Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:32, статья
Учебно — методическое обеспечение курса включает в себя разработанную концепцию учебного курса «История религиозной культуры», учебные пособия п 1, 3,4, и 5 разделам программы, учебно -методическое пособие для учителей по 1 и 5 разделам, комплект наглядных пособий. В данной программе изучение праздников происходит поверхностно, предполагает изучение праздника как исторического события, а не «празднования» как такового.а
Глава 2.Методика подготовки и проведения двунадесятого праздника
в рамках факультатива по основам православной культуры в школе
2.1. Анализ программ, учебников и учебно-методических пособий по основам православной культуры
В данном параграфе мы проводим анализ программ, учебников и учебно-методических пособий по предмету «Основы православной культуры» с точки зрения создания в них православных праздников, в каком классе изучается тот или иной праздник.
Первый, рассмотренный нами комплект - это экспериментальный учебно-методический комплект разработанный Л.Л. Шевченко «Православная культура». В него входят экспериментально-учебные пособия для начальных классов общеобразовательных школ, гимназий, лишь с первого по третий (четвёртый) класс и наглядное пособие «Иллюстрации», соответствует каждому году обучения по предмету; мифологическое пособие (книга для учителя), программа курса «Православная культура» с первого по третий (четвёртый) класс. Концептуальное обоснование программного курса; планы уроков и методические комментарии к ним, а также музыкальное пособие. Звуковая палитра — аудио-кассета с поурочными музыкальными материалами. Структура и содержание комплекта обусловливается примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура» и учебно-воспитательными задачами, изложенными в концептуальном обосновании программы. Таким образом, в соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определен Законами Российской Федерации «Об образовании» по учебному проекту. «Православная культура» программой определяет следующие общие задачи обучения и воспитания:
1. Преподавание школам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционной для России православных культурных ценностей.
2. Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих
добродетелями в православном понимании, осознанием абсолютной ценности бытия и необходимостью их осуществления в поведении.
3. Передача современной школе знаний в обладании православной культурной традиции, как средства духовно-нравственного и
эстетического развития личности.
В соответствии со спецификой проекта, имеющего многокомпонентную структуру содержания, конкретные задачи воспитания детей.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
1. Развитие понимания творческого действия Бога-Творца.
2. Развитие нравственного чувства совершенствования.
3. Развитие чувств ответственности за другого человека.
4. Развитие чувства благодарения.
5. Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и
природы в соответствии с нормальным христианским миром.
Задачи эстетического воспитания:
1. Развитие эстетического восприятия чувств.
2. Развитие художественных представлений и понятий о православной
культуре.
3. Развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов
православной культуры.
4. Развитие навыков художественной деятельности эстетических
потребностей на основе образцов православного искусства.
Содержательными компонентами предмета «Православная культура» по Л.Л. Шевченко являются:
1. Православная культура как опыт эмоционально-ценностного отношения. Этот компонент открывает нравственно - эстетические,
ценностные критерии православия на культурологическом уровне.
2. Православная культура как творческий процесс и его развитие.
Данный компонент предлагает необходимость развития личности ребёнка.
3. Православная культура как система средств выражения.
Принципы определения содержания предмета «Православная культура»:
1. Принцип обучения в атмосфере предмета.
Предлагает создание атмосферы увлечения предметом. В основе данного подхода лежит основной закон художественного воспитания: закон художественного уподобления. Чтобы ребёнок мог воспринимать информацию о культуре, его надо к этому подготовить, поставить в ситуацию сопереживания (уподобления) той информации, которая должна быть усвоена. Закон раскрывается в педагогической драматурги занятий и связан, прежде всего, с определением богословского тематического ядра данного предмета.
2. Принцип личностно-ценностного соответствия.
Этот принцип связан с предыдущим принципом и состоит в том, что необходимость обеспечения личности отношение ребёнка к тому содержанию, с которым он будет знакомиться. Реализация этих двух принципов предполагает учёт возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка для формирования у него эмоционально-ценностного отношения к объектам православной культуры.
