Методика подготовки и проведения двунадесятого праздника в рамках факультатива по основам православной культуры в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:32, статья

Краткое описание

Учебно — методическое обеспечение курса включает в себя разработанную концепцию учебного курса «История религиозной культуры», учебные пособия п 1, 3,4, и 5 разделам программы, учебно -методическое пособие для учителей по 1 и 5 разделам, комплект наглядных пособий. В данной программе изучение праздников происходит поверхностно, предполагает изучение праздника как исторического события, а не «празднования» как такового.а

Файлы: 1 файл

ГЛАВЫ 2, 3 Заключение,спислит.doc

— 393.00 Кб (Скачать)


Глава 2.Методика подготовки и проведения двунадесятого  праздника

в рамках факультатива по основам православной культуры в      школе

2.1. Анализ программ, учебников и учебно-методических пособий по основам православной культуры

В данном параграфе мы проводим анализ программ, учебников и учебно-методических пособий по предмету «Основы православной культуры» с точки зрения создания в них православных праздников, в каком классе изучается тот или иной праздник.

          Первый, рассмотренный нами комплект - это экспериментальный учебно-методический комплект разработанный Л.Л. Шевченко «Православная культура». В него входят экспериментально-учебные пособия для начальных классов общеобразовательных школ, гимназий, лишь с первого по третий (четвёртый) класс и наглядное пособие «Иллюстрации», соответствует каждому году обучения по предмету; мифологическое пособие (книга для учителя), программа курса «Православная культура» с первого по третий (четвёртый) класс. Концептуальное обоснование программного курса; планы уроков и методические комментарии к ним, а также музыкальное пособие. Звуковая палитра — аудио-кассета с поурочными музыкальными материалами. Структура и содержание комплекта обусловливается примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура» и учебно-воспитательными задачами, изложенными в концептуальном обосновании программы. Таким образом, в соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определен Законами Российской Федерации «Об образовании» по учебному проекту. «Православная культура» программой определяет следующие общие задачи обучения и воспитания:

1.      Преподавание школам культурологических знаний, необходимых для   формирования   у   них   целостной   картины   мира   на   основе традиционной для России православных культурных ценностей.

2.      Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих
добродетелями    в православном понимании, осознанием абсолютной ценности бытия и необходимостью их осуществления в поведении.

3.      Передача современной школе знаний в обладании православной культурной    традиции,    как    средства    духовно-нравственного    и
эстетического развития личности.

В соответствии со спецификой проекта, имеющего многокомпонентную структуру содержания, конкретные задачи воспитания детей.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

1.      Развитие понимания творческого действия Бога-Творца.

2.      Развитие нравственного чувства совершенствования.

3.      Развитие чувств ответственности за другого человека.

4.      Развитие чувства благодарения.

5.      Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и
природы в соответствии с нормальным христианским миром.

Задачи эстетического воспитания:

1.      Развитие эстетического восприятия чувств.

2.      Развитие художественных представлений и понятий о православной
культуре.

3.      Развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов
православной культуры.

4.      Развитие   навыков  художественной деятельности эстетических
потребностей на основе образцов православного искусства.

Содержательными компонентами предмета «Православная культура» по Л.Л. Шевченко являются:

1.      Православная   культура   как   опыт эмоционально-ценностного отношения.   Этот компонент   открывает   нравственно  - эстетические,
ценностные критерии православия на культурологическом уровне.

2.      Православная культура как творческий процесс и его развитие.
Данный компонент предлагает необходимость развития личности ребёнка.

3.              Православная культура как система средств выражения.
Принципы   определения   содержания   предмета   «Православная культура»:

1.              Принцип обучения в атмосфере предмета.

Предлагает создание атмосферы увлечения предметом. В основе данного подхода лежит основной закон художественного воспитания: закон художественного уподобления. Чтобы ребёнок мог воспринимать информацию о культуре, его надо к этому подготовить, поставить в ситуацию сопереживания (уподобления) той информации, которая должна быть усвоена. Закон раскрывается в педагогической драматурги занятий и связан, прежде всего, с определением богословского тематического ядра данного предмета.

2.              Принцип личностно-ценностного соответствия.

