Модульный подход в современном образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:38, научная работа

Краткое описание

В последние десятилетия понятие “модуль” достаточно интенсивно исследуется в плане рассмотрения и разработки содержания самого понятия, его структурной организации, характеристик и пр.
Как одно из значимых, понятие «модуль» наряду с достаточно многоплановым использованием этого понятия в разных областях знаний используется и в современной педагогической теории и, в частности, в плане определения места модуля в системе обучения, в общей системе обеспечения качества и управления качеством современного образования.
Анализ зарубежной и российской научно-педагогической литературы показал, что зарождение модульного обучения относится к началу 70-х годов XX века.

Файлы: 1 файл

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ.docx

— 32.63 Кб (Скачать)

Такая ситуация предполагает актуализацию не только проблемы обучения, но и проблемы воспитания, рассмотрение понятия «воспитание» в его модульном представлении, определение понятия «модуль “воспитание”», его характеристики и др. и введение этого понятия в педагогическую теорию и практику в рамках компетентностного подхода.

Введение понятия «модуль “воспитание”» предполагает рассмотрение и анализ понятий «модель», «моделирование».

В самом общем рассмотрении «модель» – это «образец какого-либо изделия, а также образец для изготовления чего-нибудь; схема какого-нибудь явления или физического объекта» [11, c. 171]. В педагогике «модель» – система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала, а «моделирование» – материальное или мысленное имитирование реально существующей педагогической системы путем создания специальных аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы» [11, с. 170–171].

Выполненный анализ понятий «модуль» и «модель» позволяет модель модуля «воспитание»определить как некий образец, эталон структуры воспитательного процесса, о беспечивающий качество и управление качеством образования в вузовской системе образования, и рассматривать его как целевой модуль, включенный в вузовскую систему обеспечения качества и управления качеством образования, и содержащий несколько микромодулей в контексте общей модели модуля «воспитание».

Выделенные в работе «Ключевые компетентности как результат образования» [9] ключевые социальные компетентности легли в основу модели микромодулей «воспитание», включающей:

  • макромодуль – традиционный , представляющий программу воспитательной работы вуза и систему обеспечения качества подготовки специалиста, достаточно полно исследованный и разработанный;
  • микромодули , т.е. пять микромодулей формирования социальных компетентностей: модуль формирования компетентности гражданственности, модуль формирования компетентности здоровьесбережения, модуль формирования компетентности общения, модуль формирования компетентности социального взаимодействия, модуль формирования информационно-технологической компетентности.

Решение проблемы воспитания наша исследовательская группа видит через рассмотрение следующих позиций:

  • воспитание чего осуществляется в вузе;
  • как это воспитание осуществляется в вузе в рамках ГОС ВПО через содержание образования;
  • как соотносятся аудиторная и внеаудиторная составляющие воспитания.

При этом рассматриваются:

  • особенности самого воспитания;
  • содержание модуля;
  • его отличие от других модулей.

Если суть программы модуля «Воспитание в современном образовании» авторы интерпретируют через его содержание, то мы даем ответ на вопрос «Как осуществляется воспитание?» через воспитание о т н о ш е н и я [12, c. 46]. Воспитывая отношение, формируем компетентность как способность реализовать это отношени е, т.е. мы должны формировать такие компоненты компетентностей, выделенных, сформулированных И.А. Зимней, как знания (когнитивная основа компетентности), готовность к актуализации компетентности, опыт использования знаний,отношение к процессу, содержанию и результату компетентностей, эмоционально-волевуюрегуляцию ; показать, какие умения формируются; отразить готовность и т.д. [9].

Актуальность проблемы воспитания современной молодежи предполагает настоятельную необходимость отражения в ГОС ВПО в разделе «Блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин» и вузовском уровне ГОС ВПО, «Квалификационной характеристике», «Требованиях к специалисту» такой составляющей образования как «воспитание» и позволяет ввести в основную образовательную программу в разделы ряда дисциплин соответствующие курсы, либо ввести «модуль «воспитание» и определить его как совокупность целей, форм, средств воспитания через формирование социальных компетенций, позволяющих личности стать человеком, владеющим основами общей культуры, нравственно и граждански зрелым, толерантным и ориентированным в общечеловеческих и национальных ценностях, а также как совокупность средств оценки воспитанности обучающихся, который можно использовать как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе в рамках факультативов, курсов по выбору, элективных курсов .

К основным компонентам модуля «воспитание» отнесем такие как:

•  цель; содержание воспитания; методы воспитания; формы воспитания; социальные ключевые компетенции; средства оценки воспитанности; программа самовоспитания.

К особенностям моделирования модуля «воспитание» отнесем следующие:

  • процесс воспитания в вузе является продолжением этого процесса на предыдущем этапе воспитания и обучения;
  • процессом воспитания пронизан весь процесс подготовки специалиста в вузе: в учебное время и во внеучебное время;
  • формы и методы воспитания отличаются от форм обучения;
  • выделение средств оценки воспитанности и оценки воспитанности сложнее, чем оценка знаний;
  • процесс воспитания не завершается со сроками окончания вуза;
  • реализация программы воспитания и самовоспитания сложнее в отличие от программы обучения и др.

Модель модуля «воспитание» включает несколько позиций:

  • составляющие модуля «воспитание» рекомендуется включить в ГОС ВПО в раздел 1 «Квалификационная характеристика» и раздел 7 «Требования к специалисту» и он может иметь следующее содержание:
  • специалист освоил нормы и правила поведения в социуме; компетентен в плане здорового образа жизни и т.д.

Только в том случае возможно говорить о вузовской системе обеспечения качества и управлении качеством высшего образования, если вопросы воспитания нашли отражение в ГОСах подготовки специалистов:

  • модуль «воспитание» распределен по годам обучения и соотносится с блоком гуманитарных и социально-экономических дисциплин и формирует социальные компетентности через:
  • содержание учебных дисциплин;
  • либо через содержание пяти микромодулей, формирующих компетентности гражданственности, общения, здоровьесбережения, социального взаимодействия и информационно-технологическую;
  • модуль «воспитание» может быть рекомендован для самостоятельного изучения студентами вуза;
  • модуль «воспитание» может быть включен в содержание факультативов, спецкурсов, курсов по выбору;
  • модуль «воспитание» может быть включен в систему повышения квалификации научно-педагогических кадров вуза с целью обеспечения качества и управлении качеством высшего образования в вузе.

Моделирование макромодуля «воспитание», характеризуется следующей структурой:

  • цель модуля, задачи модуля, содержание модуля, формы реализации модуля; требования к уровню освоения модуля; методтческое обеспечеие модуля; формы его реализации и оценка освоения модуля.

Каждый из микромодулей имеет следующую структуру:

  • наименование микромодуля; цель микромодуля; объем занятий: 12–14 учебных часов; содержание микромодуля:
    • а) ключевые слова;
    • б) тематический план;
    • в) содержание тем;
    • г) литература для обучения по микромодулю;
  • задания для самостоятельной работы (упражнения, творческие задания, решение ситуаций, тренинги);
  • оценка качества обученности (итоговый тест).

В заключение подчеркнем, что модульный подход к разработке и методическому обеспечению проблем воспитания имеет огромное практическое значение на современном этапе развития образования в контексте формирования личности специалиста, адекватной требованиям сегодняшнего времени.

 


Информация о работе Модульный подход в современном образовании