Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:09, контрольная работа
Народная педагогика обогащала педагогическую науку и, в свою очередь, сама обогащалась. Особенно высоко идеи и опыт народного воспитания оценены в педагогической теории велико¬го русского педагога К.Д. Ушинского. Великий русский педагог высоко ценил огромный воспитательный опыт народа, считал невозможным проводить общественное воспитание без учета на¬родности.
Введение
1. Идеал прекрасного в народной педагогике
2. Идеал красоты у казахского народа.
Заключение.
Список литературы.
В жизни казахского общества женщина занимала особое положение.
Искусство казахских женщин в рукоделии, умение создавать прекрасное в быту отмечали многие видные деятели науки, искусства.
Лидирующее положение мужчин определялось природой и социальными ролями мужчин и женщин, их специфическими обязанностями в жизни: мужчина - защитник и добытчик, женщина - хранительница очага и продолжательница рода. Такое распределение функций лишало женщину экономической, юридической, бытовой самостоятельности, ставило ее в зависимость от мужчины, который владел основными орудиями труда.
Характеристика эстетического идеала женщины - казашки в эпических произведениях имеет свои особенности. Заметим, прежде всего, то, что героини национального фольклора необыкновенно красивы. Портретная характеристика героинь является одним из приемов художественного словесного искусства, используемого для раскрытия глубины идеала женщины. Образ героинь воссоздается на основе раскрытия их всесторонней деятельности, направленной на благо людям. Высоко нравственны и прекрасны те героини, поступки которых направлены на утверждение жизни, добра, красоты и счастья на земле.
Далее народ высоко ценил роль труда в воспитании детей. Воспитание юной смены осуществлялось не в образовательных учреждениях, а на пастбище, в мастерской, за рукоделием, в процессе самообслуживания детей, т.е. в труде на благо семьи и общества.
Эстетическая сущность труда проявлялась с особой силой, когда процесс труда организовывался как система с ярко выраженными и взаимодействующими структурными элементами, осуществлялся непрерывно, с учетом возраста детей. Народная педагогика считала, что обучающая и воспитывающая эффективность труда зависит от результатов труда, несущего моральное удовлетворение и вызывающего эстетическое наслаждение.
Народ эмпирическим способом, путем проб и ошибок, создал и непрерывно совершенствовал свою систему трудового воспитания, не последнюю роль в которой играл эстетический аспект труда.
Ведущим элементом трудового воспитания выступала цель труда. Она могла быть представлена в нескольких видах: как личная или коллективная установка, как конкретное трудовое задание, как стремление личности к приобретению знаний, навыков, способов деятельности, как нравственно-эстетическое развитие детей, т.е. формирование моральных качеств, умения видеть красоту окружающего мира и создавать ее в труде, проявлять творчество в труде. Все эти элементы как цели воспитания в труде решались в единстве, взаимосвязи.
Народные воспитатели приобщали своих воспитанников к доступным формам труда, к осознанию того, что в обществе любой труд - не только общественная обязанность и долг, но и средство обогащения человека духовно-эстетическими ценностями. Эстетическое отношение детей к труду стимулировалось, активизировалось по мере того, как ребенок приобретал сноровку, систему умений, что способствовало его самоутверждению, давало возможность почувствовать себя ловким, умелым, сильным и полезным. Все это порождало у детей ощущение и переживание высшей эстетической радости от самостоятельно сотворенной красоты труда.
Люди считали, что труд воспитывает, в том числе нравственно и эстетически, когда ребенок с помощью взрослых организует свою деятельность в соответствии с идеальной моделью или образом трудового процесса. Вот почему народ считал, что прежде, чем поручить молодому человеку какое-либо дело, ему необходимо показать, как нужно это делать в идеале. Демонстрировались лучшие образцы работы, приемы творческого отношения к делу. Идеальная сторона труда связывалась с морально-эстетическими представлениями человека о своей деятельности. Только в этом случае они доставляют человеку эстетическое наслаждение. В народе это осознавали, это и считали, что "Без труда человек не познает радости", "Труд - мать счастья", "Труд - радость жизни" , "Человека ценят по его делам", "Человека украшает труд"
Казахи придавали большое значение эстетическому качеству результатов труда, поэтому, что для них предметы быта, орудия труда, окружающие вещи имели не только потребительскую, но и эстетическую ценность. Обучая детей какому-либо ремеслу, повседневной работе взрослые заботились о том, чтобы вещь была сделана удобной, добротной, красивой, т.е. отвечала бы и эстетическим требованиям. У казахов от природы было развито чувство меры, цвета, формы, симметрии. Об этом свидетельствует одежда, украшения. Несмотря на то, что жизнь казахского народа была нелегка, все же закон единства труда и красоты проявлялся во всех сферах деятельности. Этот закон имел нравственную направленность: красота не отделялась от нравственности. Трудолюбия им было не занимать, а вдохновение они черпали у природы.
