Невербальные средства общения в педагогической деятельности учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

В процессе педагогического общения осуществляется обучение приёмам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приёмам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряжённости.
Одним из аспектов данной проблемы является изучение невербального компонента. С каждым годом всё большим становится убеждение учёных в том, насколько значимыми оказываются невербальные средства в ходе взаимодействия людей. Отметим, что данное обстоятельство находит подтверждение в экспериментах, проводимых в основном психологами.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к вопросу о роли невербальных средств общения в педагогической деятельности учителя
1.1 Педагогическое общение, как важная часть педагогической деятельности учителя. Жесты и история развития невербалики, как науки о жестах.
1.2 Невербальное общение в аспекте педагогической деятельности учителя в современной школе.
Глава 2. Выявление проблемы развитости невербальных средств общения студентов, получающих педагогическую профессию
2.1 Использования невербального способа общения учителя в современной школе.
2.2 Уровень развития студентов, специальности «Учитель», в невербальных аспектах обучения.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

kursov.docx

— 49.36 Кб (Скачать)

К сожалению, несмотря на важность языка жестов в жизни, сегодня многие люди всё ещё не знают о существовании языка телодвижений. Вместе с тем, проблема восприятия и психологической интерпретации невербального поведения относится к проблемам с многовековой историей.

К проблеме невербального общения в различное время обращались философы, психологи, медики, лингвисты, искусствоведы. На протяжении тысячелетий данная проблема обрастала научными и псевдонаучными фактами. Аристотель, например, считается одним из пионеров невербалики, как науки о жестах. Сторонники его школы полагали, что по общему выражению и некоторым чертам лица можно распознать характер человека, оценить уровень его способностей. До Аристотеля невербаликой занимался Пифагор. Последовательными проводниками его идей в рассматриваемой области были видные античные ученые, выдающиеся врачи Цельс и Гален. А крупнейший римский мыслитель и оратор Цицерон учил ораторов правильно жестикулировать. Первый же словарь жестов, принадлежал римскому ритору Квинтилиану

В средние века отдельные взгляды учёных-невербаликов разделяли и в той или иной степени совершенствовали Ибн Сина и ряд ведущих алхимиков. В эпоху Возрождения - Иоанн Дунс Скот и Леонардо да Винчи, в XVI-XVIII столетиях - Френсис Бэкон и непревзойденный невербалик, швейцарский священник, поэт и художник Иоганн Гаспар Лафатер. В своем сочинении «Искусство познавать людей по физиогномиям» он совершил практически первую научную попытку систематически исследовать выразительные движения. В XVI веке выдающийся немецкий врач-хирург Парацельс также пользовался в своей практической деятельности мимическими критериями, хотя его идеи не получили сколько-нибудь широкого распространения. В 1664 году Джон Баливер выпустил две книги, посвященные языку жестов человека: «Хирология, или Естественный язык жестов» и «Хирономия, или Искусство риторики рук». В этих книгах были составлены первые из известных в европейских странах таблицы с систематизацией знаков выразительной жестикуляции.

Классическим примером осмысления роли и значения жестов, мимики, интонации в жизни людей можно считать труд Жан-Батиста Дюбо - французского философа-просветителя XVIII века – «Критические размышления о поэзии и живописи», где автор приходит к мысли о том, что издавна существует наука «нема», которая, не размыкая уст, говорит руками и некоторыми телодвижениями.

Наиболее влиятельной работой к началу ХХ века была работа Ч.Дарвина «Выражение эмоций у людей и животных», опубликованная в 1872 г. Она стимулировала современные исследования в области «языка тела». Со времени опубликования этой работы учёными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков, а многие идеи Ч.Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира.

Серьёзным исследованием «бодилэнгвиджа» с конца 70-х гг. XX века начал заниматься австралийский ученый Аллан Пиз, который является признанным знатоком психологии человеческого общения и автором методики обучения основам коммуникации.

В нашей стране исследование невербальных средств человеческого общения было начато в 60-х гг. в работах Б.А.Успенского и Т.М.Николаевой, позднее продолжено О.С.Ахматовой, И.Н.Гореловым, А.А.Капнадзе, Е.В.Красильниковой, Г.А.Ковалевой, В.А.Лабунской, А.А.Леонтьевым и другими учёными.

