Факторы воспитания в народной педагогике (природа, игра, слово, традиции, обряд, дело, религия)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы данной курсовой работы не вызывает сомнений, вопросы, касающиеся факторов воспитания в народной педагогике рассматриваются в сфере педагогики, психологии и других наук.
«Формируя ребенка, мы формируем не только его – мы создаем будущее нашей страны. Эти милые цыплята, так по-смешному топчущиеся возле своих песочниц или выводящие первые каракули, - будущее наше. Будущие рабочие, колхозники, министры, директора предприятий, академики, писатели, художники, врачи, техники, механизаторы, медсестры – будущие хозяева страны. И какое мы дадим им представление о счастье, как научим их быть счастливыми, такими и будут мечты, труд и счастье целых поколений» [6, с.6].

Оглавление

Введение
Гл. 1. Теоретическое обоснование влияния факторов народного воспитания на формирование личности
1.1. Природа, игра, как основополагающие факторы народного воспитания…8
1.2. Родное слово, традиции, обряды, труд во взаимосвязи. Особенности их функционирования…………………………………………………………..15
1.3. Роль религии в воспитании подрастающего поколения………………….21
Гл. 2. Опытно – экспериментальное исследование по разработке рабочей учебной программы
2.1. Обоснование принципа «от родного порога в мир общечеловеческой культуры»………………………………………………………………………….. 25
2.2. Описание методической базы и результатов экспериментальной работы……………………………………………………………………………….30
2.3. Применение разработанной программы на практике.…………………….39
Заключение…………………………………………………………………………43
Список литературы………………………………………………………………. 45

Файлы: 1 файл

курсовая вся.docx

— 1.35 Мб (Скачать)

 Хорошо изучив народные обычаи, обряды, традиции, К.Д. Ушинский, пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков» [23 ].

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Достижение согласия между традицией и современностью все более становится животрепещущей проблемой науки.

Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику, обусловленную конкретно-историческими и этносоциальными условиями. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи и обряды, то есть исторически сложившаяся система обязательных ритуальных действий.

Традиции многообразны. По ним можно судить о народе или о какой-то стороне его бытия.[22 ].Например, у казахского народа существует более 150 обычаев и традиций. Многие из них пришли к нам из разных эпох и цивилизаций. Существует система обрядности, в которой тонкой линией прослеживается единство воспитательных задач: уважение к старшим, почитание родных, уважение к женщине, стремление к достойному, честному образу жизни, гостеприимство.

     Обрядами, заговорами и заклинаниями древние люди стремились умилостивить богов, повлиять на силы природы.

В те далекие времена словесный фольклор был неразрывно связан с музыкой, танцем, ритуальной одеждой. Обряд совершался с целью избавления человека от болезни, с целью приворожить любимого, найти вора, защитить от дурного глаза, вызвать дождь, защитить животных и т.д.

 Почти одновременно с заговорами и заклинаниями возникли родовые предания и мифологические рассказы, передававшиеся от родителей к детям, постепенно функции мифов взял на себя фольклор. Он стал средством накопления, сохранения и передачи народного опыта, духовных ценностей из поколения в поколение.

Наши предки относились к обычаям и традициям уважительно и почтенно: «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Традиционны в народе многие праздники, с языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы[22 ]. Например, празднование Рождества слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую традицию.

 Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь, они духовно сплачивали народ.  Они возникли от  стремления людей противопоставлять праздники монотонным будням; необходимость периодического отдыха от трудовой деятельности [14, с.138 ].

Масленица - народный праздник, где обязательно исполнение длинных песен во время долгих гуляний вдоль села, совместное  долгое катание с гор на санях и др. Ведь во всех праздниках очень важна совместность действий.

8 марта. Этот праздник восходит к традициям Древнего Рима I века до н.э. 8 марта женщины несли цветы к храму Юноны и просили счастья в семье. Традиционно в этот день мы  учим дарить подарки и принимать их, показываем красоту ритуалов, рыцарские жесты, знаки внимания, приглашение на танец и др. И самое главное - уважение к женщине, матери, подруге.

