Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:02, курсовая работа
Цель исследования - изучение гуманистических идей в истории педагогики эпохи Возрождения как важного условия формирования общей и педагогической культуры.
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи
изучить научную литературу по данной проблеме
охарактеризовать особенности культурно-исторического развития Европы в эпоху Возрождения
раскрыть содержание гуманизма как основы культуры Ренессанса
выявить ведущие тенденции развития гуманистических идей в образовании.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ 5
1.1.Предпосылки возникновения эпохи Ренессанса в Европе 5
1.2. Зарождение и сущность гуманистических идей 10
ГЛАВА 2.ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ПЕДАГОГИКЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ 20
2.1.Система образования в эпоху Возрождения 20
2.2 Педагогические идеи итальянских гуманистов. Т.Кампанелла 24
2.3.Педагогические идеи французских гуманистов. Ф Рабле и М.Монтень 28
2.4. Гуманистическое педагогическое движение в Западной Европе. Эразм Роттердамский и Томас Мор 31
2.5 .Педагогические идеи Яна Амоса Коменского 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 41
Новаторство гуманистов часто не встречало понимания и подвергалось суровой критике со стороны теологов, схоластов, юристов, представлявших традиционную среду интеллектуалов. Не случайно приметой времени стали поиск новых форм самоорганизации гуманистов, создание гуманистических сообществ и академий, где царил дух свободы в интерпретации источников знания, дружеской критики, острых дискуссий. В такой атмосфере особую популярность приобрел жанр диалога, позволявший сопоставлять полярные позиции, искать аргументированные ответы на спорные вопросы философии, не предполагая их догматического единообразия.(11, С.187) Иногда дружеское общение гуманистов осуществлялось в письмах, очень важной части литературного наследия эпохи Возрождения. Латинский язык, ставший в своем обновленном виде универсальным языком культуры разных западноевропейских стран, способствовал тому, что, несмотря на определенные исторические, политические, религиозные и прочие различия, деятели эпохи Возрождения разных стран чувствовали себя причастными к единому духовному миру. Вокруг гуманистов формируется культурная среда, объединяющая представителей различных социальных кругов и профессий.
В эпоху кватроченто в гуманистическом движении наметилось несколько идейных течений, ориентированных на различные философские традиции античности - аристотелизм, платонизм, эпикуреизм, стоицизм. Крупнейшими из них стали два направления - так называемый гражданский гуманизм и неоплатонизм. Различия выявлялись, прежде всего, в подходе к толкованию проблем человека, его нравственных идеалов. В первой половине XV века в пору расцвета гражданского гуманизма, предпочтение отдавалось идеалу человека-гражданина, а во второй половине столетия его все чаще в трудах гуманистов оттеснял идеал ученого мудреца.(21, С.74)
К концу XV века ренессансная культура занимала лидирующие позиции во многих областях духовной жизни общества. Гуманистическая образованность стала нормой общественного престижа, ей отдавали дань представители крупных купеческих фамилий и родовой аристократии, правители государств и церковные иерархи.
