Происхождение и воспитание культуры в человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 22:00, реферат

Краткое описание

Культура – это определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норм, а также сам процесс самореализации и раскрытие творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни.
Сегодня существует целая совокупность наук – философия, история, социология, антропология, которые исследуют культуру в самых различных аспектах.

Оглавление

Введение
3
1.Функции культуры
4
1.1.Теоретическое понимание культуры
5
1.2.Законы функционирования культуры
8
1.3.Структура культуры
8
2.Место и функции культуры в обществе
10
2.1.Место культуры в обществе
10
2.2.Культура и личность
11
2.3.Культура и общество
13
3.Происхождение и воспитание культуры в человеке
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
16
Список использованной литературы
18

Файлы: 1 файл

культурология тема 12.doc

— 123.00 Кб (Скачать)
  1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ В ЧЕЛОВЕКЕ

 

Слово "культура" произошло от латинского cultura и первоначально имело смысл возделывания, облагораживания земли. Очевидно, что смысл слова "возделанное человеком", "облагораживание" стал одним из главных для культуры. Здесь, видимо, основной источник, который рождает тот широкий круг явлений, свойств, объединённых словом культура. Культура включает в себя те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Прежде всего, в круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе. Таковыми следует признать изготовление орудий труда и спортивные состязания; политическую организацию общественной жизни, её элементы (государство, партии и т.д.) и обычай дарить подарки; язык, мораль, религиозные обряды и колесо; науку, искусство, транспорт и одежду, украшения, шутки. Как видно, круг этих вне природных явлений нашей жизни очень широк, он включает как сложные, "серьёзные" феномены, так и простые, казалось бы, незатейливые, но очень важные и нужные для человека. В круг явлений, объединяемых словом "культура", входят такие свойства людей, которые не регулируются биологическими инстинктами. Конечно, в современной жизни чисто инстинктивные действия человека крайне редки и соответственно крайне узок круг проблем подобных явлений. Но нельзя отрицать, что есть элементы человеческой жизни, которые впрямую зависят лишь от биологической конституции человека, физического здоровья, взаимоотношений мужчины и женщины. Сюда также входят непроизвольные реакции на свет, боль и т.д. Ко многим подобным явлениям впрямую культурной оценки не применишь.

Значителен круг человеческих действий, в котором переплетаются инстинктивные и культурные начала. И идёт ли речь о половом влечении или о потребности в пище - даже в этих случаях мы сталкиваемся чаще всего с переплетением инстинктивной основы и окультуренного содержания. Инстинкт проявится в чувстве голода, аппетите, предрасположенности к употреблению определённой пищи: высококалорийной в условиях холода, больших физических нагрузок; к пище, насыщенной витаминами, - весной. Культура же проявится в том, как будет убран стол, в красоте и удобстве посуды, в том, сядет ли человек за стол, или будет есть на ковре, усевшись, скрестив под собой ноги. И в сочетании приправ, как будет приготовлено мясо и др. Здесь скажутся и кулинарные традиции того или иного народа, и мастерство кулинара и т.д.

Существует ещё одна категория явлений, где переплетается инстинкт и культурный контроль за поведением. Так, предрасположенность эмоционального человека к бурным формам реагирования, к быстрой возбудимости, острым выражениям своих идей, замечаний (что, как правило, объясняется типом темперамента, другими врождёнными свойствами) может быть нейтрализовано, облагорожено выработанным умением контролировать себя и т.д. И этот контроль, в том числе контроль человека над своими природными инстинктами - важнейший элемент культуры. Причём в различных культурах конкретные формы контроля, что и в какой степени контролируется, в какой степени подавляется и по какому поводу инстинкт - приобретают достаточно ощутимую специфику.

Итак, культура связана с внеприродным в человеческой жизни, с тем, что отлично от животного, с тем, что возделано человеком в себе, в других, а не рождено в нём от природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, каковы же особенности мира человека как культуры?

- Культура человека социальна, и хотя сам человек имеет  целостную “тройственную” сущность, воплощающую в единстве биологические, психические и социальные черты, его конкретное бытие чревато нарушением гармонии между индивидуальным и социальным.

- Культура человека исторична, то есть изменяется вместе  с изменением общества, всей системы  общественных отношений, и обладает  определенными закономерностями  динамики.

- Культура человека символична: он придает символическую форму вещам, идеям, чувствам, ценностям и нормам.

- Культура человека коммуникативна, то есть существует лишь через  общение с другими культурными  мирами, через диалог, посредством  специфического языкового кодирования.

- Индивидуальный мир культуры является сущностью каждого отдельного человека, его собственной жизнью, его собственным богатством, его собственным наслаждением, и по формам своего проявления уникален. Включается же индивидуальный мир культуры в социокультурное пространство через творческую деятельность человека.

"Я в этот  мир пришел, - богаче стал ли  он?

Уйду, - великий ли потерпит он урон?

О, если б кто-нибудь мне объяснил, зачем я,

Из праха вызванный, вновь стать им обречен?"

(Омар Хайям.)

Проблема определения культуры до сих пор не может считаться разрешенной, поэтому в настоящее время количество определений не только не сокращается, но и продолжает расти.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности:

- отражающая определенный  уровень исторического развития  общества и человека;

- воплощенная в предметных, материальных носителях; и - передаваемая  последующим поколениям.

Культура как особый процесс деятельности людей включает в себя трудовую деятельность по созданию материальных и духовных благ и собственно психическую, умственную деятельность человека (в более узком смысле - только его творчество).

Место и роль культуры в обществе велики. Она взаимодействует с экономикой, политикой, правом, этикой, моралью, определяет их содержание.

Можно выделить следующие функции культуры:

- адаптивная;

- коммуникативная;

- интегративная;

- функция социализации;

- информационная;

- познавательная и др.

Эти функции имеет любая культура, поэтому их можно считать универсальными, но в определенную иерархию они выстраиваются по-разному, в зависимости от уникальных особенностей той или иной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Бенедикт Р. Образы культуры // Человек и социокультурная среда. 1992. Вып. 2. Введение в культурологию: Учебное пособие. М., 1992.

2.Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие - М., Гардарики, 2000г.

3.Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для ВУЗов - 3 изд., М.,; Академический проект, 2001г.

4.Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987.

5. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Федора Конюхова; Новосибирск: Изд-во ЮКЭА, 2002. - 712 с.

6. Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов - М.: Проспект, 2003. - 336 с.

7. Кирамова К.И. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 208 с.

8. Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие 4-е изд. - М.: Академический Проект, Трикста, 2003. - 496 с.

9. Культурология. Учебник для студентов технических вузов / Колл. авторов; Под ред. Н.Г. Багдасарьян 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2001. - 511 с.

      10. Культурология XX век. Словарь - СПб.: Университетская книга, 1997. - 1110 с.

 

 




Информация о работе Происхождение и воспитание культуры в человеке