При отборе содержания программы предмета была осмыслена роль и место православной культуры в жизни современного школьника. Было показано, что ранее правовая культура пронизывала всю жизнь человека: труд, быт, досуг, семью, язык, творчество, государственность. Часть православной культуры сохранилась в видимых современному человеку эстетических формах: памятниках культуры, истории, литературы. Таким образом сегодня школьник может соприкасаться с ними. В связи с этой программой Л.Л. Шевченко была определена ведущая интегративная тема: «Православная культура и жизнь человека».
Богословское ядро содержит предмет, предполагающий уточнение этой сквозной темы в богословском осмыслении. В связи с эти выделено четыре сквозные темы, проходящие через содержание каждого класса начальной школы:
1. Сотворение мира.
2. Боговоплощение.
3. Распятие.
4. Воскресение.
В программе Л.Л. Шевченко для первого года обучения закладываются основы религиозно-эстетического восприятия явлений окружающего мира, фундамента культурологических представлений. Связи ребёнка жизни с православной культурой. В программе выделены два направления: на основе которых организуются и педагогически интерпретируется рекомендация содержания и разрабатывается методика обучения и воспитания:
1. Связь православной культуры с жизнью.
2. Опора на образно-эмоциональный строй отобранного материала.
В соответствии с ними поставлены задачи четвертей:
1. Установление личных связей ребёнка с православной культурой.
2. Развитие образно-ассоциативного восприятия окружающего мира.
3. Увлечение детей элементарными формами творческой
деятельности на основе образцов православной культуры.(30).
Такой подход даёт большие возможности для духовно-нравственного и эстетического воспитания. Исходя из особенностей и возможностей детского восприятия православной культуры Л.Л. Шевченко определил тематику первого класса: это годовой круг - календарь основных церковных православных праздников, отразивших христианскую идею спасения в религиозных, художественных и бытовых формах и рассмотренных сквозь призму восприятия православного ребёнка.
В первом классе, в соответствии со специфическими компонентами содержания знакомство с православной культурой предполагает три направления её постижения:
1. Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни, предполагает уяснение школьниками православного поведения
человека, даны Богом, сущности добрых дел, совершённых человеком во славу Божию и отражение их в жизни святых и жизни современного ребёнка.
2. Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение,постройка, лепка, сочинение сказок и стихов, пение и ритмические действия). А также знакомство с профессиональной деятельностью людей
(художников, музыкантов, архитекторов).
3. Православная культура как язык (способ) выражения осваивается как язык православного искусства.
В примерном учебно-тематическом планировании в первом классе на предмет «Православная культура» выделяется 30-32 часа в год. Общая тема 1 класса: «Мы и мир Божий вокруг нас».
Темы четвертей:
1 четверть - «Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем,изображаем».
2 четверть - «В ожидании Рождества - самого красивого события зимы».
3 четверть — «Праздники — радости».
4 четверть — «Пасха: цвета и звуки весны».
Как мы видим, Л.Л. Шевченко уделяет уже в первом классе большое внимание изучению детьми православных праздников. В течение года автор предлагает рассказывать детям о таких православных праздниках, как Рождество Иисуса Христа, Крещение, Благовещение, Пасха. А так же о государственных праздниках: День Защитника Отчества, день Победы.
Изучение этих праздников в планах уроков и методических рекомендациях к ним подразумевает достаточно большую творческую и познавательную работу на уроке: рассказ учителя о празднике, показ иллюстраций по теме, слушание песнопений, музыкальных пособий «звуковая палитра», входящего в учебный комплект, сочинение рассказов, стихов, лепка, рисование.
Региональный компонент включает в программу для первого класса экскурсию в храм и экскурсию в музей - два часа от общего количества часов в год.