С древнейших времен в обряд входило одаривание: «Любишь подарки - люби и отдарки». У древних считалось, что подарок обладает магической силой. Вещь, подаренная от чистого сердца, приносит удачу.

Обязательно дарение подарков на Рождество. Сшитый, вышитый, и т. д., он непременно должен был хранить в себе тепло, заботу и ласку женских рук, напоминать о доме, родных.

В последнее время одними из самых распространенных подарков стали изделия художественного промысла, произведения народного искусства. Они возвращают человека к его корням, напоминают о связи поколений, о том, что он не первый на этой земле, и не последний, и поэтому ответственен перед прошлым и будущем своей Родины, а это говорит о том, что традиция жива.

 Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков - естественной частичкой бытия.

 Календарные обряды начали складываться за много тысячелетий до принятия христианства. Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения.

 В советские времена по ряду экономических и социальных причин  зависимость сельских жителей от природы снизилась, а соблюдение экономических принципов природопользования стало на определенном этапе даже экономически невыгодным. При этом преемственность традиций прервалась, и к настоящему моменту носителей их почти не осталось. Все это указывает на хрупкость народных традиций и необходимость бережного к ним отношения. Сегодня, как никогда прежде, важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами собственной культурной самобытности.

В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники народного календаря, старинные обряды, народные игры. Возрождение традиций народной художественной культуры сегодня - это путь духовно - нравственного развития общества.

 С древнейших времён важнейшей обязанностью родителей являлось трудовое воспитание детей и молодёжи. Общение в семье, семейное воспитание является действенным фактором установления связи с трудовой и духовной жизнью народа. По замечанию Ю.В.Бромлея, в большинстве обществ в качестве важнейшего канала передачи традиционной культурной информации выступает семья [3, с.119 ]

Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к матери – сырой земле. Нелёгкий труд земледельца и животновода, отношение к хлебу как святыне, хлопку, всё это воспитывало у детей чувство любви к труду и людям труда. Народ не только прославляет труд как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует его вдохновенный характер: «Труд – всему отец».

Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки».

Народ высмеивает человека, который ищет лёгкой работы, занятого бесполезным трудом: « В дождливый день много желающих кур поить», «Подрубив топором корни дерева, вершину водой поливает» [24 ].

Честный, добросовестный труд прославляется в  народных сказках и с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются  лодыри и бездельники.

Опираясь на традиции народной педагогики, известный педагог А.С. Макаренко утверждает, что правильное воспитание невозможно представить  как воспитание нетрудовое, он советует родителям иметь в виду ряд обстоятельств прежде всего для труда в общественном коллективе.

Для осуществления целей развивающего трудового образования необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальной помощи, охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому должны быть подготовлены не только учителя, но и  родители.

В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки.

1.3.Роль религии в воспитании подрастающего поколения

 Религия – важнейший феномен человеческой цивилизации. Она решает многие задачи, связанные с развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия. Одной из наиболее важных задач всех религий является воспитание подрастающего поколения. Там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчивы и народные воспитательные традиции. Сама обстановка в семье  создает определенные условия для воспитания ребенка, это мотивируется  отношениями между родителями, между старшими и младшими, отношением к окружающим, соблюдением определенных обрядов. Как откровение, как глоток свежего воздуха,  звучат простые и утешительные слова св. Тихона Задонского: “Любовь сыщет слова, нужные для наставления”[20 ]. «Единственная ценность жизни - это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь прежде всего в своей семье» (Старец Паисий Афонский) [19 ].

Цель семьи - рождение и воспитание детей; никакие успехи родителей в профессиональной деятельности не искупят грехов в воспитании собственных детей. Совершенное дитя только от совершенного брака – именно такую позицию поддерживают многие религии мира.

“Если бы родители, - говорит Златоуст, - тщательно воспитывали своих детей, то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни мщений, ни наказаний и публичных казней...” [21 ].

Без веры нет нравственности. Известный русский педагог К.Д. Ушинский говорит: “Нехристианская педагогика есть вещь немыслимая - безголовый урод и деятельность без цели”[19 ].

