Народный идеал человека. Совершенный человек, как цель народного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:09, контрольная работа

Краткое описание

Народная педагогика обогащала педагогическую науку и, в свою очередь, сама обогащалась. Особенно высоко идеи и опыт народного воспитания оценены в педагогической теории велико¬го русского педагога К.Д. Ушинского. Великий русский педагог высоко ценил огромный воспитательный опыт народа, считал невозможным проводить общественное воспитание без учета на¬родности.

Оглавление

Введение
1. Идеал прекрасного в народной педагогике
2. Идеал красоты у казахского народа.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат. Народный идеал Человека Рубежный контроль..doc

— 89.00 Кб (Скачать)

В жизни казахского общества женщина занимала особое положение.

Искусство казахских женщин в рукоделии, умение создавать прекрасное в быту отмечали многие видные деятели науки, искусства.

Лидирующее положение мужчин определялось природой и социальными ролями мужчин и женщин, их специфическими обязанностями в жизни: мужчина - защитник и добытчик, женщина - хранительница очага и продолжательница рода. Такое распределение функций лишало женщину экономической, юриди­ческой, бытовой самостоятельности, ставило ее в зависимость от мужчи­ны, который владел основными орудиями труда.

Характеристика эстетического идеала женщины - казашки в эпических произведениях имеет свои особенности. Заметим, прежде всего, то, что героини национального фольклора необыкновенно красивы. Порт­ретная характеристика героинь является одним из приемов художествен­ного словесного искусства, используемого для раскрытия глубины идеала женщины. Образ героинь воссоздается на основе раскрытия их всесто­ронней деятельности, направленной на благо людям. Высоко нра­вственны и прекрасны те героини, поступки которых направлены на ут­верждение жизни, добра, красоты и счастья на земле.

Далее народ высоко ценил роль труда в воспитании детей. Воспитание юной смены осуществлялось не в образовательных учреждениях, а на пастби­ще, в мастерской, за рукоделием, в процессе самообслужива­ния детей, т.е. в труде на благо семьи и общества.

Эстетическая сущность труда проявлялась с особой си­лой, когда процесс труда организовывался как система с ярко выражен­ными и взаимодействующими структурными элементами, осуществлялся непрерывно, с учетом возраста детей. Народная педагогика считала, что обучающая и воспитывающая эффективность труда зависит от результа­тов труда, несущего моральное удовлетворение и вызывающего эстетиче­ское наслаждение.

Народ эмпирическим способом, путем проб и ошибок, создал и непре­рывно совершенствовал свою систему трудового воспитания, не послед­нюю роль в которой играл эстетический аспект труда.

Ведущим элементом трудового воспитания выступала цель труда. Она могла быть представлена в нескольких видах: как личная или коллектив­ная установка, как конкретное трудовое задание, как стремление лично­сти к приобретению знаний, навыков, способов деятельности, как нравст­венно-эстетическое развитие детей, т.е. формирование моральных ка­честв, умения видеть красоту окружающего мира и создавать ее в труде, проявлять творчество в труде. Все эти элементы как цели воспитания в труде решались в единстве, взаимосвязи.

Народные воспитатели приобщали своих воспитанников к доступным формам труда, к осознанию того, что в обществе любой труд - не только общественная обязанность и долг, но и средство обогащения человека духовно-эстетическими ценностями. Эстетическое отношение детей к труду стимулировалось, активизирова­лось по мере того, как ребенок приобретал сноровку, систему умений, что способствовало его самоутверждению, давало возможность почувство­вать себя ловким, умелым, сильным и полезным. Все это порождало у де­тей ощущение и переживание высшей эстетической радости от самостоя­тельно сотворенной красоты труда.

Люди считали, что труд воспитывает, в том числе нравственно и эстетически, когда ребенок с помощью взрослых органи­зует свою деятельность в соответствии с идеальной моделью или образом трудового процесса. Вот почему народ считал, что прежде, чем поручить молодому человеку какое-либо дело, ему необходимо показать, как нуж­но это делать в идеале. Демонстрировались лучшие образцы работы, приемы творческого отношения к делу. Идеальная сторона труда связы­валась с морально-эстетическими представлениями человека о своей дея­тельности. Только в этом случае они доставляют человеку эстетическое насла­ждение. В народе это осознавали, это и считали, что "Без труда человек не познает радости", "Труд - мать счастья", "Труд - радость жизни" , "Человека ценят по его делам", "Человека украшает труд"

Казахи  придавали большое значение эстетическому качеству результатов труда, поэтому, что для них предметы быта, орудия труда, окружающие вещи имели не только потребительскую, но и эсте­тическую ценность. Обучая детей какому-либо ремеслу, повседневной работе взрослые заботились о том, чтобы вещь была сделана удобной, добротной, красивой, т.е. отвечала бы и эстетическим требованиям. У казахов от природы было развито чувство меры, цвета, формы, симметрии. Об этом свидетельствует одежда, украшения. Несмот­ря на то, что жизнь казахского народа была нелегка, все же закон единства труда и красоты проявлялся во всех сферах деятельности. Этот закон имел нравственную направленность: красота не отделялась от нравствен­ности. Трудолюбия им было не занимать, а вдохновение они черпали у природы.

