Факторы воспитания в народной педагогике (природа, игра, слово, традиции, обряд, дело, религия)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы данной курсовой работы не вызывает сомнений, вопросы, касающиеся факторов воспитания в народной педагогике рассматриваются в сфере педагогики, психологии и других наук.
«Формируя ребенка, мы формируем не только его – мы создаем будущее нашей страны. Эти милые цыплята, так по-смешному топчущиеся возле своих песочниц или выводящие первые каракули, - будущее наше. Будущие рабочие, колхозники, министры, директора предприятий, академики, писатели, художники, врачи, техники, механизаторы, медсестры – будущие хозяева страны. И какое мы дадим им представление о счастье, как научим их быть счастливыми, такими и будут мечты, труд и счастье целых поколений» [6, с.6].

Оглавление

Введение
Гл. 1. Теоретическое обоснование влияния факторов народного воспитания на формирование личности
1.1. Природа, игра, как основополагающие факторы народного воспитания…8
1.2. Родное слово, традиции, обряды, труд во взаимосвязи. Особенности их функционирования…………………………………………………………..15
1.3. Роль религии в воспитании подрастающего поколения………………….21
Гл. 2. Опытно – экспериментальное исследование по разработке рабочей учебной программы
2.1. Обоснование принципа «от родного порога в мир общечеловеческой культуры»………………………………………………………………………….. 25
2.2. Описание методической базы и результатов экспериментальной работы……………………………………………………………………………….30
2.3. Применение разработанной программы на практике.…………………….39
Заключение…………………………………………………………………………43
Список литературы………………………………………………………………. 45

Файлы: 1 файл

курсовая вся.docx

— 1.35 Мб (Скачать)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Алтайская Государственная Академия Культуры и Искусств

Кафедра литературы, социальной психологии и педагогики

Факультет информационных ресурсов и дизайна

 

 

Факторы воспитания в народной педагогике

(природа, игра, слово, традиции, обряд, дело, религия)

Курсовая работа

 

 

 

 

                                                         Выполнила студентка з/о гр. НХК-106з,                факультета ХТ, Т. В. Сотникова

 Проверила кандидат педагогических наук; доцент кафедры литературы, социальной психологии и педагогики И. Л. Борзенко

Барнаул 2012

Оглавление

 

Введение

Гл. 1. Теоретическое обоснование влияния факторов народного воспитания на формирование личности

    1. Природа, игра, как основополагающие факторы народного воспитания…8
    2. Родное слово, традиции, обряды, труд  во взаимосвязи. Особенности их функционирования…………………………………………………………..15
    3. Роль религии в воспитании подрастающего поколения………………….21

Гл. 2. Опытно – экспериментальное исследование по разработке рабочей      учебной программы

2.1.   Обоснование принципа «от родного порога в мир общечеловеческой культуры»………………………………………………………………………….. 25

2.2.    Описание методической базы и результатов экспериментальной      работы……………………………………………………………………………….30

2.3.    Применение  разработанной программы на практике.…………………….39

Заключение…………………………………………………………………………43

Список литературы………………………………………………………………. 45

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

      Актуальность выбранной темы данной курсовой работы не вызывает сомнений,  вопросы, касающиеся факторов воспитания в народной педагогике рассматриваются в сфере педагогики, психологии и других наук.

     «Формируя ребенка, мы формируем не только его – мы создаем будущее нашей страны. Эти милые цыплята, так по-смешному топчущиеся возле своих песочниц или выводящие первые каракули, - будущее наше. Будущие рабочие, колхозники, министры, директора предприятий, академики, писатели, художники, врачи, техники, механизаторы, медсестры – будущие хозяева страны. И какое мы дадим им представление о счастье, как научим их быть счастливыми, такими и будут мечты, труд и счастье целых поколений» [6, с.6].

Эти слова Б. М. Неменского говорят о том, что не только семья, но и  школа решают, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать наши дети, внуки, правнуки. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики в вопросах  нравственного и умственного воспитания, т. е. формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность, – отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д. Б. Кабалевский, А. С. Макаренко, Б. М Неменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский), – особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. И наши предки, возможно, еще не умея объяснить эти процессы, где – то на подсознательном уровне понимая необходимость воспитания детей, в первую очередь, с целью сохранения рода, занимались воспитанием, опираясь  на опыт предыдущего поколения, которое, несомненно, учитывало разнообразные факторы, такие, как природа, игра, слово, традиции, обряд, дело, религия.

