Методика коллективной творческой деятельности как основа современных воспитательных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности организации личностно ориентированной коллективной творческой деятельности.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2) выявить специфику современных воспитательных технологий.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I.Содержание воспитания в современной теории и практике
1.1.Программы воспитания как основа отбора его содержания………………….6
1.2.Воспитательная деятельность как условие самоактуализации личности школьника……………………………………………………………………………11
1.3.Специфика современных воспитательных технологий……………………….21
Глава II.Организация воспитательного процесса в школе
2.1.Школа как воспитательная система…………………………………………….27
2.2.Личностно ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация…………………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….....40

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

Совместно разделенная деятельность известна в практике воспитания давно. С тех пор как человек осознанно захотел передать подрастающим поколениям свои накопленные знания и жизненный опыт, то есть на заре человечества. Рождаясь на свет, ребенок не обладает необходимыми для жизни знаниями, навыками и умениями, страдает от отсутствия жизненного опыта.

Суть совместно-разделенной  деятельности, по мнению И.П.Иванова в том, что в совершении любого действия объединяются усилия неумелого ребенка и умеющего взрослого (родителя, педагога). Сначала инициатива и технологическое исполнение почти полностью принадлежат взрослому.

На следующих этапах педагог тактично, нередко под  благовидными предлогами все больше и больше инициативы передает ребенку, все более и более превращая его в субъект деятельности. Главное - тактично, четко и грамотно оценить меру, время и место «совместной» и «разделенной» деятельности, чтобы не подавить активность и самостоятельность ребенка либо не бросить его, не знающего и не умеющего, на произвол судьбы, случая, когда он уходит от деятельности вообще.[13, c.23]

Наилучшим образом  технология совместно разделенной деятельности разработана и широко внедряется в методике КТД. Первый и главный  признак этой методики - коллективность на всех этапах деятельности детей и взрослых: обсуждение идей и замыслов, планирование, подготовка, организация, проведение, анализ результатов... причем, важны такие моменты, как: поручения на основе индивидуальных желаний, интересов и склонностей; обеспечение активности и самостоятельности каждого участника; оптимизм и мажор; позитивная педагогическая оценка на протяжении всех этапов деятельности, игровая инструментовка всех дел и участия каждого, творческий характер организуемой педагогами деятельности.[40, c.382]

Интересно и эффективно протекает воспитательный процесс в педагогических коллективах и у педагогов, вводящих в практику своей внеурочной (да и урочной тоже) деятельности с учащимися игровую инструментовку всех дел. Например:

  • в интеллектуально-познавательной деятельности - различные игры типа «Поле чудес», «Состязания знатоков...», заочные путешествия... ценностно-ориентировочной деятельности - этические игры и тренинги, интервью с историческими и литературными героями, пресс - клубы, дискуссионные клубы, ролевые игры;
  • в трудовой деятельности - праздники-сюрпризы, трудовые десанты, турниры умельцев и т.д.;
  • в художественно - творческой - малая Третьяковская галерея, конкурсы поделок из природного материала, конкурсы актерского мастерства, сказочное представление событий, происходящих в школе;
  • в физкультурно-спортивной турниры «Взрослые и дети», «Папа, мама и я - спортивная семья», у малышей - забавная зарядка, вечер комических эстафет, веселый цирк (с условным оборудованием «арены» И необходимого инвентаря, с условными « актерами » - акробатами, клоунами, дрессированными животными);
  • в деятельности свободного общения - разговоры «при свечах», «у зеленой лампы», жизнь на «необитаемом острове», прогулка в «Берендеев лес», «путешествие к центру «Я» и т. п.[12, c.88]

Важным условием успешности всех видов воспитывающей деятельности является ее творческий характер, то есть «нестандартный», «оригинальный», «не имеющий аналогов», приводящий к нестандартным и оригинальным результатам в создании принципиально новых материальных и духовных ценностей,  самоактуализации и самореализации личности.[35, c.245]

Для организации этой деятельности, как педагогам, так и учащимся необходимо проявить максимум фантазии, смекалки, выдумки, воображения, оригинальных взглядов на вещи считает Л.И. Маленкова. Например, можно водить группу детей строем или парами, так надоевшими и скучными. Удел педагога при этом - повелевать, подчинять, поправлять, указывать, а порой и наказывать, потому что трудно найти ребенка, который бы любил ходить строем или парами. А если творчески, то это может быть так:

