Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:32, статья
Учебно — методическое обеспечение курса включает в себя разработанную концепцию учебного курса «История религиозной культуры», учебные пособия п 1, 3,4, и 5 разделам программы, учебно -методическое пособие для учителей по 1 и 5 разделам, комплект наглядных пособий. В данной программе изучение праздников происходит поверхностно, предполагает изучение праздника как исторического события, а не «празднования» как такового.а
Основная тематика первого года обучения - «Божий мир».В первом полугодии учащиеся знакомятся с основными понятиями, такими, как «Бог-Творец», «душа», «ангелы», «добро и зло», «грех и святость», «молитва».Второе полугодие посвящено раскрытию нравственных проблем избранных евангельских повествований.
В тематическом поурочном планировании праздникам уделено достаточно большое место. Покров Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Вознесение Господне, Пятидесятница- вот праздники, изучаемые на первом году обучения. Проведение уроков Рождества и Пасхи предусмотрены автором в виде праздничных утренников с предшествующей подготовкой.
Основная тема второго года обучения- «Встреча».Вера- это встреча с Богом, и какой она будет зависит от человека. В первом полугодии тема «Слово Божие истинно» помогает осознать, с Кем встречается человек, приобретая веру. Тема «Божий дар» показывает на конкретных примерах, сколь плодотворной может стать встреча для того, кто стремиться к Богу.
Наиболее полного развития тема встречи получает во втором полугодии, посвященным евангельским встречам различных людей с Христом.
Во втором классе продолжается дальнейшее изучение праздников. На уроках особое внимание уделяется праздникам Рождества Богородицы, Рождества Иисуса Христа и празднику Пасхи. Изучение этих праздников предполагает проведение утренников, подготовку к ним.
Тема третьего года обучения - «Любовь к Богу и ближнему».На конкретных библейских примерах ученики усваивают заповедь о любви, как суть Закона Божьего. Также как и в предыдущие года, праздникам уделено много внимания.
Продолжается изучение двунадесятых праздников, соответственно с церковным календарем. Рождество и Пасха традиционно проходят в виде утренников.
Главная тема четвертого года обучения - «История святости и главные святыни земли Русской». Святые нашего Отечества являются ярким примером для подражания и образцом воплощения в жизнь христианского учения о любви к людям. Практически все уроки в четвертом классе посвящены изучению подвигов русских православных святых , однако ни одного праздника, посвященного какому-либо святому не предусмотрено.
Программа «Основы православного мировоззрения» О.В.Силантьевой, по-нашему мнению, является достаточно хорошо разработанной с точки зрения учета годового церковного круга богослужения. Изучение праздников происходит постепенно, следуя заявленному принципу .Если заглядывать дальше, в среднюю школу, то именно пятый год обучения по программе О.В.Силантьевой посвящен непосредственному изучению православных праздников на каждом уроке. Таким образом, данная программа помогает представить полную картину православных праздников.
Программа учебного историке- культурного курса «История религиозной культуры» для 1(2) - 11 классов общеобразовательных школ, лицеев , гимназий разработана Бородиной А.В. В рамках этой программы организуется преподавание курса «Основы православной культуры».Курс «История религиозной культуры» построен с учетом проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности светских школ.
Образовательными и психолого-адаптационными задачами курса являются:
- изучение истории православия;
- изучение содержания Евангелие и некоторых сюжетов Ветхого завета;
- изучение православной этики и календаря;
- знакомство с агиографией;
- ознакомление с древними религиями и мировыми религиями;
- изучение церковнославянского языка;
- формирование целостного восприятия мира, уважение к внутреннему миру каждого человека, культуры общения;
- предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной
и религиозной почве;
Программа А.В. Бородиной построена с учетом возрастных особенностей учащихся по принципу постепенного усложнения материала.
Весь курс разбит на три части(по ступеням школьного образования) и десять разделов по годам обучения:
Часть1.(Начальная школа).
Тема: «Роль религиозной культуры в жизни человека».
Часть2.(Основная школа).
Тема: «Христианство»
Часть 3.(Средняя школа).
Тема: «Религии мира». Разделы курса:
1. «Мир вокруг и внутри нас».
2. «О чем рассказывает Библия».
3. «Православие культурообразующая религия».
4. «Церковнославянский язык».
5. «Раннее христианство и православие».
6. «Христианство в 5 - 15 веках».
8. «Христианство в 16-20 веках».
9. «Древни религии».
10. «Современная конфессиональная картина мира».
Учебно — методическое обеспечение курса включает в себя разработанную концепцию учебного курса «История религиозной культуры», учебные пособия п 1, 3,4, и 5 разделам программы, учебно -методическое пособие для учителей по 1 и 5 разделам, комплект наглядных пособий. В данной программе изучение праздников происходит поверхностно, предполагает изучение праздника как исторического события, а не «празднования» как такового.
