Мастер производственного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель - изучить работу мастера производственного обучения, и правильность проверки и оценивания знаний, умений и навыков учащихся.
Задачи: 1.Изучить наиболее распространенные формы и методы ЗУН. 2. Изучить качественные проверки ЗУН учащихся.
3. Научиться применять различные методы проверки при оценивании учащихся.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..
1. Работа мастера производственного обучения……………………….
2. Контроль знаний умений и навыков учащихся…………………….
2.1 Виды, формы и функции контроля………………………………
2.2 Применение знаний. Формирование умений и навыков………………..
2.3 Оперативность знаний, перенос умений и навыков. ……………………………
2.4 Современные требования к организации контроля………………………
3. Проверка как методы контроля знаний, умений и навыков…………
3.1 Задачи и методы педагогического контроля…………………..
3.2 Оценка знаний, умений и навыков учащихся…………………………..
3.3 Система закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков………………………………………………………………………
3.4 Профессиональное образование в профшколах…………………….
4. Исследовательская часть……………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………
Приложение…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая ПЕДагогика.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

   Первый  этап обучения — формирование умений и навыков при выполнении трудовых приемов и операций.

   Второй  этап обучения—производственная практика в цехах предприятия. В этот период учащиеся совершенствуют свои умения и навыки, углубляют знания, формируют скоростные навыки, «врастают» в производственную обстановку. Такая организация обучения в этот период способствует воспитанию у учащихся самостоятельности, чувства ответственности за выполняемую работу. 

2.4. Современные требования к организации контроля.

   Принято считать, что систематичность — это постоянное, планомерное и последовательное изучение состояния образовательного процесса. Но этого недостаточно, требование систематичности реализуется в выборе наиболее существенного явления и рассмотрении его как самостоятельно развивающейся подсистемы в системе других явлений и на том ее этапе, который является наиболее показательным в каждом конкретном случае. Так, контролируя качество знаний по спецтехнологии с помощью контрольных работ, необходимо: во-первых, определить их место наряду с устным опросом, лабораторными и практическими работами, зачетами; во-вторых, определить те ключевые, этапные, опорные темы, которые важны как для усвоения спецтехнологии, так и других предметов, и именно по этим темам провести контрольные работы. Систематичность контроля предполагает также, что результаты контроля педагогического явления не должны быть разрозненными, хаотичными, а должны представлять собой систему «сводимых» данных для последующего их анализа.

   Требование  объективности контроля представляется важным, поскольку лишь ясное и точное представление о реально существующем положении дел в учреждении, о тенденциях протекания учебно-воспитательного процесса дает возможность принять оптимальное управленческое решение. Реализация этого принципа может быть обеспечена соблюдением следующих условий:

  • профессиональная компетентность проверяющего, отличное знание им объектов контроля;
  • верный выбор объектов и сроков контроля за ними;
  • стремление установить истину, непредвзятое отношением к субъектам контроля;
  • своевременность первичного подведения итогов проверки, чтобы конечные выводы были точно сформулированы и своевременно приняты членами коллектива.

Гласность контроля в настоящее время приобретает особое значение и становится прочным рычагом совершенствования работы педагогического коллектива. Рассматривая конкретные условия жизнедеятельности профессионального образовательного учреждения, необходимо принимать во внимание следующее.

  • Администрация учреждения контролирует учебные занятия, проверяет планирующую документацию, следит за состоянием учебных кабинетов, заранее не предупреждая проверяемого, поставив в известность проверяемого лишь в день проверки.
  • Итоги контроля должны быть персонифицированы: в них указываются не только достижения или недостатки в работе коллектива, но и фамилии при частных к этому преподавателей и мастеров производственного обучения. При этом используется индивидуальный подход, проверяющий проявляет 
    подчеркнутую доброжелательность, конкретность и объективность в выводах и оценках.
  • Подводятся итоги контроля за деятельностью администрации, указываются положительные стороны и просчеты в работе, при этом деятельность администрации учреждения рассматривается в контексте анализа общей деятельности всего профессионального образовательного учреждения. Так, подводя итоги контроля, отмечают отдельные недостатки в работе учреждения. Называют конкретных виновников этих недостатков, как членов коллектива, так и представителей администрации.

