ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение гуманистических идей в истории педагогики эпохи Возрождения как важного условия формирования общей и педагогической культуры.
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи
изучить научную литературу по данной проблеме
охарактеризовать особенности культурно-исторического развития Европы в эпоху Возрождения
раскрыть содержание гуманизма как основы культуры Ренессанса
выявить ведущие тенденции развития гуманистических идей в образовании.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ 5
1.1.Предпосылки возникновения эпохи Ренессанса в Европе 5
1.2. Зарождение и сущность гуманистических идей 10
ГЛАВА 2.ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ПЕДАГОГИКЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ 20
2.1.Система образования в эпоху Возрождения 20
2.2 Педагогические идеи итальянских гуманистов. Т.Кампанелла 24
2.3.Педагогические идеи французских гуманистов. Ф Рабле и М.Монтень 28
2.4. Гуманистическое педагогическое движение в Западной Европе. Эразм Роттердамский и Томас Мор 31
2.5 .Педагогические идеи Яна Амоса Коменского 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 41

Файлы: 1 файл

Педагогика Возрождения.docx

— 90.52 Кб (Скачать)

На фоне суровой, палочной педагогики, приемы воспитания в некоторых школах выглядели  ново. Так в школе в Гейдельберге, которой руководил Фридланд Троцендорф (1490 – 1556 гг.) существовало подобие школьного  самоуправления. Большинство гимназий в различных странах стало создаваться по типу гимназии Штурма.

К середине XVI в. огромное развитие получили школы иеронимитов – монашеского ордена братьев общей жизни. Школы учреждались религиозными общинами, процесс обучения и его организация основывались на гуманистических идеях и возглавлялись крупными педагогами-гуманистами. В содержание образования включались классические языки и литература, родной язык, разнообразные науки, исключалась схоластика.(7,С.184)

Наиболее ярко педагогическая мысль эпохи Возрождения представлена трудами итальянских, немецких и французских ученых-гуманистов. Несомненно, их сочинения несут на себе отпечаток национального своеобразия. Так, труды итальянских педагогов характеризуются ярко выраженной гуманистической тенденцией, ценность образования и воспитания оценивается в их ориентации на общечеловеческие идеалы. В сочинениях немецких гуманистов усиленно проявляются демократические тенденции; идеи о всеобщем образовании, необходимости организации массовой народной школы сливаются с идеей национального образования. Французский аристократический гуманизм наполнен педагогическими идеями будущего: необходимости свободного и индивидуального воспитания, развития женского образования, важности включения в систему воспитания физического труда.

2.2 Педагогические идеи итальянских гуманистов. Т.Кампанелла

Борьба итальянских городов  за независимость, пробуждение чувства  причастности к единому этносу породили духовное движение, которое выдвинуло  идеи гражданского воспитания (Л. Альберти (1404—1472), Л. Бруни (1369—1444), Л. Балла (1405/1407—1457), В. да Фельтре (1378—1446), Б. Гуарини (1374—1460). Речь шла о формировании члена общества, чуждого христианскому аскетизму, развитого телесно и духовно, воспитанного в процессе трудовой деятельности. Гуманисты считали основной функцией воспитания формирование человека, действующего на благо общества, а очагом воспитания - семью. Так, флорентийский гуманист Леон Альберти полагал, что именно семья является основой общества в целом, и потому семейному воспитанию следует придавать особое значение, уделив в нем важное место воспитанию женщины. (3,С.206)

