Методика подготовки и проведения двунадесятого праздника в рамках факультатива по основам православной культуры в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:32, статья

Краткое описание

Учебно — методическое обеспечение курса включает в себя разработанную концепцию учебного курса «История религиозной культуры», учебные пособия п 1, 3,4, и 5 разделам программы, учебно -методическое пособие для учителей по 1 и 5 разделам, комплект наглядных пособий. В данной программе изучение праздников происходит поверхностно, предполагает изучение праздника как исторического события, а не «празднования» как такового.а

Файлы: 1 файл

ГЛАВЫ 2, 3 Заключение,спислит.doc

— 393.00 Кб (Скачать)

5.Итог урока.

На этапе вводной беседы велось обсуждение праздника, основных его моментов, запоминающихся эпизодов. Затем обсуждаем, как нам подготовить отчет по празднику. На этапе самостоятельной работы учащиеся создают плакат с фотографиями и рисунками праздника. Затем проводится викторина, в форме игры позволяющая закрепить знания учащихся по теме «Рождество».

Блок уроков по теме «Пасха» состоял из 4 занятий. Целью ознакомительного урока было познакомить учащихся с праздником Пасхи  Христовой и дать сведения по истории возникновения праздника. Были поставлены следующие задачи: развивать воображение, память, мышление, речь, умение работать с наглядным материалом, воспитывать уважение к религии, ответам других учащихся.

Урок имел следующую структуру:

1 .Организационный момент.

2.Изучение нового материала.

3.Закрепление изученного материала.

4.Подведение итога урока.

Во время организационного момента проверялась готовность учащихся к уроку, наличие у них рабочих тетрадей, письменных принадлежностей, посадка класса.

На этапе изучения нового материала учащимся были даны краткие исторические сведения по изучаемой теме, что позволяет развивать воображение и память, а также общую эрудицию. Знакомство с праздником Пасхи проходило в форме диалога, что способствовало усилению познавательной активности у учащихся. На уроке в полной мере присутствовал метод наглядности ,учащиеся не только могли смотреть, но и сами работали с наглядным материалом (иллюстрации, репродукции). Такой прием работы развивает речь, внимание, мышление. Так же учащимся предлагалась словарная работа с новыми и не знакомыми словами. Данное задание было использовано для систематизации имеющихся у учащихся знаний и знаний, приобретенных на уроке, данный метод позволяет развивать приемы мыслительной деятельности: логическое мышление, внимание, память, способность анализировать .На этапе подведения итога учащиеся отвечали на вопросы по изученному материалу, что позволяло проверить приобретенные учащимися знания. В структуре урока присутствует этап изучения нового материала, поэтому тип этого урока можно отнести к уроку изучения нового материала. Структура урока соответствует поставленным целям и задачам. Содержание отвечает возрастным особенностям учащихся.

Следующий проведенный нами урок был посвящен подготовке к празднику.Целью урока было подготовить учащихся к празднику, сделать практическую работу по теме «Писанка», повторить материал полученный на предыдущем уроке.Были поставлены следующие задачи: закрепить знания учащихся по истории Пасхи и возникновения праздника, подготовить материалы к постановке праздника(плакат «Рождество»,выбрать участников постановки),развивать воображение, память, мышление, моторику рук, умение работать в коллективе, воспитывать уважение к религии, ответам других учащихся, развивать воображение, память, мышление, речь, умение работать с наглядным материалом, воспитывать уважение к религии, ответам других учащихся. Урок имел следующую структуру:

1 .Организационный момент

2.Постановка целей и задач урока.

3 .Повторение пройденного материала.

4.3акрепление материала.

5.Итог урока.

Во время организационного момента проверялась готовность учащихся к уроку, наличие у них рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей,посадка класса.