Гуманистический
идеал гармоничного, наделенного
талантом созидания, человека с особой
полнотой отразился в ренессансном
искусстве, в свою очередь обогатившем
этот идеал художественными
Стремление
осмыслить место человека в мире
возродило интерес к античной
культуре как сокровищнице исторического
опыта человечества, привело к
поискам в ней ответов на поставленные
новой эпохой вопросы. Важно отметить,
что наследие древних рассматривалось
не как образец для подражания,
а как источник идей, на которые
можно опереться в создании нового
мировоззрения и новой
В эпоху Возрождения меняется и сам способ мышления человека. Писатели этой эпохи не повторяют античных авторов, а на основе их художественного опыта создают, по существу, другой и новый мир литературных образов, сюжетов, проблем. Возрождение знает новые жанровые образования: сонет — в поэзии, новелла, эссе — в прозе. Латинские и греческие авторы рассматриваются теперь в качестве истинных учителей человеческого. Под «человеческим» гуманисты стали понимать совокупность качеств (humanitas), требующих специальной тренировки по их формированию. Среди них: изысканность вкуса, красота языковых форм и речи, утонченное отношение к жизни, способность вызывать ответную симпатию. Красота языковых форм и речи воспринимается гуманистами Возрождения в качестве важнейшей части изящества человека. Гуманисты возводят преклонение перед искусством слова на небывалую высоту. Особый восторг вызывают у них стиль и слог античных авторов, а вместе с этим латинский и греческий языки. Вместе с тем филологическая культура гуманистов отнюдь не свелась лишь к воскрешению и акцентированию того, что было известно античности. Напротив, в области словесности гуманизм Возрождения можно считать открывателем и создателем основ филологии как науки.(10, С.203)
Позднее Возрождение XVI века — отмечено процессом кризиса гуманистических идей. Это время осознания трагизма человеческой жизни, конфликта между чаяниями и способностями человека и реальными трудностями их воплощения, время смены стилей. Гуманизм эпохи Возрождения представлял собой, несомненно, прогрессивное явление, но он был идеологией сравнительно узкого образованного круга людей и имел социально ограниченный характер. К сожалению, гуманистическая направленность не гарантировала от подмены понятия свободы личности на понятие вседозволенности, низменного своеволия – по сути, на антиподы гуманизма.
Степень
и время распространения
Таким образом, основными отличительными чертами гуманизма эпохи Возрождения являются:
– практический и теоретический индивидуализм, означающий, что в центр своего мировоззрения и жизненной практики деятели Возрождения поставили человеческую индивидуальность;
– культ светской жизни с подчеркнутым стремлением к чувственным удовольствиям;
– светский
дух религии с тенденцией к
язычеству. Под «светским духом
религии» следует понимать то, что,
оставаясь религиозными людьми (христианами),
представители Возрождения
– освобождение от власти авторитетов, означавшее иное отношение к авторам и учениям, признанным средневековой схоластикой.
– особенное внимание к прошлому, к древности. Античная греко-римская культура стала предметом самого внимательного изучения, преклонения и подражания;
– чрезвычайный
вкус к искусствам.
ГЛАВА 2.ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ПЕДАГОГИКЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
2.1.Система
образования в эпоху
Педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание) включает три основных слагаемых: античность, средневековье и идеи - предвестники нового общества.
Гуманистов привлекал свободный дух, красота и выразительность образов классической литературы, которая для них олицетворяла идеалы воспитания. В греко-римской культуре они видели отражение всего лучшего, что есть в человеке и природе и стремились заимствовать то, что было утеряно, - традицию воспитания физически и эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия. Помышляя о физическом совершенстве человека, педагоги-гуманисты многое взяли и от рыцарского воспитания.
Педагоги-гуманисты
ставили перед собой задачу воспитать
здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих
многосторонними интересами. Они
уделяли большое внимание физическому
и умственному воспитанию детей,
которое содействовало бы в них
развитию творческой активности, самодеятельности,
вооружало их реальными светскими
знаниями. Гуманисты считали, что
обучение должно быть основано на наглядности
и обеспечивать сознательное усвоение
знаний учащимися. Они осуждали характерную
для средневековья палочную дисциплину,
призывали бережно и
Протестуя против феодальной системы воспитания, против догматизма и подавления умственных сил ребенка, педагоги - гуманисты выдвигали, безусловно, передовые для своего времени педагогические требования. Но их влияние получило распространение только в школах, где учились дети знатных и состоятельных родителей, для которых гуманисты требовали полноценного физического и эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы. В программу умственного образования гуманистами включались такие естественнонаучные предметы, как математика, астрономия, механика, естествознание. Они стремились развить в ребенке любознательность и интерес к знаниям. В школах, которыми руководили педагоги-гуманисты, влияние церкви на содержание обучения было слабее, однако религия все же занимала значительное место.
Представители
эпохи Возрождения обогатили
программу классического
В период с ХII по ХV вв. школьное образование выходит за стены церквей и монастырей. В первую очередь это проявилось в появлении городских школ, которые появились во второй половине ХII - начале XIII вв. в Лондоне, Париже, Милане, Гамбурге и др.