Программа курса «Основы православной культуры» разработанная кандидатом педагогических наук О.Л. Янушкявичене имеет целью показать, что за всеми событиями жизни и проявлениями человеческой души стоит Господь Всевидящее Око, творец мироздания: наши поступки могут огорчить или обрадовать Бога. Введение понятий: греха, добродетели, Жертвы, Искупления, нравственного закона, совести. Формирование поведенческой направленности, основанной на десяти заповедях Моисея и девяти заповедях Блаженства. Различие добра и зла. Также формирование отношений к Богу как к Законодателю и Искупителю; к себе как к частичке мира; к ближнему; к миру с пониманием ответственности за мир. Основными методами, средствами и формами воспитания являются: праздник, опора на сенсорику, знакомство с произведениями искусства, живой природой, музыкой, выстраивание жизни в соответствии с кругом праздников. О.Л. Янушкявичене предполагает развитие нравственного чувства учащихся, способность сопереживать другим, используя различные жизненные ситуации, специальные упражнения, литературные примеры.
В первом классе изучаются следующие праздники: Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Воскресение, Вознесение. Во втором и третьем классе изучается ветхозаветная история, и не предусмотрено изучение ни одного из праздников. В четвертом классе переходят к изучению Нового Завета. В этот год более подробно изучаются такие праздники как: Рождество Пресвятой Богородицы - плод ветхозаветной истории, Рождество Иисуса Христа. Ранее не изучавшиеся праздники- Сретение Господне, Сошествие Святого Духа на апостолов(Троица),Успение Матери Божьей. Программа достаточно слабо разработана с точки зрения изучения двунадесятых праздников.
Последняя проанализированная нами программа «Основы православной культуры» для дошкольников, начальных, средних и старших классов общеобразовательной школы составлена О.К.Харитоновой под общей редакцией протоиерея Виктора Дорофеева.
Методологическим основанием представленного курса являются духовно-нравственные и культурные основы православия.
Основной целью курса является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях православия. Авторы курса ставят перед собой следующие задачи: во-первых, заполнить пробел в незнании детьми смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, определить нравственные ценности жизни, а также изложить православную точку зрения на основные вопросы бытия, познакомить с основными религиозными понятиями, системой нравственных норм православия. Во-вторых, познакомить детей с историей, праздниками и традициями православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православного искусства. Третья задача- объяснить различие разных вер, изложить точки зрения других вер на те или иные вопросы, чтобы в дальнейшем дети могли свободно ориентироваться и иметь возможность выбора того или иного вероисповедания.
Принципы построения программы базируются на воспитании духовно-нравственной личности ребенка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях православия и на личности Иисуса Христа и Его учении. Эта линия является основной в программе.
Другой принцип построения программы связан с современным состоянием личностных ориентаций учащихся:
- присутствие достаточно глубокого восприятия материального мира;
- неспособность разобраться во многих жизненных ситуациях с духовно-нравственных позиций;
- восприятие идеалов массовой культуры.
Программа О.К. Харитоновой и В.Дорофеева построена по концентрическому принципу, т.е. круг полученных в младших классах элементарных понятий расширяется, их смысловое значение углубляется, доходя до личностного, осознанного усвоения смысла существования мира и человека.
Учащиеся младших классов получают начальные сведения о Библии, библейской истории, православных праздниках, службах, Таинствах Церкви, постах; младших школьников знакомят с отдельными фрагментами истории Церкви, с жизнеописаниями отдельных святых, с основными понятиями в области православного искусства.
В каждом классе программой предусматривается 34 учебных часа в году, из расчета один урок в неделю. В первом классе праздники изучаются на 13 занятии- Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм. Благовещение. На 14 занятии- Рождество Христово. Сретение Господне. На 15 занятии темой является подготовка к празднику Рождества Христова (практическое занятие). Темой 25 занятия является праздник Воскресения Христова. Вознесение Господне. Следующее занятие практическое и посвящено подготовке поздравительных открыток родителям, раскрашиванию яиц, стихам, песням. На 27 занятием изучается праздник Сошествия Святого Духа на апостолов. Во второй и третий год обучения те же праздники изучаются более углубленно. В четвертом классе 6 и 7 занятие проходят по теме «Осенние церковные праздники: Церковное новолетие, Рождество Богородицы, Воздвижение креста Господня, Покров Пресвятой Богородицы, Введение Богородицы во храм». На 18 занятии изучаются: Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне». Также изучаются весенние церковные праздники и летние церковные праздники соответственно на 27 и 34 занятии. В соответствии с концентрическим принципом построения программы, предусмотренным авторами, в дальнейшем более подробное изучение праздников продолжается.