  • взявшись за руки и выстроившись в длинную цепочку;
  • взявшись за руки, цепочкой, но двигаясь задом наперед, т .е. спиной вперед;
  • взявшись за руки и образовав замкнутый круг, внутри которого педагог, которого «ведут под конвоем» (например, в столовую, а он не хочет есть);
  • держась руками за длинную веревку;
  • построившись в шеренги по три и маршируя, как бравые солдаты;
  • в шеренгах, делая 3 шага с уклоном вправо, 3 шага с уклоном влево;
  • в шеренгах, делая 3 шага вперед, шаг назад;
  • в шеренгах, делая 3 шага вперед, но вместо шага назад - прыжок;
  • построившись в колонну и положив руки на плечи впереди стоящему;
  • в колонне, но при этом у всех, кроме первого, закрыты глаза;
  • подняв вверх руки;
  • хлопая руками над головой и за спиной;
  • держась руками за уши;
  • расправив руки, как крылья, и гудя по - самолетному «у – у – у – у! »;
  • дружно набрав в рот воздуха и не произнося ни одного слова до условного места;
  • как ходят котята - бесшумно, на цыпочках;
  • как ходят утята - вприсядку;
  • как ходят пингвины, медведи, обезьяны и так далее;
  • считая шаги, а при этом еще можно скандировать « речевки » или, как их называл Винни-Пух, « кричалки », « вопилки », « IIIyмелки ».

И так можно творчески  разнообразить любое педагогическое действие: расставить в классе парты, провести генеральную уборку, оформить класс к Новому году, приготовить подарки для гостей, распределиться на группы для выполнения заданий... Тогда получается нескучно, весело для детей и очень просто и даже приятно для педагогов. [40, c.90]

Организация и осуществление  КТД включает в себя несколько этапов (И.П.Иванов):

1. Этап задумки, накопления  идей, выдвижение цели и задач,  доведение их до принятия каждым  участником взрослым и школьником. При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное общение (педагог рассказывает, как интересно было, когда в других коллективах это проводилось), «мозговой штурм» (или «мозговая атака»), когда всеми предлагается множество самых, в том числе поначалу нереальных идей.

2. Этап начальной организации:  отбор идей к осуществлению, выборы «Совета дела», определение задач и функций каждого члена совета, всех участников, приглашенных гостей.

3. Этап оповещения  и доведения всех идей и  содержания дела до сведения всех участников и гостей. Приемы: различного рода необычные афишы, другие формы оповещения - театрализация, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с предложениями об участии. Создание атмосферы ожидания.

4. Этап распределения  поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания): жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального, кино – видео оформления.

5. Проведение самого  дела. Здесь несколько «шагов»:

  • сбор гостей, различные действия в преддверии события (представления гостей, тематические выставки, театрализованные и музыкальные эпиграфы, шуточные испытания - допуски для участников, аттракционы, сюрпризы, маленькие символические сувениры...;
  • торжественное начало,  «зачин» (песенное, театрализованное, музыкальное, видео - или слайд фильм, постановка проблемных вопросов и задач, произнесение вступительных слов, чтение стихов и т.д.);
  • основная часть (содержание и методика определяется основным видом деятельности, жанром избранной формы, возрастом участников, отобранным и подготовленным содержанием, коллективно избранными приемами);
  • финальная, завершающая часть (творческое подведение итогов, принятие решения или обращения, награждение победителей, общая, ритуальная, часть, линейка, итоговая объединяющая песня, театрализованное действие, трогательное прощание и т.п.).

6. Этап подведения  итогов. Сначала среди всех участников (по кругу или в порядке, избранном коллективно, все высказывают свое мнение: что было хорошо, что не очень и как надо было бы и надо будет делать впредь; очень важно при этом соблюдение чувства такта). После этого следует психолого-педагогический анализ проведенного дела, осуществляемый педагогами. Проектируется деятельность на будущее.[13, c.233]

По своей направленности КТД могут быть самыми разнообразными (в зависимости от,  целей и воспитательных задач): политическими, экономическими, научными, этическими, правовыми, экологическими трудовыми, эстетическими и т.д. В качестве примеров можно назвать такие дела: «Огонек  знакомства», «Аукцион идей», «Турнир ораторов», «Представление театров», «Защита фантастических проектов», «Разнобой», «Три Дня», «Дело для души», «Экскурсия по любимым телепрограммам», «Концерт-ромашка», «Интеллектуальный бой», «Коллективный выпуск газеты (бюллетеня, альманаха)», «Трудовой десант», «Операция «Уют в гнезде» и другие.[22, c. 173]

