Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:32, статья
Учебно — методическое обеспечение курса включает в себя разработанную концепцию учебного курса «История религиозной культуры», учебные пособия п 1, 3,4, и 5 разделам программы, учебно -методическое пособие для учителей по 1 и 5 разделам, комплект наглядных пособий. В данной программе изучение праздников происходит поверхностно, предполагает изучение праздника как исторического события, а не «празднования» как такового.а
принцип научности. В содержании этого принципа указывается, что все сообщаемые учебные сведения должны находиться в полном соответствии с современной наукой. Евангелие, на основе которого ведется подготовка учителя к преподаванию основ православной культуры, является неоспоримым научным источником не только для всякого верующего, но и для любого культурного человека.
принцип систематичности означает, что все знания, сообщаемые учащимся, должны быть усвоены в определенной, педагогически обоснованной системе. Так для изучения православных двунадесятых праздников за основу был взят годовой церковный круг, который совпадает с церковным новолетием и началом учебного года.
принцип наглядности должен присутствовать во всей полноте. Это и рассматривание репродукций на ознакомительных уроках, и анализ иконы праздника, и репродуктивная работа учащихся, а также непосредственно постановка самого праздника.
принцип доступности. Обучение должно быть доступным и посильным по возрасту, способностям и уровням развития учащихся. Следуя этому принципу необходимо учитывать готовность детей, с которыми педагог общается, к восприятию рассказа учителя и пониманию объяснения смысла праздника. Всегда можно увидеть детей с неодинаковыми способностями и расположенностью слушать о Боге, и легко можно нанести серьезный духовный вред, если не говорить с каждым соответственно его возрастным особенностям, способностям и интересам.
принцип связи теории с практикой. Теория и практика обучения рассматриваются как единое и неразрывное в системе приобретения знаний. Для нашей методики этот принцип является центральным, т.к. предполагает не только изучение двунадесятого праздника, но и непосредственное практическое действие - «празднование». В идеале эта модель должна быть применима ребенком не только в рамках факультативного курса, но и в его обыденной жизни.
принцип деятельностного подхода предполагает предметно-практическую деятельность, в процессе которой успешно развиваются высшие психические функции ребенка. Методика подготовки и проведения православного двунадесятого праздника организует образовательный процесс на наглядно-действенной основе, где в центре внимания находится непосредственное проведение праздника, организуемого как выступление учащихся, проигрывание постановки, с предшествующем изучением сценария. Такая форма урока и подготовки к нему позволяет полностью соответствовать этому принципу. Стоит заметить, что данный принцип применяется и в коррекционной работе, следование которому благоприятно сказывается при коррекции недостатков развития ребенка.
принцип личностного подхода предполагает опору в учебно-воспитательной работе на наиболее сильные качества в учебной деятельности и личности ребенка. Реализация этого принципа в методике осуществляется путем раскрытия и поощрения различных талантов учащихся: умения играть на каком-либо инструменте, занятия в различных кружках, а также личностных качеств учеников, таких как ответственность, сообразительность, готовность помочь.
принцип возрастной и дидактической регрессии прослеживается в том, что в процессе начального обучения ребенок как бы возвращается к дошкольным видам деятельности не вполне реализовавшим свое развивающее значение (игра, лепка, рисование, конструирование). Данный принцип предполагает репродуктивные методы работы с учащимися на уроках основ православной культуры.
Изучение праздника предполагает знакомство с историей этого праздника. Одним из основных и традиционных методических приемов при изучении двунадесятого праздника является устный рассказ учителя. Особенно важно использование данного метода при проведении ознакомительного урока по истории праздника. Рассказ предполагает устное повествовательное изложение содержания новой темы, осуществляет изложение по определенному логическому развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного с применением иллюстраций и убедительных примеров. Важность и вместе с тем осторожность использования этого метода объясняется необходимостью четкого представления учителем предмета рассказа, его компетентности в данном вопросе. «Вначале было Слово», поэтому любое искажение истории праздника или неправильное его истолкование может иметь неблагоприятные последствия. Средством облегчающим усвоение и запоминание рассказа учителя является словарная работа с основными терминами и понятиями данной темы, позволяющая к тому же обогащать словарь учащихся, развивать речь, мышление. Компоненты словарной работы на уроках православной культуры такие же как и на уроке чтения: лексическая работа, работа по предупреждению ошибочного чтения, работа над изобразительно – выразительными средствами, орфографическая работа. Работа с книгой также является значимым методом обучения, используется как на уроке: чтение учителем отрывков из Священного Писания, так и самостоятельное прочтение отрывков из детской Библии (или другой адаптированной литературы по изучаемой теме) дома. Беседа как метод используется для проверки усвоения изученного на уроке материала на этапе подведения итога урока. Целесообразно использовать фронтальную беседу на уроке по основам православной культуры.
