Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:44, реферат
Народная педагогика – совокупное педагогическое знание и
воспитательный опыт народа. Формирование концепции
Народная педагогика и ее характерные особенности.
Историография научных исследований проблем народной педагогики
свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-
исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг
научных интересов педагогов прошлого и настоящего.
I.Введение.
II.Народная педагогика – совокупные педагогические
знания и воспитательный опыт народа.
1.Формирование концепции народной педагогики и её характерные
особенности.
2.Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры.
III. Педагогическое воззрение народа на воспитание и обучение.
1. Сущность, приёмы и методы воспитания.
2. Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики.
3. Умственное и физическое воспитание.
IV. Заключение.
Филонова. Каждый из них, естественно, внес свой вклад в теорию и практику
народной педагогики.
Исходя из исследований этих ученых, мы пришли к выводу, что объектом
и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс
обучения, а главным элементом народной педагогики является совокупность
эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его
воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого
поколения.
Народная педагогика, будучи предшественником научной педагогики, в
гносеологическом, историческом, логическом, структурном отношении имеет
некоторые своеобразные и характерные особенности. Анализируя содержания и
формы памятников народной педагогике, можно выделить ее отличительные
черты.
Народная педагогика
существует столько времени, сколько существует сам народ. В эпоху
среднеазиатской античности (III век н.э.) уже были известны образцы
художественного народного творчества. Искусство слова, родившееся в
глубокой древности, прежде всего воплотилось в художественном народном
творчестве – в сказках, легендах, эпосе, поговорках, пословицах и других
памятниках народной педагогики.
Великим педагогом разных
развивали идеи народности, природосообразности воспитания, широко
использовали примеры из народной педагогики как выражение народной
мудрости.
Поскольку в основе народной педагогики лежат эмпирические знания,
она наряду с практически достоверными ценными, полезными знаниями,
сведениями содержит искаженные, неточные, а порой под влиянием религии и
господствующей идеологии ошибочные и даже вредные идеи. Например, некоторые
пословицы и поговорки выражают пренебрежительное отношение к женщине,
покорность к проявлениям социальной несправедливости, рекомендуют применять
физические наказания в семье и.т.д.
Как известно, основой народной педагогики является наивно-
реалистическое и стихийно-материалистическое воззрение народной философии.
Народ в основном верно представлял себе материальность мира, проявления
причин и следствия, взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в природе и
в обществе, единство формы и содержания, борьбу противоположностей. Когда
народ оперирует такими афоризмами, как «В каждой трудности есть легкость»,
«Даже лучшее зеркало не отражает обратную сторону вещей» и т д, то нельзя
не заметить, что но имеет верное представление о диалектике жизни.
Присутствие в памятниках
свидетельство стихийно-материалистического воззрения народа. Народ выражал
крайне отрицательное отношение к служителям культа. Например , «Хоть у
муллы чалма белая, да нутро черное».
Народ имел свое представление о роли среды в воспитании, не верил в
фатальную наследственность. Люди логически рассуждали: «И от плохого
рождается хороший, и от хорошего рождается плохой человек».
Народ пристально наблюдал и
знал психологические
«Привычка трехлетнего сохраняется и до восьмидесяти лет», «Ребенка надо
воспитывать, пока он в колыбели».
Как и другие произведения фольклора, памятникам народной педагогики
присуща также черта синкретизма. В народной педагогике четких и
определенных законов, систематизированных знаний, точных научных терминов.
Терминология народной мудрости хранит в себе отпечаток листного диалекта,
типичных народных примет и выражений. Все это делает язык народной
педагогики понятным и близки самым широким слоям трудящихся. Характерно,
что многие слова, грамматические формы, уже вышедшие из употребления в
живом языке и литературе, продолжают жить в народных афоризмах, причем они
не воспринимаются как абсолютно устаревшие, наоборот они успешно выполняют
свою функцию. Как отмечает Г.С. Лазутин, «различные факты и явления языка:
словаря, синтаксиса, морфологии и фонетики фольклора в своих идейно-
эстетических функциях уступают не изолированно друг от друга, а в самом
тесном контакте…».
