Невербальные средства общения в педагогической деятельности учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

В процессе педагогического общения осуществляется обучение приёмам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приёмам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряжённости.
Одним из аспектов данной проблемы является изучение невербального компонента. С каждым годом всё большим становится убеждение учёных в том, насколько значимыми оказываются невербальные средства в ходе взаимодействия людей. Отметим, что данное обстоятельство находит подтверждение в экспериментах, проводимых в основном психологами.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к вопросу о роли невербальных средств общения в педагогической деятельности учителя
1.1 Педагогическое общение, как важная часть педагогической деятельности учителя. Жесты и история развития невербалики, как науки о жестах.
1.2 Невербальное общение в аспекте педагогической деятельности учителя в современной школе.
Глава 2. Выявление проблемы развитости невербальных средств общения студентов, получающих педагогическую профессию
2.1 Использования невербального способа общения учителя в современной школе.
2.2 Уровень развития студентов, специальности «Учитель», в невербальных аспектах обучения.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

kursov.docx

— 49.36 Кб (Скачать)

Визуальное взаимодействие – контакт глаз, взгляд. Глаза выступают важнейшим выразительным элементом лица, да и всего внешнего облика человека. Направленные на нас глаза свидетельствуют, по крайней мере, о проявленном к нам внимании и интересе, пускай порой кратковременном и незначительном. Дети же очень чувствительны к взгляду учителя. Сопровождение учителем замечания взглядом негативно сказывается на состоянии ребёнка, мешает поддержанию контакта. Учитель, взглядывая на отвечающего, даёт понять, что слышит ответ. Глядя на класс, учитель привлекает внимание всех остальных детей к отвечающему.

Согласно исследованиям, с помощью глаз передаются самые точные сведения о состоянии человека, и всё дело в зрачках. Их сужение и расширение не поддаются сознательному контролю. Сердитое, мрачное состояние учителя заставляет зрачки сужаться, лицо его становится неприветливым, учащиеся чувствую дискомфорт, эффективность работы снижается.

2. Такесические средства общения – поглаживания, прикосновения, рукопожатия, похлопывания. Наукой доказано, что данный компонент является биологически необходимой формой стимуляции, особенно для детей из неполных семей, которым педагог заменяет недостающего родителя. Но право на это имеет только тот педагог, кто пользуется доверием воспитанников. В цивилизованном обществе прикосновение к другому человеку обусловлено целым рядом социальных норм и ограничений и поэтому является достаточно редким элементом общения, хотя и очень выразительным. Общая функция прикосновений – усиление контакта, акцентирование внимания на эмоциональной личной стороне.

3. Проксемические средства общения – ориентация педагога и учащихся в момент обучения и дистанция между ними. Норма педагогической целесообразности дистанции определена следующими расстояниями:

  • персональное общение учителя с учащимися – от 45 до 120 см;
  • официальное общение в классе – от 120 до 400 см;
  • публичное выступление перед аудиторией – от 400 до 750 см.

Вне сомнения, пространственные факторы общения использует любой педагог, интуитивно выбирая оптимальное расстояние от слушателей. Он может применять пространственную близость для укрепления более доверительных отношений с учениками, но соблюдать при этом осторожность, так как чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным.

Итак, в данном параграфе были рассмотрены значимость невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя и несколько подходов к классификации невербальных средств общения, которые необходимо знать педагогу для эффективного использования языка жестов в педагогическом процессе. Особое внимание уделено классификации В.А.Мижерикова и Т.А.Юзефавичуса, в которой за основу взяты невербальные компоненты, используемые именно учителями в их педагогической деятельности.

Никакая деятельность людей не может быть осуществлена без их взаимодействия. Оно представляет собой важнейшее условие успешности совместной работы. В воспитании и обучении, как важных видах деятельности человека, общение играет неоценимую роль, так как весь процесс передачи накопленного опыта от поколения поколению без него невозможен. В наши дни все больше психолого-педагогической литературы обращается к проблеме общения в педагогической деятельности, где высокий уровень развитости коммуникативных способностей учителя является одним из основных профессиональных требований. Просто знаний учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы для успешного взаимодействия с детьми не достаточно. Здесь необходимы умения учителя общаться и осуществлять педагогическое взаимодействие, ведь только через систему живого и непосредственного общения все знания и практические умения могут передаваться учащимся.

Особое внимание здесь уделяется невербальным средствам общения, серьёзным исследованием которых учёные подробно и систематически начали заниматься лишь с 60-70-х гг. ХХ века. Их роль в педагогическом процессе, по мнению современных учёных-педагогов, невозможно переоценить. Всё чаще говорят о том, что от степени развитости невербальных средств общения учителя зависит эффективность педагогического общения и всего процесса обучения в целом.

