Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 19:18, курсовая работа
В процессе педагогического общения осуществляется обучение приёмам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приёмам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряжённости.
Одним из аспектов данной проблемы является изучение невербального компонента. С каждым годом всё большим становится убеждение учёных в том, насколько значимыми оказываются невербальные средства в ходе взаимодействия людей. Отметим, что данное обстоятельство находит подтверждение в экспериментах, проводимых в основном психологами.
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к вопросу о роли невербальных средств общения в педагогической деятельности учителя
1.1 Педагогическое общение, как важная часть педагогической деятельности учителя. Жесты и история развития невербалики, как науки о жестах.
1.2 Невербальное общение в аспекте педагогической деятельности учителя в современной школе.
Глава 2. Выявление проблемы развитости невербальных средств общения студентов, получающих педагогическую профессию
2.1 Использования невербального способа общения учителя в современной школе.
2.2 Уровень развития студентов, специальности «Учитель», в невербальных аспектах обучения.
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к вопросу о роли невербальных средств общения в педагогической деятельности учителя
1.1 Педагогическое общение,
как важная часть
1.2 Невербальное общение
в аспекте педагогической
Глава 2. Выявление проблемы развитости невербальных средств общения студентов, получающих педагогическую профессию
2.1 Использования невербального способа общения учителя в современной школе.
2.2 Уровень развития студентов, специальности «Учитель», в невербальных аспектах обучения.
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время на страницах психолого-педагогической литературы большое внимание уделяется проблеме общения в профессионально-педагогической деятельности. Так, без общения, как фундаментальной потребности человека, в принципе, невозможно представить процесс передачи социального опыта от одного поколения другому. В процессе педагогического общения осуществляется обучение приёмам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приёмам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряжённости.
Одним из аспектов данной проблемы является изучение невербального компонента. С каждым годом всё большим становится убеждение учёных в том, насколько значимыми оказываются невербальные средства в ходе взаимодействия людей. Отметим, что данное обстоятельство находит подтверждение в экспериментах, проводимых в основном психологами.
В частности, было установлено, что передача информации происходит за счёт вербальных средств (только слов) на 7%, за счёт звуковых средств (включая тон голоса, интонацию) - на 38% и за счёт невербальных средств – на 55%.
Аналогичное исследование провёл Алан Пиз и пришёл к выводу, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% информации передаётся невербальными средствами выражения и только 20-40% - вербальными.
Эти данные красноречиво говорят об определяющем значении невербалики для психологии общения, в частности, для процесса взаимодействия учителя с детьми.
Таким образом, обнаруживается проблема зависимости эффективности педагогического общения от частотности употребления учителями невербальных компонентов в педагогической деятельности. Эта проблема определила тему исследования: «Невербальные средства как важная часть педагогического общения».
Объектом исследования является педагогическое общение.
Предмет – невербальные средства общения в педагогической деятельности современных школ.
Глава 1. Теоретические подходы к вопросу о роли невербальных средств общения в педагогической деятельности учителя
1.1 Педагогическое
общение, как важная часть
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в неё включенными. Для эффективного взаимодействия и достижения общей цели между ними должно быть достигнуто взаимопонимание. А для этого люди должны вступить друг с другом в общение.
Потребность в общении, являясь фундаментальной для человека, имеет первостепенное значение в процессе воспитания и обучения человека. В настоящее время на страницах психолого-педагогической литературы большое внимание уделяется проблеме общения в профессионально-педагогической деятельности.
Согласно мнению современных учёных-педагогов (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов), в педагогической деятельности заключается смысл профессии педагога. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим, накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определённых социальных ролей в обществе.
Традиционные виды педагогической деятельности – преподавание и воспитание – в современных условиях сочетаются в школе с методической работой учителя, с управленческой и научно-исследовательской деятельностью.
Говоря о педагогической деятельности, её невозможно представить без взаимодействия учителя и учеников. Так, без него, в принципе, нельзя осуществить процесс передачи социального опыта от одного поколения другому. Кроме того, в школьном возрасте стремление юного человека приблизиться к внутреннему миру другого, увидеть окружающее его глазами, быть услышанным и понятым другими приобретает особую важность. И школа привлекает учеников не только новыми знаниями, сколько возможностью удовлетворить актуальные потребности в общении, самоутверждении, творчестве, открытии лучших сторон своего «Я».
В связи с этим, непременным и важнейшим условием результативности педагогического труда учителя является, по мнению ученых, его умение организовать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью.
В психолого-педагогической литературе всё чаще говорят о коммуникативных способностях учителя, необходимых для осуществления плодотворной педагогической деятельности. Опыт показывает, что для успешного взаимодействия с детьми недостаточно только знания учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения. Нам представляется, что предельно важным элементом педагогической деятельности является именно установление психологического контакта педагога с ребенком, взаимопонимания, то есть общения. Отсутствие или утрата взаимопонимания обособляют ребенка и взрослого, затрудняют и без того сложный процесс воспитания и обучения, трансляцию взрослым сложившегося социального опыта и создание ребенком нового индивидуального опыта. Процесс общения педагога с детьми выступает, таким образом, как важное непременное условие и содержание профессиональной педагогической деятельности. При этом, в силу специфики педагогической деятельности, общение из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию профессионально значимую, лежащую в природе профессии. Поэтому в данном случае общение выступает не как обыденная форма человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Но учитель должен уметь не просто общаться, а осуществлять педагогическое общение в своей профессиональной деятельности.
Какова же сущность педагогического общения?
В современной научной литературе зафиксировано несколько подходов к проблеме трактовки педагогического общения.