Этот принцип связан с предыдущим принципом и состоит в том, что необходимость обеспечения личности отношение ребёнка к тому содержанию, с которым он будет знакомиться. Реализация этих двух принципов предполагает учёт возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка для формирования у него эмоционально-ценностного отношения к объектам православной культуры.

При отборе содержания программы предмета была осмыслена роль и место православной культуры в жизни современного школьника. Было показано, что ранее правовая культура пронизывала всю жизнь человека: труд, быт, досуг, семью, язык, творчество, государственность. Часть православной культуры сохранилась в видимых современному человеку эстетических формах: памятниках культуры, истории, литературы. Таким образом сегодня школьник может соприкасаться с ними. В связи с этой программой Л.Л. Шевченко была определена ведущая интегративная тема: «Православная культура и жизнь человека».

Богословское ядро содержит предмет, предполагающий уточнение этой сквозной темы в богословском осмыслении. В связи с эти выделено четыре сквозные темы, проходящие через содержание каждого класса начальной школы:

1.     Сотворение мира.

2.     Боговоплощение.

3.     Распятие.

4.     Воскресение.

В программе Л.Л. Шевченко для первого года обучения закладываются основы религиозно-эстетического восприятия явлений окружающего мира, фундамента культурологических представлений. Связи ребёнка жизни с православной культурой. В программе выделены два направления: на основе которых организуются и педагогически интерпретируется рекомендация содержания и разрабатывается методика обучения и воспитания:

1.   Связь православной культуры с жизнью.

2.   Опора на образно-эмоциональный строй отобранного материала.
В соответствии с ними поставлены задачи четвертей:

 

1.   Установление личных связей ребёнка с православной культурой.

2.   Развитие образно-ассоциативного восприятия окружающего мира.

3.              Увлечение    детей    элементарными    формами    творческой
деятельности на основе образцов православной культуры.(30).

Такой подход даёт большие возможности для духовно-нравственного и эстетического воспитания. Исходя из особенностей и возможностей детского восприятия православной культуры Л.Л. Шевченко определил тематику первого класса: это годовой круг - календарь основных церковных православных праздников, отразивших христианскую идею спасения в религиозных, художественных и бытовых формах и рассмотренных сквозь призму восприятия православного ребёнка.

В первом классе, в соответствии со специфическими компонентами содержания знакомство с православной культурой предполагает три направления её постижения:

1.                  Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни, предполагает уяснение школьниками православного поведения
человека, даны Богом, сущности добрых дел, совершённых человеком во славу Божию и отражение их в жизни святых и жизни современного ребёнка.

2.                  Православная     культура     как     творческая     деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение,постройка, лепка, сочинение сказок и стихов, пение и ритмические действия). А       также   знакомство   с профессиональной   деятельностью   людей
(художников, музыкантов, архитекторов).

3.                  Православная культура как язык (способ) выражения осваивается как язык православного искусства.

В примерном учебно-тематическом планировании в первом классе на предмет «Православная культура» выделяется 30-32 часа в год. Общая тема 1 класса: «Мы и мир Божий вокруг нас».

Темы четвертей:

1              четверть  -  «Красота  Божиего   мира:   наблюдаем,   слушаем,изображаем».

2              четверть - «В ожидании Рождества - самого красивого события зимы».

3   четверть — «Праздники — радости».

4   четверть — «Пасха: цвета и звуки весны».

Как мы видим, Л.Л. Шевченко уделяет уже в первом классе большое внимание изучению детьми православных праздников. В течение года автор предлагает рассказывать детям о таких православных праздниках, как Рождество Иисуса Христа, Крещение, Благовещение, Пасха. А так же о государственных праздниках: День Защитника Отчества, день Победы.

Изучение этих праздников в планах уроков и методических рекомендациях к ним подразумевает достаточно большую творческую и познавательную работу на уроке: рассказ учителя о празднике, показ иллюстраций по теме, слушание песнопений, музыкальных пособий «звуковая палитра», входящего в учебный комплект, сочинение рассказов, стихов, лепка, рисование.

Региональный компонент включает в программу для первого класса экскурсию в храм и экскурсию в музей - два часа от общего количества часов в год.

