Факторы воспитания в народной педагогике (природа, игра, слово, традиции, обряд, дело, религия)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы данной курсовой работы не вызывает сомнений, вопросы, касающиеся факторов воспитания в народной педагогике рассматриваются в сфере педагогики, психологии и других наук.
«Формируя ребенка, мы формируем не только его – мы создаем будущее нашей страны. Эти милые цыплята, так по-смешному топчущиеся возле своих песочниц или выводящие первые каракули, - будущее наше. Будущие рабочие, колхозники, министры, директора предприятий, академики, писатели, художники, врачи, техники, механизаторы, медсестры – будущие хозяева страны. И какое мы дадим им представление о счастье, как научим их быть счастливыми, такими и будут мечты, труд и счастье целых поколений» [6, с.6].

Оглавление

Введение
Гл. 1. Теоретическое обоснование влияния факторов народного воспитания на формирование личности
1.1. Природа, игра, как основополагающие факторы народного воспитания…8
1.2. Родное слово, традиции, обряды, труд во взаимосвязи. Особенности их функционирования…………………………………………………………..15
1.3. Роль религии в воспитании подрастающего поколения………………….21
Гл. 2. Опытно – экспериментальное исследование по разработке рабочей учебной программы
2.1. Обоснование принципа «от родного порога в мир общечеловеческой культуры»………………………………………………………………………….. 25
2.2. Описание методической базы и результатов экспериментальной работы……………………………………………………………………………….30
2.3. Применение разработанной программы на практике.…………………….39
Заключение…………………………………………………………………………43
Список литературы………………………………………………………………. 45

Файлы: 1 файл

курсовая вся.docx

— 1.35 Мб (Скачать)

4.Итог  урока.

Уборка рабочих мест.

Выставка. Музыкальный ряд: тихо звучит музыка Чайковского. Обсуждение.

Обобщение того, чему научились на уроке.

5.Домашнее  задание.

Результатом проведенного занятия и учащиеся, и педагог остались довольны, поставленные задачи  оказались выполнены, в классе была организована выставка готовых работ к празднику 8 марта, по окончании праздника аппликации были подарены мамам, бабушкам, что вызвало положительные эмоции у всех участников мероприятия, и это еще более закрепило результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Целью исследования данной курсовой работы являлось  изучение влияния таких факторов, как природа, игра, слово, традиции, обряд, дело, религия на воспитание подрастающего поколения  в народной педагогике, что с успехом было проведено, сделаны соответствующие выводы, полученные знания применены на практике при разработке рабочей программы учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» в начальной школе и опробированы на занятии в лицее г Барнаула.

Сформулированные задачи  выполнены в полном объеме.

Исходя из проведенного исследования, можно сделать заключение:

В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление жизненный опыт  использовать в воспитательных целях. Своеобразным пособием для воспитания является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками.

Педагогический опыт людей закреплен в различных обрядах, связанных с новорожденным, с первыми шагами младенца, с его приобщением к интересам семьи. Можно говорить и о педагогической направленности общения, искусства, народного творчества, традициях гостеприимства и русского застолья, уважения старших - все это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим.

Уже в древнерусских летописях в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитаем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – Добродетель, и его надо прививать. Добродетель есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет тот кто знает, как именно надо поступать. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и поведением выступает воспитание. Следовательно, никакая человеческая добродетель невозможна вне педагогической культуры, являющейся чрезвычайно важным компонентом духовной культуры человечества. Соответственно педагогическая культура пользуется всеми важнейшими достижениями человеческой культуры – наукой, искусством.

Особенность педагогического творчества состоит в том, что в процессе воспитания накопленные духовные богатства не только передаются из поколения в поколение, но и перерабатываются, совершенствуются, развиваются и обогащаются. Важность задач этнокультурного образования трудно переоценить, так как речь идет о таких категориях, как возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей, исторической памяти народа, воспитание в подрастающем поколении высоких духовных качеств, чувства своей причастности к родному народу, формирование устойчивого интереса к его истории и культуре, материальным и духовным ценностям.

Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не ставились и не могли ставиться народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их несомненную воспитательную ценность. Бесспорно, этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе и родителям как естественным воспитателям.

К настоящему времени назрела объективная  необходимость возрождения и сохранения богатого опыта народного воспитания детей, имеющегося в наследии, для чего, несомненно, необходимо активно  разрабатывать его творческое использование в современном обществе, в частности, большую пользу могут принести  разработки различных образовательных программ с учетом влияния факторов воспитания в народной педагогике.

 

Список литературы

 

 

1. Болбас, В.С. Принципы нравственного воспитания в народной педагогике белорусов / В.С. Болбас //   Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 23-25.

 2.  Большая советская энциклопедия в 30 т. / Под ред. А.М. Прохорова. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия.  1977. Т. 23. С. 194.

3.   Бромлей  Ю.В. Этнос и этнография. М., 1981. -119с.

4.   Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культура народов севера. Дисс. уч. ст. д.п.н., М.,1996.-380с.

5.   Баранова, Н.В. Средства народной педагогики  в формировании аксиологической  культуры учащихся в процессе  обучения иностранным языкам / Н.В. Баранова // Ин. яз. в школе. – 2009. –  № 2. – С. 29.

6.   Волков Г.Н. Созвездие земли: статьи, очерки, эссе. - Чебоксары, 1979. -103с.