Внесению элементов прекрасного в условия трудовой деятельности и в результаты трудовой деятельности способствовали народные трудовые песни, непосредственно связанные с трудовыми циклами, процессами. Они облегчали труд, снимали усталость, улучшали настроение. Песни были призваны скрашивать долгую и монотонную работу, снимать усталость и развле­кать работающих, способствовать взаимопомощи в труде. Тем самым они выполняли функции нравственного воспитания.

В эстетическом воспитании подрастающего поколе­ния важную роль играли трудовые обряды, обычаи. Благодаря тому, что в них принимало участие множество людей, дети видели как окружающие относились к работе, убеждались, как высоко ценит труд сам народ -труженик.

Таким образом, трудовая деятельность, постепенное привлечение и приучение детей к труду с раннего возраста являлись могучим средством эстетического воспитания.

В основу формирования совершенного человека народная педа­гогика казахского народа положила воспитание подрастающего поколения в труде. Именно труд являлся мерилом человеческих ценностей.

Далее содержание эстетического воспитания в народной педа­гогике обусловливалось влиянием уникальных природных условий и жизнедеятельности на духовный мир казахов. Высшие нравственно-эстетические ценности формировались под влиянием воздействия пре­красного в природе. Именно природа Казахстана являлась тем фундаментом, на котором вырабатывалось эстетическое отношение к окружающим лю­дям, труду, быту, искусству. Казахстанская земля, отличающаяся красотой и  щедростью оказывала облагораживающее влияние на характер людей, их поведение, на образ жизни в целом.

Народ считал землю живым существом, причем существом самым чистым и священным. Может поэтому, строжайше запрещалось плевать на землю, выливать на нее кипяток, мусорить. Старшие учили детей относиться к земле с почтеньем, не тревожить, не будить ее, иначе непременно навле­чешь на себя ее проклятье.

Заинтересованное отношение к природе со стороны детей объяснялось тем, что она откры­валась им раньше, чем мир человеческих отношений, сущность прекрас­ного. Народ справедливо считал, что дети острее чувствуют свое единст­во с природой, полнее осознают себя частичкой природы, поэтому она понятна и близка им. Что бы ни делали дети - пасли ли стадо овец, коров или маленьких гусят, ходили на поиски сухих веток или собирали дикие ягоды, ночевали с конями в поле или на лугу у ро­мантического костра - все больше они ощущали свою неразрывную связь с природой, с такой загадочной, вечно обновляющейся, вместе с тем род­ной и близкой. Они все больше понимали, что природа для них - вторая мать. Она дает им все необходимое.

Живя в прекрасных природных условиях с раннего детства и испытывая при этом радость, восхищение и гордость, казахи обретали привязанность к родной земле, проявляли любовь к ней. Особое заинтересованное отношение к ней проявлялось у детей, когда они обретали способность любоваться и очаровываться ее красотой. В процессе эстетического переживания дети и взрослые, не­смотря на то, что были людьми сдержанными, самозабвенно и глубоко отдавались этому удивительному состоянию восторга и благоговейного умиления. Эстетическое отношение детей и взрослых к природе рождало и развивало у них духовно нравственное отношение к ней. Старшие гово­рили, обращаясь к детям: "Берегите степь и горы, они не только наши, но и тех, кто придет после нас". Дети постепенно понимали, что доброе отношение к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства и кра­соты. Нанесение вреда природе, загрязнение лесов, озер, рек, бездумное использование ее богатств есть великое зло.

Проявляя любовь к окружающей природе и стремлении воспитывать ре­бенка с помощью ее красоты, родители, при выборе имени обращались к названиям небесных светил: "Жулдыз" (Звезда), "Айжан" (Луноликая), названиям растительного и животного мира: "Гульнар" ("Цветок"), "Марал" ("Лань"), "Бота" ("Верблюжонок"), названиям драго­ценных камней, металлов: "Алтын" ("Золотая"), "Алтынкыз" ("Золотая девушка), "Алтыншаш" ("Златовласая"). Такие имена, также соответство­вали представлениям степняков о женской красоте. Природа подсказы­вала им, какой должна быть женская красота, сравнивали ее с прелестны­ми цветами, лучезарными небесными светилами. Такие имена, как "Аслан" ("Лев"), "Жолбарыс" ("Тигр"), "Айбар" ("Отважный") и др. обязывали детей быть бесстрашными, храбрыми, верными, ласковыми, а также прививали чувство любви ко всему прекрасному, что создала природа.

