Методика коллективной творческой деятельности как основа современных воспитательных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности организации личностно ориентированной коллективной творческой деятельности.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2) выявить специфику современных воспитательных технологий.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I.Содержание воспитания в современной теории и практике
1.1.Программы воспитания как основа отбора его содержания………………….6
1.2.Воспитательная деятельность как условие самоактуализации личности школьника……………………………………………………………………………11
1.3.Специфика современных воспитательных технологий……………………….21
Глава II.Организация воспитательного процесса в школе
2.1.Школа как воспитательная система…………………………………………….27
2.2.Личностно ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация…………………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….....40

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

Департамент образования города Москвы

Педагогический колледж  № 9 «Арбат»

 

 

 

 

 

 

 

Методика коллективной творческой

деятельности  как основа современных

воспитательных  технологий

 

 

Курсовая работа

Студент Лычев

Константин Игоревич,

Курс II

Группа 202

Специальность 050702

Организация воспитательной

деятельности

Научный руководитель Смирнова Лариса Алексеевна

 

Дата защиты:_____________

Оценка:__________________

Подпись_________________

 

 

 

Москва, 2007

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава I.Содержание воспитания в современной теории и практике

1.1.Программы воспитания как основа отбора его содержания………………….6

1.2.Воспитательная деятельность как условие самоактуализации личности школьника……………………………………………………………………………11

1.3.Специфика современных воспитательных технологий……………………….21

Глава II.Организация воспитательного процесса в школе

2.1.Школа как воспитательная  система…………………………………………….27

2.2.Личностно ориентированная  коллективная творческая деятельность  и ее организация…………………………………………………………………………..32

Заключение……………………………………………………………………….....40

Библиография……………………………………………………………………….43 

Введение.

Актуальность  исследования. Современная педагогика рассматривает основное назначение воспитания как создание оптимальных условий для разностороннего и гармоничного развития личности, для ее самоактуализации. Это основополагающие идеи, на которых зиждется любая концепция воспитания.

Воспитательный процесс  рассматривается как целостная  динамическая система, системообразующим  фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс – ядро педагогической деятельности образовательного учреждения.

Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса  организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с помощью технологий воспитания. И одной из таких технологий является технология коллективной творческой деятельности.

Коллективное творческое дело – это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке и проведении различных форм работы.

 Формы коллективной  творческой деятельности от других  форм отличаются, прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В воспитательном мероприятии педагог открыто ставит задачу перед детьми, передает им готовый опыт. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно.

Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу. На каждой стадии творческой совместной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения практических задач, находя каждый раз новый вариант.

К формам коллективной творческой деятельности во внеучебное время относят  коллективные творческие дела, чередование  традиционных поручений, сюжетно –  ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Изучением данного вопроса занимались такие ученые как Д.З. Ахметова, В.П. Беспалько, Л.П. Буева, Б.З. Вульфов, А.А. Католиков, В.А. Караковский, В.М. Коротов, Г.Ю. Ксензова, Н.Д. Никандров, Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова, А.И. Шемшурина, В.Р. Ясницая, Н.Е. Щуркова. 

Проблема исследования: каковы особенности методики коллективной творческой деятельности как основы современных воспитательных технологий?

Объект исследования: современные воспитательные технологии.

Предмет исследования: личностно ориентированная коллективная творческая деятельность.

Цель исследования: выявить особенности организации личностно ориентированной коллективной творческой деятельности.

Задачи исследования:

  1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  2. выявить специфику современных воспитательных технологий.
  3. изучить особенности личностно ориентированной творческой деятельности и ее организации.
  4. проанализировать организацию воспитательного процесса в школе.

Гипотеза – личностно ориентированное творческое дело будет способствовать развитию отношений в коллективе и самоактуализации воспитанников при следующих условиях:

    • принятие детьми целей деятельности;
    • подчеркнутое авторство идей и предложений при коллективном планировании деятельности;
    • возможность разработки альтернативных проектов и дел;
    • максимальное разнообразие и индивидуализация поручений;
    • признание достижения и вклада в общее дело.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, изучение передового педагогического опыта.

Методической  и теоретической основой исследования послужили работы педагогов и психологов: В.П. Беспалько, Л.П. Буева, Г.Н. Волков, И.П. Иванов, А.Н. Леонтьев, Г.К. Селевко, В.Д. Шадриков, С.А. Шмаков, В.В. Юдин и др.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что изучена специфика современных воспитательных технологий и методика организации личностно ориентированной коллективной творческой деятельности.

Практическая  значимость исследования определяется тем, что содержание может быть использовано классными руководителями и педагогами- организаторами для организации воспитательного процесса, а так же студентами педагогического колледжа при прохождения практики.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, заключения.

Основное содержание курсовой работы:

Во введении определяется актуальность исследования, ставится проблема, выдвигается гипотеза исследования, определяются объект и предмет исследования, выделяются методы исследования.

В первой главе «Содержание воспитания в современной теории и практике» рассматриваются компоненты содержания воспитания, анализируются  современные технологии воспитания.

Во второй главе «Организация воспитательного процесса в школе» раскрываются особенности воспитательной системы школы, методика организации личностно ориентированной коллективной творческой деятельности.

В заключении дается обобщенный вывод о результатах проведенного исследования, выявляется, достигнута ли цель, подтверждена ли гипотеза данного исследования.

 

Глава I.Содержание воспитания в современной теории и практике.

1.1.Программы  воспитания как основа отбора  его содержания.

