Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:32, статья
Учебно — методическое обеспечение курса включает в себя разработанную концепцию учебного курса «История религиозной культуры», учебные пособия п 1, 3,4, и 5 разделам программы, учебно -методическое пособие для учителей по 1 и 5 разделам, комплект наглядных пособий. В данной программе изучение праздников происходит поверхностно, предполагает изучение праздника как исторического события, а не «празднования» как такового.а
Таблица № 1. Уровень первичных знаний учащихся по истории православного двунадесятого праздника
Фамилия, | № | № | № | № | № | № | № | № | № | № | Коли- | Уро- | ||||||||||||
имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | чество | вень | ||||||||||||
учащегося |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| пра- | первич | ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| виль- | - | ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ных | ных | ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ответов | знаний | ||||||||||||
1 . Вика А. | + | - | - | - | + | + | + | - | - | + | 5 | средн. | ||||||||||||
2. Вадим А | + | + | + | + | + | - | + | + | - | - | 7 | средн. | ||||||||||||
З.Денис Б. | - | - | + | - | - | - | - | + | - | - | 2 | низк. | ||||||||||||
4. Даша В. | + | - | - |
| - | - | - | + | - | - | 2 | низк | ||||||||||||
5. Жанна | + | + | - | + | + | - | - | + | - | - | 5 | среди | ||||||||||||
В. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
6. Ира В. | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | 9 | высок | ||||||||||||
7. Оля Г. | - | - | - | - | - | - | - | + | - | - | 1 | низк | ||||||||||||
8. Слава Д. | + | - | - | - | + | - | - | - | + | + | 4 | среди | ||||||||||||
9. Стае Д. | + | + | - | - | - | - | - | - | - | - | 2 | низк | ||||||||||||
10. Оля Е.. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0 | низк | ||||||||||||
11 .Марина | + | - | + | - | + | - | - | - | - | - | 2 | низк | ||||||||||||
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
12. Полина | + | + | - | - | - | + | - | - | - | - | 3 | низк | ||||||||||||
К. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
13 . Марат | + | - | - | - | - | - | + | - | - | - | 2 | низк | ||||||||||||
К. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
14. Маша | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | низк | ||||||||||||
Л. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
15 Вазген О | + | - | - | - | - | - | - | + | - | - | 2 | низк | ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
16. Витя | + | - | - | - | + | - | - | - | - | - | 2 | низк | ||||||||||||
П. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
17. Лена | + | + | - | - | - | - | - | - | + | + | 4 | среди | ||||||||||||
П. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
18. Ксюша С. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 10 | высок | ||||||||||||
19. Света Ш. | - | - | - | - | - | - | + | - | + | - | 2 | низк | ||||||||||||
20.Дима Ю. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0 | низк |
Ответы на анкету-опросник:
1. а | 5. б |
2. б | 6. б |
3.а | 7. а |
4.а | 8. б |
9. в | 10. а |
|
Вывод: В 4 классе из 20 человек, занимающихся на факультативе по основам православной культуры, на констатирующем этапе, при ответах на вопросы теста по истории православных двунадесятых праздников, в ходе эксперимента, были показаны следующие результаты:
высокий уровень сформированных знаний -2 учащихся,
средний уровень сформированных знаний -5 учащихся,
низкий уровень сформированных знаний -13 учащихся.
В процентном соотношении :10%-высокий уровень,25% средний уровень,65%-низкий уровень. Так Дима Ю. и Оля Е. не ответили не на один из предложенных в анкете - опроснике вопросов. Также Денис Б., Даша В., Оля Г., Стас Д., Марина З. Марат К., Маша Л., Вазген О, Витя П., Света Ш. показали низкие результаты. Ксюша С. ответила на все предложенные вопросы. Ира В. не ответила лишь на один из вопросов. Остальные учащиеся показали средний уровень знаний о двунадесятых праздниках. После проведения беседы с педагогом класса высокий результат показанный Ксюшей С. Объясняется тем, что она воспитана в семье священника, а Ира В. Посещает воскресную школу при храме. Наиболее сложными для учащихся оказались вопросы № 3, 6, 9, 10. На них ответило минимальное количество учащихся.