Внесению элементов прекрасного в условия трудовой деятельности и в результаты трудовой деятельности способствовали народные трудовые песни, непосредственно связанные с трудовыми циклами, процессами. Они облегчали труд, снимали усталость, улучшали настроение. Песни были призваны скрашивать долгую и монотонную работу, снимать усталость и развлекать работающих, способствовать взаимопомощи в труде. Тем самым они выполняли функции нравственного воспитания.
В эстетическом воспитании подрастающего поколения важную роль играли трудовые обряды, обычаи. Благодаря тому, что в них принимало участие множество людей, дети видели как окружающие относились к работе, убеждались, как высоко ценит труд сам народ -труженик.
Таким образом, трудовая деятельность, постепенное привлечение и приучение детей к труду с раннего возраста являлись могучим средством эстетического воспитания.
В основу формирования совершенного человека народная педагогика казахского народа положила воспитание подрастающего поколения в труде. Именно труд являлся мерилом человеческих ценностей.
Далее содержание эстетического воспитания в народной педагогике обусловливалось влиянием уникальных природных условий и жизнедеятельности на духовный мир казахов. Высшие нравственно-эстетические ценности формировались под влиянием воздействия прекрасного в природе. Именно природа Казахстана являлась тем фундаментом, на котором вырабатывалось эстетическое отношение к окружающим людям, труду, быту, искусству. Казахстанская земля, отличающаяся красотой и щедростью оказывала облагораживающее влияние на характер людей, их поведение, на образ жизни в целом.
Народ считал землю живым существом, причем существом самым чистым и священным. Может поэтому, строжайше запрещалось плевать на землю, выливать на нее кипяток, мусорить. Старшие учили детей относиться к земле с почтеньем, не тревожить, не будить ее, иначе непременно навлечешь на себя ее проклятье.
Заинтересованное отношение к природе со стороны детей объяснялось тем, что она открывалась им раньше, чем мир человеческих отношений, сущность прекрасного. Народ справедливо считал, что дети острее чувствуют свое единство с природой, полнее осознают себя частичкой природы, поэтому она понятна и близка им. Что бы ни делали дети - пасли ли стадо овец, коров или маленьких гусят, ходили на поиски сухих веток или собирали дикие ягоды, ночевали с конями в поле или на лугу у романтического костра - все больше они ощущали свою неразрывную связь с природой, с такой загадочной, вечно обновляющейся, вместе с тем родной и близкой. Они все больше понимали, что природа для них - вторая мать. Она дает им все необходимое.
Живя в прекрасных природных условиях с раннего детства и испытывая при этом радость, восхищение и гордость, казахи обретали привязанность к родной земле, проявляли любовь к ней. Особое заинтересованное отношение к ней проявлялось у детей, когда они обретали способность любоваться и очаровываться ее красотой. В процессе эстетического переживания дети и взрослые, несмотря на то, что были людьми сдержанными, самозабвенно и глубоко отдавались этому удивительному состоянию восторга и благоговейного умиления. Эстетическое отношение детей и взрослых к природе рождало и развивало у них духовно нравственное отношение к ней. Старшие говорили, обращаясь к детям: "Берегите степь и горы, они не только наши, но и тех, кто придет после нас". Дети постепенно понимали, что доброе отношение к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства и красоты. Нанесение вреда природе, загрязнение лесов, озер, рек, бездумное использование ее богатств есть великое зло.
Проявляя любовь к окружающей природе и стремлении воспитывать ребенка с помощью ее красоты, родители, при выборе имени обращались к названиям небесных светил: "Жулдыз" (Звезда), "Айжан" (Луноликая), названиям растительного и животного мира: "Гульнар" ("Цветок"), "Марал" ("Лань"), "Бота" ("Верблюжонок"), названиям драгоценных камней, металлов: "Алтын" ("Золотая"), "Алтынкыз" ("Золотая девушка), "Алтыншаш" ("Златовласая"). Такие имена, также соответствовали представлениям степняков о женской красоте. Природа подсказывала им, какой должна быть женская красота, сравнивали ее с прелестными цветами, лучезарными небесными светилами. Такие имена, как "Аслан" ("Лев"), "Жолбарыс" ("Тигр"), "Айбар" ("Отважный") и др. обязывали детей быть бесстрашными, храбрыми, верными, ласковыми, а также прививали чувство любви ко всему прекрасному, что создала природа.