Искусство воспитания есть не что иное, как знание средство для образования более крепких и сильных тел, более просвещенных умов и более добродетельных душ.

 К.А. Гельвеций

В современной педагогике содержание педагогического процесса определяется как «объем и характер знаний, умений, навыков, привычек, качеств и свойств личности, которые необходимы индивиду для выполнения общих (универсальных для всех граждан) социальных функций, детерминированных определенной системой ценностей общества». Считается, что у содержания воспитания есть своя специфика: предметом его является создание условий для духовного развития.[30,с. 162]

На протяжении истории педагогики многократно существовали попытки составления программ воспитания, в которых было бы определено основное содержание. Еще в Древней Греции возникла идея всестороннего и гармоничного развития личности. Аристотель обозначил всесторонность как физическое, нравственное и умственное развитие. Гуманисты эпохи Возрождения (Витторино да Фельтре, Ф. Рабле, М. Мантень, Э. Роттердамский), развивая идею всесторонности, вносят необходимость эстетического развития. Позже социалисты-утописты Т. Мор и Т. Кампанелла добавляют трудовое воспитание, а еще позже выдвигают необходимость политехнической подготовки всесторонне развитого человека. С теоретиками коммунистического воспитания (Н.К. Крупская, Э.И. Моносзон и др.) связана идея приоритетности идейно-политического воспитания, которое стало стержнем теории и методики воспитания на протяжении семидесяти лет развития советского общества. В период перестройки, разрушения основ коммунистического воспитания была выдвинута идея деполитизации и демократизации школы, всего образования в целом; ушла в тень идея всестороннего и гармоничного развития личности.

Содержание воспитания зависит от цели и задач воспитания, детерминированных характером и содержанием данного этапа развития общества. [2, c 23]

В современных условиях появилась возможность (и у теоретиков воспитания, и у практиков) выбора основных идей отбора содержания, формулировок концепций воспитания, создания авторских школ, построенных на определенной модели содержания воспитания. По мнению Е.В. Бондаревской, основными компонентами воспитания являются:

  1. воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, гражданственность; чувство собственного достоинства, самоуважения, самодисциплины, честность, ориентирование в духовных ценностях жизни, самостоятельность в принятии решений и ответственность, свободный выбор содержания жизнедеятельности);
  2. воспитание гуманной личности (милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм, терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним, стремление к миру, добрососедству, понимание целей человеческой жизни);
  3. воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании, в красоте, рефлексии, общении, поиске смысла жизни, автономия внутреннего мира, цельность);
  4. воспитание творческой личности (развитые способности, потребность в преобразующей деятельности, знания, умения, навыки, развитый интеллект, интуиция, жизнетворчество);
  5. воспитание практической личности (знание основ экономики, трудолюбие, хозяйственность, компьютерная грамотность, владение языками мира, знание народных, религиозных обычаев, здоровый образ жизни, физическая закалка, эстетический вкус, хорошие манеры, обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи). [30, c 165 - 166]

В.А. Караковский считает, что содержание воспитания определяют восемь общечеловеческих ценностей: Земля — общий дом человечества (людей и природы), Отечество (Родина), семья, труд, знания, культура, мир (согласие между людьми), Человек.[17, c 200]

В основание программы воспитания созданной А.Ф. Лазурским и С.Л. Франком положены «отношения личности со средой». Программа включает в себя следующие разделы: отношение к вещам, отношение к природе и животным, отношение к отдельным людям, половая любовь, отношение к социальной группе, отношение к семье, отношение к государству, отношение к труду, отношение к материальному обеспечению и собственности, отношение к внешним нормам жизни (к праву, к правилам вежливости и приличий), отношение к нравственности, отношение к миросозерцанию и религии, отношение к науке и знанию, отношение к искусству, отношение к себе самому (к своей физической и психической жизни, к своей личности).[5, c 43]

Ведущей идеей «Программы воспитания школьника» Н.Е. Щурковой выступает «отношение к миру: школьник вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с миром, старается полюбить этот мир. Реальный, конкретный, жестокий, понятный и непостижимый мир, полный проблем, которые вынужден ежеминутно решать человек (либо сам, либо пользуясь решением развивающейся культуры). И, вступая во взаимодействие с этим миром, школьник все более приобретает способность столь же осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в согласии (либо противоречии) с этим миром». Программа построена по возрастному принципу, т.к. для каждого возраста есть свои, понятные и приоритетные ценности, отношения к которым развиваются наиболее эффективно в определенный возрастной период: жизнь Природы (раздел «Первоклассник»); жизнь Человека, «вольноотпущенника и продукта природы и носителя культуры («Младший подросток»); жизнь Общества с его достижениями и противоречиями («Старший подросток») и образ жизни, достойный Человека как продукт воли, деятельности, творчества самого человека... формирование принципов добра, истины, красоты как принципов собственной жизни.[37, c. 4]

В настоящее  время существует множество программ, нацеленных на вооружение школьников методиками самопознания и самовоспитания, стимулирование самоактуализации в разнообразных видах деятельности, которые могут быть реализованы как в учебном процессе (специальные уроки, имеющие большой воспитательный потенциал: основы этики, человековедение, мировая художественная культура, этикет, семьеведение, психология и т.п.), так и во внеурочной деятельности (как содержание деятельности классных руководителей и воспитателей, в системе дополнительного образования, в клубной деятельности...).[33, c.127 ]

Информация о работе Методика коллективной творческой деятельности как основа современных воспитательных технологий