Факторы воспитания в народной педагогике (природа, игра, слово, традиции, обряд, дело, религия)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы данной курсовой работы не вызывает сомнений, вопросы, касающиеся факторов воспитания в народной педагогике рассматриваются в сфере педагогики, психологии и других наук.
«Формируя ребенка, мы формируем не только его – мы создаем будущее нашей страны. Эти милые цыплята, так по-смешному топчущиеся возле своих песочниц или выводящие первые каракули, - будущее наше. Будущие рабочие, колхозники, министры, директора предприятий, академики, писатели, художники, врачи, техники, механизаторы, медсестры – будущие хозяева страны. И какое мы дадим им представление о счастье, как научим их быть счастливыми, такими и будут мечты, труд и счастье целых поколений» [6, с.6].

Оглавление

Введение
Гл. 1. Теоретическое обоснование влияния факторов народного воспитания на формирование личности
1.1. Природа, игра, как основополагающие факторы народного воспитания…8
1.2. Родное слово, традиции, обряды, труд во взаимосвязи. Особенности их функционирования…………………………………………………………..15
1.3. Роль религии в воспитании подрастающего поколения………………….21
Гл. 2. Опытно – экспериментальное исследование по разработке рабочей учебной программы
2.1. Обоснование принципа «от родного порога в мир общечеловеческой культуры»………………………………………………………………………….. 25
2.2. Описание методической базы и результатов экспериментальной работы……………………………………………………………………………….30
2.3. Применение разработанной программы на практике.…………………….39
Заключение…………………………………………………………………………43
Список литературы………………………………………………………………. 45

Файлы: 1 файл

курсовая вся.docx

— 1.35 Мб (Скачать)

Гл. 2. Опытно – экспериментальное исследование по разработке  рабочей            учебной программы

 

 

2.1. Обоснование  принципа «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Опираясь на предыдущие выводы данной работы, можно утверждать, что для воспитания подрастающего поколения как носителя национальной культуры необходимо всесторонне изучать и использовать положительный опыт прошлых лет. Смысл воспитания – укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге – осознание принадлежности к своим корням. Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. У каждого - свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить и понимать друг друга.

Разбирая опыт, например, Яснополянской школы Л.Н. Толстого и Симбирской чувашской — И.Я. Яковлева, мы охотно обращаемся к опыту школ эпохи Токугавы (XVII—XIX вв., вернее: 1602—1867). Для уроков чтения японские учителя в сельских местностях подбирали такие тексты, которые в данном селе исполнялись на свадьбах, на похоронах, на местных праздниках, что воспитывающее обучение детей тесно связывало с жизнью крестьян. (Это отражено, между прочим, во всех изданиях «Букварей для чуваш» Яковлева, которые дополнялись учителями при участии самих детей.) [25 ].

Как подчеркивал Г. Н. Волков, обязательный контекст этнической педагогики— традиционная система воспитания любого народа в связи с проблемой общности народных педагогических культур.  Самые характерные особенности не исключают общность, а лишь обогащают ее. Своеобразие — это уровень культуры [25 ].

     Л.Н. Толстой посвящал занятия стихам, звездам, учил детей любоваться сверкающими звездами Млечного пути. Выводя детей на лоно природы, он учил их слушать тишину леса, журчание ручьев, шорох листьев, видеть красоту деревьев. Это очень похоже на японские традиции. Урок Л.Н. Толстого под цветущей липой живо напоминает весенние праздники японцев, посвященные цветению сакуры. «Если он мудрец из провинции Оми — не значит ли это, что он мудрец всей вселенной» — речь о Наказ Тодзю (1608—1648), воспитанном дедом в духе традиционной сельской морали и педагогики. Ведь, в сущности, таков и мудрец из Ясной Поляны. А мудрец из Симбирска — И.Я. Яковлев — во многом творчески подражал Л.Н. Толстому. Еще один любопытный факт. У И.Я. Яковлева во дворе школы росли три большие черемухи. Во время их цветения водились хороводы вокруг цветущих черемух. Усаживаясь кругом, учащиеся любовались красотой, наслаждались  ароматом. Девушки пели песню. Поклонение красоте черемухи, как и в случае уроков Л.Н. Толстого под цветущей липой, очень напоминает японский праздник цветущей сакуры[25 ].

