Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 17:06, курсовая работа
Цель - изучить работу мастера производственного обучения, и правильность проверки и оценивания знаний, умений и навыков учащихся.
Задачи: 1.Изучить наиболее распространенные формы и методы ЗУН. 2. Изучить качественные проверки ЗУН учащихся.
3. Научиться применять различные методы проверки при оценивании учащихся.
Введение………………………………………………………………..
1. Работа мастера производственного обучения……………………….
2. Контроль знаний умений и навыков учащихся…………………….
2.1 Виды, формы и функции контроля………………………………
2.2 Применение знаний. Формирование умений и навыков………………..
2.3 Оперативность знаний, перенос умений и навыков. ……………………………
2.4 Современные требования к организации контроля………………………
3. Проверка как методы контроля знаний, умений и навыков…………
3.1 Задачи и методы педагогического контроля…………………..
3.2 Оценка знаний, умений и навыков учащихся…………………………..
3.3 Система закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков………………………………………………………………………
3.4 Профессиональное образование в профшколах…………………….
4. Исследовательская часть……………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………
Приложение…………………………………………………………………….
В особую подгруппу выделяются тесты типа эссе (свободного высказывания, сочинения), не поддающиеся стандартизированной процедуре жесткой оценки, поскольку основываются не на заданном алгоритме, а на полете свободной фантазии учащегося. Положительным в тестовой методике является возможность контроля знаний, умений и навыков большого количества учащихся или студентов.
Принципы педагогического контроля смотри приложение Д
Максимально высокого уровня подготовки квалифицированных рабочих и специалистов можно достичь только на основе реализации последовательных и логически взаимосвязанных функций управления: педагогического анализа — принятия управленческого решения — планирования — организации — контроля. Эти функции управления тесно связаны и взаимно пронизывают друг друга: планирование контролируется, контроль планируется, без педагогического анализа выполнение всех функций становится формальным, а плохая организация разрушает весь цикл управленческой деятельности руководителя.
Важной задачей контроля знаний, умений и навыков учащихся является воспитание у них чувства ответственности и добросовестности в ходе выполнения учебных заданий.
Задачи контроля.
Основными задачами внутреннего контроля за образовательным процессом являются:
• проверка качества теоретического и производственного обучения;
• воздействие на образовательный процесс с целью повышения его эффективности;
• оказание помощи преподавателям и мастерам производственного обучения;
• выявление лучшего опыта работы с целью обобщения и распространения его в педагогическом коллективе.
В практике управленческой деятельности руководителей профессиональных учебных заведений применяются следующие методы внутреннего контроля:
• изучение и анализ планирующей и учетно-отчетной документации;
• посещение занятий теоретического и производственного обучения, производственной практики, внеклассных учебных и воспитательных мероприятий и последующий педагогический анализ;
• непосредственная проверка знаний, умений и навыков обучаемых: опрос, контрольные и проверочные работы, анкетирование, тестирование;
• индивидуальные собеседования с преподавателями, мастерами производственного обучения, с учащимися;
• заслушивание и обсуждение отчетов преподавателей и мастеров производственного обучения об учебной и воспитательной работе;
• изучение статистических
данных, характеризующих состояние и результаты
учебно-воспитательного процесса в образовательном
учреждении.
3.2 Оценка знаний, умений и навыков учащихся
Оценка знаний, умений и навыков - это процесс сравнения достигнутого учащимися результата в обучении с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Условным отражением оценки является отметка, которая обычно выражается в баллах. По уровню обобщенности педагогическая оценка подразделяется на парциальную, фиксированную и интегральную.
Парциальная оценка - это исходная форма педагогической оценки. Она не представляет собой квалификацию успешности ученика в целом, а относится лишь к частному знанию, умению, навыку или отдельному акту поведения. Чаще всего, оценки выражаются в словесной, вербальной оценочной форме суждений и могут быть похвальными или осуждающими. Фиксированная оценка отражает промежуточные или завершенные успехи учащегося, его прилежание и дисциплину на уроке. Обычно выражается количественно в одном из ранговых значений 5-балльной шкалы:
"5" - владеет в полной мере (отлично);
"4" - владеет достаточно (хорошо);
"3" - владеет недостаточно (удовлетворительно);
"2" - не владеет (неудовлетворительно).
