Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:02, курсовая работа
Цель исследования - изучение гуманистических идей в истории педагогики эпохи Возрождения как важного условия формирования общей и педагогической культуры.
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи
изучить научную литературу по данной проблеме
охарактеризовать особенности культурно-исторического развития Европы в эпоху Возрождения
раскрыть содержание гуманизма как основы культуры Ренессанса
выявить ведущие тенденции развития гуманистических идей в образовании.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ 5
1.1.Предпосылки возникновения эпохи Ренессанса в Европе 5
1.2. Зарождение и сущность гуманистических идей 10
ГЛАВА 2.ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ПЕДАГОГИКЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ 20
2.1.Система образования в эпоху Возрождения 20
2.2 Педагогические идеи итальянских гуманистов. Т.Кампанелла 24
2.3.Педагогические идеи французских гуманистов. Ф Рабле и М.Монтень 28
2.4. Гуманистическое педагогическое движение в Западной Европе. Эразм Роттердамский и Томас Мор 31
2.5 .Педагогические идеи Яна Амоса Коменского 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 41
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1.1.Предпосылки возникновения
1.2. Зарождение
и сущность гуманистических
ГЛАВА 2.ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ
ИДЕИ В ПЕДАГОГИКЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
2.1.Система
образования в эпоху
2.2 Педагогические идеи итальянских гуманистов. Т.Кампанелла 24
2.3.Педагогические идеи французских гуманистов. Ф Рабле и М.Монтень 28
2.4.
Гуманистическое
2.5 .Педагогические
идеи Яна Амоса Коменского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей. О его определяющей роли в мировоззренческом сознании европейского человечества можно судить по тому, что ни одно философское, политическое, художественное направление или учение, претендующее на роль духовного и практического лидера европейской цивилизации, не обходилось без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма. Гуманистические идеалы, «пустившие корни» в эпоху Возрождения, утвердившиеся в духовной культуре в форме традиции, выдержали испытание временем, доказав свою значимость и непреходящую ценность.
Актуальность исследования обусловлена ориентацией образовательных систем на дальнейшее развитие учащихся на основе гуманистических ценностей, что вызывает у педагогов потребность в осмыслении теоретических положений и практических рекомендаций историко-педагогического наследия и соотнесения его с перспективами развития современной школы.
Цель исследования - изучение гуманистических идей в истории педагогики эпохи Возрождения как важного условия формирования общей и педагогической культуры.
В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи
изучить научную литературу по данной проблеме
охарактеризовать особенности культурно-исторического развития Европы в эпоху Возрождения
раскрыть содержание гуманизма как основы культуры Ренессанса
выявить ведущие тенденции развития гуманистических идей в образовании.
проанализировать основные педагогические идеи гуманистов эпохи Возрождения.
Объект исследования: школьная практика и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
Предмет исследования: гуманистические идеи в педагогике эпохи Возрождения.
Теоретическую основу исследования составили произведения выдающихся педагогов-гуманистов Т.Кампанеллы, Т.Мора, Ф.Рабле, М Монтеня, Я.А.Коменского, а также работы историков педагогики А.Н.Джуринского, А.И. Пискунова, Д.И. Латышиной и др.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалами исследования могут пользоваться как педагоги при работе с детьми, так и студенты педагогических колледжей и ВУЗов с целью изучения педагогического опыта прошлого.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
.
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1.1.Предпосылки возникновения эпохи Ренессанса в Европе
Понятие "Возрождение" возникло в Италии в XVI в. как некий итог осмысления культурного новаторства эпохи. Этим понятием обозначали первый со времени античности блестящий рассвет культуры, гуманитарных наук, искусства, начавшийся после долгого, почти тысячелетнего упадка культуры. В XIX веке применительно к эпохе Возрождения утвердился французский термин "Ренессанс", прочно вошедший в русскую речь.
Девизом и основной идеей культуры Возрождения становится обращение к "первоисточникам знания", восстановление во многом утраченных в средние века связей с культурными традициями античности - как с христианскими, так и с языческими; как с латинскими, так и с древнегреческими. Античность стала важнейшим ориентиром новой культуры Возрождения: на античном фундаменте строились ее разные области - от системы гуманитарного знания, образования, норм литературного творчества до архитектуры и изобразительного искусства. (3,С.177) Проникновению идей античности в Европу способствовало изобретение в 1436 году Иоганном Гутенбергом книгопечатания. Благодаря этому стало возможным тиражирование и широкое распространение античной литературы.
Нельзя забывать, что и культура средних веков, несмотря на ее отрицательную оценку творцами Ренессанса, оказывала существенное и непосредственное воздействие на культуру Возрождения, прежде всего в силу преемственности общего для них христианского мировоззрения. В культуре Возрождения переплелись основы христианского вероучения, языческая мудрость и светские подходы в разных областях знания. Эпоха Возрождения рассматривается исследователями как переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального – к буржуазному.
Исходной датой западного Возрождения принято считать 1453 год. Захват в этот период турками Константинополя вызвал бегство ученых с их греческими рукописями в Италию, где они «возрождали античный платоновский взгляд на мир.(4, С.144) Затем в XV веке в неё вступили страны северной Европы, такие как Германия, Франция, Нидерланды.
