Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:23, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности организации личностно ориентированной коллективной творческой деятельности.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2) выявить специфику современных воспитательных технологий.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I.Содержание воспитания в современной теории и практике
1.1.Программы воспитания как основа отбора его содержания………………….6
1.2.Воспитательная деятельность как условие самоактуализации личности школьника……………………………………………………………………………11
1.3.Специфика современных воспитательных технологий……………………….21
Глава II.Организация воспитательного процесса в школе
2.1.Школа как воспитательная система…………………………………………….27
2.2.Личностно ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация…………………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….....40
Частнометодические воспитательные технологии:
Локальные (модульные) воспитательные технологи:
В технологии педагогического общения могут быть специальные технологии: педагогического требования, информационного воздействия, создания воспитывающей среды, организации групповой деятельности (здесь мо- дульные технологии целеполагания, анализа ситуации, вооружения учащихся способами деятельности, создания и разрушения конфликта, создание ситуаций успеха и преодоление неуспеха, педагогической реакции на поступок), технология индивидуального и дифференцированного подхода, технология педагогической оценки, технология этической защиты и другие. [29, c.45]
Разрабатываются специальные технологии освоения и внедрения в практику педагогических технологий.
Итак, педагогическая технология – это набор технологических процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантированность конечного планируемого результата.
Воспитание школьника происходит в учебной (урочной и внеурочной) и во внеучебной (внеклассной и внешкольной) деятельности, которая осуществляется в школе — в деятельности специальных субъектов воспитания (заместителя директора школы по воспитательной работе, классных руководителей или воспитателей) и вне школы — в деятельности руководителей кружков, секций, клубов, детско-взрослых многопрофильных объединений. Процесс воспитания в учебной и внеучебной деятельности, хотя и имеет много общего, но тем не менее у каждого из этих видов воспитания есть своя специфика: обязательный и избирательный характер деятельности учащихся, определенность и вариативность содержания, заданная структура и логика обучения и свободное общение во внеучебной деятельности; одновозрастной или разновозрастной состав учащихся; постоянный и изменчивый состав групп учащихся и другие особенности.
В практике воспитания все виды деятельности взаимосвязаны, нередко сопутствуют друг другу, взаимодополняют одна другую. А в некоторых синтезирующих формах внеурочной деятельности сливаются воедино. Организуя воспитательный процесс в данной логике включения школьников в разнообразные, целесообразно инструментованные виды деятельности, можно воздействовать на все сферы личности детей, стимулируя их полноценное развитие, обеспечивая условия для самоактуализации личности школьника в воспитательном процессе.
Глава II.Организация воспитательного процесса в школе.
2.1.Школа как воспитательная система.
Эффективным и продуктивным воспитание может быть только в рамках организованной воспитательной системы. Это понятие (Б.А. Караковский, Л.И. Новикова, И.Л. Селиванова и др.) в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в педагогике. А.С. Макаренко критиковал «логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, а система является ключевым понятием в педагогике будущего». И в этой системе - не педагог-одиночка, даже очень талантливый, а коллектив единомышленников, создающий систему и развивающий ее.[17, c.11]
А.С. Макаренко утверждал: «...неопределенность воспитательного процесса в школе, распыленность педагогических сил, боязнь смелого почина снижает эффективность даже талантливых учителей... наша школьная сеть, которой вправе гордится страна, представляет собой в педагогическом секторе распыленную массу одиночек-учителей и в ученическом - массу разрозненных классов, лишь механически связанных соседством в общем школьном здании. Школы как единого коллектива, как целостного учреждения не знают у нас ни педагоги, ни семья, ни советская общественность. И именно в этом также корень многих бед... Ученик знает только свой класс, между классным коллективом и... обществом нет связующего звена - более широкого коллектива, нет самой школы как единого общественного организма... Между тем совершенно очевидно, что каждый ученик должен жить не только интересами своего маленького классного кружка, а должен воодушевиться общими школьными целями, переживать общие школьные радости...» [9, c.230]
С точки зрения современной теории воспитания, «воспитательная система, упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, осваиваемой им среды), дающая общий эффект». [41, c.357]
Понятие «воспитательная система», по мнению В.А. Караковского, отражает один из наиболее фундаментальных факторов педагогической действительности: школа предстает как целостный социальный организм, имеющий собственную логику функционирования и развития, в котором происходят процессы саморегуляции и самоорганизации. В этой системе изменяется и взгляд на личность педагога он перестает выступать непосредственным источником и причиной воспитательного процесса. Воспитательная система, будучи однажды «запущена», затем ежедневно и ежечасно порождает в жизни школы ситуации, имеющие педагогическое содержание... Педагоги, создавшие систему, освобождаются от изнурительной необходимости быть в курсе всех дел, всех событий, от необходимости лично контролировать все и вся в жизнедеятельности детей. Безусловно, сознательная педагогическая деятельность воспитателя важна, но она не единственная.