На этапе постановки целей и задач урока учащимся сообщалось, что урок носит подготовительный характер и что необходимо выполнить на уроке. На этапе повторения пройденного материала проверялись приобретенные на прошлом уроке знания,память, здесь также были даны более углубленные сведения по праздникам, что усиливало позновательную активность учащихс.Данная работа развивает мышление,внимание,память, способность анализировать,моторику рук. .На этапе подведения итога учащиеся отвечали на вопросы по изученному материалу, что позволяло проверить приобретенные учащимися знания,а также были выбраны участники постановки праздника «Пасха»,распределены роли, выданы слова сценария для подготовки. В структуре урока отсутствует этап изучения нового материала, поэтому тип этого урока можно отнести к уроку изучения нового материала. Структура урока соответствует поставленным целям и задачам. Содержание отвечает возрастным особенностям учащихся.

В соответствии с методикой работы, третьим этапом является проведение пасхального утренника. В подготовке праздника участвовали не только сами учащиеся, но и их родители, оказавшие помощь в изготовлении костюмов и оформлении класса. Целью урока было провести праздник Пасхи, сделать постановку праздничного спектакля «Пасха Христова». 3адачи урока-праздника : закрепить знания учащихся по истории праздника развивать воображение, память, мышление, способность работать в коллективе, артистизм, воспитывать уважение к религии, к труду товарищей, развивать воображение, память, мышление, речь, умение работать с наглядным материалом. На урок были приглашены учителя, родители. Учащиеся активно принимали участие в празднике. В конце урока был праздничный стол, дарили писанки. Цель итогового урока    «Праздник Рождества Христова»заключалась проверить знания учащихся по истории возникновения праздника. Задачи: актуализировать знания учащихся; выслушать отзывы учащихся о  проведенном празднике; развивать воображение, память, мышление. воспитывать уважение к религии, к труду товарищей. Структура урока:

1 .Организационный момент

2.Вводная беседа. Постановка целей и задач урока

3.Самостоятельная работа учащихся. 4.Повторение пройденного материала.

5.Итог урока.

На этапе вводной беседы велось обсуждение праздника, основных его моментов, запоминающихся эпизодов. Самостоятельная работа учащихся заключалась в рисовании запомнившихся эпизодов праздника.

Блок уроков был посвящен празднику Рождества Пресвятой Богородицы. Первый урок по этой теме носил ознакомительный характер. Целью урока было познакомить детей с событиями  праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Урок проходил в форме беседы, учитель задавал вопросы, а учащиеся высказывали предположения, а затем шло совместное обсуждение. На уроке присутствовала словарная работа, работа с текстом из детской Библии, работа со стихотворениями. Наглядность на уроке присутствовала: иллюстрации, рисунки. На практическом уроке обобщались знания учащихся и выполнялись рисунки праведной Анны под деревом, где она молилась, с птицей и птенчиками. Урок праздник был организован совместно с родителями учащихся, подготовлены декорации. Целью урока было чувственное приобщение к празднику Рождества Богородицы. Учащиеся с удовольствием участвовали в постановке. Итоговый урок предполагал обсуждение и обобщение полученных знаний.

Уроки, проведенные по празднику Воздвижение Креста Господня, соответствовали разработанной методике. На первом уроке рассказывалось о истории возникновения праздника. Методы и приемы, использованные на уроке: рассказ учителя, беседа, словарная работа. На практическом занятии изготавливался барельеф Креста. Практическая работа развивает мышление учащихся, моторику рук, внимательность, сосредоточенность, способность анализировать. На уроке-празднике учащимися была разыграна сценка «Капитан Лео». Организация мероприятия посодействовала сплоченности детского коллектива, открытию и развитию способностей учащихся, позволила закрепить знания о празднике, чувственно восприять его. Итоговый урок проводился в форме беседы.

Целью четырех уроков по теме «Введение во храм Пресвятой Богородицы» было знакомство детей с событиями Введения во храм Пресвятой Богородицы и традициями празднования этого праздника. На первом уроке учащиеся слушали рассказ учителя о празднике, анализировали репродукцию иконы, работали со словарем. На практическом занятии было предложено сделать рисунки к рассказанным событиям. Рисование запомнившихся событий из рассказа учителя позволяет развить память, мышление. Также такое занятие позволяет развивать эстетические чувства у учащихся, моторику. Также нами была проведена экскурсия в храм. Целью экскурсии было познакомить учащихся с красотой храма, его внешним и внутренним устройством. Экскурсия была организована в соответствии с пунктами, указанными в методике, при помощи родителей учащихся. На заключительном уроке обобщались знания полученные на уроках. Использовались рисунки учащихся, проводилась беседа и опрос.