Возникшие в ХIII - XIV вв. цеховые школы содержались на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку чтение, письмо, счет, элементы геометрии, естествознание. Схожая программа была и у гильдейских школ (для купцов). Городские школы рождались из систем ученичества, цеховых школ, гильдейских школ, школ счета для детей ремесленников и торговцев. В городских школах преподавание ведется на латинском и родном языке, а также появляются аналогичные учебные заведения для девочек. Программа городских школ по сравнению с программой церковных школ носила более прикладной характер. Кроме латыни изучали арифметику, делопроизводство, геометрию, технику, естественные науки. Происходила дифференциация городских школ. Часть из них (школы счета) давали элементарное образование и готовили в латинские (городские) школы. Наряду с начальными школами в XVI веке существовали повышенные (латинские) школы и средние школы (коллегиумы, гимназии) с 8—10-летним обучением (для детей состоятельных родителей). Некоторые сектантские общины, боровшиеся против католической церкви, например анабаптисты в Средней Европе, табориты в Чехии и др., организовали всеобщее начальное обучение на родном языке для детей членов своей секты.(14, С.82)
Латинские школы и ряд других учебных заведений в свою очередь давали образование повышенного типа. Программа высшей городской школы постепенно усложнялась. Было добавлено преподавание древнегреческого и древнеевропейского языка. В центр учебного процесса поставлено изучение латинского языка и литературы. Определены три этапа 5-6 летнего изучения грамматики, чтения греко-римских классиков. В старших классах популярны были диалоги, диспуты на латыни. Состав классов определялся по уровню их подготовки. Были распространены театральные представления (мистерии), которые содействовали эстетическому развитию учащихся. Кроме городских школ в Центральной Европе были созданы школы иезуитов (ХVI-ХVII вв.).
Орден иезуитов стремился взять на себя воспитание господствующих классов и тем самым захватить влияние на политическую и общественную жизнь Европы. Иезуиты идут традиции жесткой централизации и регламентации школьной жизни. Они стремились к тому, чтобы дети забыли своих родителей и перешли под влияние ордена. Главный принцип жизни - слепое подчинение авторитету наставника. При этом в колледжах иезуитов заботились о здоровье учащихся: гимнастика, верховая езда, плавание, фехтование. В программу обучения также входили: латинский и греческий языки, география, математика, естествознание. Усердно осваивались древние языки и литература. В конце XVII века при изучении истории, географии стали использовать карты, давать сколько-нибудь серьезные естественнонаучные знания. Широко использовались различные соревнования как дидактический прием. Прививалась верность католической церкви.
Кроме этого были образованы: гимназии, коллежи, грамматические школы, школы иеронимитов, дворянские школы.
Первые
гимназии появились в Германии. Отцом
этих учебных заведений был Ф.
Исключением на фоне гуманитарно-ориентированных школ повышенного типа являлось учебное заведение, созданное Михаилом Неандером в г. Ильфельде (Германия). Школа была рассчитана на небольшое количество учащихся, в программу обучения входили традиционные предметы и дисциплины ярко реалистического научного характера: математика, история, география, физика, анатомия и физиология человека, ботаника, зоология, сельское хозяйство. В организации процесса обучения создатель школы выходил за рамки традиционных форм и отдавал предпочтение экскурсиям, лабораторным и практическим занятиям. М. Неандер написал ряд учебников на немецком языке и смело заявил, что преподавание на родном языке более результативно.(14,С.91)
Символом гуманистического образования оказалась гимназия, созданная в 1537 году в Страсбурге И.Штурмом (1507-1589 гг.). В гимназии прибегали к оригинальным методическим приемам: в ходу были персональные словари по древним языкам. Главными предметами были: латинский язык, богословие, греческий язык, риторика, диалектика. Также обучали: математике, литературе, древнегреческому и древнеевропейским языкам. Позднее эта школа была преобразована в Академию, а в 1621г. на ее базе был открыт Страсбургский университет.
Информация о работе ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