Методика коллективной творческой деятельности как основа современных воспитательных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности организации личностно ориентированной коллективной творческой деятельности.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2) выявить специфику современных воспитательных технологий.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I.Содержание воспитания в современной теории и практике
1.1.Программы воспитания как основа отбора его содержания………………….6
1.2.Воспитательная деятельность как условие самоактуализации личности школьника……………………………………………………………………………11
1.3.Специфика современных воспитательных технологий……………………….21
Глава II.Организация воспитательного процесса в школе
2.1.Школа как воспитательная система…………………………………………….27
2.2.Личностно ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация…………………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….....40

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

Трудовая (ее назначение — преобразование окружающей материальной действительности) и общественно полезная (имеет назначение воздействия на духовную сферу жизни окружающих людей) виды преобразовательной деятельности человека. Они приходят в жизнь нормального человека именно в школьном возрасте и выполняют существенную роль в процессе социализации личности: выбор профессии, накопление определенных духовных ценностей, усложнение взаимоотношений с людьми, становление характера.[11. с,126]

В современных  условиях для растущего человека это еще и вхождение в нелегкие проблемы рыночных отношений, приобретение умения обрести и защитить собственную жизненную позицию, познание экономических и политических основ жизни общества, развитие правовой культуры. Без этого просто невозможно.

В последнее время  широкий интерес стал, заметен к различного рода занятиям вне сферы профессиональной деятельности — в сфере досуга, хобби, имеющим тесную связь с трудовой деятельностью: дизайн в быту и на производстве, изготовление мебели, шитье и вязание, изготовление украшений, разведение экзотических растений, содержание различных животных, садоводство и огородничество, коллекционирование... Все это требует дополнительных знаний, раннего приобретения квалифицированных навыков и умений, выработки творческого отношения к труду.[25, c.244]

Общественная деятельность детей реализуется в разнообразных видах внеклассной работы: выполнение поручений в органах ученического самоуправления, в шефстве (над малышами, детскими домами и больницами, домами престарелых), шефские концерты, дарение подарков, акции милосердия и благотворительности... Сфера общественной деятельности — это решение общественно важных задач добровольно и бескорыстно.[41, c.237]

Художественно-творческая деятельность, назначение которой в развитии человека очень важно: изучение, оценка и преобразование окружающей действительности (т.е. функции всех предыдущих видов деятельности), но с позиций прекрасного — безобразного. В развитии взрослеющего человека очень важно приобщение его к произведениям прекрасного, выработка потребности в нем, желание жить по законам красоты.

В школе знания, навыки, творчество должны быть не самоцелью, а средством овладения языком искусства. Чтобы через искусство воспринимать его художественную информацию. Цель школы: 1) Развивать понимание искусства, прививать любовь к искусству, сформировать художественную культуру. 2) Выявлять учеников со способностями, чтобы в дальнейшем они могли овладеть мастерством».[34, c.100]

Физкультурно-спортивная деятельность, назначение которой — развитие физической культуры «Я» каждого школьника, приобретение навыков и умений, формирование потребности в ней. Занятия спортом формируют определенную психологическую направленность личности на действия на основе мотивации (И.Г. Келщев).[25, .c229]

Есть еще  один вид деятельности, значимость которого неоценима в развитии индивидуальности школьника, — это свободное общение, содержание и круг участников которого определяет и характеризует результат воспитания: человек САМ выбирает себе образ жизни и круг близких людей в зависимости от приобретенных к окончанию школы ценностей. Организуя внеурочную деятельность, школьные педагоги заботятся о насыщении ее различными формами свободного общения, которое вбирает в себя функции всех описанных выше видов деятельности, но специфика их — в свободном выборе.[34, c. 229]

По мнению М.М. Бирштейна, П.П. Блонского, Н.В. Борисовой, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, О.С. Газмана, А.Н. Леонтьева, В.Я. Платова, К.Д. Ушинского, Б.Н. Христенко, Е.А. Хруцкого, С.Т. Шацкого, С.А. Шмакова, П. Щедровицкого, Д.В. Эльконина и др. особое место в жизни и деятельности школьника занимает игровая деятельность. Игра облегчает процесс передачи социально ценных отношений: делает эмоциональным, допускает избирательность, чаще всего непроизвольно возникает в детской среде, имеет высокие нравственные принципы и правила, позволяет включиться в общение, выступает в качестве модели жизненных коллизий, дает возможность научиться «проигрывать» сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем придется столкнуться... По утверждению С.А. Шмакова, игра — это еще и сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей; это сфера сотрудничества, содружества и сотворчества детей взрослых.[25, с.257]