 

 

 

Глава 2. Выявление проблемы развитости невербальных средств общения учителей и студентов, получающих педагогическую профессию

 

2.1 Использования  невербольного способа общения учителя.

 

В своей педагогической деятельности абсолютно все преподаватели используют те или иные невербальные средства общения, что говорит о том, что невербалика имеет место быть в педагогической деятельности и, более того, является значимым элементом педагогического общения.

            Среди всех невербальных средств  общения наиболее употреблемыми являются мимика, контакт глаз и жестикуляция, что является естественным явлением в педагогическом процессе, где общение играет важную роль.

            Также некоторые учителя используют  и такие невербальные средства, которые желательно избегать  в педагогическом общении, например: поза закрытого типа, которая  воспринимается учащимися как  поза недовольства, недоверия и  раздражения.

           Есть и такие невербальные  компоненты, применение которых  необходимо в педагогическом  процессе, но, по данным нашего  исследования, они являются самыми  редко употребляемыми невербальными  средствами. Так, такесический компонент использовала только пятая часть респондентов, несмотря на то, что он является одним из наиболее выразительных невербальных компонентов общения.

            На лицо проблема использования  невербальных средств общения  учителями в их профессиональной  деятельности: необходимо больше  внимания уделять тем невербальным  компонентам, которые являются профессионально-значимыми  для педагога, и вести работу  по устранению тех невербальных компонентов, использование которых негативно сказывается на педагогическом общении.

 

2.2 Уровень развития  студентов, специальности «Учитель», в невербальных аспектах обучения.

 

 Для студентов характерен  разный уровень понимания необходимости  невербального общения, что обуславливает  их дальнейший уровень преподавания  в учебных заведениях.

 В зависимости от  знания невербальных средств  разделяются 3 уровня понимания:

Для низкого уровня характерно полное непонимание человеком языка жестов и мимики, трудности в правильном оценивании других. Проблема даже не в отсутствии необходимых способностей у этих людей - они просто не придают невербалике значения. Таким людям нужно развивать наблюдательность и больше внимания уделять мелким жестам окружающих.

К людям со средним уровнем развитости невербальных средств общения относятся те, кому доставляет удовольствие наблюдать за другими. Они неплохо интерпретируют мимику и жесты, но ещё не умеют использовать эту информацию в реальной жизни, например, для того, чтобы правильно строить взаимоотношения с окружающими. Такие люди склонны скорее буквально воспринимать сказанные им слова и руководствуются ими. Здесь необходимо развивать интуицию и больше полагаться на ощущения.

При развитости невербальных средств на высоком уровне люди обладают отличной интуицией, способностью понимать других людей, и наблюдательностью. Но они иногда склонны слишком сильно полагаться на жесты и мимику, забывая значения слов.

В качестве теста была использована диагностика «Что говорят вам мимика и жесты?», представленная в книге Сергея Степанова «Язык внешности».

         Из этого следует,что у студентов разный уровень подготовки и понимания невербального преподавания. Есть такие студенты, уровень развитости невербальных средств которых слишком низок не только для профессионально-педагогического, но даже для простого общения с окружающими.Перед нами встаёт проблема недостаточного развития невербальных средств общения у студентов, готовящихся получить педагогическую профессию, в которой знание основ невербалики и умение эффективно пользоваться языком жестов являются одними из главных требований. Таким образом, в педагогических учебных заведениях необходимо больше внимания уделять важности роли невербального компонента общения в педагогическом процессе и начать вести работу по его развитию у будущих учителей.

В наше время можно говорить о недостаточном развитии столь значимых для процесса обучения невербальных средств общения у педагогов, а также студентов, получающих специальность Учитель. В частности замечено, что преподавателями давольно таки часто используются те невербальные средства, которые при общении с детьми использовать вообще нельзя. И наоборот, некоторые жесты, выразительные с точки зрения педагогического воздействия, являются самыми редко употребляемыми среди учителей. Что касается студентов, то большинство из них не имеет достаточного для осуществления педагогического процесса уровня развитости невербальных средств общения. Более того, уровень некоторых студентов, настолько низок, что им будет сложно даже просто общаться с окружающими. Таким образом, в педагогических учебных заведениях необходимо больше внимания уделять важности невербального компонента общения в педагогическом процессе и начать вести работу по его развитию у будущих учителей.

