Происхождение и воспитание культуры в человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 22:00, реферат

Краткое описание

Культура – это определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норм, а также сам процесс самореализации и раскрытие творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни.
Сегодня существует целая совокупность наук – философия, история, социология, антропология, которые исследуют культуру в самых различных аспектах.

Оглавление

Введение
3
1.Функции культуры
4
1.1.Теоретическое понимание культуры
5
1.2.Законы функционирования культуры
8
1.3.Структура культуры
8
2.Место и функции культуры в обществе
10
2.1.Место культуры в обществе
10
2.2.Культура и личность
11
2.3.Культура и общество
13
3.Происхождение и воспитание культуры в человеке
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
16
Список использованной литературы
18

Файлы: 1 файл

культурология тема 12.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Санкт-Петербургский государственный университет

технологии и дизайна

 

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

         Кафедра общественных наук

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

 

Вариант № 12

 

 

         По предмету  «Культурология »

         Выполнил(а) студент(ка) ______I_____курса РИНПО СПГУТД

         Группа 1-Р3-45С

         ФИО Казанчук Анна Михайловна

         Зачетная  книжка № 1340060

         Домашний  адрес 225710,РБ Брестская обл. г. Пинск ул. Солнечная д.58 кв.43

 

 

ПРОВЕРИЛ:

Преподаватель Кислицына А. Н.

                                                                                       (должность, ФИО преподавателя)  

   ____________________________

                                                                                     (подпись, дата)

 

 

 

Санкт-Петербург

2013


Содержание

 

Введение

  3

1.Функции культуры

  4

1.1.Теоретическое понимание  культуры

  5

1.2.Законы функционирования  культуры 

  8

1.3.Структура культуры

  8

2.Место и функции культуры в обществе

10

2.1.Место культуры в обществе

10

2.2.Культура и личность

11

2.3.Культура и общество

13

3.Происхождение и воспитание культуры в человеке

14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

16

Список использованной литературы

18


 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  ВВЕДЕНИЕ 
 
       Культура – это определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норм, а также сам процесс самореализации и раскрытие творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни. 
       Сегодня существует целая совокупность наук – философия, история, социология, антропология, которые исследуют культуру в самых различных аспектах. Однако это не решает проблему понимания ее как целостности, так как каждая наука рассматривает культуру под собственным углом зрения и применяет для  ее изучения только ей присущую методику исследования. Именно с этим связано существование огромного количества дефиниций культуры, которые отражают только ее частные моменты. Кроме того, накопление иными науками знание о культуре трудно совместимо друг с другом как не обладающие атрибутом системности и носящее отрывочный характер. Существует обширное поле проблем, решение которых может быть найдено только культурологией, так как эта наука занимается изучением культуры как сверхсложное системного объекта, состоящего из множества подсистем; как глобального феномена, изначально связанного с развитием человека. 
        Восприятие мира культуры должно быть не в качестве стихийного образования, а как результат целенаправленных усилий самих людей по совершенствованию и преобразованию того, что дано человеку природой. Культура, порожденная стремлением человека искать смысл жизни и деятельности.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ  

1. Гуманистическая, или человекотворческая, - воспитание, взращивание, возделывание духа, по Цицерону – «cultura animi». Она направлена на превращение богатства совокупной человеческой истории во внутреннее достояние личности и является условием развития его сущностных характеристик. 

2. Функция исторической преемственности (информационная) – функция трансляции социального опыта. Благодаря этой функции каждое поколение людей начинает свой путь развития, будучи обогащенным опытом предыдущих поколений. 
               

3.Гносиологическая, познавательная функция культуры. Культура является своеобразной «базой данных» человечества, собирая и сохраняя знания, полученные человечеством. В связи с этим все культуры могут различаться по характеру использования знаний, по качеству их усвоения и ассимиляции. 

4.Коммуникативная функция культуры заключается в том, что она выступает в качестве основного средства общения между людьми, так как воплощает в себе объективное содержание эпохи, а также личностные переживания, взгляды и отдельные позиции субъектов. Более того, культура и существует именно как момент коммуникации, диалога, где проявляются не только ее потенциальные смыслы, но и формируются новые, изначально не предполагаемые. 

5.Семиотическая, или знаковая, функция (от греч. Sзmei tik – учение о знаках) – одна из важнейших. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, литературный язык выступает средством овладения национальной культурой. Для познания различных видов искусства – живописи, музыки, театра – нужны также специфические языки. Собственные знаковые системы имеют и естественные науки (физика, математика, химия, биология и т.п.). 

6.Регулятивная (нормативная) функция связана с регулированием различных видов общественной и личной деятельности людей, она поддерживается моралью и правом. 