Игра — «форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре... воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного и школьного возраста игра является ведущим типом деятельности». Она пронизывает всю жизнь ребенка, подростка. Вот почему весь учебно-воспитательный процесс, а внеурочная деятельность школьников особенно должны быть пронизаны игрой. Пронизаны в двух смыслах:

  • Во-первых, имеется в виду, что в жизнь детей от 1-го по 11-й класс в планы воспитательной работы необходимо вводить как можно больше игр разного типа: сюжетно-ролевых, дидактических, интеллектуальных, подвижных, спортивных, творческих, деловых, игр-манипуляций с предметами и игрушками, игр-состязаний и др. Они могут заполнять целиком все формы воспитательной работы, а могут входить в них фрагментарно. Могут выступать как эффективная форма свободного общения педагога и детей на досуге.
  • Во-вторых, имеется в виду игровая инструментовка всех видов деятельности. Многие формы воспитательной работы классного руководителя могут быть инструментованы как игровые: «трудовой десант», «пресс-бой», «пресс- конференция», «интеллектуальный аукцион», «музыкальный ринг», выставка репродукций с картин «Малая Третьяковская галерея», спортивные соревнования — «Малые Олимпийские игры», заочное путешествие по городам (странам, в XXI век и т.п.), ролевая игра — конференция «Ученые разных специальностей о проблеме...» (по усмотрению педагога и учащихся), выставка детского творчества «город мастеров», путешествие «В гостях у сказки» или «По любимым телепередачам». И другие формы воспитательной работы.

К игровой инструментовке следует отнести и игровое поведение и позицию самого педагога. Ю.П. Азаров отмечал: «Мой метод — я вызываю в себе состояние детства, то есть то состояние легкости, которое свойственно ребенку, сбрасываю с себя все взрослое, а главным образом, то взрослое, что присуще моей административной роли.» Далее — подбор форм обращения к детям: выбор интонации, способов общения, манеры держаться, содержание игровой роли («волшебник», «пришелец с другой планеты», «философ», «один очень невоспитанный человек», «Комплементина» и тому подобное). [41, с.237]

Любая игра, любая  игровая инструментовка кагого-либо дела требует знания некоторых методических правил: организуя игру детей, необходимо иметь в виду два целевых плана: 1) собственно игровая деятельность (для детей); 2) решение определенных воспитательных задач (для педагога). Обдумывание структуры игры, понимание цели должны иметь в виду логику развития игры, включение игровых предметов и людей, определенные правила игры, логическое ее завершение. Использование конкретных приемов создания и развития игровой ситуации: демонстрирование взрослым подлинного интереса к игре; снятие напряженности «секретами», общими действиями («держимся за руки», «мы — зайчики»...); определенный алгоритм игры (изменение интонации, употребление игровых слов и фраз, интригующих объявлений); соблюдение педагогического такта («Не читать нотаций!», «Не навреди!», «С пользой для дела и для детей!»...). Воспитатель, классный руководитель должны всегда иметь под рукой набор (пакет, картотеку) игр и на все случаи жизни.[14, c. 50]

В каждом из видов  деятельности присутствует общение: с книгой (героями и автором ее), с музыкой (и композитором), с природой (во всех ее проявлениях), с другим человеком (в деятельности общественной), с собой (если речь идет о самовоспитании)... Процесс воспитания - это общение педагога и воспитанника, т.е. процесс взаимоотношения двух субъектов деятельности. От успешности деловых и интимно-личностных взаимоотношений педагога и воспитанников зависит как продуктивность любого вида деятельности, так и его воспитательный потенциал.[18, c.85]

В основу взаимодействия педагога и детей рационально положить принципы совместно-разделенной деятельности, суть которой в том, что в совершении любого действия объединяются усилия неумелого ребенка и умеющего взрослого. При этом мера участия взрослого с течением времени должна уменьшаться, а ребенка - возрастать.[5. c.91]

Таким образом, в практике воспитания все описанные выше виды деятельности взаимосвязаны, нередко сопутствуют друг другу, взаимодополняют одна другую. А в некоторых синтезирующих формах внеурочной деятельности сливаются воедино. Организуя воспитательный процесс в данной логике включения школьников в разнообразные, целесообразно инструментованные виды деятельности, можно воздействовать на все сферы личности детей, стимулируя их полноценное развитие, обеспечивая условия для самоактуализации личности школьника в воспитательном процессе.

