Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:23, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности организации личностно ориентированной коллективной творческой деятельности.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2) выявить специфику современных воспитательных технологий.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I.Содержание воспитания в современной теории и практике
1.1.Программы воспитания как основа отбора его содержания………………….6
1.2.Воспитательная деятельность как условие самоактуализации личности школьника……………………………………………………………………………11
1.3.Специфика современных воспитательных технологий……………………….21
Глава II.Организация воспитательного процесса в школе
2.1.Школа как воспитательная система…………………………………………….27
2.2.Личностно ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация…………………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….....40
Программа А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика» (1—8-й классы) выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и категорий; он предполагает регулярную (учебную и внеучебную) работу с детьми. Курс имеет четыре раздела, год от года расширяющие знания, представления и опыт нравственного поведения детей: этика общения, этикет, этика человеческих отношений и этика отношений в коллективе. Курс 9-го класса «Этика» построен на принципах диалогового общения учителя и учащихся. В 10-м классе в логическую цепочку этического образования введен курс «История развития этической мысли», а в 11-м классе — «История развития русской этической мысли».[35, c.24]
Технология саморазвивающегося обучения Г. К. Селевко, суть которой в том, что деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности: в самоутверждении, самовыражении, защищенности, самоактуализации. Для этого в школьное обучение вводится специальный курс «Совершенствование личности», который дает ребенку (подростку) с 1-го по 11-й класс базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Курс является базовым для всех учебных предметов.
Целям стимулирования самоактуализации в процессе воспитания служит и курс «Человековедение» для 9—11-го классов, который может быть предметом изучения на уроках и использоваться в качестве содержательного материала во внеурочной воспитательной работе с детьми.[29, c.56]
Итак, воспитание
школьника происходит в учебной (урочной и внеурочной)
и во внеучебной (внеклассной
и внешкольной) деятельности, которая осуществляется в школе
— в деятельности специальных субъектов
воспитания (заместителя директора школы по воспитательной
работе, классных руководителей или воспитателей)
и вне школы — в деятельности руководителей
кружков, секций, клубов, детско-взрослых
многопрофильных объединений. Процесс
воспитания в учебной и внеучебной деятельности,
хотя и имеет много общего, но у каждого
из этих видов воспитания есть своя специфика:
обязательный и избирательный характер
деятельности учащихся, определенность
и вариативность содержания, заданная
структура и логика обучения и свободное
общение во внеучебной деятельности; одновозрастной
или разновозрастной состав учащихся;
постоянный и изменчивый состав групп
учащихся и другие особенности.
1.2.Воспитательная
деятельность как условие
Каждый ребенок хочет действовать.
Каждый ребенок хочет быть во взаимоотношении.
Вокруг —
захватывающий мир для исследов
Эти три представления являются основными для работы с детьми.
М. Р. Снайдер
Фирдоуси утверждал, что «делами обусловлен мир, они — что ось для колеса». В фундаментальных идеях на протяжении всей истории педагогики, как зарубежной, так и отечественной, красной нитью проходит мысль о том, что воспитания в чистом виде не существует, что воспитание есть организация деятельности.
По мнению Л.С. Выготского Д.Б., Эльконина и др., деятельность — фактор развития человека, как в филогенезе, так и в онтогенезе. Именно разнообразные виды деятельности, вовлекающие в свою сферу различные органы человеческого организма, разные стороны личности (интеллектуальную, эмоционально-волевую, поведенческо-деятельную), позволяют развивать все качества и свойства личности: психические процессы (восприятие, ощущение, воображение, внимание, память, мышление, речь), направленность личности (потребности, интересы, склонности, убеждения, мировоззрение), задатки и способности, темперамент, характер. Именно в деятельности, вступая в общение с другими людьми, с предметами, явлениями окружающего мира, ребенок накапливает знания о мире, развивает и совершенствует свои навыки и умения, формирует привычки, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, которые помогают ему оценивать все окружающее и вступать с ним в определенные взаимоотношения.[15, c. 99]
В психологии деятельность определяется как «способ существования и развития человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и социальной реальности (в том числе и его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами». Особенность деятельности человека заключается в том, что она (в отличие от животных) носит сознательный характер, связана с изготовлением, хранением, использованием орудий; носит общественный характер.
Структура деятельности (Л.П.Буева) детей предусматривает: цель - мотив - действия - результат. Для педагогов важно понимание сути, назначения организуемой разнообразной деятельности детей и ее педагогического смысла.[7, c. 63]
Для того чтобы личность состоялась, надо, чтобы жизнь ее была пронизана многообразными видами деятельности и была инструментована как воспитывающая, т.е. включающая ребенка в систему позитивных отношений с окружающей действительностью. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.И. Божович, А.Ф. Лазурский, B.C. Мерлин, Л.И. Рувинский, А.. Андреева, В.В. Богословский и др. выделяют четыре основных условия, которые позволяют сделать деятельность детей деятельностью воспитывающей.