7.Адаптационная функция проявляется в эффективном приспособлении индивида к требованиям общества, приобритения им необходимого набора социальных черт, что формирует у него ощущение психологической безопасности и комфорта. Эту функцию культуры исследовал Э.С. Маркарян, который считал, что «культура в целом как раз и была выработана в качестве особого, надбиологического по своей природе, антиэнтропийного и адаптивного механизма общества»*.

 

1.1. Теоретическое понимание культуры

 

Термин культура стал употребляться как самостоятельное понятие лишь с XVIII века, до этого он употреблялся в словосочетаниях, обозначая качество того или иного явления относящегося к неприродной сфере. Например Немецкий правовед и историк Пуфендорф называл культурным человеком, человека подвергшегося воздействию цивилизации, в отличии от человека естественного, природного, то есть собственно дикаря. Этим термином так же обозначали, те формы цивилизации, которые создавались отдельными народами, мы и сейчас используем термин культура, в этом смысле говоря о национальной культуре.

Слово "культура" происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали "культурным". Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от "некультурного" простого народа. Немецкое, слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово "культура" все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием .

 

В XIX и ХХ веках понятие культуры вошло в обиход социологов и психологов, публицистов, политиков и даже широких слоев населения. В конце XIX века сложилась характерная для западной культурологии традиция исследовать культурологию в комплексе антропологических дисциплин. Этот подход к культуре был заложен Э. Тайлором, который определил ее как: целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство верования, нравы право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества. В настоящее время существует порядка 500 дефиниций культуры. В настоящее время существует порядка 500 зафиксированных подходов к определению сущности культуры. Делались попытки систематизировать этот многообразный методологический аппарат. Выделяют, например:

1. Описательные методы  постижения культуры - они просто  перечисляю, заведомо неполно отдельные  элементы и проявления культуры (например, обычаи верования, виды  деятельности).

2. Антропологические - исходят  из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей противостоящих природе.

3. Ценностные - трактуют природу  как совокупность духовных и  материальных ценностей.

4. Нормативные - исходят из  того что содержание культуры  составляют нормы и правила регламентирующие жизнь людей.

5. Адаптивные - трактуют культуру  как свойственный людям способ  удовлетворения потребностей, как  особый вид деятельности, посредством  которой они приспосабливаются  к природным условиям.

6. Исторический подчеркивают что культура есть продукт истории общества и развиваются путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.

7. Функциональное характеризуют  культуры через функции которые  она выполняет в обществе, и  рассматривают, прежде всего, единство и взаимосвязанность этих функций в ней.

8. Семиотические - рассматривают  культуру как систему знаков  используемых обществом.

9. Символические - акцентируют  внимание на использовании символов  в культуре.

10. Герменевтические - видят  главный путь изучения культуры в множестве текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.

11. Идеационные - определяют  культуру как духовную жизнь  общества, как поток идей и  других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной  памяти.

12. Психологические - указывают  на связь культуры с психологией  поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.

13. Дидактические - рассматривают  культуру как то чему человек  научился, а не унаследовал генетически.

14. Социологические - предлагают  изучать культуру как фактор  организации общественной жизни, как совокупность идей принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей .

Существуют достаточно экзотические определения, например В. Оствальд определяет культуру как преобразование энергии природной в человечески полезную энергию. Йохан Хейзенга предлагает рассматривать культуру как игру. Авторы, дающие то или иное определение, как правило, не отрицают и определений данных другими исследователями. Не которые даже предлагают все вышеперечисленные определения рассматривать как одно развернутое определение, каждая отдельная часть которого характеризует один из аспектов целостного явления культуры .

Видный польский ученый Я. Щепанський прямо пишет, что “трудно представить себе термин более многозначный и более распространенный, чем “культура”. Этот термин выступает во многих значениях не только в обиходном языке, но и в разных науках, и в культурологии, где ему придается весьма различное содержание и разный смысл” .

По А.И. Кравченко, в повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях:

* Под культурой подразумевают  определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным  аппаратом чиновников, средние специальные  и высшие заведения, готовящие  специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

* Во-вторых, под культурой  понимается совокупность духовных  ценностей и норм, присущих большой  социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи и др.).

* В-третьих, культура выражает  высокий уровень качественного  развития духовных достижений («культурный»  человек в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство») .

"Культура - это социологическое  обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не  дано человеку от рождения, не  предопределено в его зародышевых клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей" (антрополог Р.Бенедикт).

"Культура - это нормы  привычного поведения, общие для  группы, общности или общества. Она  состоит из материальных и нематериальных элементов" (социолог К.Янг).

Информация о работе Происхождение и воспитание культуры в человеке