Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 22:00, реферат
Культура – это определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норм, а также сам процесс самореализации и раскрытие творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни. 
       Сегодня существует целая совокупность наук – философия, история, социология, антропология, которые исследуют культуру в самых различных аспектах.
Введение
  3
1.Функции культуры
  4
1.1.Теоретическое понимание  культуры
  5
1.2.Законы функционирования  культуры 
  8
1.3.Структура культуры
  8
2.Место и функции культуры в обществе
10
2.1.Место культуры в обществе
10
2.2.Культура и личность
11
2.3.Культура и общество
13
3.Происхождение и воспитание культуры в человеке
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
16
Список использованной литературы
18
Министерство образования и науки Российской Федерации 
 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна 
 
 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 Кафедра общественных наук 
 
 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 
 Вариант № 12 
 
 По предмету «Культурология » Выполнил(а) студент(ка) ______I_____курса РИНПО СПГУТД Группа 1-Р3-45С ФИО Казанчук Анна Михайловна Зачетная книжка № 1340060 Домашний адрес 225710,РБ Брестская обл. г. Пинск ул. Солнечная д.58 кв.43 
 
 ПРОВЕРИЛ: Преподаватель Кислицына А. Н.                                ____________________________                                
 
 
 Санкт-Петербург 2013  | 
Содержание
Введение  | 
  3  | 
1.Функции культуры  | 
  4  | 
1.1.Теоретическое понимание культуры  | 
  5  | 
1.2.Законы функционирования культуры  | 
  8  | 
1.3.Структура культуры  | 
  8  | 
2.Место и функции культуры в обществе  | 
  10  | 
2.1.Место культуры в обществе  | 
  10  | 
2.2.Культура и личность  | 
  11  | 
2.3.Культура и общество  | 
  13  | 
3.Происхождение и воспитание культуры в человеке  | 
  14  | 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  | 
  16  | 
Список использованной литературы  | 
  18  | 
 
 
 
 
                              
 
       Культура – это определенный 
способ организации человеческой деятельности, 
представленный системой материальных 
и духовных ценностей и социокультурных 
норм, а также сам процесс самореализации 
и раскрытие творческого потенциала личности 
и общества в различных сферах жизни. 
       Сегодня существует 
целая совокупность наук – философия, 
история, социология, антропология, которые 
исследуют культуру в самых различных 
аспектах. Однако это не решает проблему 
понимания ее как целостности, так как 
каждая наука рассматривает культуру 
под собственным углом зрения и применяет 
для  ее изучения только ей присущую методику 
исследования. Именно с этим связано существование 
огромного количества дефиниций культуры, 
которые отражают только ее частные моменты. 
Кроме того, накопление иными науками 
знание о культуре трудно совместимо друг 
с другом как не обладающие атрибутом 
системности и носящее отрывочный характер. 
Существует обширное поле проблем, решение 
которых может быть найдено только культурологией, 
так как эта наука занимается изучением 
культуры как сверхсложное системного 
объекта, состоящего из множества подсистем; 
как глобального феномена, изначально 
связанного с развитием человека. 
        Восприятие мира 
культуры должно быть не в качестве стихийного 
образования, а как результат целенаправленных 
усилий самих людей по совершенствованию 
и преобразованию того, что дано человеку 
природой. Культура, порожденная стремлением 
человека искать смысл жизни и деятельности.
 
 
1. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ  
1. Гуманистическая, или человекотворческая, - воспитание, 
взращивание, возделывание духа, по Цицерону 
– «cultura animi». Она направлена на превращение 
богатства совокупной человеческой истории 
во внутреннее достояние личности и является 
условием развития его сущностных характеристик. 
2. Функция исторической преемственности 
(информационная) – функция трансляции социального опыта. 
Благодаря этой функции каждое поколение 
людей начинает свой путь развития, будучи 
обогащенным опытом предыдущих поколений. 
                