Так, в теоретических и экспериментальных разработках С.В.Кондратьевой педагогическое общение рассматривается преимущественно как взаимодействие учителя с учениками, причем роль учителя в этом процессе состоит в управлении их поведением и деятельностью.
Несколько не совпадающей с большинством точек зрения на сущность педагогического общения как системы профессиональных действий является взгляд В.В.Рыжова, который полагает, что педагогическое общение является естественным человеческим общением, совершающимся между людьми, личностями, каковыми являются все участники школьной жизни.
Еще один подход к проблеме педагогического общения предлагают ряд исследователей (Н.В.Кузьмина, Е.А.Маслыко, Л.Н.Дичковская), которые понимают под ним один из факторов обучения, являющийся профессиональным по целям, задачам, содержанию, уровню мастерства, качеству и эффективности субъект-субъектного общения. Именно эти аспекты педагогического общения обеспечивают, на их взгляд, оптимизацию воспитания и обучения школьному предмету в ходе его преподавания, мотивацию овладения этим предметом, расширение познавательной сферы учащихся, вовлечение их в совместную познавательную деятельность, личностное развитие учащихся, создание условий для выработки умений и навыков самообразования, самовоспитания и самоконтроля.
Подводя итог анализу подходов к пониманию сущности педагогического общения, можно заключить, что в современной психолого-педагогической литературе под педагогическим общением в целом понимается система взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оптимизация процессов обучения и воспитания, организация совместной работы отдельного учащегося, классного коллектива и учителя, оказание воспитательного воздействия, познание личности учащегося и самого себя, создание условий для саморазвития личности ребенка.
Нельзя не подчеркнуть, что роль организатора и руководителя педагогического общения возлагается на педагога. От наличия у учителя всех необходимых для этого знаний, умений и навыков, владения им педагогической техникой и степенью развитости у него коммуникативных способностей, будет зависеть оптимальность педагогического общения и, как результат, эффективность всего процесса обучения.
Общеизвестно, как трудно выучить иностранный язык. Сколько сил и времени нужно затратить. Но на земле существует один язык, который доступен и понятен всем, — это язык телодвижений, который мы используем каждый миг нашей жизни. Также этот язык называют невербальным способом общения (в отличие от вербального — словесного) или языком жестов.
С научной точки зрения «язык жестов — система знаков, осуществляемых условными жестами и используемых для языкового общения наряду со звуковой речью или взамен ее. Употребляется народами первобытной культуры, а также развитой культуры в условиях многоязычья, в связи с древними бытовыми обрядами, а также при немоте».
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценивать поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда. Взрослые люди владеют своим телом и умеют скрывать свои чувства, кто хорошо, кто плохо, но все без исключения дополняют свою речь жестами. И не только тогда, когда в силу немоты, возраста или болезни не могут говорить. Невербальный язык может иногда выразить (или скрыть) даже большую информацию и в более эмоциональном варианте, чем речь. Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле. А если на лице собеседника еще и презрительная улыбочка, то уже никак не захочешь изливать душу, делится сокровенным. Другое дело взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. И как не стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык.
На первый взгляд жесты не представляют собой ничего сложного. Действительно, многие жесты понятны на интуитивном уровне: отрицая что-либо, человек качает головой из стороны в сторону; пугаясь, поднимает брови и широко раскрывает глаза; горюя, сутулится. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывать их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.
Согласно словарю русского языка С.И.Ожегова «жест (в широком смысле этого слова) – движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее». Несколько иного характера толкование жеста в толковом словаре русского языка (современная версия) В.И.Даля: «жест – телодвижение человека, немой язык, вольный или невольный; обнаружение знаками, движениями чувств, мыслей».
Мы используем жесты как непроизвольно — жесты ликования, отчаяния, безнадежности, неожиданного удивления и многие другие,— так и вполне осмысленно, для того, чтобы подчеркнуть ту или иную озвученную мысль или же, напротив, чтобы не выдать своих истинных чувств. Если мы говорим не всегда, то движения производим постоянно, даже не замечая этого. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь.
Здесь можно сказать о существовании таких жестовых языков как дактилология (ручная азбука) — язык для глухонемых; жаргонные и асоциальные жесты, с помощью которых общаются криминальные и асоциальные личности; культовые и обрядовые жесты, которые используют в различных ритуалах; жестовые языки первобытных народов, применявшиеся, например, на охоте, чтобы не спугнуть животных; семейные и групповые языки — жесты, применяемые только в данной семье или группе единомышленников.
Существуют жесты, которые невозможно понять без специального изучения. Например, приехав в чужую страну и увидев знакомый жест в исполнении аборигенов, вы расшифровываете его согласно своей национально-культурной традиции, однако жест может иметь совсем иной смысл, нежели вы ему приписали.
Изучение различных средств невербального общения (позы, жестов, мимики, временно-пространственной организации общения) поможет понять не только окружающих людей, но и себя. Зная и умея применять эти навыки в невербальном общении, можно легко и приятно общаться с другими людьми.
Можно сделать вывод, что невербальная коммуникация в целом играет огромную роль в человеческом взаимодействии, преимущественно «работая» на подсознательном уровне психики. Оно является одним из основных средств передачи обратной связи партнеру по общению. Невербальные средства являются важнейшим дополнением речевой коммуникации, естественно вплетаясь в ткань межличностного общения. Их роль определяется не только тем, что они усиливают речевое влияние на коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам общения выявить намерения друг друга и делают процесс коммуникации более открытым.
Информация о работе Невербальные средства общения в педагогической деятельности учителя