Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:44, реферат
Народная педагогика – совокупное педагогическое знание и
воспитательный опыт народа. Формирование концепции
Народная педагогика и ее характерные особенности.
Историография научных исследований проблем народной педагогики
свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-
исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг
научных интересов педагогов прошлого и настоящего.
I.Введение.
II.Народная педагогика – совокупные педагогические
знания и воспитательный опыт народа.
1.Формирование концепции народной педагогики и её характерные
особенности.
2.Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры.
III. Педагогическое воззрение народа на воспитание и обучение.
1. Сущность, приёмы и методы воспитания.
2. Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики.
3. Умственное и физическое воспитание.
IV. Заключение.
Народ не только знал факторы физического воспитания, но и
эмпирически выработал ряд разумных методов лечения. Общепринято народное
изречение : «Держи голову в холоде, а ноги в тепле ». Простудившемуся
человеку в народе говорят : « Пропотеешь – и жар пройдёт». Народ понимает
силу внушения и разумно предупреждал : «От мнительности можно и заболеть».
Достойно внимания отрицательное отношение народа к курению. «Кто курит, у
того горят нутро и деньги», - остроумно замечает народ.
Центральное место в системе
физического воспитания
игры. В народном представлении игры не только развлечение, но и средства
физического, нравственного воспитания детей. Через игры реализуется
самодеятельность детей : детские тайные языки, считалки, жеребьёвки,
декламации, хороводы и т. д.
Особое значение народ
фактору физического развития и воспитания. По поводу характера
национальных игр В.Б. Шкловский верно заметил : «все люди похожи друг на
друга; они одинаково смеются, одинаково плачут. В сходстве игр мы видим
сходство человеческих сознаний. Играя в игры разных народов, будем узнавать
друг друга ».
Таким образом идеалом
народа, было воспитание молодой смены – здоровой, жизнерадостной, сильной,
отважной. Комплекс мер, включающий в себя народную медицину, разумное
питание, использование природных факторов, игры, спортивные соревнования и
праздники, обеспечивал
нормальное физическое развитие детей.
Опираясь на народные методы
воспитания педагоги –
практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой
личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии
с требованиями жизни. Однако ядро народной мудрости всегда присутствует в
любой воспитательной теории. В современных условиях трудовые традиции
развиваются,
совершенствуются и
народной педагогики в действии, в жизни. Народ всегда стремился привить
молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность,
коллективизм, чувства дружбы, товарищества.
Исследования проблем народной
педагогики позволяют
концепция
народной педагогики сложилась.
педагогики,
определены её источники,
особенности. Концепция народной педагогики рассматривает педагогические
воззрения
народа как выражение
сгусток веками
накопленного коллективного
воспитанию
и обучению молодого поколения,
разнообразных памятниках устного народного творчества.
Народную педагогику создал
изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика
до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических
исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит,
прежде всего
на основе накопленного
данной семьи.
В памятниках народной
представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает
самого внимательного
отношения, глубокого и
творческого использования.
Народное воспитание – это общественное воспитание.
На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектом
воспитания.
Накопленный веками опыт
эмпирическими знаниями, проверенными на практике, составляет ядро
народной педагогики. Следует однако принять во внимание, что
педагогическое воззрение народа, сложившиеся без профессиональной
педагогической подготовки, на основе лишь эмпирических знаний, носило в
известной мере стихийный характер. Сам процесс воспитания, повседневный
педагогический контакт в детьми не всегда был осознанным. В этих условиях
поражает умение народа по крупицам отобрать всё лучшее, разумное,
отвечающее народному идеалу в воспитании настоящего человека. С этих
позиций народную
педагогику можно
педагогического эксперимента. Современная теория педагогики, обогащённая
народным опытом воспитания, даёт возможность значительно повысить
педагогическую культуру народа, убедиться в том, что народные массы
играют активную роль в развитии педагогической мысли как составной части
общечеловеческой культуры. Рассмотренные нами памятники народной
педагогики
позволяют сделать чисто
поговорки,
пословицы и сказки пробуждают
чувство оптимизма, они
привить людям, и прежде всего молодому поколению, самые лучшие
человеческие качества. Для того чтобы наиболее успешно решать эти
благородные задачи, опираясь на народную мудрость, следует принимать во
внимание следующие обстоятельства.
Житейские правила и приёмы воспитания – это первые законы, с
которыми человек встречается в своей жизни. И они рождаются в семье.
Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали не
писаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. В
народных поговорках, пословицах, сказках выкристаллизован вековой опыт
воспитания молодого поколения. Доступные и близкие людям по содержанию,
краткие и законченные по форме, удобные в обращении, народные сказки и
афоризмы несут в себе бесценную народную мудрость.
Учителя, читающие
в школе курс «Этика и
возможность
в пределах программных
примеры и приводить их на уроках, провести беседы и диспуты по тем или
иным вопросам,
практиковать домашние
выразительных
народных изречений и
внешкольной работы целесообразно привлечь самих учащихся собирать и
записывать примеры устного народного творчества, создавать сборники и
журналы пословиц и поговорок.
Поговорки, пословицы и сказки
оказывают воспитательное
не сами
по себе, а при условии, если
родители личным примером
поддерживают принципы выраженные в них. Каждая пословица и поговорка,
каждое любимое изречение, сказка, если они разумны и к месту звучат,
соответствуют
духу и традициям семьи,
если они понятны и близки к сердцу детей, становятся прекрасным,
поучительным нравственным уроком в семье. Как примеры кратких и метких
выражений
поговорки и пословицы можно
использовать и в целях
речи детей,
приучая их запомнить и
сочинениях,
примеры в логических
Ни одна из приведённых
воспитании вообще, о трудовом, нравственном, умственном, эстетическом
воспитании в частности по своей идее и содержанию не противоречит данным
научной педагогики. Более того, будучи бесценным творением гения своего
народа, они
имеют весьма широкое
Общедоступность - характерная черта поговорок и пословиц. Недаром в
пословице говорится , что «без углов дом не строится, без пословиц речь
не молвится».
Важно, чтобы учителя и
использовать
эти образные выражения,
зрения современных
задач. Устное народное
явления языка, логические единицы, художественные миниатюры, поэтические
образные
обобщения социально –
нравственные,
этические и эстетические
представляют реальную основу для изучения народной психологии.
Педагогические воззрения
изучения в школах и других учебных заведениях. В действующих учебных
программах
общеобразовательных школ
значение народного творчества. «Материалы устного творчества, -
говорится в программе, - имеют большое воспитательное значение. Идеи
народного творчества способствуют патриотическому, нравственному
воспитанию,
формированию этических
И действительно, в программах по родной литературе важное место
занимает
изучение устного народного
педагогики. Например, загадки изучаются в IVи VII классах, сказки в V
и VIII, пословицы и поговорки – в VI и VIII классах. Центральное место
отводится изучению народных героических эпосов. Многие народные песни
можно изучать
в курсе музыки и пения.
развлечения
следует использовать во
воспитанию.
1. А.Э Измайлов. Народная педагогика. Москва. «Педагогика» 1991г.
2. Сенигов И. Народные воззрения на учение и воспитание.
3. Виноградов Г.С. Народная
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика, Чебоксары, 1956 г.
5. Лазутин С.Г. О
поэзии // Русская литература, 1956 г. №3
6. Аникин В.П. Фольклор как