3.Гносиологическая, познавательная функция 
культуры. Культура является своеобразной «базой 
данных» человечества, собирая и сохраняя 
знания, полученные человечеством. В связи 
с этим все культуры могут различаться 
по характеру использования знаний, по 
качеству их усвоения и ассимиляции. 
4.Коммуникативная функция культуры заключается 
в том, что она выступает в качестве основного 
средства общения между людьми, так как 
воплощает в себе объективное содержание 
эпохи, а также личностные переживания, 
взгляды и отдельные позиции субъектов. 
Более того, культура и существует именно 
как момент коммуникации, диалога, где 
проявляются не только ее потенциальные 
смыслы, но и формируются новые, изначально 
не предполагаемые. 
5.Семиотическая, или знаковая, функция (от греч. Sзmei 
tik – учение о знаках) – одна из важнейших. 
Без изучения соответствующих знаковых 
систем овладеть достижениями культуры 
невозможно. Так, литературный язык выступает 
средством овладения национальной культурой. 
Для познания различных видов искусства 
– живописи, музыки, театра – нужны также 
специфические языки. Собственные знаковые 
системы имеют и естественные науки (физика, 
математика, химия, биология и т.п.). 
6.Регулятивная (нормативная) функция связана с регулированием 
различных видов общественной и личной 
деятельности людей, она поддерживается 
моралью и правом. 
7.Адаптационная функция проявляется в эффективном приспособлении индивида к требованиям общества, приобритения им необходимого набора социальных черт, что формирует у него ощущение психологической безопасности и комфорта. Эту функцию культуры исследовал Э.С. Маркарян, который считал, что «культура в целом как раз и была выработана в качестве особого, надбиологического по своей природе, антиэнтропийного и адаптивного механизма общества»*.
1.1. Теоретическое понимание культуры
Термин культура стал употребляться как самостоятельное понятие лишь с XVIII века, до этого он употреблялся в словосочетаниях, обозначая качество того или иного явления относящегося к неприродной сфере. Например Немецкий правовед и историк Пуфендорф называл культурным человеком, человека подвергшегося воздействию цивилизации, в отличии от человека естественного, природного, то есть собственно дикаря. Этим термином так же обозначали, те формы цивилизации, которые создавались отдельными народами, мы и сейчас используем термин культура, в этом смысле говоря о национальной культуре.
Слово "культура" происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали "культурным". Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от "некультурного" простого народа. Немецкое, слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово "культура" все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием .
В XIX и ХХ веках понятие культуры вошло в обиход социологов и психологов, публицистов, политиков и даже широких слоев населения. В конце XIX века сложилась характерная для западной культурологии традиция исследовать культурологию в комплексе антропологических дисциплин. Этот подход к культуре был заложен Э. Тайлором, который определил ее как: целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство верования, нравы право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества. В настоящее время существует порядка 500 дефиниций культуры. В настоящее время существует порядка 500 зафиксированных подходов к определению сущности культуры. Делались попытки систематизировать этот многообразный методологический аппарат. Выделяют, например:
1. Описательные методы постижения культуры - они просто перечисляю, заведомо неполно отдельные элементы и проявления культуры (например, обычаи верования, виды деятельности).
2. Антропологические - исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей противостоящих природе.
3. Ценностные - трактуют природу как совокупность духовных и материальных ценностей.
4. Нормативные - исходят из того что содержание культуры составляют нормы и правила регламентирующие жизнь людей.
5. Адаптивные - трактуют культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый вид деятельности, посредством которой они приспосабливаются к природным условиям.
6. Исторический подчеркивают что культура есть продукт истории общества и развиваются путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.
7. Функциональное характеризуют 
культуры через функции 
8. Семиотические - рассматривают культуру как систему знаков используемых обществом.
9. Символические - акцентируют 
внимание на использовании 
10. Герменевтические - видят главный путь изучения культуры в множестве текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.
11. Идеационные - определяют 
культуру как духовную жизнь 
общества, как поток идей и 
других продуктов духовного 
12. Психологические - указывают 
на связь культуры с 
13. Дидактические - рассматривают культуру как то чему человек научился, а не унаследовал генетически.
14. Социологические - предлагают 
изучать культуру как фактор 
организации общественной жизни
Существуют достаточно экзотические определения, например В. Оствальд определяет культуру как преобразование энергии природной в человечески полезную энергию. Йохан Хейзенга предлагает рассматривать культуру как игру. Авторы, дающие то или иное определение, как правило, не отрицают и определений данных другими исследователями. Не которые даже предлагают все вышеперечисленные определения рассматривать как одно развернутое определение, каждая отдельная часть которого характеризует один из аспектов целостного явления культуры .
Видный польский ученый Я. Щепанський прямо пишет, что “трудно представить себе термин более многозначный и более распространенный, чем “культура”. Этот термин выступает во многих значениях не только в обиходном языке, но и в разных науках, и в культурологии, где ему придается весьма различное содержание и разный смысл” .
По А.И. Кравченко, в повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях:
* Под культурой подразумевают 
определенную сферу жизни 
* Во-вторых, под культурой 
понимается совокупность 
* В-третьих, культура выражает 
высокий уровень качественного 
развития духовных достижений («культурный» 
человек в значении 
"Культура - это социологическое 
обозначение для наученного 
"Культура - это нормы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов" (социолог К.Янг).
Информация о работе Происхождение и воспитание культуры в человеке