Общаясь с учениками, учитель значительную часть информации относительно их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов учеников, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать. Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова. Невербальные аспекты общения играют существенную роль и в регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие, как учителя, так и ученика.

Но стоит напомнить вам, что один и тот же признак, рассмотренный изолированно, может быть неправильно расценён. Адекватную, правильную оценку обеспечивает умелый анализ целой совокупности поведенческих проявлений.

В педагогических учебных заведениях необходимо больше внимания уделять важности невербального компонента общения в педагогическом процессе и начать вести работу по его развитию у будущих учителей.

Для этого достаточно ввести в обучение студентов определенную дисциплину, которая будет позволять развивать знания невербального общения будущих учителей.

 

Заключение

 

На страницах современной психолого-педагогической литературы одной из рассматриваемых проблем, является проблема общения в деятельности педагога. Данный факт объясняется существенностью роли общения в жизнедеятельности людей в целом. А конкретизированное в педагогической деятельности общение является важнейшим условием полноценного формирования и развития личности.

Существует множество подходов к вопросу о трактовке понятия «педагогическое общение». Но, проанализировав их, можно прийти к заключению, что под педагогическим общением понимается система взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оптимизация процессов обучения и воспитания, организация совместной работы, оказание воспитательного воздействия, познание личности учащегося и создание условий для её саморазвития.

 Одним из аспектов  проблемы педагогического общения  является изучение невербального  компонента. Отметим при этом, что  проблема интерпретации невербальных  средств межличностного общения  имеет многовековую историю. Однако  детально данная проблема стала  разрабатываться лишь в последние  десятилетия (начиная с 60-ых гг.). Поэтому литература содержит  отрывочные сведения о невербалике как о науке.

Что касается роли невербалики в педагогическом процессе, то, согласно научным исследованиям, от 60 до 80% информации в ходе общения передаётся с помощью невербальных средств и лишь 20-40% - вербальными. На лицо проблема зависимости эффективности педагогического процесса от частотности использования преподавателями невербальных компонентов общения в их педагогической деятельности.

 Педагоги, в данный  период времени не точно знают  значения не вербального общения ,за счет этого появляется огромное количество проблем, которые мешают развиваться ребенку в современной школе. Чаще всего употребляются те невербальные средства, которые необходимо избегать в процессе педагогического общения, и редко используются жесты, являющиеся столь выразительными при общении с детьми. Что касается студентов, то уровень развитости невербальных компонентов многих из них является слишком низким не только для осуществления педагогического процесса, но и для межличностного общения в целом.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с;
  2. Батурина Г.И. и Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 176 с;
  3. Битянова М. Особенности человеческой коммуникации//Школьный психолог. - № 30. – 1999. - с 2-15;
  4. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М.: Цитадель, 1999. 469 с;
  5. Введенская Л.А. и Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону: 1999. – 252 с;
  6. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия. – М.: Изд-во ЭСКМО-Пресс, 2001. – 736 с;
  7. Игры – обучение, тренинг, досуг/Под ред. В.В.Петрусинского//В четырёх книгах. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с;
  8. Климкин И.В. Невербальные средства общения. – Воронеж: Кафедра Русского языка, 2002. – 150 с;
  9. Клюева Н.В. и Касаткина Ю.В. Учим детей общению: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с;
  10. Корвина В.Я. На подступах к риторике: Пособие для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учебных заведений. - М.: Мнемозина, 1996. – 192 с;
  11. Крутов Н. Невербальное общение учителя//Сельская школа. - № 4. – 2005. – с 110-112;
  12. Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности лектора. – М.: Знание, 1981;
  13. Мижериков В.А. и Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность/Под ред. Пидкасистого П.И.;
  14. Общение без слов//Воспитание школьников. - № 1. – 1994. – с 11-14;
  15. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учебное пособие для студентов педагогических университетов и институтов. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432 с;
  16. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1999. – 994 с;
  17. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2001. – 512 с;
  18. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе. – М.: Московское городское педагогическое общество, 1998. – 222 с;
  19. Петровский А.В. Введение в психологию. – 1995. – 356 с;
  20. Пиз А. Язык жестов. – Воронеж: 1992;
  21. Профессия – учитель: Учебное пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников/А.С.Роботова, И.Г.Шапошникова, В.А.Родионова и др.; Под ред. А.С.Роботовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 368 с;
  22. Степанов С. Язык Внешности. М.: Изд-во ЭСКМО-Пресс, 2006. – 416 с;
  23. Шепель В. Магия личного обаяния.

Информация о работе Невербальные средства общения в педагогической деятельности учителя