Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 22:00, реферат
Культура – это определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норм, а также сам процесс самореализации и раскрытие творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни.
Сегодня существует целая совокупность наук – философия, история, социология, антропология, которые исследуют культуру в самых различных аспектах.
Введение
3
1.Функции культуры
4
1.1.Теоретическое понимание культуры
5
1.2.Законы функционирования культуры
8
1.3.Структура культуры
8
2.Место и функции культуры в обществе
10
2.1.Место культуры в обществе
10
2.2.Культура и личность
11
2.3.Культура и общество
13
3.Происхождение и воспитание культуры в человеке
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
16
Список использованной литературы
18
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра общественных наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Вариант № 12
По предмету «Культурология » Выполнил(а) студент(ка) ______I_____курса РИНПО СПГУТД Группа 1-Р3-45С ФИО Казанчук Анна Михайловна Зачетная книжка № 1340060 Домашний адрес 225710,РБ Брестская обл. г. Пинск ул. Солнечная д.58 кв.43
ПРОВЕРИЛ: Преподаватель Кислицына А. Н. ____________________________
Санкт-Петербург 2013 |
Содержание
Введение |
3 |
1.Функции культуры |
4 |
1.1.Теоретическое понимание культуры |
5 |
1.2.Законы функционирования культуры |
8 |
1.3.Структура культуры |
8 |
2.Место и функции культуры в обществе |
10 |
2.1.Место культуры в обществе |
10 |
2.2.Культура и личность |
11 |
2.3.Культура и общество |
13 |
3.Происхождение и воспитание культуры в человеке |
14 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
16 |
Список использованной литературы |
18 |
Культура – это определенный
способ организации человеческой деятельности,
представленный системой материальных
и духовных ценностей и социокультурных
норм, а также сам процесс самореализации
и раскрытие творческого потенциала личности
и общества в различных сферах жизни.
Сегодня существует
целая совокупность наук – философия,
история, социология, антропология, которые
исследуют культуру в самых различных
аспектах. Однако это не решает проблему
понимания ее как целостности, так как
каждая наука рассматривает культуру
под собственным углом зрения и применяет
для ее изучения только ей присущую методику
исследования. Именно с этим связано существование
огромного количества дефиниций культуры,
которые отражают только ее частные моменты.
Кроме того, накопление иными науками
знание о культуре трудно совместимо друг
с другом как не обладающие атрибутом
системности и носящее отрывочный характер.
Существует обширное поле проблем, решение
которых может быть найдено только культурологией,
так как эта наука занимается изучением
культуры как сверхсложное системного
объекта, состоящего из множества подсистем;
как глобального феномена, изначально
связанного с развитием человека.
Восприятие мира
культуры должно быть не в качестве стихийного
образования, а как результат целенаправленных
усилий самих людей по совершенствованию
и преобразованию того, что дано человеку
природой. Культура, порожденная стремлением
человека искать смысл жизни и деятельности.
1. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
1. Гуманистическая, или человекотворческая, - воспитание,
взращивание, возделывание духа, по Цицерону
– «cultura animi». Она направлена на превращение
богатства совокупной человеческой истории
во внутреннее достояние личности и является
условием развития его сущностных характеристик.
2. Функция исторической преемственности
(информационная) – функция трансляции социального опыта.
Благодаря этой функции каждое поколение
людей начинает свой путь развития, будучи
обогащенным опытом предыдущих поколений.
3.Гносиологическая, познавательная функция
культуры. Культура является своеобразной «базой
данных» человечества, собирая и сохраняя
знания, полученные человечеством. В связи
с этим все культуры могут различаться
по характеру использования знаний, по
качеству их усвоения и ассимиляции.
4.Коммуникативная функция культуры заключается
в том, что она выступает в качестве основного
средства общения между людьми, так как
воплощает в себе объективное содержание
эпохи, а также личностные переживания,
взгляды и отдельные позиции субъектов.
Более того, культура и существует именно
как момент коммуникации, диалога, где
проявляются не только ее потенциальные
смыслы, но и формируются новые, изначально
не предполагаемые.
5.Семиотическая, или знаковая, функция (от греч. Sзmei
tik – учение о знаках) – одна из важнейших.
Без изучения соответствующих знаковых
систем овладеть достижениями культуры
невозможно. Так, литературный язык выступает
средством овладения национальной культурой.