В настоящее время  усиление акцента на гуманистические, основы воспитания, что привело к смене парадигмы воспитания и переосмыслению методики КТД. Суть этого переосмысления в придании личностно-ориентированного характера любому коллективному делу, «ориентированному на развитие желания и умения себя осознавать и проявлять как личностью каждого участника дела». В такой логике коллективное дело рассматривается как «специально организованная ситуация для помощи в развитии каждого школьника»

Для этого делается акцент на некоторые новые приемы, на всех этапах организации и проведения КТД. Например:

  • постановка при общении с детьми целей деятельности и выбора дела;
  • право детей на обоснованный выбор, в каких делах участвовать, в каких - нет;
  • подчеркнутое авторство идей и предложений при коллективном планировании деятельности;
  • подчеркивание ценности всех идей, в том числе и не принятых;
  • признание вклада в общее дело не только авторов идеи и предложений, но и критиков, организаторов, технических работников;
  • возможность разработки альтернативных проектов и дел;
  • Поручения как групповые, так и подчеркнуто индивидуальные;
  • максимальное разнообразие и индивидуализация поручений, вплоть до введения специальных ролей для конкретных школьников;
  • акцент на добровольность участия во всех делах;
  • направленность общих дел на конкретных детей «Сюрприз для именинника», «Интересный человек рядом»;
  • сочетание групповых и индивидуальных конкурсов и заданий;
  • публичное признание достижений и вклада каждого в общее дело; индивидуальные оригинальные награды;
  • при анализе КТД: постановка вопросов; выявление личных точек зрения и оценок; различные формы выражения оценок и др.

В современных условиях, по мнению (В.Р. Ясницая, И.П. Иванов и др.) КТД выполняет две задачи:

1) развивает отношения  в коллективе;

2) позволяет воспитателю  помогать отдельным школьникам в их развитии и самоактуализации.

Термин «инструментовка», изначально принадлежит музыковедению и обозначает (изложение музыки в виде партитуры для камерного ансамбля, дуэта, трио, квартета, квинтета и др.) или оркестра (симфонического, духовного, народных инструментов и др.).[40, c. 140]

Аналогично в педагогической деятельности: воспитатель, как по нотам расписывая «партию» (социальную роль) каждого воспитанника, организует коллективную творческую деятельность детей, т.е. стимулирует их самодеятельность, создавая условия для самоактуализации каждой личности. Реализуется эта идея с помощью различных приемов, используемых педагогами, таких как:

  • распределение дел и поручений в классном коллективе на основе индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей, желаний в определенной психолого-педагогической ситуации, возможностей каждого к наилучшему  исполнению дел;
  • прием подведения ученика к правильному пониманию высоких человеческих ценностей, переубеждение его в неправильных взглядах - в (использовании диалогов Сократа);
  • забота педагога о создании позитивной самооценки каждого воспитанника реализуется через создание ситуаций успеха, авансированное доверие, оптимизм и мажор в отношениях учителя и учащихся, в ученическом коллективе, сопутствующее поощрение. Caмooцeнкa - стержневая характеристика личности, ее ядро. Она включает оценку самого себя, своей деятельности, своего положения в коллективе, своего отношения к другим. От уровня самооценки зависит активность личности в деятельности, ее потребность в самосовершенствовании. Человек, который думает о себе как о никчемном, ничего не стоящем, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. Наоборот, кто высоко себя ценит, часто склонен работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо.[37, c.87]

Очень важно, по мнению Л.П. Буевой, какова система оценочных ситуаций в общении педагога и воспитанников, в самом ученическом коллективе. Вся школьная жизнь - это набор оценочных ситуаций: оцениваются ответы учащихся на уроке, манера держать себя, нравственность либо безнравственность поступков, характер отношений со сверстниками, малышами, взрослыми. Эмоциональная агрессивность оценок вызывает у учащихся подавленное состояние. Многократно переживаемое подобное состояние приводит к формированию стойкого негативного отношения к определенной деятельности, к коллективу сверстников, к учителю, к школе и вообще к жизни. В педагогике различают оценку деятельности и оценку личности. Недопустимо переносить оценку отдельных результатов деятельности (как позитивных, так и негативных) на личность в целом, т.к. это травмирует душу ребенка, приводит его в подавленное состояние, формирует заниженную самооценку личности.[8, c. 84]

Информация о работе Методика коллективной творческой деятельности как основа современных воспитательных технологий