Большая сила убедительности, образности, конкретности,
эмоциональности достигается не только при помощи эпитетов, гипербол,
аллегорий, риторических вопросов и восклицаний, но и всех средств лексики,
синтаксиса, морфологии и фонетики языка. Все это объединяется средствами
композиции, ритмики, а в песенных жанрах – и мелодии.
Следующая характерная черта народной педагогики – это коллективность
ее творческих основ. Еще В.Г. Белинский писал, что «автором русской
народной поэзии является сам русский народ, а не отдельные лица». А.Н.
Веселовский, отстаивая коллективное начало народного эпоса, метко заметил,
что народные эпопеи анонимны, как средневековые соборы».
В памятниках народной педагогики неизвестны имена их творцов.
Творческая индивидуальность в фольклоре не свободна в «самовыражении»,
коллективные и индивидуальные творческие акты здесь разделены временем и
пространством, и люди, вложившие свое творчество в то или иное
произведение, фактически не знают друг друга. Каждый творец чем-то дополнял
или изменял услышанное, но традиционно передавалось лишь то, что интересно
всем, запоминалось то, что творчески наиболее удачно и присуще среде в
которой оно бытовало.
В коллективном характере народного творчества непосредственно
выражается подлинная народность. Именно поэтому все богатство фольклора, в
том числе все народные афоризмы в воспитании, - это «коллективное
творчество всего народа, а не личное мышление одного человека».
(А.М. Горький)
На произведениях лежит печать многовековой духовной жизни народа,
потому что их автор – народ.
Народная педагогика имеет чрезвычайно широкую аудиторию.
Художественно народное творчество, памятники народной педагогики заменяли
молодежи театр, которого она на знала, школу, куда ее не допускали, книгу,
которой она была лишена.
Самой действенной чертой народной педагогики является связь с
жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения. Народной
педагогике не было и нет необходимости заботится об укреплении связи с
жизнью, ибо она сама жизнь; не было необходимости внедрять и распространять
свои достижения среди масс, она сама педагогика масс, педагогика
большинства, педагогика народа, созданная народом – для народа. Не случайно
во многих семьях, куда раньше не доходили даже азы научной педагогики,
народ воспитывал свое молодое поколение в духе трудолюбия, высокой
нравственности и благородства.
Народная педагогика, как и все другие проявления духовной культуры,
подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению. Одинаковые условия жизни,
сходные обычаи и традиции оказывают взаимное влияние, порождают близкие по
форме и содержанию
сказки, афоризмы.
Пословицы и поговорки – народные
педагогические миниатюры.
Поговорки и пословицы – один из самых активных и широко
распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В
них народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Как
правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают
думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, его
эмпирически сложившееся представление о воспитании молодого поколения.
Народ отобрал в своей многовековой истории все ценное в педагогическом
отношении в практике семейного воспитания многих поколений и выразил его в
форме поучительных афоризмов.
В.И. Ленин писал: «Бывают такие крылатые слова, которые с
удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений». Именно
такими словами являются многие народные поговорки и пословицы, в которых
синтезируются самые сокровенные мысли народа о человеке, о воспитании, о
формировании личности.
На поговорках, пословицах, изречениях училось и воспитывалось не
одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни
великих людей.
Народ высоко ценит пословицы и поговорки потому что «в полой воде
нет рыбы, в пословице нет лжи». В понимании народов поговорки и пословицы
выступают как источник разума, как пример для подражания, как добрый
советник и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и
как пример образного мышления.
Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную
идею, они созданы, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную
задачу, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа,
принципом целесообразности.
Прежде всего афоризмы предельно сжаты, лаконичны, малословны,
назидательны, легко запоминаются и служат молодежи девизом в жизни. Весьма
характерны, например, пословицы о трудолюбии и трудовом воспитании. «Будешь
трудится – поешь», - говорят казахи. «Потрудишься – добро получишь», -
советуют киргизы.
Краткость, лаконичность пословиц особенно важны для запоминания
нравственных норм и правил. И народ позаботился об этом: «Конец терпения –
золото», «Доброе слово слаще меда».
Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании,
формировании личности человека. Педагогический гений народа продуманно,
сознательно создал не только однострочные, но и двух строчные, в ряде
случаев многострочные, даже многоступенчатые афоризмы, наделенные
поэтическими рифмами.