В качестве образца итальянские  мыслители рассматривали педагогические идеи Квинтилиана. К ним, например, обратились в 20-х гг. XV в. Витторино да Фелетре и Баттисто Гуарини. В 1424 г. да Фельтре получил приглашение в г. Мантую, где возникла знаменитая дворцовая школа «Дом счастья», которой В. да Фельтре отдал всю свою жизнь. Школа представляла собой воспитательно-образовательное учреждение пансионного типа, деятельность которого была подчинена основной цели – гармоничному развитию человека, его «тела, ума и характера». Ядром содержания обучения В. да Фельтре делает классические языки, изучение литературы он строит на принципе сознательного усвоения и самостоятельного творчества. Педагог стремится давать энциклопедические знания, поэтому в программу обучения входят алгебра, астрономия, геометрия, черчение, естественная история и др. Особое внимание В. да Фельтре уделял физическому развитию детей. С этой целью проводились спортивные игры, детей обучали верховой езде, борьбе, фехтованию, стрельбе из лука, плаванию (рыцарское воспитание). Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми. В основу организации жизни детей были положены идеи самоуправления. Вместе с тем школа В. да Фельтре сохраняла сильный элемент религиозного воспитания с ярко выраженным средневековым аскетизмом.

Гуманистическая педагогика утверждалась в соперничестве с традиционной идейной ориентацией и практикой школьного и университетского образования. Символами двух разных подходов к проблемам воспитания и образования стали трактат "О благородных нравах и свободных науках" (1402) гуманиста Пьера Паоло Верджерио, активного участника кружка Салютати, и трактат "Наставление в семейных делах" доминиканского монаха Джованни Доминичи, ставшего впоследствии кардиналом. Верджерио отстаивал светскую направленность образования, подчеркивал его нравственно-социальные задачи. Цель образования он видел в приобретении разносторонних знаний, которые формируют ум и высокую нравственность, помогают в жизненных делах. В методах воспитания, по Верджерио, важны авторитет родителей и учителя, интерес самого ученика к занятиям, а не принуждение и наказание. По мысли педагога, воспитание гуманно только тогда, когда оно выстраивается в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Иная педагогическая задача была выдвинута  в трактате Доминичи. Обеспокоенный  слишком светской ориентацией образования  в городских школах Флоренции, он призывал отдавать предпочтение домашнему  образованию целенаправленно религиозного характера. Доминичи был убежден, что  не интересом к земным благам надо "вооружить детей", а учить  их становиться "жителями вечного  царства". Важно взращивать в учениках терпение и покорность, презрение  ко всякого рода соблазнам земного  мира, не гнушаясь самыми суровыми методами воспитания. (4,С.220)

Близкой по гуманистическому духу, но отличавшейся по цели образования была школа в Ферраре, куда был приглашен  для преподавания друг Витторино  да Фельтре Гуарино из Вероны. В  отличие от Витторино, он ставил перед  собой задачу подготовить своих  питомцев к будущей профессии. При  обучении каждого ученика он уделял особое внимание тем предметам, знания которых будут ему полезны  в будущей практической деятельности. Поэтому наряду с классическими  языками в его школе изучались  предметы естественнонаучного цикла. Различия в построении учебных программ, образовательных целях, методах работы этих двух педагогов отражали цели обучения, базировавшиеся на общей гуманистической основе. Успех их деятельности объяснялся не только личными достоинствами и высочайшей эрудированностью руководителей школ, но главным образом реализацией ими гуманистических идей. Эти школы явились как бы прообразом классических гимназий последующих столетий.

Гуманисты говорили об уважении к  религии, но не призывали к отказу от земных радостей и отречению от мира. Основываясь на понимании человека как природного единства тела и души и исходя из цели, которую ставило перед собой общество, - подготовить физически и духовно здорового, активного и жизнестойкого гражданина, - физическое воспитание как компонент формирования гармонической личности в эпоху Возрождения рассматривалось шире, чем в античные времена. Реализацию гражданского долга гуманисты видели и в трудовой деятельности, которая стала рассматриваться как неотъемлемая часть воспитания целостной личности.