С древнейших времен природа с ее вечно обновляющейся красотой, за­гадками и тайнами отражена в мифах, полных поэтических образов. Уст­ное поэтическое творчество изобилует описаниями величественно - пре­красной казахской природы: высокие горы, глубокие ущелья, дремучие леса, отвесные скалы и бескрайние степи, озёра, стремительные бурные реки. Описание природы в устном по­этическом творчестве раскрывает торжественность изображаемой карти­ны, величие поступка героя, неотразимую красоту героини и др. Природ­ные явления в народном фольклоре выступали в качестве параллели или аналогии с жизнью человека, общества. Такие параллели помогали глуб­же воспринимать красоту и природы, и человеческих отношений. Гор­дость и независимость орла, нежность и чистота лебедя, комичность ин­дюка, верность и стремительность коня, хитрость лисы, беззащитность ягненка, трусость зайца - все это в своем нравственно - эстетическом значении имело вполне определенный человеческий смысл. Так, со львом сравнивали бесстрашного и сильного воина, с медведем сравнивают сильного и храброго, но неповоротливого человека. Трусу советуют съесть медвежье сердце, чтобы обрести храбрость. С конем сравнивают человека непобедимого, решительного и имеющего красивый стан. Соба­ке приписывается верность и ум. Таким образом, все эти образы имели нравственно эстетический смысл, качества присущие людям.

Природа становилась основой искусства орнамента. Типичные черты местности, флоры и фауны родного края накладывали отпечаток на все декоративно прикладное искусство народа. Прекрасное в природе нахо­дило отражение в народном быту, домашней утвари, национальных кос­тюмах, войлочном промысле, вышивках, орнаментах, где чудно сплета­лись в рисунках и ярком колорите цветов мотивы родной природы.

Всеобщая гармония, царящая в природе Казахстана, накладывала отпеча­ток на всю народную педагогику . Педагогические знания народа находились в тесной связи с житейской философией и моралью, с пред­ставлением народа о красоте. Особенность природы, в которой протекала жизнь казахов, влияла на формирование черт народной педагогики и педа­гогического опыта масс. Чарующая природа, в окружении которой росли дети, красота, гармония, обилие света, цвета, звуков не оставляла никого равнодушным к прекрасному, светлому, возвышенному. Любовь к род­ной природе, чувство восхищения и гордости за нее, делали детей, всех жителей лучше, чище, выше.

В многогранных связях материальной и духовной сторон общественной жизни казахского  народа следует рассматривать их художе­ственное творчество. Особенно неотделимы от народного быта его при­кладные формы. Вещи народного быта рождались как из практических потребностей, так и из эстетических запросов. Изготовляя вещь для соб­ственного употребления, мастер на высоком профессиональном уровне наделял ее особыми эстетическими чертами. Несмотря на то, что в изде­лиях народных умельцев сравнительно редки собственно изобразительные формы, сами вещи, их формы и украшения часто оказывались опоэтизи­рованным осмыслением природы, жизненных явлений, народных тради­ций, норм и правил поведения. Преображенные творческой силой красо­ты лучшие вещи крестьянского быта можно отнести к высокому рангу искусства. Им присущи и совершенство техники, и художественная выдумка оформления.

В числе наиболее распространенных видов декоративного искусства были ковроделие, гончарное производство, швейное искусство, резьба по камню. Орнаментная резьба, богатая своими формами, образуя сплошной узорчатый ковер, имела большую пластическую целостность и красоту и своей неповторимой ажурностью, замысловатым узором. Все это воспитывало чувство прекрасного, стрем­ление к добру.

Одним из ценных видов народного творчества швейное искусство, связанное с украшением традицион­ного женского и мужского костюма. По мере развития общества создава­лись народные обряды по поводу рождения и смерти людей, объявления войны или заключения мира, по случаю свадебных церемоний. Участие в обрядах связывалось с народными костюмами. Дифференциация, моди­фикация одежды способствовала обогащению общенациональных форм искусства через взаимопроникновение отдельных элементов. Это отрази­лось и в дошедшем до нас художественном оформлении одежды и укра­шений. Направленная на удовлетворение разнообразных жизненных по­требностей в лучших своих образцах одежда казахского народа проникнута своеобразным художественным вкусом.

Одежда - это своеобразная отрасль народного художественного твор­чества, которая тесно смыкалась с жизненным укладом, обычаями, нравами.

В одежду органической частью входили оружие и металличе­ские украшения.

Заключение.

Эстетические идеалы казахского народа не являлись раз и навсегда заданными, застывшими нормами. Они развивались, совершенствовались как образцы, определявшие перспективу развития личности. Гуманисти­ческие нравственно- эстетические идеалы выступали в качестве мотива, установки для совершенствования личности. Эти идеалы связывали по­коления, устанавливали преемственность лучших гуманистических тра­диций в воспитании.

 


Литература

1.                  Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие - М.: Изд. центр "Академия", 1999, 263с.

2.                  Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов – на- Дону: Феникс, 2000.- 448с.

3.                  К.Ж.Кожахметова Казахская этнопедагогика: методология, история, практика. – Алматы, 1998
          4. Жарыкбаев К.Б., Калиев С.К. История каз.педагогики и психологии. Учеб.пособие Алма-Аты, 1995.
 

 



Информация о работе Народный идеал человека. Совершенный человек, как цель народного воспитания