Для познания различных видов искусства
– живописи, музыки, театра – нужны также
специфические языки. Собственные знаковые
системы имеют и естественные науки (физика,
математика, химия, биология и т.п.).
6.Регулятивная (нормативная) функция связана с регулированием
различных видов общественной и личной
деятельности людей, она поддерживается
моралью и правом.
7.Адаптационная функция проявляется в эффективном приспособлении индивида к требованиям общества, приобритения им необходимого набора социальных черт, что формирует у него ощущение психологической безопасности и комфорта. Эту функцию культуры исследовал Э.С. Маркарян, который считал, что «культура в целом как раз и была выработана в качестве особого, надбиологического по своей природе, антиэнтропийного и адаптивного механизма общества»*.
1.1. Теоретическое понимание культуры
Термин культура стал употребляться как самостоятельное понятие лишь с XVIII века, до этого он употреблялся в словосочетаниях, обозначая качество того или иного явления относящегося к неприродной сфере. Например Немецкий правовед и историк Пуфендорф называл культурным человеком, человека подвергшегося воздействию цивилизации, в отличии от человека естественного, природного, то есть собственно дикаря. Этим термином так же обозначали, те формы цивилизации, которые создавались отдельными народами, мы и сейчас используем термин культура, в этом смысле говоря о национальной культуре.
Слово "культура" происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали "культурным". Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от "некультурного" простого народа. Немецкое, слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово "культура" все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием .
В XIX и ХХ веках понятие культуры вошло в обиход социологов и психологов, публицистов, политиков и даже широких слоев населения. В конце XIX века сложилась характерная для западной культурологии традиция исследовать культурологию в комплексе антропологических дисциплин. Этот подход к культуре был заложен Э. Тайлором, который определил ее как: целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство верования, нравы право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества. В настоящее время существует порядка 500 дефиниций культуры. В настоящее время существует порядка 500 зафиксированных подходов к определению сущности культуры. Делались попытки систематизировать этот многообразный методологический аппарат. Выделяют, например:
1. Описательные методы постижения культуры - они просто перечисляю, заведомо неполно отдельные элементы и проявления культуры (например, обычаи верования, виды деятельности).
2. Антропологические - исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей противостоящих природе.
3. Ценностные - трактуют природу как совокупность духовных и материальных ценностей.
4. Нормативные - исходят из того что содержание культуры составляют нормы и правила регламентирующие жизнь людей.
5. Адаптивные - трактуют культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый вид деятельности, посредством которой они приспосабливаются к природным условиям.
6. Исторический подчеркивают что культура есть продукт истории общества и развиваются путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.
7. Функциональное характеризуют
культуры через функции
8. Семиотические - рассматривают культуру как систему знаков используемых обществом.
9. Символические - акцентируют
внимание на использовании
10. Герменевтические - видят главный путь изучения культуры в множестве текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.
11. Идеационные - определяют
культуру как духовную жизнь
общества, как поток идей и
других продуктов духовного
12. Психологические - указывают
на связь культуры с
13. Дидактические - рассматривают культуру как то чему человек научился, а не унаследовал генетически.
14. Социологические - предлагают
изучать культуру как фактор
организации общественной жизни
Существуют достаточно экзотические определения, например В. Оствальд определяет культуру как преобразование энергии природной в человечески полезную энергию. Йохан Хейзенга предлагает рассматривать культуру как игру. Авторы, дающие то или иное определение, как правило, не отрицают и определений данных другими исследователями. Не которые даже предлагают все вышеперечисленные определения рассматривать как одно развернутое определение, каждая отдельная часть которого характеризует один из аспектов целостного явления культуры .
Видный польский ученый Я. Щепанський прямо пишет, что “трудно представить себе термин более многозначный и более распространенный, чем “культура”. Этот термин выступает во многих значениях не только в обиходном языке, но и в разных науках, и в культурологии, где ему придается весьма различное содержание и разный смысл” .
По А.И. Кравченко, в повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях:
* Под культурой подразумевают
определенную сферу жизни
* Во-вторых, под культурой
понимается совокупность
* В-третьих, культура выражает
высокий уровень качественного
развития духовных достижений («культурный»
человек в значении
"Культура - это социологическое
обозначение для наученного
"Культура - это нормы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов" (социолог К.Янг).
Информация о работе Происхождение и воспитание культуры в человеке