С древнейших времен природа с ее вечно обновляющейся красотой, загадками и тайнами отражена в мифах, полных поэтических образов. Устное поэтическое творчество изобилует описаниями величественно - прекрасной казахской природы: высокие горы, глубокие ущелья, дремучие леса, отвесные скалы и бескрайние степи, озёра, стремительные бурные реки. Описание природы в устном поэтическом творчестве раскрывает торжественность изображаемой картины, величие поступка героя, неотразимую красоту героини и др. Природные явления в народном фольклоре выступали в качестве параллели или аналогии с жизнью человека, общества. Такие параллели помогали глубже воспринимать красоту и природы, и человеческих отношений. Гордость и независимость орла, нежность и чистота лебедя, комичность индюка, верность и стремительность коня, хитрость лисы, беззащитность ягненка, трусость зайца - все это в своем нравственно - эстетическом значении имело вполне определенный человеческий смысл. Так, со львом сравнивали бесстрашного и сильного воина, с медведем сравнивают сильного и храброго, но неповоротливого человека. Трусу советуют съесть медвежье сердце, чтобы обрести храбрость. С конем сравнивают человека непобедимого, решительного и имеющего красивый стан. Собаке приписывается верность и ум. Таким образом, все эти образы имели нравственно эстетический смысл, качества присущие людям.
Природа становилась основой искусства орнамента. Типичные черты местности, флоры и фауны родного края накладывали отпечаток на все декоративно прикладное искусство народа. Прекрасное в природе находило отражение в народном быту, домашней утвари, национальных костюмах, войлочном промысле, вышивках, орнаментах, где чудно сплетались в рисунках и ярком колорите цветов мотивы родной природы.
Всеобщая гармония, царящая в природе Казахстана, накладывала отпечаток на всю народную педагогику . Педагогические знания народа находились в тесной связи с житейской философией и моралью, с представлением народа о красоте. Особенность природы, в которой протекала жизнь казахов, влияла на формирование черт народной педагогики и педагогического опыта масс. Чарующая природа, в окружении которой росли дети, красота, гармония, обилие света, цвета, звуков не оставляла никого равнодушным к прекрасному, светлому, возвышенному. Любовь к родной природе, чувство восхищения и гордости за нее, делали детей, всех жителей лучше, чище, выше.
В многогранных связях материальной и духовной сторон общественной жизни казахского народа следует рассматривать их художественное творчество. Особенно неотделимы от народного быта его прикладные формы. Вещи народного быта рождались как из практических потребностей, так и из эстетических запросов. Изготовляя вещь для собственного употребления, мастер на высоком профессиональном уровне наделял ее особыми эстетическими чертами. Несмотря на то, что в изделиях народных умельцев сравнительно редки собственно изобразительные формы, сами вещи, их формы и украшения часто оказывались опоэтизированным осмыслением природы, жизненных явлений, народных традиций, норм и правил поведения. Преображенные творческой силой красоты лучшие вещи крестьянского быта можно отнести к высокому рангу искусства. Им присущи и совершенство техники, и художественная выдумка оформления.
В числе наиболее распространенных видов декоративного искусства были ковроделие, гончарное производство, швейное искусство, резьба по камню. Орнаментная резьба, богатая своими формами, образуя сплошной узорчатый ковер, имела большую пластическую целостность и красоту и своей неповторимой ажурностью, замысловатым узором. Все это воспитывало чувство прекрасного, стремление к добру.
Одним из ценных видов народного творчества швейное искусство, связанное с украшением традиционного женского и мужского костюма. По мере развития общества создавались народные обряды по поводу рождения и смерти людей, объявления войны или заключения мира, по случаю свадебных церемоний. Участие в обрядах связывалось с народными костюмами. Дифференциация, модификация одежды способствовала обогащению общенациональных форм искусства через взаимопроникновение отдельных элементов. Это отразилось и в дошедшем до нас художественном оформлении одежды и украшений. Направленная на удовлетворение разнообразных жизненных потребностей в лучших своих образцах одежда казахского народа проникнута своеобразным художественным вкусом.
Одежда - это своеобразная отрасль народного художественного творчества, которая тесно смыкалась с жизненным укладом, обычаями, нравами.
В одежду органической частью входили оружие и металлические украшения.
Заключение.
Эстетические идеалы казахского народа не являлись раз и навсегда заданными, застывшими нормами. Они развивались, совершенствовались как образцы, определявшие перспективу развития личности. Гуманистические нравственно- эстетические идеалы выступали в качестве мотива, установки для совершенствования личности. Эти идеалы связывали поколения, устанавливали преемственность лучших гуманистических традиций в воспитании.
Литература
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие - М.: Изд. центр "Академия", 1999, 263с.
2. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов – на- Дону: Феникс, 2000.- 448с.
3. К.Ж.Кожахметова Казахская этнопедагогика: методология, история, практика. – Алматы, 1998
4. Жарыкбаев К.Б., Калиев С.К. История каз.педагогики и психологии. Учеб.пособие Алма-Аты, 1995.
Информация о работе Народный идеал человека. Совершенный человек, как цель народного воспитания