По способу предъявления (презентации) педагогическая оценка подразделяется на прямую и опосредованную. Прямая оценка непосредственно обращена к оцениваемому лицу. При опосредованной форме оценка одного из учеников производится через оценку какого-либо другого учащегося.
К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в вузе относятся:
• великодушие, снисходительность;
• намеренное занижение;
• предвзятость;
• процентомания
• центровая тенденция (не ставить "двоек" и "пятерок");
• близость оценки той, которая была выставлена ранее на предыдущих экзаменах другими преподавателями;
• перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету и др.
Отсюда возникает проблема согласования индивидуальных оценочных стилей разных преподавателей, единство предъявляемых требований к усвоенным знаниям, умениям, навыкам. "Частично эта проблема может быть разрешена путем применения дидактических тестов как способа коррекции субъективных оценочных тенденций, а также частота и объективность выносимых педагогом парциальных оценочных суждений.
Результаты контроля учебно-позновательной деятельности учащихся выражается в оценке. [12; 147]
Оценка –
это определение степени
Однако
за каждым намеренным завышением или
занижением оценки может стоять разный
смысл. Например, выставление положительной
оценки слабому ученику может восприниматься
как фактор психологической поддержки
его в учебных продвижениях. Поэтому не
все субъективные оценочные суждения
следует рассматривать как ошибки.
Оценка — сильный инструмент в руках мастера, и пользоваться этим инструментом нужно очень осторожно. Оценка должна всегда способствовать обучению и воспитанию учащихся. Это возможно только при безусловной объективности оценки, когда учащийся внутренне согласен с ней и понимает ее смысл.
При оценке важен не только тот факт, какой балл выставляется, но как он преподносится, что и как при этом говорится, каким тоном и в каких выражениях комментируется. Самое грубое нарушение педагогической этики — равнодушие педагога при выставлении оценки.
«Тактика» карания двойками никогда и никому не приносила пользы. Она вырабатывает у учащегося своеобразный иммунитет против них, приводит к мысли, что он ни на что не способен, воспитывает трусость, подталкивает к обману. Двойка — не «карающий меч», а сигнал бедствия.
Оценка, даже отрицательная, становится настоящим инструментом воспитания, если она побуждает желание учиться, а не наказывает учащегося за трудности и неудачи, встретившиеся в учебе.
Оценка всегда должна «работать» на повышение качества учебы учащегося. Недопустимо, чтобы неудовлетворительная оценка на уроке выставлялась не за фактические результаты работы, а за нарушение дисциплины, внешний вид, отсутствие дневника и т. п.
Мастер
может поставить учащемуся
Очень опасная оценка — тройка, особенно когда она «чуть-чуть выше двойки». Тройка усыпляет бдительность, как учащихся, так и мастера, создается внешняя видимость благополучия. Боритесь с тройками!
Тройка — положительная оценка, и выставлять ее нужно только за положительные результаты, т. е. за достаточно прочное владение трудовыми приемами и способами, за умение уверенно применять их в учебно-производственной деятельности.
Работу «сильных» учащихся следует оценивать «во весь голос». Такая гласность служит хорошим стимулом для менее успевающих учащихся группы.
3.3 Система закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков
Одним из важных средств закрепления знаний и изученных способов деятельности является их воспроизведение в процессе различных видов повторения (текущего, обобщающего, итогового). В ходе такого закрепления учащиеся не только воспроизводят знания в том виде, в каком они были усвоены первоначально, но вносят в них большую ясность, точность и полноту. Благодаря установлению тесных и четко понимаемых учащимися связей нового с ранее усвоенным происходит совершенствование знаний и умений, т. е. их обогащение, расширение, углубление, формирование новых способов деятельности по предмету.