 

1.3.Специфика  современных воспитательных технологий

Под педагогической технологией (куда включаются и технологии воспитательные) современными учеными (В.П. Беспалько, И.П. Иванов, Г.К. Селевко и др.) понимается компонент педагогического мастерства, представляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром, с целью формирования у него отношений к этому миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму. [41, с.244]

Второй смысл понятия  обозначает «научно-педагогическую дисциплину, которая изучает, исследует, описывает педагогическую технологию как элемент профессионализма педагога».В практике воспитания выделяют два уровня овладения педагогической технологией: элементарный (когда освоены лишь ключевые операции основных слагаемых педагогических технологий) и профессиональный (когда педагог свободно владеет палитрой педагогических технологий).[37, c.56]

Педагогические технологии воспитания имеют свою специфику. «Любая деятельность, - считает В.П. Беспалько, - может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала». Самое прямое отношение это имеет к теории воспитания, т.к. воспитание - и наука, и искусство.[38, c.113]

По мнению В.П. Беспалько, сложности в создании и реализации технологий воспитания объясняются целым рядом особенностей воспитания:

  • воспитание, понимаемое в широком и узком смысле, действует неоднозначно в каждом конкретном случае;
  • воспитание носит целостный характер, его трудно расчленить на составляющие, а значит, трудно создать некий алгоритм действия воспитателя;
  • ребенок в процессе воспитания - и объект воздействия педагога, и субъект многообразной деятельности;
  • воспитание - процесс многофакторный: многие факторы, в том числе и стихийные, вносят свой корректив;
  • два из трех компонентов воспитания (воспитатель, воспитанник, процесс) - живые люди, они определенным образом ассимилируют все происходящее, их действия трудно предсказуемы; возможно появление «сопротивления воспитанию»;
  • воспитание тесно связано с жизнью: логика и позиция субъектов воспитания могут быть противоречивыми в зависимости от личностной и педагогической позиции; противоречия могут происходить и от понимания воспитания либо на уровне житейско-обьденном, либо научном;
  • различия в концепциях воспитания у разных педагогов а следовательно, и разные методики обучения и воспитания в подходе к одному ребенку;
  • цель и задачи воспитания чаще всего связаны с абстрактными категориями: «отношению», «духовность», «любовь», «самоактуализация»;
  • теория и методика воспитания не могут быть неэмоциональными, ибо любовь к детям - важнейшее качество педагога, определяющее успешность воспитания. Нередко действия педагога основаны на интуиции;
  • четкая формулировка цели и стратегических задач воспитания;
  • определенность в подборе тактических задач, четкость планирования;
  • подбор системы методов и приемов, отбор средств воспитания;
  • подбор содержания воспитания;
  • выбор системы организационных форм воспитания, наиболее полно реализующих цель и задачи;
  • выбор стиля и тона отношений с воспитанниками.

Определение отношений  к педагогическим аксиомам типа «детей надо любить», «не унижать достоинства  ребенка», «во всем должна быть мера», «детей баловать нельзя» и т.д. [4, c.5]

 В основу современных технологий воспитания положены некоторые ведущие идеи, характеризующие их:

  • переход в современных условиях преобразований, происходящих в обществе и в образовании, от парадигмы воспитания как формирования личности в командно-административной системе отношений к парадигме воспитания как создания условий для самоактуализации личности;
  • гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса в управлении школой, в отношениях администрации и педагогов, педагога и учащихся, в отношениях учащихся между собой;
  • возможность ситуации выбора концептуальных идей, педагогических позиций, воспитательных технологий, вариативных педагогических приемов, средств и организационных форм воспитания, технологических решений воспитательных проблем и т.д.;
  • возможность экспериментальной и опытно-педагогической деятельности педагогов и школ, создания авторских концепций и школ обучения и воспитания;
  • коллективный характер педагогических инноваций, богатые возможности для творческой деятельности коллектива педагогов - единомышленников.[4, c.28]

В современной педагогике выделяют (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко и др.) три уровня понятия «педагогическая технология». Это относится и к воспитательным технологиям.

1.Общепедагогическая  технология (как синоним «педагогической системы»), характеризующая целостный педагогический (общедидактический, общевоспитательный) процесс в данном регионе, учебном заведении...; в нее включаются совокупность целей, содержания, средств и методов, алгоритм деятельности субъектов процесса.

2. Частнометодическая (предметно-дидактическая  либо воспитательная) педагогическая технология в значении «частная методика», т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета либо направления воспитания, класса, учителя, школы...

3. Локальная (модульная) педагогическая технология как технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, технология решения дидактических и воспитательных задач. [29, c.15]

Современные воспитательные технологии получили достаточно широкое распространение в массовой практике школ.

К общепедагогическим технологиям воспитательного процесса (педагогические системы) относятся:

Информация о работе Методика коллективной творческой деятельности как основа современных воспитательных технологий