Примерное учебно-тематическое планирование для второго класса подразумевает общий объём изучения предмета в рамках 32-34 часов в год. Общая тема второго года обучения: «Радостный мир православной культуры вокруг нас».

Планы четвертей:

1              четверть - «Радостный мир православной культуры. Красота и
радость   в   творении   (православный   храм   -   православная   икона   -
православный праздник).

2   четверть — «Православная культура в жизни людей».

3   четверть - «Радость православной веры».

4              четверть  -   «О   чём   рассказывают  создатели   православной
культуры?».

Во втором классе продолжается дальнейшее изучение праздников, предлагаемых в первом классе, а также изучаются новые праздники, связанные уже не только с Иисусом Христом, но и богородицей: Рождество Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Введение, а также Сретение Господне.

Л. Л. Шевченко предлагает во втором классе такой же план работы на уроках, посвящённых праздникам, как и в первом, однако более основательно. Помимо рассказа учителя, слушания музыки, просмотра иллюстраций, дети знакомятся с церковно-славянской азбукой, работают с Библией, Тропарем.

Изучение праздника также основано на усвоенном материале первого года обучения по предмету. Третий (четвёртый) год является итоговым в раскрытии богословского содержания предмета. Подразумевается полное раскрытие всех тем богословского ядра, в которых показана сотериологическая идея - спасение человека. Раскрытие её отражается в богослужебном цикле двунадесятых праздников, произведений религиозного искусства. Содержание программы третьего (четвёртого) годов включает материал, позволяющий раскрыть путь духовного совершенствования христиан на примерах житий святых.

В экспериментальном учебно-методическом комплекте Л.Л. Шевченко предполагается изучение основных православных праздников: рассказ о истории возникновения праздника, работа с пособиями, творческая работа самих детей. Однако ни по одному из праздников автором не предлагается разработанный сценарий, подразумевающий именно проведение праздника «празднование», хотя в «Пояснительной записке» проведение праздников заявлено как один из видов деятельности учителя и учащихся на уроке.

Следующая программа, которую мы рассмотрим, разработана О.В, Силантьевой. Программа «Основы православного мировоззрения» для 1-8 классов разработана на базе многолетнего опыта преподавания подобного курса .

В настоящем курсе за основу взято обращение к отечественной православной традиции духовно-нравственного воспитания детей. Традиции православной культуры, будучи глубоко укоренены в истории русского народа, помогают подрастающему поколению обрести тот нравственный идеал, который  в течении  многих столетий был  главным  критерием морально-этических поведенческих норм и который теперь может стать отправной точкой в деле воспитания молодежи.

Цель курса: духовно-нравственное воспитание учащихся на основе русской  культурной традиции православия.

Задачи курса:

1.Воспитать в учащихся культуру морально-этических поведенческих норм

личной и общественной жизни через приобщение к духовно-нравственной

традиции русского народа, исконным ценностям отечественной культуры.

2.Содействие формированию основ православного мировосприятия.

3.Воспитание навыков доброделания, самопознания, самосовершенствования.

4.Ознакомить с основными направлениями русской православной культуры и искусства.

5.Обучение практическому использованию полученных знаний в дальнейшей жизни.

В соответствии с возрастными особенностями учащихся изложение учебного материала основано на классическом принципе дидактики: «от простого к сложному». Каждому году обучения соответствует своя тематика и подбор учебного материала. Одновременно с последовательным изучением предмета используется церковно-календарный метод: изучаются основные церковные праздники и другие события церковной жизни.

В первом, втором и третьем классе изучаются основные понятия православной культуры, библейские истории Ветхого и Нового Завета.В четвертом классе изучаются истории святости, учащиеся знакомятся с главными русскими святынями.

В качестве методического сопровождения к каждому уроку программы разработчиками предлагаются вопросы для беседы-диалога преподавателя с учащимися. Вопросы носят проблемный, поисковый характер, что поможет строить общение не в информативном , но в познавательном ключе, помогают ученикам осознать личностную сопричастность тематики и содержания учебного материала.

Информация о работе Методика подготовки и проведения двунадесятого праздника в рамках факультатива по основам православной культуры в школе