Факторы воспитания в народной педагогике (природа, игра, слово, традиции, обряд, дело, религия)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 14:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы данной курсовой работы не вызывает сомнений, вопросы, касающиеся факторов воспитания в народной педагогике рассматриваются в сфере педагогики, психологии и других наук.
«Формируя ребенка, мы формируем не только его – мы создаем будущее нашей страны. Эти милые цыплята, так по-смешному топчущиеся возле своих песочниц или выводящие первые каракули, - будущее наше. Будущие рабочие, колхозники, министры, директора предприятий, академики, писатели, художники, врачи, техники, механизаторы, медсестры – будущие хозяева страны. И какое мы дадим им представление о счастье, как научим их быть счастливыми, такими и будут мечты, труд и счастье целых поколений» [6, с.6].

Оглавление

Введение
Гл. 1. Теоретическое обоснование влияния факторов народного воспитания на формирование личности
1.1. Природа, игра, как основополагающие факторы народного воспитания…8
1.2. Родное слово, традиции, обряды, труд во взаимосвязи. Особенности их функционирования…………………………………………………………..15
1.3. Роль религии в воспитании подрастающего поколения………………….21
Гл. 2. Опытно – экспериментальное исследование по разработке рабочей учебной программы
2.1. Обоснование принципа «от родного порога в мир общечеловеческой культуры»………………………………………………………………………….. 25
2.2. Описание методической базы и результатов экспериментальной работы……………………………………………………………………………….30
2.3. Применение разработанной программы на практике.…………………….39
Заключение…………………………………………………………………………43
Список литературы………………………………………………………………. 45

Файлы: 1 файл

курсовая вся.docx

— 1.35 Мб (Скачать)

- Поисковая деятельность  и домашние наблюдения  способствуют  развитию самостоятельности и  приобщению родителей к совместной  деятельности со своими детьми.

- Формирование  художественных знаний, умений, навыков  происходит на протяжении всего  учебного процесса. Учащимися осваиваются  средства художественной выразительности  — форма, пропорции, пространство, светотень, тональность, цвет, линия, объем, фактура  материала, ритм, композиция.

- Пеиодическая организация общешкольных выставок работ является стимулом для дальнейшего обучения, она дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

 На протяжении  всего курса обучения школьники  знакомятся с выдающимися произведениями  искусства, изучают  классическое  и народное искусство разных  стран и эпох. Огромное значение  имеет познание художественной  культуры своего народа.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка.

С самого первого же занятия как связующее звено между темами года,  в драматургию уроков вводится персонаж, например, в 1 классе -это юный художник, мальчик по имени Малыш, а со 2-го – братья- мастера ( Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки) , что помогает более доступному изложению материала.

При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно видеть ясную структурную цельность программы, цели и задачи каждого года и каждой четверти, обеспечивающие поступательность развития учащихся.

     ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения программы учащиеся:

- осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

- приобретают  первичные  навыки  художественной  работы в  следующих  видах  искусства:  живописи,  графике,  скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных;

- развивают свои наблюдательные и познавательные способности,   эмоциональную   отзывчивость   на  эстетические  явления в природе и деятельности человека;

- развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

- осваивают   выразительные   возможности   художественности материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандаша, пластилина, бумаги для конструирования;

- приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их  значение в жизни человека и общества;

- учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников, учатся  использовать художественные термины и понятия;

- овладевают  начальным  опытом  самостоятельной  творческой деятельности,  а также  приобретают навыки  коллективно творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

- приобретают первичные навыки изображения предметности мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные   представления   об   изображении   человека   на   плоскости и в объеме;

- приобретают навыки общения через выражение художественных  смыслов,  выражение  эмоционального  состояния,  своего отношения к творческой художественной деятельности,  при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

- приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности  человека,  в   создании  среды жизни и предметного мира;

- приобретают первичные представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

- приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия,  о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.

Учащимся прививается:

- чувство гордости  за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение  к культуре и искусству других  народов нашей страны и мира  в целом;

- понимание особой  роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

- умение рассуждать о представлениях о красоте у народов мира;

- выражение в  изобразительной деятельности своего  отношения к архитектурным и  историческим ансамблям древнерусских  городов;

- умение приводить  примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости  и богатой духовной жизни, красоту  внутреннего  мира человека.

      Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета в 1 классе: формирование  умений:

-учебно-познавательный  интерес к новому учебному  материалу и способам решения  новой задачи;

-основы экологической  культуры: принятие ценности природного  мира.

-ориентация на  понимание причин успеха в  учебной деятельности, в том числе  на самоанализ и самоконтроль  результата, на анализ соответствия  результатов требованиям конкретной  задачи.

-способность к  самооценке на основе критериев  успешности учебной деятельности;

Обучающийся  научится:

-различать основные  виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное  конструирование и дизайн, декоративно-прикладное  искусство) и участвовать в художественно-творческой  деятельности, используя различные  художественные материалы и приёмы  работы с ними для передачи  собственного замысла;

- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж,   флористика, гончар;

-   узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

-различать основные  и составные, тёплые и холодные  цвета; изменять их эмоциональную  напряжённость с помощью смешивания  с белой и чёрной красками; использовать их для передачи  художественного замысла в собственной  учебно-творческой деятельности;

основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

-   эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

-   особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

-  знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

-   способы и приёмы обработки различных материалов;

-   организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

-   передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

-   составлять композиции с учётом замысла;

-   конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

-   конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

-   конструировать из природных материалов;

-   пользоваться простейшими приёмами лепки.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1-й этап обучения (I—IV классы)

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (программа начальной школы)

      I класс (31ч) ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ

I четверть. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

    1ч.  Изображения всюду вокруг нас

1ч.  Мастер Изображения  учит видеть

1ч.  Изображать  можно пятном

1ч.  Изображать  можно в объеме

1ч.  Изображать  можно линией

1ч.  Разноцветные  краски

1ч.  Изображать  можно и то, что невидимо (настроение)

2ч.  Художники  и зрители (обобщение темы)

II четверть. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

1ч.   Мир полон  украшений. Красоту надо уметь  замечать.

