Мастер производственного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель - изучить работу мастера производственного обучения, и правильность проверки и оценивания знаний, умений и навыков учащихся.
Задачи: 1.Изучить наиболее распространенные формы и методы ЗУН. 2. Изучить качественные проверки ЗУН учащихся.
3. Научиться применять различные методы проверки при оценивании учащихся.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..
1. Работа мастера производственного обучения……………………….
2. Контроль знаний умений и навыков учащихся…………………….
2.1 Виды, формы и функции контроля………………………………
2.2 Применение знаний. Формирование умений и навыков………………..
2.3 Оперативность знаний, перенос умений и навыков. ……………………………
2.4 Современные требования к организации контроля………………………
3. Проверка как методы контроля знаний, умений и навыков…………
3.1 Задачи и методы педагогического контроля…………………..
3.2 Оценка знаний, умений и навыков учащихся…………………………..
3.3 Система закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков………………………………………………………………………
3.4 Профессиональное образование в профшколах…………………….
4. Исследовательская часть……………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………
Приложение…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая ПЕДагогика.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

 2.1. Виды, формы и функции контроля

 Контроль  бывает разных видов и форм, а  также может осуществляться с помощью разнообразных методов. В педагогической практике применяется несколько видов контроля: предварительный контроль, ткущий контроль, периодический контроль, итоговый контроль, отсроченный контроль.

Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющих знаний, умений и навыков, учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы, позволяет обучающему находить наиболее эффективные методы и формы работы.                                                            Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет определять степень сформированности знаний, умений и навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить проблемы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала. Текущий контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию.                                                                                                                         Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени, он осуществляется в конце четверти или полугодия.                                                                                                                                                 Тематический контроль осуществляется поле изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых.                                                                                                                                                                              Итоговый контроль  призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.       Отсроченный контроль – контроль остаточных знаний и умений, спустя какое – то время после изучения темы, раздела, курса. Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.                                                                                        Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.  [5;311]                                                                                                                                                                    

К контролю в  процессе обучения предъявляются определенные педагогические требования:

  • Индивидуальны характер контроля, нельзя допускать подмен результатов для учения отдельных учащихся итогами работ коллектива и наоборот.
  • Систематичность, регулярность проведения контроль на всех этапах процесса обучения
  • Разнообразие форм проведения контроля
  • Всесторонность контроля
  • Объективность контроля
  • Дифференцированный подход
  • Единство требований со стороны обучающих

   В последнее  время все большее распространение  получает тестовый контроль. Основным инструментом такого контроля является тест. В зависимости от предмет  измерения выделяются тесты педагогические, психологические, социологические, социально-психологические, культурологические и другие. Наиболее распространенными являются следующие формы тестовых заданий: закрытая форма тестовых заданий, задание «на соответствие», задание на «установление правильной последовательности». Существуют и другие формы тестовых заданий.   Педагогическое тестирование как один из методов контроля усвоения обучаемыми знаний, умений, навыков обладает наиболее определенными преимуществами перед традиционными методами контроля:                                       - более высока объективность контроля, при достаточно качественном тесте получаемая оценка может рассматриваться как объективная;                                                                                                                                                       - более высокая дифференцированность оценки, при этом обеспечивается более высокая точность измерений учебных достижений;                                                                                                                                                                                      - более высокая эффективность контроля.                                                                                                                                    При всех достоинствах тестирование как метод контроля имеет, и негативные стороны: трудно проверить глубину понимания вопроса, логику мышления; существует вероятность случайности, особенно при использовании закрытых форм тестовых заданий. Тестовые задания не позволяют проверить творческое применение усвоенных знаний и новой ситуации.   [5;312]                                                              

   Формы контроля, используемые в профессиональных образовательных учреждениях, могут быть различными.                                                                             Приложение В.                                                                                                                                                                 Контрольная работа — форма письменного контроля. Контрольные работы носят как фронтальный, так и индивидуальный характер, выполняются по вариантам, проверяются и рецензируются преподавателем. По контрольным работам может проводиться собеседование и выставляться зачет. Эта форма контроля особенно характерна для заочного обучения.                                                                                                                                               Зачет — форма итогового контроля знаний по результатам изучения учебной дисциплины. Может проводиться по заранее составленным вопросам или в порядке собеседования.                                                                                           Экзамен — форма итогового контроля знаний по результатам изучения раздела или всего курса. Может проводиться в письменной или устной форме (по билетам). По результатам экзамена выставляется дифференцированная оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»), которая заносится в ведомое зачетную книжку и в приложение к диплому.                                                                                                                        Тестирование — форма текущего тематического и итогового контроля знаний с помощью тестов, представляющих собой систему заданий в соответствующем виде. Тестовые задания должны быть краткими, что подразумевает минимальную трату времени на их выполнение, валидными и надежными. Валидность теста заключается в его адекватности поставленной цели; надежность теста - согласованность показателей, полученных при неоднократном тестировании.                                                                                                                         Рейтинговая система оценки знаний — это контроль качества усвоения учеба го материала по результатам различных форм. Она учитывает всю активную деятельность обучающихся (участие в научной работе, конкурсах; выполнена творческих проектов и т. д.) и оценивается в баллах по различным шкалам.                                                                                   Аттестация — форма текущего и итогового контроля обучающихся. Контроль  и проверка результатов обучения является завершающим компонентом процесса обучения. Его основное назначение состоит в обеспечении обратной связи. Контроль органически связан со всеми другими компонентами процесса обучения – мотивационно – целевым, организационно- деятельностным, информационно – содержательным и эмоционально – целевым.                                                                                                                                                                            Педагогический контроль определяет с как способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Педагогический контроль выполняет функции: диагностическую, обучающую и воспитательную, информационную, развивающую, а из них можно выделить три основных диагностическую, обучающую и воспитательную.                                                                                                                                                                          Диагностическая функция состоит в выявлении уровня знаний, умений, навыков, привычных действий, оценки реального поведения.                                                                                                                                                         Обучающая функция проявляется в используемых формах, нацеленных на активизацию работы по усвоению учебного материала учащимися. Воспитательная функция заключается в формировании творческого отношения к предмету, стремление развивать свои способности, своевременно выявлять проблемы в знаниях.

