Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 17:06, курсовая работа
Цель - изучить работу мастера производственного обучения, и правильность проверки и оценивания знаний, умений и навыков учащихся.
Задачи: 1.Изучить наиболее распространенные формы и методы ЗУН. 2. Изучить качественные проверки ЗУН учащихся.
3. Научиться применять различные методы проверки при оценивании учащихся.
Введение………………………………………………………………..
1. Работа мастера производственного обучения……………………….
2. Контроль знаний умений и навыков учащихся…………………….
2.1 Виды, формы и функции контроля………………………………
2.2 Применение знаний. Формирование умений и навыков………………..
2.3 Оперативность знаний, перенос умений и навыков. ……………………………
2.4 Современные требования к организации контроля………………………
3. Проверка как методы контроля знаний, умений и навыков…………
3.1 Задачи и методы педагогического контроля…………………..
3.2 Оценка знаний, умений и навыков учащихся…………………………..
3.3 Система закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков………………………………………………………………………
3.4 Профессиональное образование в профшколах…………………….
4. Исследовательская часть……………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………
Приложение…………………………………………………………………….
2.1. Виды, формы и функции контроля
Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. В педагогической практике применяется несколько видов контроля: предварительный контроль, ткущий контроль, периодический контроль, итоговый контроль, отсроченный контроль.
Предварительный
контроль, как правило, имеет диагностические
задачи. Он проводится с целью выявления
имеющих знаний, умений и навыков, учащихся
к началу обучения. Применяется он обычно
в начале учебного года или перед изучением
новой темы, позволяет обучающему находить
наиболее эффективные методы и формы работы.
К контролю в процессе обучения предъявляются определенные педагогические требования:
В последнее
время все большее
Формы
контроля, используемые в профессиональных
образовательных учреждениях, могут
быть различными.
2.2 Применение знаний. Формирование умений и навыков
Применение знаний происходит в каждом звене учебного процесса и определяется непосредственной логикой усвоения знаний. Применение знаний можно организовать путем выполнения упражнений, лабораторных и практических работ ит.д. Основным способом применения знаний, полученных учащимися при изучении специальных и общетехнических предметов является производственное обучение учащихся. Применение знаний способствует более свободному овладению ими, усиливает мотивацию учения, раскрывает практическую значимость изучаемых вопросов, делает знания более прочным, действенными и оттого реально осмысленными.
Применяя
знания в различных учебных
и производственных ситуациях,
учащиеся тем самым осваивают
способы деятельности, хотя овладение
ими может выступать и
Результатом применения знаний и освоения способов деятельности является формирование у учащихся умений и навыков Умение - это действие, состоящее из упорядоченного ряда операций имеющих общую цель. Умение может быть освоено с разной степенью совершенства, но его выполнение всегда контролируется сознанием. Вместе с тем человек никогда не сознает всех элементов исполнения, регуляции и контроля своей деятельности. В ходе деятельности отдельные элементы его действий автоматизируются, превращаются в навык. Навыки относятся к приемам выполнения действий, а не к их целям и условиям. Автоматизация освобождает сознание от контроля над самим осуществлением операций действия (моторных, сенсорных, интеллектуальных). В этом смысле исполнение действия становится автоматическим. Но в поле сознания всегда остаются и выдвигаются на передний план цели, ради которых выполняется действие, и условия, в которых оно протекает, а также его результаты. С этой точки зрения выполнение действия в целом становится более сознательным.
Практические
умения и навыки могут быть усвоены
сенсорным способом, т. е.
опираясь на органы чувств, и
тогда возникают сенсорные
Интеллектуальные действия тоже становятся умениями и навыками. Интеллектуальные навыки представляют собой операции, осуществляемые интеллектом автоматически, привычно в соответствии с определенной установкой. Так, учащийся приобретает навык постоянно доказывать свои мнения, проверять правильность решения, соотносить данные в условии задачи, соблюдать правила составления плана прочитанного, решения задачи, выполнения отработанного трудового действия и т. д.
Сами действия доказательства, решения задачи, выполнения эксперимента не являются навыками — это уже умения или даже творческие действия. Но без лежащих в их основе навыков эти действия трудно осуществить.
Умения в целом и навыки, как автоматизированные их компоненты, формируются путем упражнений учащихся.
Упражнения
— это многократные повторения действий
для их сознательного
Применение приемов действия все более автоматизируется, освобождается от контроля сознания, что открывает возможность произвольно управлять скоростью действий, приспосабливать их к изменяющимся задачам, переносить на новые ситуации и объекты. Правильно и успешно осуществлять перенос освоенных действий на новые задачи — значит быстро и с минимумом ошибок осваивать новые виды деятельности. Чем шире круг объектов, к которым учащийся может правильно применить освоенные действия, тем шире круг задач, которые он в состоянии решить на основе имеющихся знаний и навыков. Чем шире и точнее перенос освоенных действий у учащегося, тем большему он научился тем плодотворнее результаты его учения, тем эффективнее они помогают ему в его деятельности. Такой перенос уже представляет умение, т. е. использование имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления приемов действия в соответствии с поставленной целью.
Задача процесса производственного обучения — не только накопление у учащихся определенного объема знаний, формирование профессиональных умений и навыков, но и выработка умения оперативно применять эти знания и умения, в случае необходимости умело видоизменить их для использования в новых производственных условиях.
2.3 Оперативность знаний, перенос умений и навыков.
Принцип оперативного использования знаний, умений и навыков постоянно реализуется в производственном обучении при проведении инструктажей, умелой связи теории и практики, через перенос навыков. В практике приходится сталкиваться со случаями, когда учащийся, начиная изучение новой операции, уже владеет более или менее сходными навыками ее выполнения, приобретенными на более ранних стадиях производственного обучения. Положительное влияние ранее приобретенных навыков на формирование новых называется переносом навыков. Задача мастера состоит в том, чтобы помочь учащемуся правильно и умело сочетать ранее приобретенные навыки с теми физическими и умственными усилиями, которые он будет прилагать в процессе формирования новых навыков. Быстрое и легкое освоение новых операций, новой специальности свидетельствует о гибкости, оперативности имеющихся знаний, умений и навыков. Производственное обучение будущих рабочих осуществляется поэтапно. Каждому этапу соответствуют свои дидактические задачи.