     Б.М. Неменский говорит о том, что социальный опыт человеческих чувств не передается через гены, путь его передачи — искусство. «От чувств — к чувствам», по Неменскому, — формула эстетического воспитания. В передаче человеческих эмоций и ценностных установок — сила искусства и его социальная значимость. Нужно ли подобный опыт передавать целенаправленно в рамках общего образования — вопрос, который не должен подлежать обсуждению хотя бы исходя из образовательных традиций других поколений (начиная с античности, если вспомнить третью книгу «Государства» Платона). Между тем традиции понимания необходимости воспитательных задач искусства в России исключительно сильны. Можно сказать, что воспитательные задачи всегда воспринимались у нас как атрибутивные свойства искусства: «мудрость красоты», «красота спасет мир» — это всё наше, российское, исторически обусловленное.

  В  некоторых  программных педагогических документах  прослеживаются  мысли в рамках культурно-исторической традиции и говорится о ценностно-нравственных доминантах искусства. Значит, преобладает стремление к «эстетике истины» и сохранению, если угодно, национальных культурных традиций? Значит, все-таки, нужны  нам  воспитательные задачи? Хочется надеяться.

 Мы не случайно заговорили здесь о национальных традициях в понимании роли искусства. Ведь, как подчеркивалось в пленарных докладах IV Российского философского конгресса, в эпоху глобализации термин «сближение культур» означает лишь то, какой из культур будет отдан приоритет, какая окажется более жизнеспособной и способной поглотить другие. Главное же слабое звено глобализационных процессов ученым всех стран видится именно в нивелировании национально-культурных начал. И в этом плане характерно, что многие страны Европы , в свое время, на референдумах не поддержали принятие общеевропейской Конституции, сочтя ее недостаточно внимательной к собственным культурным традициям.

Различные культуры все больше проникают друг в друга. Как следствие, возникает серьезная проблема – воспитание способности относиться с уважением к каждому. Именно толерантность является этической основой безопасности и мирного диалога между культурами. Воспитание наших детей в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур, в духе основополагающих принципов общности человечества в наше время выходит на первый план.

Эта проблема сегодня стоит перед многими школами, особенно там, где полиэтнический состав учащихся ярко выражен. В сложном процессе воспитания толерантности большую роль играет учебный предмет «Искусство». Важно, что из всех школьных предметов именно оно в своей основе ориентированно на становление духовного мира ребенка, на развитие эстетического восприятия окружающей действительности, творческое самовыражение, формирование интереса к жизни.

 Изобразительное  искусство дает детям широкие  возможности для творчества, вводя  ребенка в состояние уподобления  сопереживания. Основная задача педагога – найти способ, как создать полный художественный образ абсолютно разных, так не похожих друг на друга народов, помочь найти и почувствовать себя частицей одного народа, сделать чужое и далекое близким и понятным.

2.2. Описание методической  базы и результатов экспериментальной      работы

 Программа «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под научным руководством академика РАО, народного художника Б.М. Неменского, предлагает средствами изобразительного искусства вести учащихся «от очага родной культуры в огромный разноречивый мир духовных представлений», от «родного порога в мир общечеловеческой культуры». Эти дороги ведут на Восток и на Запад, в глубину эпох: палеолит, древние славяне и Святая Русь, Россия, Крайний Север, Китай и Япония, Ближний Восток и Средняя Азия, Западная Европа.

Программа предоставляет большое поле для деятельности и творчества учителя, оставляя за ним право самостоятельно подбирать материал и разрабатывать занятия по тем культурам, которые не вошли ни в учебник, ни в методические разработки.

     Главным смысловым стержнем программы Б. М Неменского, предметом изучения является связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка. Предусматривается привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Вокруг этой идеи структурируется программа.

Задача предмета «изобразительное искусство» в общеобразовательной школе: Создание атмосферы увлеченности на уроках и приобщение к художественной культуре.

Данная задача расшифровывается в трех элементах, которые в своем триединстве раскрывают ее сущность:

1). Искусство как  культура  (содержание искусства) — это, собственно, те жизненные  проблемы, ради решения которых  и существует искусство: из века  в век в нем отражалось отношение  творца ко всем явлениям жизни (к природе, человеку и обществу). В свете этой задачи искусство  рассматривается как культура  отношений, как запечатленный в  произведениях искусства опыт  поколений в осознании добра  и зла. Здесь — выработанные  обществом (классом, группой, нацией) представления  о верных для него отношениях  ко всем явлениям жизни. Через  искусство эти отношения  осознаются  и происходит их передача следующим  поколениям.