Примерное учебно-тематическое планирование для второго класса подразумевает общий объём изучения предмета в рамках 32-34 часов в год. Общая тема второго года обучения: «Радостный мир православной культуры вокруг нас».
Планы четвертей:
1 четверть - «Радостный мир православной культуры. Красота и
радость в творении (православный храм - православная икона -
православный праздник).
2 четверть — «Православная культура в жизни людей».
3 четверть - «Радость православной веры».
4 четверть - «О чём рассказывают создатели православной
культуры?».
Во втором классе продолжается дальнейшее изучение праздников, предлагаемых в первом классе, а также изучаются новые праздники, связанные уже не только с Иисусом Христом, но и богородицей: Рождество Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Введение, а также Сретение Господне.
Л. Л. Шевченко предлагает во втором классе такой же план работы на уроках, посвящённых праздникам, как и в первом, однако более основательно. Помимо рассказа учителя, слушания музыки, просмотра иллюстраций, дети знакомятся с церковно-славянской азбукой, работают с Библией, Тропарем.
Изучение праздника также основано на усвоенном материале первого года обучения по предмету. Третий (четвёртый) год является итоговым в раскрытии богословского содержания предмета. Подразумевается полное раскрытие всех тем богословского ядра, в которых показана сотериологическая идея - спасение человека. Раскрытие её отражается в богослужебном цикле двунадесятых праздников, произведений религиозного искусства. Содержание программы третьего (четвёртого) годов включает материал, позволяющий раскрыть путь духовного совершенствования христиан на примерах житий святых.
В экспериментальном учебно-методическом комплекте Л.Л. Шевченко предполагается изучение основных православных праздников: рассказ о истории возникновения праздника, работа с пособиями, творческая работа самих детей. Однако ни по одному из праздников автором не предлагается разработанный сценарий, подразумевающий именно проведение праздника «празднование», хотя в «Пояснительной записке» проведение праздников заявлено как один из видов деятельности учителя и учащихся на уроке.
Следующая программа, которую мы рассмотрим, разработана О.В, Силантьевой. Программа «Основы православного мировоззрения» для 1-8 классов разработана на базе многолетнего опыта преподавания подобного курса .
В настоящем курсе за основу взято обращение к отечественной православной традиции духовно-нравственного воспитания детей. Традиции православной культуры, будучи глубоко укоренены в истории русского народа, помогают подрастающему поколению обрести тот нравственный идеал, который в течении многих столетий был главным критерием морально-этических поведенческих норм и который теперь может стать отправной точкой в деле воспитания молодежи.
Цель курса: духовно-нравственное воспитание учащихся на основе русской культурной традиции православия.
Задачи курса:
1.Воспитать в учащихся культуру морально-этических поведенческих норм
личной и общественной жизни через приобщение к духовно-нравственной
традиции русского народа, исконным ценностям отечественной культуры.
2.Содействие формированию основ православного мировосприятия.
3.Воспитание навыков доброделания, самопознания, самосовершенствования.
4.Ознакомить с основными направлениями русской православной культуры и искусства.
5.Обучение практическому использованию полученных знаний в дальнейшей жизни.
В соответствии с возрастными особенностями учащихся изложение учебного материала основано на классическом принципе дидактики: «от простого к сложному». Каждому году обучения соответствует своя тематика и подбор учебного материала. Одновременно с последовательным изучением предмета используется церковно-календарный метод: изучаются основные церковные праздники и другие события церковной жизни.
В первом, втором и третьем классе изучаются основные понятия православной культуры, библейские истории Ветхого и Нового Завета.В четвертом классе изучаются истории святости, учащиеся знакомятся с главными русскими святынями.
В качестве методического сопровождения к каждому уроку программы разработчиками предлагаются вопросы для беседы-диалога преподавателя с учащимися. Вопросы носят проблемный, поисковый характер, что поможет строить общение не в информативном , но в познавательном ключе, помогают ученикам осознать личностную сопричастность тематики и содержания учебного материала.