Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 22:00, реферат
Культура – это определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норм, а также сам процесс самореализации и раскрытие творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни.
Сегодня существует целая совокупность наук – философия, история, социология, антропология, которые исследуют культуру в самых различных аспектах.
Введение
3
1.Функции культуры
4
1.1.Теоретическое понимание культуры
5
1.2.Законы функционирования культуры
8
1.3.Структура культуры
8
2.Место и функции культуры в обществе
10
2.1.Место культуры в обществе
10
2.2.Культура и личность
11
2.3.Культура и общество
13
3.Происхождение и воспитание культуры в человеке
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
16
Список использованной литературы
18
"Под культурой будем
понимать совокупность всех
Определения, данные антропологом Р. Линтоном:
"а)… - Культуры - это, в
конечном счете, не более чем
организованные повторяющиеся
б) Культура - это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества".
"В самом широком
смысле слова культура
Поэтому культура - это, прежде всего, процесс возвышения над биологическими (т.е. природными) формами жизнедеятельности.
1.2. Законы функционирования культуры
1.Закон единства и своеобразия культуры.
Культура – совокупное коллективное достояние
человечества. Все культуры всех народов
внутренне едины и одновременно самобытны,
уникальны.
2.Закон преемственности в развитии культуры. Культура –
это исторический унаследованный опыт
поколений. Где нет преемственности, нет
культуры. До капитализма становление
нового на протяжении многих поколений
вбиралось плавно традицией, так что изменение
самой традиции успевало быть истолкованным
как следовало ей.
3.Закон прерывности и непрерывности развития
культуры. В связи со сменой эпох (Формаций, цивилизаций)
происходит изменение типов культуры
– так появляется прерывность. Однако
эта прерывность носит относительный
характер, в отличие от абсолютного характера
непрерывности (так, к примеру, многие
цивилизации погибли, но их достижения
парус, колесо, календарь и т.п. стали достоянием
мировой культуры).
4.Закон взаимодействия и сотрудничества
культур. Каждая из культур имеет свою специфику,
своеобразие, мироведение. Нередко это
различие доходит до противоречия (например
культура Запада и Востока, Христианства
и ислама). Отсюда и разнообразие культурных
контактов: от торговли и переселений
до войн и захвата территорий. Все эти
взаимодействия обуславливают единство
всемирно-исторического процесса.
Исходя из этих законов функционирования
культуры, мы можем отметить, что развитие
культуры тесно связано с развитием человека.
Чем динамичней развивается культура,
тем быстрее человек найдет себя в жизни,
так как культура открывает новые горизонты,
новые идеи.
Между культурой и человеком неразрывная
связь, которая неподвластна разрушению.
Поскольку культура является сложным образованием, затрагивающим различные сферы деятельности человека, для ее структурирования необходимо выделить определенное основание.
1. Если исходить из качества и характера сознания, производимого культурой, и характера продуцируемой личности, то можно различить элитарную и массовую культуры.
2. Структурирование культуры
по ее носителю позволяет
3. Если учитывать многообразие человеческой деятельности, то можно выделить материальную и духовную культуры. К первой из них относится культура труда и материального производства, быта, места жительства (топоса), физическая культура. К духовной культуре можно отнести познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную. Однако такое деление является условным, так как многие из видов культуры - экономическая, политическая, экологическая, эстетическая - пронизывают всю ее систему и не относятся в чистом виде ни к материальной, ни к духовной культуре.
4. По содержанию и влиянию
культура может разделяться на
прогрессивную и реакционную, так
как, воздействуя на личность
и общество, культура может воспитывать
человека не только
5. Культура может разделяться по признаку актуальности. Подобной актуальной культурой сегодня является массовая культура, которая, несмотря на огромную степень распространения, однако, не становится репрезентативной (т.е. представляющей наиболее адекватно культурное содержание эпохи).
2. МЕСТО И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ
2.1. Место культуры
При самом общем взгляде на общество видно, что оно совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного (в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян - антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства.
Общество - это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются, в сущности, их отношениями к природе, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другу .
Место и роль культуры в обществе велики. Она взаимодействует с экономикой, политикой, правом, этикой, моралью, определяет их содержание.
Общество создает условия для социального развития человека, т. е. человека как личности. Личность несет печать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме того общество создает условия для массового использования ценностей культуры, а следовательно, порождает потребности в тиражировании и репродуцировании артефактов, что, в свою очередь, превращается в процессы воспроизводства культуры. Понятно, что вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.
Культура своими нормами и ценностями входит во взаимодействие с другими системами саморегуляции в обществе, такими, как политика, право и т. п., но в отличие от них регулятивы культуры амбивалентны и могут использоваться на принципах свободного выбора.
Развитие интересов и потребностей личности может стимулировать изменение ценностей культуры, и тогда они подвергаются реформированию или даже замене. Общество в данной ситуации может играть роль как стимулирующего, так и подавляющего фактора. В целом здесь возможны три типичные ситуации: первая, когда общество менее динамично и менее открыто, чем культура. Культура будет предлагать ценности, оппозиционные по смыслу, а общество будет стремиться их отторгнуть. Сдерживается прогрессивное развитие культуры, общество догматизирует имеющиеся ценности и в целом возникают неблагоприятные условия для развития личности. Возможна и обратная ситуация, когда общество в силу политических или социальных потрясений изменяется, а культура не успевает с обновлением норм и ценностей. Для личностного развития вновь нет оптимальных условий. И, наконец, возможно гармоничное, сбалансированное изменение общества и культуры. В этих условиях возможно конструктивное, непротиворечивое и гармоничное развитие личности .
Культура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие, как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Культура выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях. Каждое конкретное общество на протяжении веков создавало суперкультуру, передающуюся через поколения .
Культура в обществе представляется:
1) как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественным творчеством, принятыми нормами поведения и т.д.;
2) как общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути «от дикости к цивилизованности»;
3) как сумма общественных достижений (включая технологии, отношения и представления), благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации;
4) как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающих одно общество от другого (или различные части общества - социально-статусные, профессиональные), способствующая его интеграции и придающая ему самобытность; и, наконец;
5) как духовное измерение всякой деятельности, в котором формируются ее мотивы, принципы, правила, цели и смыслы. В этом последнем понимании культура предстает как духовный компонент совокупного производства, обеспечивающий поддержание и изменение этого производства и общественных отношений в целом.
Культура выражает способы (или средства, механизмы) жизнедеятельности людей, результаты этой деятельности в материальной и духовной сферах, но не собственно социальные отношения.
Культурное богатство личности зависит от включения ценностей в личную деятельность и от того, насколько общество стимулирует этот процесс, насколько оно способствует ему. В личности ценности культуры превращаются в поведение, культура живет в личностном поведении человека. Общество создает условия для этого, а они могут в различной степени как соответствовать, так и не соответствовать превращению ценностей культуры в акты поведения личности. Общество развивается в режиме поиска все более благоприятных условий для формирования личности как активного субъекта культуры, как творца и носителя ценностей культуры .
Культура и личность взаимосвязаны друг
с другом. С одной стороны, культура формирует
тот или иной тип личности, с другой –
личность воссоздает, изменяет, открывает
новое в культуре.
Личность – это
движущая сила и создатель культуры, а
также главная цель ее становления.
При рассмотрении вопроса о соотношении
культуры и человека следует различать
понятия «человек», «индивид», «личность».
Понятие «человек»
обозначает общие свойства человеческого
рода, а «личность» - единичного представителя
этого рода, индивида. Но при этом понятие
«личность» не является синонимом понятия
«индивид». Не всякий индивид является
личностью: индивидом человек рождается,
личностью становится (или не становится)
в силу объективных и субъективных условий.
Понятие «индивид» характеризует отличительные
черты каждого конкретного человека, понятие
«личность» обозначает духовный облик
индивида, сформированный культурой в
конкретной социальной среде его жизни
(во взаимодействии с его врожденными
анатомо-физиологическими и психологическими
качествами).
Поэтому при рассмотрении
проблемы взаимодействия культуры и личности
особый интерес представляет не только
процесс выявления роли человека как творца
культуры и роли культуры как творца человека,
но и исследование качеств личности, которые
формирует в ней культура, - интеллекта,
духовности, свободы, творческого потенциала.
Культура в этих сферах ярче
всего раскрывает содержание личности.
Регуляторами личностных устремлений
и поступков личности являются культурные
ценности.
Следование ценностным образцам свидетельствует
об определенной культурной устойчивости
общества. Человек, обращаясь к культурным
ценностям, обогащает духовный мир своей
личности.
Система ценностей, оказывающая влияние
на формирование личности, регулирует
желание и стремление человека, его поступки
и действия, определяет принципы его социального
выбора. Таким образом, личность находится
в центре культуры, на пересечении механизмов
воспроизводства, хранение и обновление
культурного мира.
Сама личность как ценность, по сути и
обеспечивает общее духовное начало культуры.
Являясь продуктом личности, культура
в свою очередь гуманизирует социальную
жизнь, сглаживает животные инстинкты
у людей.
Культура позволяет человеку
становится интеллектуально-духовной,
нравственной, творческой личностью.
Культура формирует внутренний
мир человека, раскрывает содержание его
личности.
Разрушение культуры
негативно воздействует на личность человека,
ведет его к деградации.
Понимание общества
и его соотношения с культурой лучше достигается
из системного анализа бытия.
Человеческое общество – это реальная
и конкретная среда функционирования
и развития культуры.
Общество и культура активно взаимодействуют
друг с другом. Общество предъявляет к
культуре определенные требования, культура
в свою очередь влияет на жизнь общества
и направление его развития.
Долгое время взаимоотношения
между обществом и культурой строились
так, что общество выступало доминирующей
стороной. Характер культуры непосредственно
зависел от общественного строя, который
управлял ею (императивно, репрессивно
либо либерально, но не менее решительно).
Многие исследователи считают, что культура
возникла, прежде всего, под воздействием
общественных потребностей.
Именно общество создает
возможности для использование ценностей
культуры, способствует процессам воспроизводства
культуры. Вне общественных форм жизни
эти особенности в развитии культуры были
бы невозможны.
В XX в. соотношение сил двух сторон
социокультурной сферы радикально изменились:
теперь общественные отношения стали
зависеть от состояния материальной и
духовной культуры. Определяющим фактором
в судьбе человечества выступает сегодня
не структура общества, а степень развития
культуры: достигнув определенного уровня,
она повлекла за собой радикальную реорганизацию
общества, всей системы социальное управления,
открыла новый путь к установлению позитивных
социальных взаимодействий – диалог.
Его целью становится не только обмен
социальной информацией между представителями
различных обществ и культур, но и достижение
их единства.
Во взаимодействии общества и культуры
существует не только тесная связь, имеются
и различия. Общество и культура отличаются
по способам воздействия на человека и
адаптации человека к ним.
Общество – это система отношений и способов
объективного воздействия на человека
не заполняется социальными требованиями.
Формы социальной регуляции принимаются
как определенные правила, необходимые
для существования в обществе. Но для того
чтобы соответствовать социальным требованиям,
необходимы культурные предпосылки, которые
зависят от степени развития культурного
мира человека.
Во взаимодействии общества
и культуры возможна также следующая ситуация:
общество может быть менее динамичным
и открытым, чем культура. Тогда общество
может отторгать ценности, предлагаемые
культурой. Возможна и обратная ситуация,
когда общественные изменения могут опережать
культурное развитие. Но наиболее оптимально
сбалансированное изменение общества
и культуры.
Информация о работе Происхождение и воспитание культуры в человеке