Ведь очень важно воспитать в ребенке правильные нравственные принципы, жизненные ценности, любовь к родной земле, целостность восприятия мира. Эти важные навыки и качества должны помочь нашим детям занять достойное место в обществе, и выполнить в будущем свой долг перед Родом и с достоинством пройти свой жизненный путь. Для выполнения этой непростой задачи как нельзя лучше подходит народная традиция воспитания ребенка...

      Следовательно, можно констатировать тот факт, что современному обществу необходимо учитывать основные факторы, влияющие на воспитание подрастающего поколения, чаще  обращаться к опыту народной педагогики, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только взаимодействие поколений позволяет должным образом осуществлять воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста.       

Степень разработанности проблемы.

Изучение народного опыта воспитания на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего, многие из них уделяли внимание именно влиянию различных факторов на процесс воспитания и возможности и целесообразности их учета в педагогической практике.

      Учёные Волков Г.Н., Измайлов А.Э., Виноградов Г.С., Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. и др. выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности, что невозможно без учета опыта предыдущих поколений. Я. А. Коменский, В.М. Бехтерев, А.С. Макаренко, М. Демков, А. Шемишурин, В. Шутов и др., большое внимание уделяли дошкольному возрасту и влиянию на ребёнка в этот период главным образом семьи. Великий чешский педагог Я.А. Коменский обосновал  идею  «материнской школы»,  опираясь  именно   на   опыт   семейного   воспитания.   Знаменитый швейцарский педагог Г. Песталоцци свою «Книгу для матерей»  создал,  обобщив опыт швейцарской народной педагогики. Он был убежден, что  природосообразное воспитание, начатое в семье, должно  затем  продолжаться  в  школе.

 Исследователи приходят к выводу о принципиальной возможности и целесообразности опереться на труды педагогов-классиков, рассматривая высказанные ими идеи, как фундамент для современной педагогической практики.  Свидетельством живого интереса к прошлому является стремление некоторых педагогов ввести элементы традиций народной педагогики в создаваемые ими новые технологии  образования. Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся.

 Анализ научной литературы, трудов известных педагогов, этнографов позволяет сделать вывод о том, что обнаруживаются противоречия между:

- потребностью общества  в развитии системы народного  воспитания подрастающего поколения  в условиях преобразования современного  общества и отсутствием в настоящее  время специальных исследований, закладывающих научные основы  его организации;

- объективной необходимостью  возрождения и сохранения богатого  опыта народного воспитания детей, имеющегося в наследии, и недостаточной  разработанностью в историко-педагогическом аспекте его творческого использования в современном обществе.

Выявленные противоречия обусловили наличие проблемы: к настоящему времени назрела необходимость  разработки различных образовательных программ с учетом влияния факторов воспитания в народной педагогике.

 Цель исследования:  На основе историко – педагогического анализа изучить влияние таких факторов, как природа, игра, слово, традиции, обряд, дело, религия на воспитание подрастающего поколения  в народной педагогике и применить полученные знания на практике при разработке образовательной программы.

Объект исследования – народная педагогика.

Предмет исследования – факторы воспитания в народной педагогике.

В соответствии с проблемой, целью исследования, объектом, предметом сформулированы следующие задачи:

- провести анализ  основных трудов теоретиков и  литературных источников по исследуемой  проблеме;

- определить взаимосвязь  между различными факторами народного  воспитания и применить ее при разработке программы;

- обобщить опыт  работы по организации процесса  воспитания на уроках изобразительного  искусства   и изучить возможности  использования педагогического  наследия прошлого в современной  практике  образования;

- разработать и применить на практике рабочую программу учебного предмета «Изобразительное искусство» для начальных классов.

- обосновать ее  научно-практическое значение.

 Методологической основой исследования являются: положения философской и социологической антропологии о человеке как высшей ценности общества; об активном, преобразующем характере человеческой деятельности, а также идеи о значении исторического опыта при решении современных задач; об исторических связях и необходимости исторического подхода при анализе общественных явлений; этнопедагогический подход, обращающий внимание на значимость национального элемента в воспитании подрастающего поколения, современные научные подходы к отечественной истории, такие, как цивилизационный, обеспечивающий обращение к базисным традициям народа, историко-культурный, позволяющий рассматривать педагогическую мысль с точки зрения взаимодействия культур.