Полученные результаты вполне оправданы, т.к большинство учащихся воспитываются в «обычных», т.е. невоцерковленных семьях и имеют не достаточное представление о религии в целом и о религиозных праздниках в частности. Таким образом результаты констатирующего этапа показывают необходимость изучения двунадесятых праздников с использованием специально разработанной методики.
Диаграмма результатов констатирующего этапа:
3.2.Практическое применение методики подготовки и проведения
двунадесятого праздника в рамках факультатива по
основам православной культуры в школе
После проведения констатирующего этапа эксперимента, мы приступили к формирующему этапу, в ходе которого была применена разработанная нами система методических приемов по изучению праздника в 4 классе начальной школы. Подготовка к проведению праздников проходила в несколько этапов, каждый из которых имеет свои цели и задачи.
1. Проведение ознакомительного урока по истории возникновения праздника. Предполагает знакомство учеников с историей возникновения праздника событиях и людях с ним связанных.
2.Урок подготовки к проведению праздника.
Предполагает работу с учащимися по подготовке к проведению праздника.
3 .Урок-праздник.
4.Урок проверки усвоенного материала. Предполагает празднование события и закрепление изученного материала.
Формирующий этап состоял из 32 занятий и мероприятий. Все проведенные уроки были даны в соответствии с разработанной нами методикой, состоящей из четырех этапов подготовки и проведения православных двунадесятых праздников: проведение ознакомительного урока по истории возникновения праздника, урок подготовки к проведению праздника ,урок-праздник, урок проверки усвоенного материала.
Таблица 2. Примерное календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема и форма | Цели уроков | Понятия уроков |
Сентябрь | Рождество Пресвятой Богородицы(4 урока) | Познакомить детей с событиями праздника Рождества Пресвятой Богородицы, наглядно изобразить праздник по представлению детей, подготовить и провести с постановку к празднику. Обобщить знания.
| Дева Мария, Пресвятая Богородица, Богоматерь, Назарет, обручение |
Октябрь | Воздвижение Креста Господня | Познакомить учащихся с историей праздника, изготовления барельефа креста, проведение праздника, подведение итогов. | Крест, царица Елена и царь Константин |
Ноябрь | Введение во храм Пресвятой Богородицы | Сформировать у учащихся представление о празднике Введения Пресвятой Богородицы,традициями празднования, проведение экскурсии в храм. Обобщение полученных знаний. | Иоаким и Анна, введение,храм. |
Январь | Рождество Христово | Познакомится с евангельскими событиями Рождества Христова,провести праздник Рождества,обобщить полученные знания. | Рождество, Назарет,волхвы,хлев. |
Январь, февраль | Крещение Господне | Познакомить детей с началом земного служения Христа людям,рассказать об истории праздника,общение со священником, итог уроков. | Крещение, Иоанн Предтеча, святая вода,Богоявление, искушение. |
Март | Благовещение Пресвятой Богородицы. | Рассказать детям о празднике Благовещения,изготовление поделки «Птичка»,постановка и проведение сценки праздника,общение полученных знаний. | Архангел Гавриил, Благая весть |
Апрель | Вход Господень в Иерусалим | Дать представление о празднике,изготовление поделок из вербы, экскурсия в храм,итоги уроков. | Иерусалим, верба. |
Май | Пасха Господня | Познакомить учащихся с историей праздника, событиями предшествующими,практическое применение знаний-изготавление пасхальных яиц «Писанка».Проведение праздничного утренника,обобщение полученных знаний. | Пасха, Воскресение, писанка, пасхальная служба |
Один из проведенных согласно методике блоков уроков был посвящен Рождеству Иисуса Христа. Целью урока было познакомить учащихся с праздником Рождества Христова и дать сведения по истории рождения Иисуса Христа и возникновения праздника. были поставлены следующие задачи: дать сведения о празднике, развивать воображение, память, мышление, речь, умение работать с наглядным материалом, воспитывать уважение к религии, ответам других учащихся.
Урок имел следующую структуру:
1 .Организационный момент.
2.Изучение нового материала.
3.Закрепление изученного материала.
4.Подведение итога урока.
Во время организационного момента проверялась готовность учащихся к уроку, наличие у них рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей, посадка класса.