Методы устного изложения материала учителем непременно должны сочетаться с применением средств наглядности. В методике подготовки и проведения православного двунадесятого праздника большую роль играют демонстрация учебных пособий, иллюстрации и, конечно же, иконы праздника.
Работа с иконой заключается в рассмотрении изображения и его анализа с помощью вопросов учителя. Примерные вопросы к иконе праздника Рождества могут быть такими: Как вы думаете, какому событию посвящена эта икона? Кто изображен на иконе? Как вы думаете, почему Иисус Христос родился в хлеву, в загоне для скота? Почему первые, кто узнал о рождении Спасителя, были простые пастухи, а не богатые вельможи и императоры? Какое настроение вызывает у вас эта икона, что вы чувствуете, видя Марию с младенцем-Господом на руках?
Эффективность применения наглядности и демонстративности на уроке и непосредственно в ходе проведения праздника в значительной мере зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения учителя вычленять те свойства и особенности, которые в большей мере раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений.
Основной формой факультативного занятия по основам православной культуры в начальной школе является урок и как вспомогательная форма учебной работы - экскурсия. Для более полного усвоения знаний учащимися на основе типологии уроков в современной школе нами была разработана типология уроков применимая к урокам ОПК в ходе подготовки непосредственно к проведению праздников и более полному усвоению и закреплению изучаемого материала.
Данная типология уроков следующая:
1.Проведение ознакомительного урока по истории возникновения праздника. Цель урока предполагает знакомство учеников с историей возникновения праздника, событиях и людях с ним связанных, сведения о современном праздновании. Такой урок может проходить как в классе, так и вне его- экскурсия в храм. Основными методами работы с классом на уроке являются: устный рассказ учителя, работа с иконой, работа с литературой, беседа с учащимися.
2.Урок подготовки к проведению праздника. Целесообразно проводить такой урок как интегрированный. Целью урока является подготовка к проведению праздника, подразумевает репродуктивную деятельность самих учащихся, пробуждающую к глубокому интересу в подготовке к празднику, распределение ролей спектакля-постановки, что позволяет более полно почувствовать атмосферу праздника. Так же на уроке повторяется и закрепляется материал прошлого занятия.
3.Урок – праздник. Неклассический тип урока, предполагающий непосредственное празднование, постановку спектакля. Такой тип урока позволяет в полной мере не только закрепить знания учащихся по истории праздника, но и всесторонне развивать учащихся, возможность показать свои таланты и проявить артистизм. Данный урок является ядром всей методики, в то время как остальные служат скорее подготовительным или закрепляющим целям. Урок-праздник отличается высшей степенью наглядности, заинтересованностью учащихся, возможностью задействовать родителей учеников в подготовке и проведении праздника, что в свою очередь, учитывая современную тенденцию развития отношений в семье, играет немаловажную роль. Родители учащихся могут оказать в этом случае огромную помощь: написание и корректировка сценария, распределение ролей спектакля и действующих лиц мероприятия, подготовке необходимых костюмов, помощь ребенку при заучивании и проигрывании текста дома. Поэтому православному педагогу необходимо установить контакт и наладить хорошие отношения с родителями учащихся.
4.Урок проверки усвоенного материала. Предполагает возможность проанализировать предыдущий урок и проверить знания учащихся.Так в разработанной нами теме «Рождество» на последнем этапе учащиеся изготавливают отчетный плакат с фотографиями, параллельно ведется обсуждение постановки. Для проверки сформировавшихся знаний предлагается мини-викторина в форме игры.
Кроме основных учебных и развивающих задач, таких как развитие воображения, мышления, внимания, памяти, моторики, на каждом уроке решаются и воспитательные задачи, имеющие первостепенное значение для методики подготовки и проведения праздника. В ходе подготовки и проведения праздника на каждом уроке ученику раскрывается смысл каждого православного религиозного праздника, какое значение он в себе несет; связь с современной жизнью здесь также немаловажна. Кроме того, прививается умение работать в коллективе, способность к взаимовыручке, а также уважение к религии.