Среди итальянских  гуманистов Возрождения выделяется Томазо Кампанелла (1568—1639). Бунтарь  и еретик, он провел 27 лет в тюрьме, где написал ряд трактатов, в  том числе "Город солнца". В  этой утопии рисуется образец общества экономического и политического  равенства. В трактате изложены педагогические идеи, смысл которых заключен в отрицании книжности и слепого подражания, возврате к природе, отказе от узкой специализации, в энциклопедизме и универсализме образования. Юные солярии свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, вороватость, плутовство.(8,С. 24) В городе солнца заботятся об улучшении "породы людей", так как убеждены, что это основа общественного блага. Здесь поощряют занятия наукой, изучение истории, традиций и обычаев. Соляриям прививают любовь к искусству, ко всему прекрасному, естественной красоте человека. Благодаря правильному воспитанию жители отличаются отменным здоровьем и внешней привлекательностью. Во главе государства стоит самый образованный, просвещенный гражданин. Девочки и мальчики учатся вместе. Им преподают чтение, письмо, математику, историю, географию и естествознание, обучают ремеслам, дети занимаются гимнастикой, бегом, метанием диска, играми. С двух лет, считал Кампанелла, следует начинать общественное воспитание детей, а с трехлетнего возраста учить их правильной речи и азбуке. С этого же возраста должно вестись усиленное физическое воспитание детей, а с восьми лет нужно уже начинать систематическое обучение различным наукам. Изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии. Т. Кампанелла главную особенность воспитания видел в соединении обучения с трудом. С двенадцати лет нужно начинать военную подготовку граждан, независимо от пола, чтобы в случае войны женщины могли участвовать в ней вместе со своими детьми-подростками.

Предлагалось  оживлять обучение путем наглядности: городские стены, состоявшие из семи концентрических кругов, разрисованы "превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности отражающей все науки..Дети, без труда и как бы играя, знакомятся со всеми науками наглядным путем до достижения десятилетнего возраста"..(8.С.31). Широко используется принцип соревновательности. Преуспевающие в науке и ремеслах пользуются большим почетом. В качестве учебника используется пособие "Мудрость", где сжато и доступно изложены научные познания. Солярии воспитаны в духе религии "как закона природы". Их бог - солнце, природа.

Кампанелла  не доверяет воспитание детей родителям, так как они дурно их воспитывают, “на гибель государству”. Воспитание, как считает Кампанелла,— это  самая первая основа благосостояния государства, и воспитывать детей  должно только государство и ручаться за его надежность может только воспитатель  и никто другой.

Идеи  Кампанеллы об общественно-полезном труде  были не только прогрессивными и передовыми в эпоху Возрождения, но остались актуальными и до настоящего времени.

Педагогические  идеи ранних социалистов- утопистов  оказали существенное влияние на дальнейшее формирование прогрессивной  педагогической теории.

2.3.Педагогические идеи французских гуманистов. Ф Рабле и М.Монтень

Идеи Возрождения из Италии проникают  в соседнюю Францию. Парижский университет  становится очагом идей гуманизма. Отсюда они распространяются на Центральную  и Северную Европу. Среди представителей французского Возрождения, повлиявших на развитие педагогической мысли и  школьной практики, выделяются Гюйом  Бюде (1468—1540), Пьер Рамус (1515 - 1572), Франсуа  Рабле (1494—1553) и Мишель Монтень (1533—1592). Гюйом Бюде и Пьер Рамус выступили с инициативой пересмотреть программу образования. Так, Бюде связывал содержание обучения с экономической и политической жизнью страны, предлагал использовать изучение классических языков для извлечения уроков нравственности. Обновленную программу научно-реального образования составил П. Рамус. Его перу принадлежат школьные учебники по древним и новым европейским языкам. (10,С.205)

Франсуа Рабле (1494–1553) - писатель, гуманист, яркая и неординарная личность, родился в семье адвоката, получил блестящее образование в монастыре, вел жизнь странствующего ученого, изучал древние языки, археологию, право, естественные науки, медицину, получил степень доктора медицины, в последние годы жизни был священником.

Педагогические идеи Ф. Рабле выразил  в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором он резко осудил средневековую  школу за ее формальный и чисто  словесный характер, за схоластические методы обучения и противопоставил  ей программу воспитания «свободного  и благонравного человека» эпохи  Возрождения, с продуманным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности. В основу педагогической теории Ф. Рабле было положено его убеждение в том, что человек от природы, вне зависимости от происхождения предрасположен к добру, поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и передаваться из поколения в поколение.