“Ваш пример, отцы и матери, - говорит архиепископ Филарет (Гумилевский), - ваше поведение сильнее слов и наставлений действует на юные сердца... ”[21 ].

Мировые конфессии призывают не убивать, не грабить, не причинять зло другим людям. Все беды, ошибки в воспитании ребенка заключаются не в принадлежности к той или иной религии, а в окружении ребенка - семьи, детского сада, школы, двора.

Пророк Мухаммад говорил: «Лучшее, что может дать, безвозмездно даровать, родитель своему ребенку - это хорошее воспитание» [21 ].

Имам аль-Газали, с учетом многих аятов и хадисов, сказал: «Знай, что воспитание детей является, среди прочих, наиважнейшим, наиглавнейшим делом. Дети - это временно вверенное Всевышним родителям, за что им держать ответ пред Ним. Ребенок восприимчив ко всему, все впитывает. Если его приучат к благому, обучат хорошему и воспитают в этом, то он будет счастлив и в мирском, и в вечном. Родителям его и всем, кто принимал участие в его образовании и воспитании, воздастся благом за все его праведные дела и поступки. Если же он привыкнет к злу и будет оставлен без внимания, подобно животному, то он будет несчастен, погибнет, и ляжет грузом на плечи тех, кто обязан был воспитать его» [21 ].

Мудрость веков гласит: “В здоровом теле - здоровый дух”. Работать над телосложением, осанкой, уделять должное внимание физическому развитию ребенка важно и ответственно. Ведь Всевышний Творец заложил в человеке огромный потенциал, в том числе и физический, который нужно раскрывать.

Морально-нравственное воспитание формирует понимание необходимости гармоничного сосуществования с представителями различных цивилизаций и культур, сохраняя при этом чувство достоинства, свою религиозную специфику, позитивный национальный менталитет и индивидуальность.

В 19 гл. кн. «Исход»  Ветхого Завета говорится о скрижалях Завета, содержащиех десять религиозных заповедей /см. Исх 20, 1-17, Втор 5, 6-21/:

Первые четыре заповеди выстраивают отношение человека к Богу. Остальные шесть касаются отношений между людьми, в них говорится о том, что, надо почитать отца и мать, нельзя убивать, красть, прелюбодействовать,

лжесвидетельствовать, желать чужого добра.                                       

В современном мире об этих заповедях часто говорят как об универсальных нравственных принципах, которыми может жить даже неверующий человек.

Заповеди христианские имеют много общего с заповедями других религий.

В середине XIX в. при раскопках древнего Вавилона, обнаружили кодекс царя Хамураппи, который как минимум на 400 лет старше библейского десятисловия, описаные в нем заповеди  во – многом схожи с библейскими.

Уже в наше время проповедники кришнаизма утверждают, что в Гите, также написанной много раньше Библии, "всё это уже давно есть".

Это знание сохранялось в человечестве со времен Адама; ап. Павел говорит в связи с этим о законе совести, написанном у язычников в их сердцах [21 ].

Таким образом, Десять Заповедей дают людям то основное нравственное руководство, которое необходимо для, как частной, так и семейной и общественной жизни. Жизнь показывает, что, когда государство отступает от этих принципов и начинает попирать их, жизнь в стране приходит в расстройство и катастрофа неизбежна.

 Наше общество переживало долгое время духовно-нравственный кризис, что явилось отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом стала деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. И только в последние годы появились положительные тенденции.

       В связи со всем происходящим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных.

Итак, исходя из результатов проведенного анализа  научной литературы, трудов известных педагогов, этнографов, исследований  ученых, мы пришли к выводу, что факторы воспитания являются определяющими в народной педагогике, их необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения как в семье, так и в современных образовательных учреждениях, не забывая, что главным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения.

В содержании образования важно отразить традиции и социально  - культурные ценности народа. Изучение истории, литературы, родного языка, занятия различными видами искусства должны помочь молодому поколению глубоко проникнуть в духовный мир своего народа, понять  истоки культуры, истории, образа жизни, стать продолжателем прогрессивных национальных традиций.

Информация о работе Факторы воспитания в народной педагогике (природа, игра, слово, традиции, обряд, дело, религия)