Структура уроков соответствует классической схеме:
1.Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока.
3.Изучение нового материала.
4.Закрепление изученного материала.
5.Подведение итогов урока.
На каждом этапе решаются соответствующие задачи.
Традиционно к вспомогательным формам учебной работы относятся экскурсии. Общий план подготовки и проведения экскурсии по И.П.Подласому:
1. Определение.
2. Сбор информации о местности.
3. Составление плана(финансирование, разработка технических условий).
4. Организационная подготовка. Техническая подготовка. Материальная подготовка.
5. Проведение экскурсии.
Разработанная методика позволяет подготовить и провести православный двунадесятый праздник в рамках факультатива по основам православной культуры в несколько этапов, соответствующих типам уроков. На начальном этапе необходимо ознакомить учеников с самим праздником, поработать с иконой, провести экскурсию. Следующим этапом служит вовлечение учащихся в подготовку к празднику: рисование, лепка, изготовление костюмов, выбор участников постановки. Проведение нестандартного урока-праздника является кульминацией, а урок подведения итогов его логическим завершением.
Каждый православный праздник несет в себе огромную эмоциональную нагрузку, вместе с тем, его игровая форма, наиболее близка младшему школьнику. В наших силах помочь ребенку оценить всю красоту религиозного праздника, провести параллели с современными гражданскими праздниками, помочь раскрыться таланту учащегося, обогатиться интелектуально и развиться его личности духовно и нравственно.
Глава З. Экспериментально-практическое применение методики
подготовки и проведения двунадесятого праздника в
рамках факультатива по основам православной культуры в школе
3.1.Определение уровня первичных знаний учащихся о истории
православных праздников
В рамках педагогической практики нами было проведено эксперементальное исследование в 4 «Б» классе общеобразовательной школы № 17 г.Твери. Эксперимент проходил в период с 7.09.2009г. по 15.05.2010г. Гипотеза исследования: подготовка и проведение православных двунадесятых праздников повышает уровень знаний учащихся по истории возникновения православных праздников, людях событиях с ним связанных.
Целью констатирующего этапа было выявить знания учащихся 4 класса общеобразовательной школы по истории двунадесятых праздников, в эксперементе, проведенного в рамках факультатива, приняло участие 20 учеников.
Первичные знания учащихся необходимо определить для того, чтобы продумать дальнейший ход работы, учесть сильные и слабые стороны учащихся в подготовке праздников. С этой целью нами были разработаны 10 вопросов о православных двунадесятых праздниках, людях и событиях с ними связанных.
Анкета-опросник
1 .Кто такой Иисус Христос? а) Бог
б)святой
в) пророк
2.Кем была Дева Мария? а)святая
б)мать Иисуса Христа, Богородица в)пророчица
3 .Что такое Пасха?
а) главный православный праздник
б) день памяти умерших
в)праздик,посвященный всем святым
4.Какой православный праздник отмечается 7 января?
а)Рождество Иисуса Христа?
б)Крещение
в) Рождество Богородицы
5.В какой православный праздник храм украшается вербой?
а) Рождество Иисуса Христа
б)Вход Господень в Иерусалим, Вербное Воскресение
в)Пасха
6.Когда отмечается Рождество Пресвятой Богородицы?
а) 9 мая
6)21 сентября
в)6 августа
7.Кто первым пришел поклонится Иисусу Христу, когда он родился?
а)пастухи
б)волхвы
в) священники
8. В какой праздник красят яйца?
а) Пасха
б)Рождество
в)Крещение
9.Когда в этом году отмечается праздник Пасха?
а) 8 июня
б) 23 мая
в) 19 апреля
10.Кем был праведный Иосиф?
а) обручник Девы Марии
б) дядя Иисуса Христа
в) отец Девы Марии
Оценка результатов констатирующего этапа осуществляется по 10-бальной шкале. Один балл ставится за каждый правильный ответ на вопрос, подсчитывается количество правильных ответов, определяется уровень первичных знаний учащихся(от 0-3 правильных ответов- низкий уровень, от 4-7 - средний уровень, от 8-10- высокий уровень), составляется таблица первичных знаний учащихся, определяется процентное соотношение.