 Одним из требований к организации контроля является взаимосвязь с педагогическим анализом. Вне педагогического анализа контроль не просто формален — он создает иллюзию его осуществления. Контроль должен не только выявлять достоинства и недостатки учебно-воспитательного процесса, но и устанавливать причины и условия, их породившие, выявляя основные тенденции процесса обучения и воспитания, а это осуществляется на основе педагогического анализа всех контролируемых явлений. [14; 331] 
 
 
 
 

3. Проверка как методы контроля знаний, умений и навыков.

   Проверка  знаний    и    умений учащихся — это самостоятельное звено процесса обучения, находящееся в тесной взаимосвязи с другими его элементами. Проверке отводится определенное время и место, она может быть особым этапом урока, может сочетаться с усвоением нового материала, упражнениями, повторением и т. п. Текущие наблюдения не являются самостоятельным звеном учебного процесса. Они осуществляются на протяжении всего процесса  обучения без выделения для них специального времени. При проверке преподаватель контролирует учащихся преимущественно по своему - усмотрению. При текущих наблюдениях преподаватель производит контроль  (предлагает ответить на вопрос, решить задачу, высказать мнение, прокомментировать ответ товарища и т. д.)  в основном по желанию учащихся.  

   Проверка, как правило, начинается с того момента, когда учащиеся уже усвоили учебный материал и текущие наблюдения проводятся на любом этапе процесса усвоения. В результате проверки учащемуся обычно выставляется оценка, а в ходе текущих наблюдений оценки обычно не выставляются.

   Однако, несмотря на различие задач, и времени проведения проверки и текущих наблюдений, они подкрепляют друг друга, содействуют успешной организации учета успеваемости. Текущие наблюдения преподавателя за учащимися в ходе учебы и проверка их знаний, умений и навыков, сохраняя в определенной степени свою самостоятельность, специфику и закономерности, чередуются и сочетаются друг с другом. Игнорирование же комплексного применения этих двух способов учета успеваемости приводит зачастую к необоснованному занижению или завышению оценки знаний, умений и навыков учащихся. В ходе текущих наблюдений преподаватель постепенно накапливает о каждом учащемся данные, характеризующие как его достижения, так и упущения в работе. Дополнения и поправки    к ответу товарища, ответы с места на отдельные вопросы преподавателя    при закреплении материала,    объяснения    при выполнении упражнений и проверке домашних заданий, умение разобраться в схемах при проведении лабораторно-практических работ,    ответы на вопросы при повторении и т. п.— все это дает преподавателю материал для суждения о качестве знаний и умений    отдельных учащихся. Преподаватель фиксирует эти данные в своем дневнике или просто запоминает и учитывает при оценке ответов в ходе проверки или при выставлении итоговой оценки.

Различают проверку знаний, умений и навыков устную, письменную (включая графические работы) и практическую.

   Устная  проверка (или опрос) является наиболее распространенным методом контроля знаний учащихся. Различают индивидуальный  и фронтальный опрос. Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные ответы учащихся в форме связного изложения вопроса, относящегося к изучаемой теме.    При организации такой проверки знаний учащихся центр тяжести в овладении учебным материалом переносится на домашнюю работу. Это требует значительного времени и приводит к определенной    перегрузке учащихся.

   Индивидуальный  опрос также связан с большой  затратой времени на уроке, при этом снижается    познавательная  активность большинства учащихся группы. Однако, несмотря на отмеченные недостатки, индивидуальный опрос как таковой не следует игнорировать. Ценность его в том, что он является важным средством развития речи, памяти и мышления учащихся. В ходе устных ответов учащийся учится рассуждать, сравнивать, делать выводы, обосновывать, защищать свое мнение, формулировать понятия. Сохраняя индивидуальный опрос, необходимо обеспечивать высокую активность всех учащихся.

   При опросе необходимы такт и доброжелательность преподавателя. Прерывать учащегося следует только в тех случаях, если он допускает грубые ошибки, отвечает не по теме. Если отвечающий не в состоянии понять и сам исправить ошибку,    преподаватель вызывает другого учащегося для ее исправления. В необходимых случаях преподаватель ставит наводящие вопросы, которые должны стимулировать мысль учащегося, но ни в коем случае не подсказывать ему правильный ответ.