В такой системе удается преодолеть отчужденность детей от всего происходящего в школе, устранить напряженность взаимодействия учителя и учащихся, индивидуальное и коллективное сознание школьников – один из определяющих факторов их жизнедеятельности. Дети выступают в качестве субъектов воспитания. На этом основании В.А. Карковский дополняет определение воспитательной системы школы: это «целостный социальный организм, упорядоченный относительно противоречивого единства педагогических и непедагогических целей (то есть целей самих детей). В этом сложность создания системы, но в этом и залог ее успешности.[17, c.132]
Организационно-методические основы школы как воспитательной системы таковы:
В.А. Караковский, Л.И. Новикова, НЛ. Селиванова, отмечая сложность структуры воспитательной системы, школы выделяют следующие ее компоненты:
Школа как социально-педагогический организм - система развивающаяся. Под ее развитием понимается осуществление целеустремленных и планомерных позитивных качественных изменений. При этом источником развития школы (как и любой системы) является противоречие между хаосом и упорядоченностью, «с одной стороны, развитие системы есть движение по направлению к целостности, к тотальности, к полной упорядоченности, а с другой целостность есть смерть системы, остановка в ее развития». Многие факты из практики свидетельствуют об этом. Какая бы четкая, логичная, результативная система школы ни сложилась, всегда по мере ее развития проявляется неудовлетворенность отдельных личностей (педагогов или детей) необходимостью подчиняться общему ходу жизни. Это рано или поздно приводит к изменениям, введению новшеств. В этом - ключ понимания воспитательной системы как системы саморазвивающейся. Современные исследователи школы как развивающейся воспитательной системы (Е.А. Ямбург, А.Н. Тубельский и др.) используют науку синергетику. Это новая междисциплинарная теория, в основе которой лежат общие закономерности самоорганизации развивающихся систем.
В настоящее время сложились различные воспитательные системы. В этих системах характерным является то, что деятельность и общение детей, детей и взрослых носит гуманистический характер, который и определяет суть системы. [39, c.141 ]
Опыт подобного типа гуманистических воспитательных систем стал объектом пристального внимания со стороны педагогов-практиков, исследователей, органов народного образования. Растет количество опытных образцов. Опыт этот, ставший объектом анализа и размышлений, помогает решать проблему эффективности воспитания.
В настоящее время стало актуальным создание и совершенствование школьных воспитательных систем и в нашей стране, и за рубежом. Опыт зарубежных школ «со справедливыми сообществами», «школами без неудачников» привлекает все большее внимание педагогов. Вновь берутся на вооружение идеи Р. Штейнера, О. Колберга, Г. Френе, У. Глассера и др. Одновременно усиливается интерес к идеям и опыту С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ф.Ф. Брюховецкого и др., к опыту наших лучших современных школ.[35, c.150]
Н.Б. Крылова предостерегает от ошибок: «При желании можно достаточно быстро спроектировать Идеальную Культурную Модель Будущей Школы, но с момента замысла и начала процессов проектирования до реализации идеи с помощью сообщества, способного к уникальным формам жизнедеятельности, пройдут годы. Поэтому основными рекомендациями (в которых так нуждаются учителя) являются следующие:
1. не используйте готовые модели;
2. не внедряйте модели;
3. не загоняйте школу в моделируемую систему.[22, c.248]
Еще К.Д.. Ушинский утверждал, что передается не опыт, а идея опыта. А опыт создается собственными усилиями коллектива единомышленников в единстве теории и практики.
Таким образом, в нашей стране сложились различные воспитательные системы. В этих системах характерным является то, что деятельность и общение детей, детей и взрослых носит гуманистический характер, который и определяет суть системы.
2.2.Личностно
ориентированная коллективная
На протяжении нескольких
десятилетий сложилась и