54

 



З.З Определение уровня сформированных знаний учащихся о истории двунадесятых праздников

 

После применения методики подготовки и проведения двунадесятого праздника на контрольном этапе учащимся была предложена анкета-опросник с усложненными вопросами.

 

                Анкета - опросник

1.Что такое Пасха?

а)              главный православный праздник

б)              день памяти умерших
в)праздник, посвященный всем святым

2.В каком городе родился Иисус Христос?

а)              Назарет

б)              Вифлеем
в)Иерусалим

3 .Кто первым пришел поклонится Иисусу Христу, когда он родился?

а)пастухи

б)волхвы

в)              священники

4.Кто такие волхвы? а)пророки

б)              мудрецы

в)              священники

5. Кто была мать Иисуса Христа?

а)Дева Мария

б)Мария Магдалина

в) Анна

6.Какой праздник именуют «Праздников Праздник»?

а)Рождество
б)Пасха

в) Вербное воскресение

7. Какие дары принесли волхвы Иисусу?

а)золото и серебро

б)              золото,смирну и ладан

в)              драгоценные камни

8.Когда в этом году отмечается праздник Пасха?

а)              8 июня

б)              23 мая

в)              19 апреля

9.              Как мы приветствуем друг друга в праздник Пасхи?

а)              «Здравствуйте!»

б)              «Христос Воскрес»

в)              «Добрый день!»

10.              Когда отмечается Рождество Пресвятой Богородицы?
а) 9 мая

6)21сентябя

в)6 августа

Оценка результатов контрольного этапа осуществляется по 10-бальной шкале. Один балл ставится за каждый правильный ответ на вопрос, подсчитывается количество правильных ответов, определяется уровень сформированных знаний учащихся(от 0-3 правильных ответов- низкий уровень, от 4-7 - средний уровень, от 8-10- высокий уровень), составляется таблица сформированных знаний учащихся

 

Таблица № 3.Уровень сформированных знаний учащихся по истории двунадесятого праздника

Фамилия,

имя учащегося

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Коли­чество пра­виль­ных ответов

Уро­вень первич

ных знаний

1 . Вика А.

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

9

высок.

2.Вадим А

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

высок

З.Денис Б.

+

-

+

-

-

+

-

+

-

-

4

средн.

4. Даша В.

+

-

-

 

-

+

-

+

-

-

3

низк.

5. Лиза В.

+

+

+

+

+

-

-

+

-

-

6

сред.

6. Ира В.

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

9

высок

7. Оля Г.

+

-

+

-

+

+

-

+

-

-

5

сред

8. Слава Д.

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

8

высок

9. Стае Д.

+

+

-

+

+

-

+

-

-

-

5

сред

10. Оля Е..

+

-

-

+

-

-

-

-

-

-

2

низк

11. Марина 3.

+

+

+

-

+

+

-

+

-

-

7

среди

12. Полина К.

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

9

высок

1 3 . Марат К.

+

-

-

-

-

-

+

-

-

-

2

низк

14.   Маша Л.

-

+

-

+

+

+

+

+

+

+

8

высок

15. Вазген О.

+

-

-

-

+

+

-

+

-

-

4

среди

16.    Витя П.

+

-

+

-

+

+

-

+

+

-

6

среди

17.    Лена П.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

высок

18. Ксюша С.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

высок

19.   Света Ш.

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

8

высок

20.Дима Ю.

-

+

-

-

+

-

-

-

-

-

2

низк

 

 

Ответы на анкету-опросник:

 

1.а

5.а

2.б

6.б

3.а

7.б

4.б

8.в

9.б

10.б

Вывод: В 4 классе из 20 человек, занимающихся на факультативе по основам православной культуры, в результате   апробирования методики

подготовки и проведения двунадесятых праздников, в ходе эксперимента, были показаны следующие результаты:

высокий уровень сформированных знаний -9 учащихся, средний уровень сформированных знаний -7 учащихся, низкий уровень сформированных знаний -4 учащихся. В   процентном   соотношении: 45%-высокий   уровень,35%   средний уровень, 20%-низкий уровень. На контрольном этапе не было  учащихся не ответивших хотя бы на один вопрос. Вадим А., Лена П., Ксюша С ответили на все предложенные вопросы.