Теоретическую базу исследования составили: педагогические труды Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.В. Фребеля, В.Г. Белинского, В.Ф. Одоевского, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Н.В. Шелгунова, T.H. Толстого, А.И. Ключарева, И.А. Сикорского, П.Ф. Каптерева, Е.И. Тихеевой, К.Н. Вентцеля, Р. Штейнера, М. Монтессори, Я. Корчака, М.М. Рубинштейна, В.В. Зеньковского, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Д.Н. Узнадзе, И.Я. Яковлева, Г.Н. Волкова, Б. Н. Неменского и др.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: изучение и анализ историко-педагогической, философской, социологической, этнопедагогической и психологической литературы; сравнительно-сопоставительный анализ отечественного и зарубежного народного педагогического опыта  воспитания детей и теоретических взглядов педагогов; ретроспективный и логический методы исследования историко-педагогических процессов, обобщение опыта работы известных педагогов.

Практическая значимость исследования:

 Содержащиеся  в исследовании теоретические  данные и выводы доведены до  конкретной  методической разработки, которая может быть использована  педагогами в образовательных  учреждениях на уроках изобразительного  искусства, либо во внеурочной  деятельности и должна способствовать  приобщению учащихся к традиционной  культуре разных народов, воспитанию  учащихся через колоссальный  эстетический, художественный, нравственный  опыт народа.

Гл. 1. Теоретическое обоснование влияния факторов народного воспитания на формирование личности

 

 

     1.1.Природа, игра, как основополагающие факторы народного воспитания

Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища. Ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Одновременно развивались и первые идеи обучения и воспитания детей как продолжателей рода. Вместе с опытом трудовой деятельности, направленной на удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище и др., передавался и опыт общения людей друг с другом. Эти отношения из поколения в поколение закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, живописи, символах и т. д. С развитием народной культуры появляются правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения. С веками, передаваясь от поколения к поколению, они оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания народа [1, с.12].

В Большой Советской Энциклопедии понятие <фактор> определяется как <причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер, или отдельные черты> [2,с. ].

Факторы, влияющие на воспитание, следует понимать как обстоятельства, условия, природные и социальные факты, влияющие на эффективность системы воспитания и побуждающие человека к активной деятельности.

 Каждый объект воспитания, одновременно являющийся активным субъектом процесса воспитания, как правило, этноидентифицирован и относит себя к определенной социальной группе. Это придает связанным с этим факторам особую значимость.

Исторический, социальный и педагогический опыт ХХ столетия стал для России великим и трагическим по своим последствиям экспериментом, доказавшим негативную роль неучета факторов, действующих в сфере воспитания.

 На особую значимость факторов народной педагогики указывал академик Г.Н.Волков: «В традициях народа, несмотря на примитивную с первого взгляда прямолинейность и первобытную пассивность, очень часто вполне отчетливо выступают факторы воспитания: природа, игра, слово (мысль), труд (действие, дело, деятельность), традиция, быт, искусство, религия, общение, пример. Объединяющим началом, является, конечно, родное слово» [7 , с.103]

Педагоги, чьи имена известны всему миру, указывали на огромную роль воспитания в раннем детстве. К.Д. Ушинский писал, что «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека. Всё что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы ». [21а , с.265]

Факторы народного воспитания никогда не существовали отдельно друг от друга и, как компоненты воспитания в народной педагогике, выступают в тесном взаимодействии. В доказательство этого утверждения Волков Г. Н. приводит такой пример: « природа опоэтизирована словом. Она входит и в быт, и в игры, и в праздники в качестве необходимой составляющей, она оживляет традиции, она же пример для подражания, ее идеальный образ живет в этническом сознании народа, запечатлен в произведениях народного искусства...» [7, с. 169].

Природа  является универсальным фактором воспитания.

До сих пор еще не создано обобщающих трудов о том, как народ использовал природные явления в воспитании подрастающего поколения. А.П. Чехов писал, что «трудящиеся учились не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их птицы, когда им пели песни, солнце, когда, заходя, оставляло после себя багровую зарю, деревья и травы. Природа − это не просто место обитания, это и двор отцовского дома, и звезды на небе, травы и букашки, заповедные леса, священные дубравы и родники, и пни тысячелетних дубов, срубленных прапрадедами и др. Следовательно, исследование педагогических возможностей природы как фактора воспитания представляет безграничный простор для деятельности» [10, с. 58].

Информация о работе Факторы воспитания в народной педагогике (природа, игра, слово, традиции, обряд, дело, религия)