель школы выходил за рамки традиционных форм и отдавал предпочтение экскурсиям, лабораторным и практическим занятиям. М. Неандер написал ряд учебников на немецком языке и смело заявил, что преподавание на родном языке более результативно.(14,С.91)

Символом  гуманистического образования оказалась  гимназия, созданная в 1537 году в Страсбурге И.Штурмом (1507-1589 гг.). В гимназии прибегали к оригинальным методическим приемам: в ходу были персональные словари по древним языкам. Главными предметами были: латинский язык, богословие, греческий язык, риторика, диалектика. Также обучали: математике, литературе, древнегреческому и древнеевропейским языкам. Позднее эта школа была преобразована в Академию, а в 1621г. на ее базе был открыт Страсбургский университет.

Информация о работе ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