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапа можно сделать вывод, что процентные показатели высокого уровня знаний учащихся после проведения формирующего этапа повысились: на констатирующем этапе этот показатель составлял 10%,на контрольном -35%,средний показатель уровня знаний также повысился по сравнению с констатирующем этапом: 25% и 35%, низкий уровень знаний на констатирующем этапе показали 65% учащихся, после проведения формирующего этапа этот показатель снизился до 20%.

4. Сравнительная диаграмма констатирующего и контрольного этапов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Целью дипломной работы является разработка методики подготовки и разработка методики проведения двунадесятых праздников в рамках факультатива по основам православной культуры в школе. В дипломной работе рассматривались теоретические положения, изучается история возникновения праздника с точек зрения различных исследователей, рассматривается система праздников в гражданских и церковных календарях, влияние православного праздника на формирование личности школьника и классного коллектива в целом, проводился анализ методик по основам православной культуры, и на их основе была разработана методики подготовки и разработка методики проведения двунадесятых праздников. В ходе подготовки дипломной работы нами были изучены и проанализированы следующие программы по курсу «Основы православной культуры» с точки зрения изучения в них православных двунадесятых праздников: Шевченко Л.Л. «Православная культура», Силантьева О.В. «Основы православного мировоззрения», Бородина А.В. «Основы православной культуры», Янушкявичене О.Л. «Основы православной культуры», Харитонова О.К. под общей редакцией протоиерея Виктора Дорофеева «Основы православной культуры». В программе О.В. Силантьевой по основам православной культуры предполагается проведение  праздничных утренников с предшествующей подготовкой по основным двунадесятым праздникам, но конкретной методики подготовки и  проведения праздников, методических рекомендаций и разработок сценариев, уроков подготовки нет. В  программе А.В. Бородиной изучение праздников происходит поверхностно, предполагает изучение праздника как исторического события, а не «празднования» как такового, не позволяет раскрыться чувственному восприятию. О.Л. Янушкявичене изучению праздников отводит достаточно мало часов, в третьем классе ни один из праздников не изучается, не предусмотрена практическая  работа на уроках. В программе Л.Л. Шевченко предполагается следующая работа по изучению праздников: рассказ о истории возникновения праздника, работа с учебными пособиями, творческая работа самих учащихся, однако ни по одному из праздников автором не предлагается разработанный сценарий праздника, хотя в пояснительной записке проведение праздников заявлен как один из видов деятельности учителя и учащихся на уроках. На основе анализа вышеперечисленных программ можно сделать вывод, что изучению праздников в начальной школе отводится незначительное время, изучаются далеко не все двунадесятые праздники, изучение не всегда совпадает с годовым церковным кругом, что было бы логично. Это объясняется тем, что учащиеся начальной школы не способны в полной мере прочувствовать и понять смысл православного двунадесятого праздника. В программах изучение праздников происходит большей частью в средней и старшей школе. Однако, мы считаем, что изучение православного двунадесятого праздников начальной школе должно происходить не только как изложение материала истории праздника, но и как непосредственно празднование наиболее доступных и понятных учащимся праздников, таких как Рождество Богородицы, Рождество Иисуса Христа, Пасха. Празднование их позволит не только получить знания об этих праздниках, но и перенестись в атмосферу того времени, приобщить чувственный опыт учащихся, воплотить множество воспитательных и развивающих задач. Проанализировав программы по курсу «Основы православной культуры» можно утверждать, что конкретной методики последовательного изучения, подготовки и проведения православных двунадесятых праздников пока нет, изучению праздников в начальной школе отводится не достаточное количество часов, способность донести смысл праздника, раскрыть его сущность зависит только от способности и предприимчивости педагога

Информация о работе Методика подготовки и проведения двунадесятого праздника в рамках факультатива по основам православной культуры в школе