Таким образом, перечисленные факты свидетельствуют о том, что невербальный аспект общения является в определённой степени исследованным, хотя и по сей день в нём имеется достаточно много «белых пятен». Серьёзным исследованием проблем невербального общения учёные реально и систематически начали заниматься лишь с 60-70-х гг. ХХ века. Литература в основном представляет лишь отрывочные данные об истории развития данной проблемы, что не дает возможности в определенной мере проследить динамику развития научных исследований в области невербалики, выделить основные этапы. Но с каждым годом все большим становится убеждение ученых в том, насколько значимым оказываются невербальные средства в ходе взаимодействия людей.

 

 

1.2 Невербальное  общение в аспекте педагогической  деятельности учителя

 

Содержанием труда учителя является содействие психическому развитию ученика, а главным «инструментом» выступает его психическое взаимодействие с ребёнком, педагогическое общение.

Общение составляет необходимое и специальное условие присвоения ребёнком достижений исторического развития человечества. Взаимодействие ученика и учителя состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации.

Общаясь с учениками, учитель значительную часть информации относительно их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов учеников, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать. Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова.

Невербальные аспекты общения играют существенную роль и в регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие, как учителя, так и ученика.

Средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. Кроме того, жест обладает свойством «тайное делать явным», о чём учитель всегда должен помнить.

Характер жестов учителя с первых минут создает определенный настрой в классе. Общение школьников с учителем начинается с момента его появления в классе. Важно всё: как он вошёл, как двигается, как перелистывает страницы журнала, как держит книгу. Учитель ещё не сказал ни слова, но уже сообщил детям об отношении к ним, о своём настроении, самочувствии. Ведь в класс можно войти резко и с размаху бросить на стол журнал, а можно то же самое сделать спокойно и уважительно. Если движения учителя порывисты и нервны, то в результате вместо готовности к уроку возникает состояние напряжённого ожидания неприятностей.

Большую роль жесты играют и в обеспечении внимания учащихся, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание аудитории. Среди средств организации внимания почти каждым учителем активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты подчёркивания и т.д.

Не менее важна в использовании жестов и такая функция, как активизация различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

Совместная деятельность учителя и учащихся предполагает не только воздействие учителя, но и обязательную обратную связь. Именно с помощью жеста учитель часто «включает» её (вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и т.д.), повышает её интенсивность (жесты одобрения, оценки), или завершает контакт. Жесты в комплексе с другими невербальными средствами общения используются учителем для обеспечения оценки и контроля деятельности учащихся.

Таким образом, нельзя не обращать внимания на значимость жестов в педагогическом общении. С их помощью можно передать информацию, обратить внимание детей на какой либо важный момент, активизировать психические процессы, «включить» обратную связь, обеспечить эмоциональный комфорт на уроке. Но чтобы педагогу правильно «читать» и применять выразительные движения, ему необходимо знать классификацию основных элементов невербального поведения.

На какие же компоненты следует обращать внимание во время общения?

В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к проблеме классификации невербальных средств общения. Рассмотрим некоторые из них.

Общепринято классифицировать невербальные средства коммуникации по сенсорным каналам. Одна из таких классификаций представлена в статье М.Битяновой. Она, в частности, среди наиболее популярных в общении современных людей коммуникативных систем выделяет оптическую и акустическую. К оптической системе относятся внешний вид и выразительные движения человека - жесты, мимика, позы, походка и т.д. Анализ соответствующей литературы позволяет отнести к оптической системе и такую специфическую форму невербального человеческого общения, как контакт глаз. Акустическая система представляет собой различные качества голоса коммуникатора (тембр, высота, громкость), интонации, темп речи, фразовые и логические ударения. Не меньшее значение, как отмечает М.Битянова, имеют и разнообразные вкрапления в речь - паузы, покашливание, смех и прочее. Помимо указанных двух наиболее важных систем, человек, по мнению М.Битяновой, использует в общении и такую систему, как кинестетическая система - прикосновения, информационная ценность которых связана в основном с такими параметрами, как сила, давление.