Выводы: в ходе подготовки дипломной работы нами были изучены и проанализированы следующие программы по курсу «Основы православной культуры» с точки зрения изучения в них православных двунадесятых праздников: Шевченко Л.Л. «Православная культура», Силантьева О.В. «Основы православного мировоззрения», Бородина А.В. «Основы православной культуры», Янушкявичене О.Л. «Основы православной культуры», Харитонова О.К. под общей редакцией протоиерея Виктора Дорофеева «Основы православной культуры». В программе О.В. Силантьевой по основам православной культуры предполагается проведение праздничных утренников с предшествующей подготовкой по основным двунадесятым праздникам, но конкретной методики подготовки и проведения праздников, методических рекомендаций и разработок сценариев, уроков подготовки нет. В программе А.В. Бородиной изучение праздников происходит поверхностно, предполагает изучение праздника как исторического события, а не «празднования» как такового, не позволяет раскрыться чувственному восприятию. О.Л. Янушкявичене изучению праздников отводит достаточно мало часов, в третьем классе ни один из праздников не изучается, не предусмотрена практическая работа на уроках. В программе Л.Л. Шевченко предполагается следующая работа по изучению праздников: рассказ о истории возникновения праздника, работа с учебными пособиями, творческая работа самих учащихся, однако ни по одному из праздников автором не предлагается разработанный сценарий праздника, хотя в пояснительной записке проведение праздников заявлен как один из видов деятельности учителя и учащихся на уроках. На основе анализа вышеперечисленных программ можно сделать вывод, что изучению праздников в начальной школе отводится незначительное время, изучаются далеко не все двунадесятые праздники, изучение не всегда совпадает с годовым церковным кругом, что было бы логично. Это объясняется тем, что учащиеся начальной школы не способны в полной мере прочувствовать и понять смысл православного двунадесятого праздника. В программах изучение праздников происходит большей частью в средней и старшей школе. Однако, мы считаем, что изучение православного двунадесятого праздников начальной школе должно происходить не только как изложение материала истории праздника, но и как непосредственно празднование наиболее доступных и понятных учащимся праздников, таких как Рождество Богородицы, Рождество Иисуса Христа, Пасха. Празднование их позволит не только получить знания об этих праздниках, но и перенестись в атмосферу того времени, приобщить чувственный опыт учащихся, воплотить множество воспитательных и развивающих задач. Проанализировав программы по курсу «Основы православной культуры» можно утверждать, что конкретной методики последовательного изучения, подготовки и проведения православных двунадесятых праздников пока нет, изучению праздников в начальной школе отводится не достаточное количество часов, способность донести смысл праздника, раскрыть его сущность зависит только от способности и предприимчивости педагога.
2.2. Методика подготовки и проведения двунадесятых праздников в рамках факультатива по основам православной культуры начальной школе
Праздники занимают особое место в жизни детей, их любят за эмоциональность, сюрпризность. Но праздник – не праздность, это большое и важное дело. Собравшись вместе на праздник, и взрослые, и дети как бы отряхивают с себя груз повседневных забот. Основными приметами праздника являются: идея, четкий сюжет, композиция, традиция, обычаи, наглядность, костюмированность и творческое игровое действие.
Урок православной культуры в начальной школе несколько отличается от преподавания уроков по другим предметам. Здесь педагогу необходимо передать не только определенный объем знаний и навыков по предмету, а учащимся овладеть ими и реализовать. На уроке православной культуры изначально предполагается совместное духовное возрастание учителя и учащихся.
Цель изучения и проведения православных двунадесятых праздников в рамках факультатива по основам православной культуры двоякая: с одной стороны - учебная, с другой - воспитательная.
Учебная сторона вопроса предполагает знакомство учащихся с историей возникновения праздника, людях с ним связанных. Воспитательная же сторона предполагает и уважительное отношение к религии, и уважение к ответам других учащихся, их мнению, и, что самое главное, раскрытие сакрального смысла праздника и на основе чувственного его понимания и знания его значения, воспитание личности ребенка, способствование его духовному росту. Последнее, по нашему мнению, является конечной целью преподавания основ православной культуры в целом и изучения двунадесятых праздников в частности. На каждом уроке по изучению православных двунадесятых праздников обязательно должны присутствовать эти два аспекта, поэтому педагогу при подготовке необходимо продумать и урок так, чтобы соответствовать этому требованию.
В разработке методики подготовки и проведения православного двунадесятого праздника мы опирались на общепедагогическую теорию обучения начального образования. Данная методика опирается на основные дидактические понятия, но с учетом специфики преподавания основ православной культуры в начальной общеобразовательной школе.
Таким образом, в методической подготовке к уроку учителем должны соблюдаться следующие принципы: