Факторы воспитания в народной педагогике (природа, игра, слово, традиции, обряд, дело, религия)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы данной курсовой работы не вызывает сомнений, вопросы, касающиеся факторов воспитания в народной педагогике рассматриваются в сфере педагогики, психологии и других наук.
«Формируя ребенка, мы формируем не только его – мы создаем будущее нашей страны. Эти милые цыплята, так по-смешному топчущиеся возле своих песочниц или выводящие первые каракули, - будущее наше. Будущие рабочие, колхозники, министры, директора предприятий, академики, писатели, художники, врачи, техники, механизаторы, медсестры – будущие хозяева страны. И какое мы дадим им представление о счастье, как научим их быть счастливыми, такими и будут мечты, труд и счастье целых поколений» [6, с.6].

Оглавление

Введение
Гл. 1. Теоретическое обоснование влияния факторов народного воспитания на формирование личности
1.1. Природа, игра, как основополагающие факторы народного воспитания…8
1.2. Родное слово, традиции, обряды, труд во взаимосвязи. Особенности их функционирования…………………………………………………………..15
1.3. Роль религии в воспитании подрастающего поколения………………….21
Гл. 2. Опытно – экспериментальное исследование по разработке рабочей учебной программы
2.1. Обоснование принципа «от родного порога в мир общечеловеческой культуры»………………………………………………………………………….. 25
2.2. Описание методической базы и результатов экспериментальной работы……………………………………………………………………………….30
2.3. Применение разработанной программы на практике.…………………….39
Заключение…………………………………………………………………………43
Список литературы………………………………………………………………. 45

Файлы: 1 файл

курсовая вся.docx

— 1.35 Мб (Скачать)

Человек издавна очеловечивал образы родины, родной природы: дуб - батюшка, Волга - матушка, белая черемуха в девичьем наряде, родник - «журавлиный глаз...». [7, с. 143], мать – сыра земля.

Особенности природы, в которой протекает жизнь народа, влияют и на формирование национальных черт его характера. Именно в этом смысле, конечно же, условно, можно трактовать "педагогику Севера", "педагогику тундры", " степей", " гор" и даже "педагогику дубрав" , " березки" .

Разнородностью природы и деятельностью людей объяснял К.Д.Ушинский разнообразие человеческих характеров: «И в русской равнине есть разнообразие и в природе, и в жителях». [18],

Экологическое воздействие на традиционную духовную культуру народа явно прослеживается и в языке, фольклоре, религиозных верованиях и обрядах.

Г. Н. Волков так описывает  эпизоды, связанные с природой Прибалтики: « В Эстонии слышал я колыбельные, песенные речитативы, веселые припевы бабушки и внучки, когда внучка  раскачивалась на качелях. Родное природное окружение дарит свободу личности, награждает любовью, внушает веру, уверенность, надежду. Под Вильнюсом в лесу полдня можно простоять у заповедного муравейника, слушая беседы родителей с детьми, наблюдать, как малые дети босиком, на цыпочках, чтобы не делать больно муравьям, приближаются к ограде из жердей и стоят, очарованные  деловитым движением маленьких тружеников. «Это не насекомые, это - муравьи, они - как хорошие, трудолюбивые люди», - слышалось не раз.

А, описывая впечатление почти тридцатилетней давности, Волков описывает как сын  и внук дедушки, срубившего посохшую сосну,  превратили пень в клумбу, и  все лето  цветут на ней цветы. «В росе на лепестках умывается, купается душа дедушки», - сказал мальчик с нежностью.

Такие люди не дадут разрушить экологию ни своей природы, ни родной культуры. И живую душу, верную родине, сохранят и заветы предков детям передадут, а в результате человечество богаче и добрее станет.» [7, с. 145].

Еще Я.А.Коменским был обоснован педагогический принцип, что воспитание должно согласовываться с природой.  На тех же позициях стояли Руссо, Песталоцци, Ушинский, Толстой.

 Система воспитания  В.А.Сухомлинского  вся насквозь  природосообразна, жизнесообразна, и  в этом её сила. «Высочайшая  жизненная мудрость состоит в  том, чтобы человек вверил себя  природе, прошел бы жизнь, озираясь  на неё, предоставлял бы ей  руководить собой. Принцип природосообразности  является высшим, основным принципом  всего воспитания и всей человеческой жизни». [7, с.146 ].

В работе «Этика» П.А.Кропоткин непосредственно из опыта природы выводил нравственность. Ведь этика животных и растений может быть образцом подражания для человека.

 Опыт общения  человека с природой духовно  обогащает народную педагогику. Примером могут служить народные приметы: «Чело дома приглянулось ласточкам» - счастье семье», « Ласточки низко летают – дождь будет», загадки: «Повернулось к солнцу золотое донце», «Сидит на окошке кошка; и усы, как у кошки, и глаза, как у кошки, и уши, как у кошки, а не кошка».

В лесном ресторанчике «Монашеский дворик» недалеко от Эльгерсбурга в Германии в левом переднем углу можно прочесть сокровенные слова: «Человек нуждается в каком-либо своем, родном местечке. Это место может быть очень маленьким, но о нем человек может сказать: смотрите вокруг, все это мое. Здесь я живу, здесь я люблю. Здесь я нахожу отдохновение. Здесь моя родина. Здесь я дома» [7, с 145].

 Известный педагог  К. Д. Ушинский верно подметил: «Природа  родной страны имеет неизъяснимую  власть над человеком» 

 Уже во второй половине XX века молодежная контркультура выдвинула лозунг «Назад к природе!», обозначив тем самым возникший культурно-экологический кризис в обществе.

 Еще Волков  Г. Н. пришел к выводу, что «природа  как фактор народного воспитания  имеет гораздо большее значение, чем было принято считать до  сих пор» . [7, с 146]. Педагоги  могли бы многое заимствовать из народного опыта, причем не только в ознакомлении с окружающим миром в начальной школе, но и в воспитании любви к родной природе, к Родине.

 Из явлений, непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра.  Она начинается в ранний колыбельный период и в начале является выражением чисто физиологических потребностей и побуждений. Со временем игра приобретает социальные черты и становится работой, с помощью которой ребенок развивается физически, приобретает знания и опыт, необходимые для его будущей деятельности. Для ребенка в первые годы его жизни партнерами по игре являются взрослые: мать, бабушка, няня, старшие брат или сестра. Играя в куклы, дети подражают жизни взрослых: играют в пап и мам, ходят в гости, учат своих «детей», лечат, сватаются, и т. д. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры. [7, с 147].

Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку,находчивость,волю и стремление к победе[18 ].

Народные игры являются неотъемлемой частью нравственного и интернационального воспитания. У детей формируется уважительное отношение к культуре родной страны, развиваются патриотические чувства.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества (см. прил. №5,6).

Известны разные теории, в которых определяется роль игр в развитии детской личности. Наиболее значительной является теория К. Гросса, указывающая на роль игры как развивающего фактора. Он полагает, что игра - это подготовительное упражнение к настоящей жизни. «Пока в детскую жизнь не врывается воспитание с присущей ему принудительностью, дети заняты главным образом игрой. Если откинуть общие жизненные отправления, еду, питье и сон, то у нормального предоставленного самому себе ребенка не окажется почти ничего кроме игры» . [12 ].

Сторонником «трудовой теории игры» был Г.В.Плеханов, который полагал ее важным элементом человеческой деятельности, возникшей в ответ на потребности общества. В игре воспроизводятся не только приемы труда, но также элементы охоты, войны, семейной жизни, праздничных церемоний.

 Немецкий ученый  Э. Финк в работе «Основные феномены человеческого бытия»  подходит к игре как образцу жизни широких масс. Аналогичный подход находим у М. М. Бахтина, а также у современного философа Г. Гачева.

А. Соболев  проблемы детских игр рассматривает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики.

 Многие передовые представители культуры (К.Д. Ушинский, Г.А. Виноградов, Е.А. Покровский) призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка.

Игра рассматривалась как развлечение, забава. В то же время отдельные исследователи связывали ее с выполнением религиозных обрядов, с решениями психологических задач.

В языческой Руси были распространены различные игрища, имевшие культовый магический характер. Например, игрище «Ярило». Оно сопровождалось веселыми гуляньями с песнями, плясками, хороводными играми, кулачными боями. Праздник «Масленица» отличался от других зимних праздников размахом катания на лошадях, с ледяных горок. Любимой забавой молодежи было взятие снежного города, которое включало игры, элементы спектакля и спортивные состязания. Известной формой досуга молодежи были посиделки с различными играми, которые часто сопровождались песнями.

В жизни наших предков вопросы продолжения рода, рождения здорового потомства были первоочередными. Поэтому в рамках народной педагогики стихийно сложилась система полового воспитания детей, соответствующая их возрастным особенностям, причем применительно к детям она была построена именно в форме игр.

 Хороводные игры  включали в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. В них рассказывалось о крестьянской работе, о любви парня к девушке, о злой мачехе, об охотнике, ранившем или убившем зверя, об оленихе потерявшей своих оленят, о весело скачущем воробушке, о зайке.

Также и физическое воспитание детей находило свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивных соревнованиях. Народ имел определённое представление о функциях человеческого организма, о факторах физического развития: «Лучше дышать свежим воздухом, чем пить лекарство», «Держи голову в холоде, а ноги в тепле », « Пропотеешь – и жар пройдёт» [24 ].

Особое значение народ придавал национальным играм. По  поводу характера  национальных игр В.Б. Шкловский верно заметил: «все люди похожи друг на друга; они одинаково смеются, одинаково плачут. В сходстве игр мы видим сходство человеческих сознаний. Играя в игры разных народов, будем узнавать друг друга ». [26 ].

Таким образом, мы видим, что человеческая культура без игры немыслима, что игра на разных стадиях человечества не только искусство, не только особая форма самовыражения, но во многом это и сама жизнь в ее повседневном, бытовом проявлении, что игра является обязательной функцией человеческой жизни. Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

1.2.Родное слово, традиции, обряды, труд  во взаимосвязи. Особенности ихфункционирования

Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве и в процессе овладения родной речью. О необходимости  воспитания в раннем детстве  свидетельствуют такие народные выражения: «Ребёнку, у которого прорезались зубы разжёванная пища не потребуется», «Ребёнка надо воспитывать в колыбели, а телёнка на привязи».

 Н.К. Крупская  большое значение придавала развитию  речи детей в семье, особенно  в процессе общения матери  с ребенком, она обращала внимание  на то, что «материнский язык  служит ему орудием выражения  себя, своих мыслей, своих настроений».

 «Мать, лишившая своего ребенка родного языка, духовно порывает с ним, что в последующем развивает в нем комплекс человеческой и этнической неполноценности. В результате деэтнизации человек, теряя лучшие черты и свойства родного народа, взамен не приобретает ничего. В народе говорят: «Не та мать, кто родила, а та, кто воспитала».[17, с. 25].

     Первое, с чем осмысленно знакомится ребенок, - это ласковый голос матери. Колыбельные песни - это первые шаги приобщения ребенка к музыкальной культуре и художественному слову.  В колыбельных заложен глубинный смысл и обереговая функция,  слову над колыбелью придавали значение заклинания.

В древности детей пестовали. Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. А “игры для самых маленьких” (“сорока-ворона”) — это своеобразные лечебные процедуры на базе акупунктуры с воспитательной  функцией.

 Постепенно пестушки сменяются потешками — так называются песенки-приговоры, рассчитанные на активность самого ребенка («ладушки»).

Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках, где в иносказательной, игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире.

Народное слово — непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь.

В.А. Сухомлинский говорил: « Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах [18 ].

Педагоги прошлого, в том числе К.Д. Ушинский включали сказки в свои учебные книги, хрестоматии.

 Д. Булгаковский  и Г. Пинчук,  А. Шемишурин и В. Шутов предлагают обратиться к фольклорным источникам, отличая их воспитательное значение в народном быту.

Произведения  художественного народного творчества, как правило, имеют  поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, его представление о воспитании молодежи.

В педагогических наставлениях: « Свой своему поневоле друг», «Повторение - мать ученья»,  «Не учили, когда поперек лавки ложился; а во всю вытянулся, так не научишь» используя иронию в афоризмах, народ обращает внимание на людские слабости, пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки.

Детская сказка доступным языком рассказывает  о жизни, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций, формирует у ребенка  основы поведения и общения, учит упорству, терпению, развивает творческий потенциал,  фантазию, воображение и сочувствие.

К трем годам у детей рождается потребность в сюжетно-ролевых играх. Хорошо  в этот период  с малышом разыгрывать прочтенные сказки, ведь совместная деятельность, особенно вкупе с игрой «дорогого стоят».

Несомненно, фольклор является необходимой и неотъемлимой частью народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.

 В основу семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. В качестве образца выступал отец, глава семьи.

Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях - это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.

У крестьянина издревле обожествлялась земля, вода, хлеб. «Кто не уважает хлеб, тот ослепнет», «Хлеб натопчешь, бог накажет - земля проглотит». Эти пословицы внушают надежду на бережливость, трудолюбие, терпение, проявляется чувство любви к своей земле, ее плодами и результатами труда.

Информация о работе Факторы воспитания в народной педагогике (природа, игра, слово, традиции, обряд, дело, религия)