А.А.Леонтьев предлагает классифицировать неречевые компоненты общения на несколько типов в зависимости от их роли в процессе общения: «поисковые» компоненты, учитываемые говорящим и слушателем при ориентировке, предшествующей общению; сигналы, используемые для коррекции уже установившегося общения; регуляторы, разделяемые на сигналы, исходящие от слушателя и подтверждающие понимание, и сигналы, идущие от коммуникатора (говорящего) и «запрашивающие» слушателей о понимании; модуляции общения, то есть реакции говорящего и слушателей на изменение условий общения.

Аллан Пиз различает указательные, подчёркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты. Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчёркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнёра. Они используются также для ослабления значения высказываний.

А.Пиз различает также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

Е.Петрова предлагает классификацию невербальных компонентов обыденного общения:

1. Жесты-симптомы, выполняющие  функцию самовыражения: выражают  состояние, процесс; модальные (выражают  оценку субъектом кого-либо).

2. Жесты-регуляторы выполняют  регуляторно-коммуникативную функцию воздействия на партнёра.

3. Жесты-информаторы выполняют  информативно-коммуникативную функцию./18; 25/

Более подробно мы рассмотрим классификацию, предложенную В.А.Мижериковым и Т.А.Юзефавичусем так как в ней классифицированы невербальные средства общения, используемые учителями, и показана роль отдельных компонентов в педагогическом общении:

1. Экспрессивно-выразительные  движения – зрительно воспринимаемое  поведение учителя, где особую  роль в передаче информации  играют поза, мимика, жест, визуальное  взаимодействие:

Поза – положение тела, которое подразделяют на позы открытого и закрытого типа. Установлено, что закрытые позы учителя (когда он пытается закрыть переднюю часть своего тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещённые на груди, - и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Открытая же поза (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимается как поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Всё это учащимися воспринимается бессознательно.

Мимика – сокращение лицевых мышц, которые изменяют выражение лица и сигнализируют о состояниях человека. Сюда входят улыбка, движения губ, бровей и носа(!). Мимическая сторона общения крайне важна – по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут помочь в установлении контактов. Практически бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний даёт возможность педагогу выразить своё эмоциональное состояние и отношение к определённому ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т.д. Ряд исследований показывают, что учащиеся отдают предпочтение учителям с доброжелательным выражением лица, с высоким (но не завышенным) уровнем внешней эмоциональности. Кроме того, при неподвижном или невидимом лице учителя теряется до 10-15% информации.

Жест (в узком смысле) – движения рук, которые могут уточнять мысль, оживлять её, в сочетании со словами усиливать её эмоциональное значение, способствовать лучшему восприятию. Жесты в свою очередь делятся на:

  • Указывающие жесты (пальцем или указкой) часто рассматриваются как жесты агрессивности и превосходства, хотя они боле всего употребляются как жесты, подкрепляющие информацию, или ориентирующие учащегося в образовательном пространстве.
  • Сцепленные пальцы - жест напряжённости, который считается нежелательным в ходе педагогического общения.
  • Использование скрытых барьеров (с помощью предметов, стола и пр.) - жесты защиты педагога от нежелательных воздействий со стороны окружения, поиска опоры в случае неуверенности в себе.
  • Руки в бока (упираются в талию) - жест, давления на детей, доминирования и агрессивности.
  • При слушании ответов указательный палец (ладонь) подпирает щеку - жест критичного, негативного отношения к собеседнику, информации, которую он сообщает.
  • Стучит по столу - выражение недовольства, ярости, гнева.
  • Опирается на стол, стул руками - жесты, выражающие определённую степень недовольства ситуацией, поиск опоры для придания уверенности в себе.
  • Описательно-изобразительный жест (руками) - жесты, помогающие описывать тот или иной предмет, процесс, феномен, то есть жесты, дополняющие вербальную информацию.
  • Прикрытие рта, потирание уха, глаза - жесты неуверенности в себе.

Информация о работе Невербальные средства общения в педагогической деятельности учителя