При этом любое воспитательное воздействие, начиная от большого общешкольного мероприятия до простого сиюминутного воздействия педагога на воспитанника, должно обязательно включать органически соединенные воздействия на все три сферы личности: сознание, эмоции, поведение. Только тогда можно говорить о воспитывающем (т.е. развивающем) воздействии в процессе воспитания.
От первой
группы школьников получили целую палитру
дел и занятий интеллектуально-
Во второй же группе подростков получили такие ответы: гулять (на первом месте; на нашу просьбу пояснить, что значит «гулять», получили такие разъяснения: ходить по улице, стоять в подъезде, сидеть в беседке, «балдеть с друзьями», «тусоваться на улице»...), поесть, спать, бездельничать, «когда меня никто не заставляет ничего делать», одеваться и краситься (в ответах девочек), «подраться», «дурачиться», ходить на дискотеку, кататься на роликах, смотреть телевизор («видак»), слушать музыку («балдеть», «тащиться» под нее), бродяжничать, посмеяться, заниматься спортом (в основном различные виды борьбы и накачивание мышц), «расслабиться» и «побалдеть» (употребляя курение, алкоголь, наркотики, токсичные вещества), «бывать в компаниях, где меня никто не знает»...
Сравнивая эти два перечня основных дел на досуге, необходимо заметить различие между ними в смысле влияния этих дел и занятий на развитие потенциальных возможностей растущего человека: интеллектуальных, физических, духовно-нравственных, эмоционально-волевых. Решающим оказывается не только «наполненность» жизни школьника многообразными видами деятельности, но и их гармоничная взаимосвязь.
В труде можно воспитать человека трудолюбивого и самостоятельного, оптимистичного и творческого, а можно и скрягу, жадного накопителя, формалиста-исполнителя, замученного и недовольного жизнью, окружающими и самим собой.
В деятельности физкультурной — как человека, исповедующего воистину здоровый, красивый и возвышенно-духовный образ жизни, так и спортсмена-рекордсмена с подорванным здоровьем и безнравственными личностными качествами.
В деятельности художественной можно воспитать подлинного художника жизни, тонко понимающего искусство, живущего по законам красоты и творящего красоту вокруг себя, а можно и холодного «эстета», кичащегося своим эстетическим образованием, но на деле человека с отсутствием элементарного художественного вкуса, даже человека в обыденной жизни попирающего законы красоты.
В деятельности свободного общения могут развиться как самые возвышенные, так и самые низменные потребности, склонности и интересы человека. И даже игры, как известно, могут быть разделены на высоконравственные, духовные и безнравственные и даже противоправные. Все зависит от того, каким содержанием наполнена организуемая педагогами деятельность школьников и та методика и техника, которая избирается, как правило, в рамках определенной педагогической концепции воспитания.[25, c. 111]
Организуя воспитывающую деятельность, необходимо помнить, что в любой деятельности можно выделить несколько уровней ее освоения детьми: знание (элементарное, на уровне понятий и представлений), как надо что-либо делать → умение (усвоенный способ применения знаний на практике → навык (автоматизированное действие на основе многократных повторений) → привычка (действия и поступки, выполнение которых стало потребностью).[26. c.89]
Специфика деятельности школьников (В.Д. Шадриков, В.П.Иванов и др.) заключается в том, что она имеет возрастную динамику; все виды деятельности тесно между собой взаимосвязаны. Существенным моментом ее организации является научение, где воспитатель выступает с позиций методиста.[16, c.30]
Интеллектуально-познавательная деятельность имеет особую значимость в школьном возрасте, т.к. интенсивно идет накопление знаний о мире, развитие познавательных способностей. В различных формах внеурочной деятельности, организуемых в школе, происходит расширение познания и ценностного отношения к науке и людям, занимающимся ею, к собственной учебной деятельности; учащиеся вооружаются навыками самообразования и научной организации интеллектуального труда. В. Гумбольдт писал о значении интеллектуально-познавательной деятельности для духовного развития: «Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачное настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух».[41, с.235]
Ценностно-ориентировочная деят
В различных формах внеурочной деятельности учащиеся получают ориентацию в истинно человеческих ценностях, общественно и личностно значимых. Все это очень важно для человека школьного возраста, ибо проблема самопосознания, самопознания, выработки критериев оценки себя самого и окружающего мира — наиважнейшая, особенно в подростковом и юношеском возрасте.[41, с.232]