2). Искусство как  творчество (творческий опыт искусства). Здесь заложено систематическое  развитие образно-творческих способностей, вариативности, гибкости и гармоничности  мышления человека. Развитые творческие  способности необходимы и при  создании произведения искусства, и при его восприятии — ребенок  становится то Художником, то  Зрителем. Здесь предполагается  наличие  способности накапливать, осваивать багаж знаний, того, что  уже создало человечество, и способности  создавать новое.

3). Искусство как  язык (профессиональный опыт).  Здесь  предусматривается обязательное  выполнение практических заданий  на уроках изобразительного искусства. Умения и навыки владения различными  средствами языка, приемами и  техниками изображения помогут  созданию художественного образа.

Для ясного представления о структуре программы изобразим ее в виде «храма искусств»  с пьедесталом и крышей — это схема развития доминирующих на каждом этапе проблем обучения.  Храм этот состоит из трех частей, соответствующих этапам обучения. (см. прил.№ 1 )

 Данную программу  мы взяли за основу для   разработки  рабочей программы  учебного предмета «Изобразительное  искусство»   в начальной школе. Содержание предлагаемых разработок  включает ознакомление с различными  видами искусства, предусматривает  разнообразные формы творческой деятельности. Изучение темы проходит  в тесной связи с другими  дисциплинами, с использованием элементов игры,  устного народного творчества, что способствует повышению интереса к предмету. Предназначено учителям изобразительного искусства, руководителям дополнительного образования художественно-эстетического цикла.

2.2.   Описание  методической базы и результатов  экспериментальной      работы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на

основе авторской   программы  Б.М. Неменского.

 Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя три  основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру (изобразительные искусства), архитектуру и дизайн (конструктивные искусства), различные декоративно-прикладные искусства, также народное  и  зрелищные  искусства.

Одновременно каждый из трех основных видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую  по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.   Ребенок шаг за шагом постигает искусство своей  Родины, открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний.

Задачи обучения:

  1. Вызвать нравственный эмоциональный отклик. Развивать эстетическое отношение к окружающему миру, к наследию предков.
  2. Художественное воспитание. Развитие творческого мышления, воображения.
  3. Обучение образному языку. Формирование умений, навыков.

    Для получения хорошего результата при реализации задач на уроке очень важны  морально-психологическая атмосфера, доступность, систематичность и последовательность изложения материала сообразно возрасту детей.

При составлении драматургии урока (наиболее продуктивное время-15 минут), используется ситуация уподобления, например, педагог выступает в роли рассказчика, в роли бабочки, парящей над цветами, вводятся сказочные персонажи, игровые ситуации, что очень увлекает детей, особенно младшего школьного возраста. Важно привлечь внимание ребенка с первых минут урока.

Вводятся литературный, музыкальный, зрительный ряды (слияние искусств), т. е. изучение темы сопровождается сказками, стихотворениями, загадками, песнями, музыкальными произведениями, звуками природы, используются различные  наглядные пособия, подлинники, образцы.

Используется сочетание различных методов, форм и средств обучения:

-Дифференцированный  подход предполагает использование  различных методов и приемов  обучения, различных упражнений  в зависимости от целей обучения, видов речевой деятельности, этапа  обучения,  материала и особенностей  учащихся.

-  Чередование  индивидуальной работы с коллективной (групповой и общеклассной), что  способствует накоплению опыта  творческого общения и сплочению  коллектива класса. Очень важно, чтобы коллективное художественное  творчество обучающихся использовалось  при оформлении школьных интерьеров.

- Использование  таких приемов, как: сравнение, аналогия, сопоставление, что прививает детям  умение анализировать.

- Мышление начинается  с восторга и удивления. Для  формирования речевой активности  необходим диалог.

- В сотрудничестве  и сотворчестве ребенок раскрепощается, что необходимо для плодотворного  общения.

- В конце каждого  урока желательно коллективное  обсуждение работ, оценка деятельности  класса, для того, чтоб ребенок  мог увидеть результат в сравнении  с работами других ребят, услышать  их мнение, и высказать свое.

Информация о работе Факторы воспитания в народной педагогике (природа, игра, слово, традиции, обряд, дело, религия)