Что же послужило основой тех культурных изменений, которые возникли в Западной Европе во второй половине XV—XVI вв. (а в Италии — родине Возрождения — на век раньше, в XIV столетии)? В XIV-XV вв. началось зарождение раннекапиталистических, товарно-денежных отношений. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: великие географические открытия. Границы мира как бы раздвинулись. Торговые пути теперь пролегли через океаны, связывая между собой континенты. Для самой Европы эта бурно развернувшаяся экспансия имела крайне важные последствия. Сместились торговые центры: Средиземноморье стало терять свое прежнее значение, уступая место Голландии, а позже – Англии. Важнейшим следствием открытия и колонизации новых земель явилась «революция цен», их резкое повышение на товары в связи с ростом добычи золота и других благородных металлов и снижения их стоимости. Она понизила реальную заработную плату рабочих, ускорила первоначальное накопление капитала в Европе, вынуждая множество лишенных средств к существованию людей дешево продавать свою рабочую силу. Наиболее бурно проходили процессы расслоения в городах. Здесь из среды зажиточных мастеров, купцов и мелких финансистов формируется слой мануфактурщиков — владельцев крупных мастерских, не занятых физическим трудом, будущих капиталистов. А мелкие ремесленники постепенно утрачивают независимость и права собственности сначала на изделия, а затем и на само хозяйство и орудия производства. Усложнились финансовая система и банковское дело. Новые рынки сбыта дали мощный импульс развитию промышленности и торговли. Городская жизнь, производство и обмены все более активизируются. Возникает прогрессивный тогда класс – буржуазии, которая возродила культуру античного мира, способствовала бурному развитию науки и искусства.
В XIV–XV вв. Италия представляла собой государство, в котором сосредоточилась политическая, экономическая, религиозная, культурная, образовательная жизнь. Широкие торговые и иные экономические отношения Италии, ряд сделанных итальянцами географических открытий, сравнительно широкое распространение образования среди населения вызывали в людях иные по сравнению со Средневековьем стремления и запросы: у человека пробудились вера в себя, стремление к самопознанию и проявлению силы духа.
Для развития культуры Возрождения имело значение и то обстоятельство, что в Италии не сложились в средние века, четко очерченные общественные сословия. Феодальная знать рано оказалась вовлеченной в бурную городскую жизнь и тесно смыкалась в своей политической и хозяйственной деятельности с верхушкой купечества. Эта особенность итальянского общества способствовала созданию в городах-государствах особого идейно-психологического климата: здесь высоко ценились свобода полноправных граждан, их равенство перед законом, доблесть и предприимчивость, открывавшие путь к преуспеванию.(7,С.112)
Восстановление преемственности с античной культурой, более полное и глубокое, чем в средние века, - задача, выдвинутая деятелями Ренессанса, - произошло прежде всего в Италии, поскольку культура Древнего Рима оставалась важной частью собственного прошлого, наследием предков. Нигде в Европе не сохранились столь многочисленные памятники античности.
Складывание новой культуры было подготовлено и общественным сознанием, изменениями в настроениях различных социальных слоев ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово-промышленного и финансового предпринимательства серьезно расходился с реальной жизненной практикой этих социальных слоев. В психологии купечества, ремесленной верхушки отчетливо проступали черты рационализма, расчетливости, смелости в деловых начинаниях, осознания личных способностей и широких возможностей. Складывалась мораль, оправдывающая «честное обогащение», радости мирской жизни, венцом успеха которой считались престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков. Этот процесс, наряду с собственно историческим, имел и историко-культурные предпосылки. У культуры Возрождения были и средневековые корни – светские традиции городской, народной, рыцарской культуры.(5,С.189)
Напряженность и противоречивость социальной жизни эпохи Возрождения усиливается в связи с формированием нового типа государственности - абсолютной монархии. На этой почве возникают широкомасштабные общественные конфликты и движения, потрясающие Европу.
Этот период характеризуется развитием интереса к проникновению в тайны природы на основе опыта, наблюдения, эксперимента; серьезными достижениями в математических науках, естествознании, технике; крупными открытиями в области астрономии. Все это способствовало формированию новых представлений о действительности, изменению установившейся картины мира.
Среди многочисленных открытий, которыми
была так богата та эпоха, одно занимает
особое место по своему воздействию
на умы людей. Это гелиоцентрическая
теория Н. Коперника, которая дала новое
видения Вселенной и новое
понимание места в ней Земли
и человека. Идею Коперника подтвердили
его последователи –
В этот период на основе складывающихся европейских наций формируются национальные государства, уже лишенные средневековой замкнутости. Возникает стремление не только укреплять власть монарха внутри каждого из государств, но и развивать отношения между государствами, образовывать политические союзы, вести переговоры. Так возникает дипломатия — тот вид политической межгосударственной деятельности, без которой невозможно представить современную международную жизнь.
В эпоху Возрождения появляются специальные (медицинские, юридические) школы, а затем и университеты. Первый в мире университет был открыт в Болонье в XI–XII вв., потом появляются Кембриджский, Краковский, Оксфордский, Парижский, Пражский и др.
Университеты родились в системе церковных школ в конце XI - начале XII вв. Их рождение и их права подтверждались привилегиями - особыми документами, закрепленными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию, освобождали студентов от военных повинностей. Появление университетов вызвано оживлением общественной жизни, торговли, увеличением городов и доходов. Церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. Главным предметом в университетах было богословие. Большинство преподавателей были выходцы из духовенства. Церковь держала в университетах своих представителей – канцеров, которые подчинялись архиепископам. И все же университеты играли роль светской альтернативы церковному образованию.(23,С.57)
Информация о работе ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