   Кроме индивидуального опроса, устная проверка осуществляется в форме беседы преподавателя с группой.   В этом случае на вопросы преподавателя требуются краткие ответы, благодаря чему в беседе принимает участие значительное число учащихся. Такой опрос в отличие от индивидуального    называется    фронтальным. Он органически сочетается с повторением пройденного,    являясь тем самым средством предупреждения забывания и закрепления знаний. Это дает возможность преподавателю ориентироваться в усвоении материала учащимися и  регулировать дальнейший ход процесса обучения, внося в него необходимые коррективы.

   Письменная проверка дает возможность в короткий срок одновременно проверить всех учащихся группы. Она позволяет судить о качестве знаний учащихся, их правильности, точности, осознанности, об умении применять знания на практике. Письменная проверка осуществляется главным образом в форме выполнения контрольных письменных или графических работ. Письменные контрольные работы могут быть двух видов: тематические и текущие. Тематические проводятся обычно в конце изучения крупной темы и рассчитаны на выполнение в течение целого урока. В ходе таких контрольных работ учащиеся решают сложные задачи,   подробно,  с соответствующими  обоснованиями отвечают на вопросы по изученной теме.

   Одним из методов контроля знаний, умений и навыков является практическая проверка. Такая проверка проводится для того, чтобы выяснить, как учащиеся умеют применять полученные знания в практических условиях. В ходе такой проверки учащиеся убеждаются в истинности своих знаний и необходимости продолжения их закрепления.

   В условиях профессионально-технических учебных заведений практическую проверку знаний, умений и навыков, учащихся можно проводить при изучении любых общетехнических и особенно специальных предметов. К способам практической проверки знаний, умений и навыков, учащихся в определенной степени можно отнести и лабораторно-практические работы, прежде всего иллюстративного характера.

 «Программированный  опрос» тесно связан с программированным обучением, однако и в условиях организации непрограммированного обучения этот способ контроля знаний учащихся находит широкое применение.    «Программированный    опрос»    в практике преподавания общетехнических    и    специальных    предметов осуществляется  главным  образом  путем  применения  карточек-заданий.

 Правильность  ответов на вопросы карточек заданий контролируется двумя  способами:   машинным  и  безмашинным.    При  машинном контроле ответы кодируются и вводятся в контролирующее устройство, где они сравниваются с кодами правильных ответов и на основе    этого определяется оценка.    При безмашинном контроле ответы учащихся на вопросы заданий также кодируются, но проверяет ответы преподаватель визуально при помощи различных приспособлений: шаблонов, перфорированных карт и т. п. Несмотря на большое разнообразие, с точки зрения структуры их можно свести к двум основным типам: избирательные, основанные на припоминании и выборе ответа; с конструируемым ответом, основанные на припоминании и дополнении.

 Задания множественного выбора предлагают выбор одного ответа из нескольких. Среди них могут быть и такие:    «Не знаю», «Нет правильного  ответа».  Эти задания широко  применяются в связи  с тем, что ответы на них сравнительно легко могут быть введены в современные технические    средства    обратной    связи. Большинство контролирующих устройств, применяемых в учебных заведениях профтехобразования,    рассчитаны именно на задания такого типа. Задания с конструируемыми ответами  в преподавании общетехнических и специальных предметов применяются сравнительно редко.

3.1 Задачи и методы педагогического контроля.

   Методы  контроля - это способы диагностической  деятельности, позволяющие своевременно осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об эффективности учебного процесса. При контроле используются различные методы.

   Методы  контроля – это способы, с помощью  которых определится результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых  и педагогической работы обучающих.                                                                                                                                                                                                  

   В педагогической практике используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.                                                                                                                                                                      Устный контроль - осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства свой точки зрения, для опровержения неверного мнения.                                                                                                                                 Письменный контроль - предполагает выполнение письменных задний. Письменный контроль позволяет проверить знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверки письменных заданий.                                                                                                                                                                            Практический контроль - проявляется для выявления сформирванности умений и навыков практической работы или сформированнсоти двигательных навыков.                                                                                                                       Сочетания различных методов контроля называется комбинированным контролем. Обычно это сочетание устного и письменного опроса. [12; 145]                        

Информация о работе Мастер производственного обучения