2.2 Применение знаний. Формирование умений и навыков

   Применение  знаний происходит в каждом звене учебного процесса и определяется непосредственной логикой усвоения знаний. Применение знаний можно организовать путем выполнения упражнений, лабораторных  и  практических работ ит.д. Основным способом применения знаний, полученных учащимися при изучении специальных и общетехнических предметов является производственное обучение учащихся. Применение знаний способствует более свободному овладению ими, усиливает мотивацию учения, раскрывает практическую значимость изучаемых вопросов, делает знания более прочным, действенными и оттого реально осмысленными.

   Применяя  знания в различных учебных    и    производственных ситуациях, учащиеся тем самым осваивают  способы деятельности, хотя овладение  ими может выступать и самостоятельной    целью обучения. Особенно это характерно для производственного обучения учащихся.

   Результатом применения знаний и освоения способов деятельности является формирование у учащихся умений и навыков  Умение - это действие, состоящее из упорядоченного ряда операций имеющих общую цель. Умение может быть освоено с разной степенью   совершенства,   но   его   выполнение  всегда   контролируется сознанием. Вместе с тем человек никогда не сознает всех элементов исполнения, регуляции и контроля своей деятельности. В ходе деятельности отдельные элементы его действий автоматизируются, превращаются в навык. Навыки относятся к приемам выполнения действий, а не к их целям и условиям. Автоматизация освобождает сознание от контроля над самим осуществлением операций действия (моторных, сенсорных, интеллектуальных). В этом смысле исполнение действия становится автоматическим. Но в поле сознания всегда остаются и выдвигаются на передний план цели, ради которых выполняется действие, и условия, в которых оно протекает, а также его результаты. С этой точки зрения выполнение действия в целом становится более сознательным.

   Практические  умения и навыки могут быть усвоены  сенсорным способом,    т. е. опираясь на органы чувств,    и  тогда возникают сенсорные умения и навыки. Профессионально-педагогические умения смотри приложение Г.

   Интеллектуальные  действия тоже становятся умениями и  навыками. Интеллектуальные навыки представляют собой операции, осуществляемые интеллектом автоматически, привычно в соответствии с определенной установкой. Так, учащийся приобретает навык постоянно доказывать свои мнения, проверять правильность решения, соотносить данные в условии задачи, соблюдать правила составления плана прочитанного, решения задачи, выполнения отработанного трудового действия и т. д.

   Сами  действия доказательства,    решения задачи,    выполнения    эксперимента не являются навыками — это уже умения или даже творческие действия. Но без лежащих в их основе навыков эти действия трудно осуществить.

   Умения  в целом и навыки, как автоматизированные их компоненты, формируются путем упражнений учащихся.

   Упражнения  — это многократные повторения действий для их сознательного совершенствования. Структура психической и практической деятельности учащегося в процессе упражнений при повторном выполнении нового для него действия не остается неизменной. При первых попытках учащийся стоит перед новым для него действием.   Постепенно соответствующие операции или приемы выполнения действия осуществляются    быстрее    и    лучше.   

   Применение  приемов действия все более автоматизируется, освобождается от контроля сознания, что открывает возможность произвольно управлять скоростью действий, приспосабливать их к изменяющимся задачам,    переносить на новые    ситуации и объекты. Правильно и успешно осуществлять перенос освоенных действий на новые задачи — значит быстро и с минимумом ошибок осваивать новые виды деятельности. Чем шире круг объектов,   к которым учащийся может правильно применить освоенные действия, тем шире круг задач, которые он в состоянии решить на основе имеющихся    знаний и навыков.    Чем шире и точнее перенос освоенных действий у учащегося, тем большему он научился   тем плодотворнее результаты его учения, тем эффективнее они помогают ему в его деятельности.    Такой  перенос уже представляет умение, т. е. использование имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления приемов действия в соответствии с поставленной целью.

Задача процесса производственного обучения — не только накопление у учащихся определенного объема знаний, формирование профессиональных умений и навыков, но и выработка умения оперативно применять эти знания и умения, в случае необходимости умело видоизменить их для использования в новых производственных условиях.

2.3 Оперативность знаний, перенос умений и навыков.

   Принцип оперативного использования знаний, умений и навыков постоянно реализуется в производственном обучении при проведении инструктажей, умелой связи теории и практики, через перенос навыков. В практике приходится сталкиваться со случаями, когда учащийся, начиная изучение новой операции, уже владеет более или менее сходными навыками ее выполнения, приобретенными на более ранних стадиях производственного обучения. Положительное влияние ранее приобретенных навыков на формирование новых называется переносом навыков. Задача мастера состоит в том, чтобы помочь учащемуся правильно и умело сочетать ранее приобретенные навыки с теми физическими и умственными усилиями, которые он будет прилагать в процессе формирования новых навыков. Быстрое и легкое освоение новых операций, новой специальности свидетельствует о гибкости, оперативности имеющихся знаний, умений и навыков. Производственное обучение будущих рабочих  осуществляется поэтапно. Каждому этапу соответствуют свои дидактические задачи.

Информация о работе Мастер производственного обучения