Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:38, научная работа
В последние десятилетия понятие “модуль” достаточно интенсивно исследуется в плане рассмотрения и разработки содержания самого понятия, его структурной организации, характеристик и пр.
Как одно из значимых, понятие «модуль» наряду с достаточно многоплановым использованием этого понятия в разных областях знаний используется и в современной педагогической теории и, в частности, в плане определения места модуля в системе обучения, в общей системе обеспечения качества и управления качеством современного образования.
Анализ зарубежной и российской научно-педагогической литературы показал, что зарождение модульного обучения относится к началу 70-х годов XX века.
Такая ситуация предполагает актуализацию не только проблемы обучения, но и проблемы воспитания, рассмотрение понятия «воспитание» в его модульном представлении, определение понятия «модуль “воспитание”», его характеристики и др. и введение этого понятия в педагогическую теорию и практику в рамках компетентностного подхода.
Введение понятия «модуль “воспитание”» предполагает рассмотрение и анализ понятий «модель», «моделирование».
В самом общем рассмотрении «модель» – это «образец какого-либо изделия, а также образец для изготовления чего-нибудь; схема какого-нибудь явления или физического объекта» [11, c. 171]. В педагогике «модель» – система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала, а «моделирование» – материальное или мысленное имитирование реально существующей педагогической системы путем создания специальных аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы» [11, с. 170–171].
Выполненный анализ понятий «модуль» и «модель» позволяет модель модуля «воспитание»определить как некий образец, эталон структуры воспитательного процесса, о беспечивающий качество и управление качеством образования в вузовской системе образования, и рассматривать его как целевой модуль, включенный в вузовскую систему обеспечения качества и управления качеством образования, и содержащий несколько микромодулей в контексте общей модели модуля «воспитание».
Выделенные в работе «Ключевые компетентности как результат образования» [9] ключевые социальные компетентности легли в основу модели микромодулей «воспитание», включающей:
Решение проблемы воспитания наша исследовательская группа видит через рассмотрение следующих позиций:
При этом рассматриваются:
Если суть программы модуля
«Воспитание в современном образовании»
авторы интерпретируют через его содержание,
то мы даем ответ на вопрос «Как осуществляется
воспитание?» через воспитание о т н о
ш е н и я [12, c. 46]. Воспитывая отношение,
формируем компетентность как способность
реализовать это отношени е, т.е. мы должны
формировать такие компоненты компетентностей,
выделенных, сформулированных И.А. Зимней,
как знания (когнитивная
основа компетентности), готовность к
актуализации компетентности, опыт использов
Актуальность проблемы воспитания современной молодежи предполагает настоятельную необходимость отражения в ГОС ВПО в разделе «Блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин» и вузовском уровне ГОС ВПО, «Квалификационной характеристике», «Требованиях к специалисту» такой составляющей образования как «воспитание» и позволяет ввести в основную образовательную программу в разделы ряда дисциплин соответствующие курсы, либо ввести «модуль «воспитание» и определить его как совокупность целей, форм, средств воспитания через формирование социальных компетенций, позволяющих личности стать человеком, владеющим основами общей культуры, нравственно и граждански зрелым, толерантным и ориентированным в общечеловеческих и национальных ценностях, а также как совокупность средств оценки воспитанности обучающихся, который можно использовать как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе в рамках факультативов, курсов по выбору, элективных курсов .
К основным компонентам модуля «воспитание» отнесем такие как:
• цель; содержание воспитания; методы воспитания; формы воспитания; социальные ключевые компетенции; средства оценки воспитанности; программа самовоспитания.
К особенностям моделирования модуля «воспитание» отнесем следующие:
Модель модуля «воспитание» включает несколько позиций:
Только в том случае возможно говорить о вузовской системе обеспечения качества и управлении качеством высшего образования, если вопросы воспитания нашли отражение в ГОСах подготовки специалистов:
Моделирование макромодуля «воспитание», характеризуется следующей структурой:
Каждый из микромодулей имеет следующую структуру:
В заключение подчеркнем, что модульный подход к разработке и методическому обеспечению проблем воспитания имеет огромное практическое значение на современном этапе развития образования в контексте формирования личности специалиста, адекватной требованиям сегодняшнего времени.
Информация о работе Модульный подход в современном образовании