7.   Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1974. -252с.

8.   Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. - М.,1993.

9.   Детский быт и фольклор / Под ред О.И.Капицы. Сборник первый. - Л., 1930.

10. Измайлов, А.Э. Народная  педагогика. / А.Э. Измайлов. -М.: «Педагогика», 1991.- 234 с.

11. Лихачев Д.С. Прошлое - будущему // статьи и очерки. - Л.,1985. - 574с.

12.  Народная художественная  культура. - М.,2002 .- С. 205.

13.  Неменский  Б. М. Мудрость красоты: О пробл. эстет, воспитания: Кн. для учителя.— 2-е  изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1987.—255 с.

14. Пропп В.Я. Специфика фольклора. Л., 1946.- 138с.

15. Угринович Д.М. Обряд и игра как традиционные формы передачи русской культуры // Традиционная культура и мир детства. – Ульяновск, 1998.- 108с.

16. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.5. - М.-Л., 1948.

17.  Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 1999. – 168 с.

18.  Этнос  и личность: психология и педагогика: Учебное пособие. В 2 ч. – Ч.2. / Р.И.Зинурова. – Казань: АСО (КСЮИ), 2005.- 192 с.

 19. http://domostroy.eparchia.ru/semya/329-citation.html

20.  http://feodorovna.ucoz.lv/ Беседа с ближними

21. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/24sh/shihlarov/oldtestament/contents.html   Православие и современность. Электронная библиотека Саратовской епархии Русской Православной Церкви. Священник Лев Шихляров. Введение в Ветхий Завет 

22. http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/rol-traditsii-v-vospitanii-doshkolnikov

23. http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/prezentaciya-opyta-raboty-po-teme-didakticheskie-vozmozhnosti-russkogo   

24. http://pogovorka.yaxy.ru/ Поговорки народов мира

25.  http://rl-online.ru/articles/2-03/124.html  Статьи / Развитие личности №2 / 2003 / Этнопедагогическое осмысление общечеловеческих ценностей Геннадий Волков. Российско-японский симпозиум «Вечные ценности: труд, красота, добро, справедливость — основа нравственного воспитания детей и молодежи». 14.10.2002 Стр. «235—243»

26. http://www.in-i.ru/node/399 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Прил. №1

Прил. № 2   Праздничное панно « Букет маме».

 

Прил. № 3  На данной выставке елочка – коллективный труд учащихся, где каждая веточка и новогодняя игрушка –индивидуальна.

Прил. № 3 Работы учащихся, выполненные в разных техниках (живопись и конструирование).

 

 

 

 

 

 

Прил. №4 Выставки работ учащихся 1 класса.

 

 

 

 

Прил. №5   Игра «Цыплята» (Балапандар)

 Игроки распределяются  на три группы. В каждой группе - наседка и ее цыплята. Выбранные  считалкой три коршуна должны  коснуться ладонями цыплят, после  чего те выбывают из игры. Наседка  защищает своих цыплят. Она не  нападает на коршунов, но если  при их нападении наседка, защищая  своих цыплят, коснется руками  коршунов, то они выходят из  игры.

 Три группы  цыплят двигаются цепочками, держась  друг за друга и за наседку, которая возглавляет цепь. Цыплята  поют:

Дружно держимся за друга,

 Здесь, в колонне: друг - подруга!

 Мы все смелые  ребята,

 Развеселые цыплята!

 Нам не страшен  хищный коршун.

 С нами наша  мать!

 Мы идем с  ней погулять,

 Чудеса повидать!

 При этом наседки  делают различные повороты, ведя  за собой цыплят. Если в этот  момент цепь разрывается, на отстающих  игроков нападают коршуны. Цыплята  стараются опять выстроиться  в цепь.

 Правила игры: Наседка касается коршуна только  в момент его нападения. Коршун  ловит лишь оторвавшихся от  наседки цыплят.

 

Прил. №6   Байга́ (башк. , каз. и тат. бәйге /bæjˈge/; узб. Poyga) — один из древнейших и популярнейших видов конных скачек у многих тюркских народов (алтайцев, башкир, казахов, киргизов, татар и узбеков).

Байга — это скачка по пересечённой местности на длинную дистанцию (5—15, а в прошлом и более 50 км), в которой важнейшую роль играет тактическое мастерство всадника. Зарождение её связано с кочевым бытом, необходимостью подготовки лошадей к длинным переходам. В настоящее время проводят на ипподромах. Иногда байга проходит в форме погони за всадником, которому сначала дали возможность оторваться от общей группы.

Прил. № 7 

А.С. Макаренко советует родителям иметь в виду ряд обстоятельств, не только и не столько для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в общественном коллективе:  Во – первых, необходимо учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду, во – вторых, прилагать все усилия к тому, чтобы труд ребёнка не был принудительным, т.е. носил творческий характер, чтобы ребенок трудился с интересом, любовью. В – третьих, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные качества: любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям  тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда. В – четвёртых, трудовое воспитание должно стать средством не только «физического развития в труде», но и психологического и духовного  развития человека. В – пятых, важно учитывать, что трудовая подготовка в семье имеет большое значение в личной жизни.

 

 


Информация о работе Факторы воспитания в народной педагогике (природа, игра, слово, традиции, обряд, дело, религия)