Свои идеалы нового воспитания и  обучения Ф. Рабле выразил, описывая воспитание героя романа: весь день распределен на систему занятий, чередующихся с играми и физическими  упражнениями. Ведущее место в  программе обучения отводится древним  и новым языкам, открывающим путь к постижению произведений античных авторов, научному анализу библейских текстов. Важное место в образовании  отводится естественно-научному познанию человека и природы на основе «семи  свободных искусств». Ф. Рабле был  сторонником наглядных методов  обучения, поэтому основной путь овладения  знаниями – это непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром. Ф. Рабле развивал идею индивидуального  образования, поскольку обучение, осуществляемое путем индивидуальных занятий воспитателя с учеником, позволяет решить задачу соединения образования и нравственного воспитания. Особое значение Рабле придавал физическому воспитанию, в котором требовал сочетания физических упражнений с активной деятельностью и освоением ремесел. Пропагандировал активные методы обучения: экскурсии в природу, мастерские, наблюдение за звездами, сбор растений, эвристические беседы, развивающие игры, свободное обсуждение прочитанного, применение полученных знаний на практике (например, обсуждение за обедом «полезности и происхождения того, что подавалось на стол»(22, С.81)), ежевечерние отчеты об изученном. Ф.Рабле показал, что хорошее физическое и эстетическое развитие, интересный досуг в сочетании с сильным умственным напряжением – необходимые условия гармоничного развития детей.

Юрист, автор  знаменитого труда «Опыты», в  котором отразились передовые гуманистические  взгляды на воспитание и обучение детей, Мишель Монтень (1553–1592) рассматривал ребенка, его природные особенности, задатки, способности, составляющие индивидуальность, как главный ориентир в деятельности воспитателя. Он предложил концепцию человека нового времени - широко образованного и критически мыслящего. Критикуя современную ему школу, сохранившую многие черты схоластического обучения, Монтень требует, чтобы организация образования ориентировалась на физические особенности детей и прежде всего не подрывала их здоровье. Провозглашая опыт основой всякого познания, педагог в методике обучения предлагает сначала знакомить детей с конкретными предметами и лишь затем со словами, обозначающими эти предметы, что, по мнению М. Монтеня, должно формировать интерес к учению, основанный на понимании знаний. Много внимания М. Монтень уделял вопросам развития детской самостоятельности. Учитель должен развивать умственные способности и навыки самостоятельного мышления учеников, а не «вливать знания, словно воду в воронку»(15, С.136). Мыслитель выступал против телесных наказаний, широко распространенных в школе, противопоставляя насилию идеал свободного и радостного учения, в нравственном воспитании предлагал сочетать мягкость со строгостью, но не суровостью, настаивал на гармоничном развитии духовных и физических сил ребенка, высказывал мысли о необходимости изучения родного языка. Мишель Монтень рассматривает человека как наивысшую ценность. Он верит в его неисчерпаемые возможности, относясь с большой долей скепсиса к божественному провидению. Процесс воспитания детей Монтень сравнивает с земледельческим трудом. Чтобы процесс воспитания проходил эффективно и с большой пользой для воспитуемого, воспитанием ребенка должны заниматься профессионалы, насколько правильно будет подобран наставник, настолько удачным окажется воспитание ребенка. Главное в воспитании детей, с точки зрения Монтеня, - это привить вкус и любовь к наукам. Монтень видит в ребенке не уменьшенную копию взрослого, как это считалось в средневековой педагогике, а природную индивидуальность. Ребенок от рождения обладает первозданной чистотой, которую в дальнейшем "разъедает" общество, он превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность критических суждений. Необходимо приучить учащихся исследовать окружающий мир, чтобы они "все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету"(15, С.138). Монтень предостерегал от тщетных попыток энциклопедического образования ("нельзя обучать многому"). В процессе обучения учеников необходимо знакомить с духовными ценностями, которые были выработаны в античную эпоху. В этом обращении к прошлому прослеживается не только связь времен, но и связь поколений.

Информация о работе ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