На этапе изучения нового материала учащимся были даны краткие исторические сведения по изучаемой теме, что позволяет развивать воображение и память, а также общую эрудицию. Знакомство с праздником «Рождество» проходило в форме диалога, что способствовало усилению познавательной активности у учащихся. На уроке в полной мере присутствовал метод наглядности ,учащиеся не только могли смотреть, но и сами работали с наглядным материалом( репродукцией иконы). Такой прием работы развивает речь, внимание, мышление. Так же учащимся предлагалась словарная работа с новыми и не знакомыми словами. Данное задание было использовано для систематизации имеющихся у учащихся знаний и знаний, приобретенных на уроке .
На этапе закрепления материала учащимся были предложены практическое задание- работа с иконой, что потребовало непосредственной работы с наглядным материалом, данный метод позволяет развивать приемы мыслительной деятельности: логическое мышление, внимание, память, способность анализировать .На этапе подведения итога учащиеся отвечали на вопросы по изученному материалу, что позволяло проверить приобретенные учащимися знания. В структуре урока присутствует этап изучения нового материала, поэтому тип этого урока можно отнести к уроку изучения нового материала. Структура урока соответствует поставленным целям и задачам. Содержание отвечает возрастным особенностям учащихся.
Следующий проведенный нами урок был посвящен подготовке к празднику Рождества Иисуса Христа.Целью урока было подготовить учащихся к празднику, сделать плакат Рождества Христова, повторить материал полученный на предыдущем уроке.Были поставлены следующие задачи: закрепить знания учащихся по истории рождения Иисуса Христа и
возникновения праздника,подготовить материалы к постановке праздника(плакат «Рождество»,выбрать участников постановки),развивать воображение, память,мышление,моторику рук,умение работать в коллективе,воспитывать уважение к религии, ответам других учащихся, развивать воображение, память, мышление,речь,умение работать с наглядным материалом, воспитывать уважение к религии, ответам других учащихся. Урок имел следующую структуру:
1 .Организационный момент
2.Постановка целей и задач урока.
3 .Повторение пройденного материала.
4.3акрепление материала.
5.Итог урока.
Во время организационного момента проверялась готовность учащихся к уроку, наличие у них рабочих тетрадей, учебников, письменных принадлежностей,посадка класса.
На этапе постановки целей и задач урока учащимся сообщалось, что урок носит подготовительный характер и что необходимо выполнить на уроке. На этапе повторения пройденного материала проверялись приобретенные на прошлом уроке знания,память, здесь также были даны более углубленные сведения по праздникам, что усиливало позновательную активность учащихся.На этапе закрепления с учащимися была проведена работа по выполнению плаката «Рождество» к празднику.Данная работа развивает мышление,внимание,память, способность анализировать,моторику рук. .На этапе подведения итога учащиеся отвечали на вопросы по изученному материалу, что позволяло проверить приобретенные учащимися знания,а также были выбраны участники постановки праздника «Рождество»,распределены роли, выданы слова сценария для подготовки. В структуре урока отсутствует этап изучения нового материала, поэтому тип этого урока можно отнести к уроку изучения нового материала. Структура
урока соответствует поставленным целям и задачам. Содержание отвечает
возрастным особенностям учащихся.
В соответствии с методикой работы, третьим этапом является непосредственное празднование Рождества Христова. В подготовке праздника участвовали не только сами учащиеся, но и их родители, оказавшие помощь в изготовлении костюмов и оформлении класса. Целью урока было провести праздник Рождества, сделать постановку праздничного спектакля «Рождество»3адачи урока-праздника : закрепить знания учащихся по истории праздника развивать воображение, память, мышление, способность работать в коллективе, артистизм, воспитывать уважение к религии, к труду товарищей, развивать воображение, память, мышление, речь, умение работать с наглядным материалом. На урок были приглашены учителя, родители. Учащиеся активно принимали участие в празднике. В конце урока было праздничное чаепитие.
Цель итогового урока «Праздник Рождества Христова»заключалась проверить знания учащихся по истории возникновения праздника. Задачи: актуализировать знания учащихся; подготовить отчетный плакат по проведенному празднику; развивать воображение, память, мышление. воспитывать уважение к религии, к труду товарищей. Структура урока следующая:
1 .Организационный момент
2.Вводная беседа. Постановка целей и задач урока
3.Самостоятельная работа учащихся. 4.Повторение пройденного материала.