1ч.   Узоры на крыльях

1ч.   Красивые рыбы

1ч.   Украшения птиц

1ч.   Узоры, которые  создали люди

1ч.   Как украшает  себя человек

1ч.   Мастер  Украшения помогает сделать праздник

III четверть. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

1ч.   Постройки  в нашей жизни

1ч.   Домики, которые  построила природа

1ч.   Дом снаружи  и внутри

2ч.   Строим город

1ч.   Все имеет  свое строение

1ч.   Букет  для мамы

2ч.   Город, в  котором мы живем

IV четверть. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг        

другу

1ч.   Совместная  работа трех Братьев-Мастеров 2ч.   «Сказочная страна». Создание панно

2ч.   «Праздник весны». Конструирование

1ч.   Урок любования. Умение видеть

2ч.   « Здравствуй, лето!»

 

2.3. Применение разработанной  программы на практике.

В соответствии с разработанной программой автором были составлены планы уроков и успешно опробированы  в НОУ «Лицей «Сузуки» г. Барнаула. В прил. №  можно увидеть  результаты работы по данной программе.

 

План урока 1 класс, 23 урок.

Тема: Букет для мамы.

Задачи: Любовь к ближнему. Семейное воспитание. Творческая фантазия.     Образные представления. Эстетический вкус.

 Композиционные  навыки. Навыки работы с цветной  бумагой.

Задание: Праздничное панно «Цветы». Аппликация.

Зрительный ряд: Изображение цветов. Изображение букетов разного характера. Образцы цветов различной величины и формы, выполненные из цветной бумаги.

Музыкальный ряд: Чайковский. Сентиментальный вальс; Соната №5;  Шаинский. Песня мамонтенка.

Литературный ряд: Стихотворения  Т. Боковой  « Мой подарок на 8 марта»; З. Александровой «Букет».

                                    Драматургия урока.

1.Организационный  момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2.Вводная  беседа.

- Есть волшебные  слова,

  Скажешь, сразу  тишина.

  Повнимательней, дружок,

  Начинается  урок.

Музыкальный ряд: Звучит песня  мамонтенка.

Диалог (приблизительные вопросы приведены ниже)

- Вам жаль мамонтенка?

- Он добрый?

- Ласковый?

- Милый?

- Ему плохо?

- Почему?

- Как вы думаете, почему я поставила вам сегодня  эту песню?

Диалог ведется достаточно активно. Дети сопереживают мамонтенку, переносят его ситуацию на себя. Говорят о тяжести разлуки с мамой.

-Верно. Скоро мамин  праздник и все дети волнуются  сейчас и папы волнуются. Почему?

Диалог.

Все ребята ждут мамин праздник и им хочется порадовать мам своим подарком.

- А как вы думаете, что можно подарить маме?

Диалог.

Обсуждаются возможные подарки и обязательно в их числе – цветы.

- Малыш с папой  тоже долго советовались, шептались, а потом Малыш подумал:

Литературный ряд: - В этот день 8 марта

                                    В магазинах толчея!

Покупают все подарки.

Что же делать буду я?

Я не все еще умею,

Мне пока не много лет.

Но я вовсе не жалею,

Что в кармане денег нет.

Раз ни бабушке, ни маме

Мне подарка не купить,

Что – нибудь могу руками

Сделать, вырезать, слепить.

Пусть конфетами, цветами

Поздравляют милых дам,

Я же бабушке и маме

                                    Всю любовь свою отдам!

(Т. Бокова)

- Ведь самый дорогой  подарок тот, который сделан своими  руками. И решил Малыш  подарить  маме букет цветов, но необычный, а вот какой.

Зрительный ряд. Образец праздничного панно «Цветы». (прил №2)

Хотите тоже научиться делать такое панно?

- Тогда давайте  посмотрим  какой разнообразной  формы бывают цветы в природе.

Зрительный ряд: демонстрирую изображения цветов. + Музыкальный ряд: фоном звучит музыка Чайковского. 

Литературный ряд:  - …Вот ромашка с золотым сердечком,

У нее высокий стебелек,

Рядом с нею синий, будто речка

Солнышком нагретый василек.

Колокольчик в шапочке лиловой

Весело кивает головой.

Одуванчик, улететь готовый,

Шепчется с гвоздикой полевой…

(З. Александрова)

-А как же сделать  такой букет?

3. Работа  учащихся.

Объяснение учителя и показ. Понадобится сначала круг. А круг можно получить из квадрата. Учимся делать из бумаги круг. Получение цветка из круга. Вырезание лепестков разной величины и формы. Сердечко. Махровый (двойной) цветок.

Композиционная задача. На фланелеграфе решаем композицию букета. Диалог. Композиционный центр. Равновесие. Контрасты. Цветовая гармония. Форма вазы и форма букета.

Информация о работе Факторы воспитания в народной педагогике (природа, игра, слово, традиции, обряд, дело, религия)