Компьютерная зависимость школьников и пути её преодоления
Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 14:28, курсовая работа
Краткое описание
Исследуя данную проблему, мы ставим перед собой следующую цель: разработать программу воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков в средней общеобразовательной школе. Задачи исследования: 1. Проанализировать научно–методическую литературу по проблеме. 2. Составить программу воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков. 3. Выявить место компьютера в жизнедеятельности современных детей и подростков. 4. Разработать рекомендации для родителей и детей по профилактике компьютерной зависимости.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Компьютерные технологии в современном обществе………...…5 1.1 Социализация детей и подростков через компьютерные игры……………5 1.2 Специфика компьютерных игр.......................................................................6 1.3 Компьютерная зависимость как результат увлеченности компьютером….9 Выводы по первой главе………………………………………………………12 Глава 2. Детский досуг, его роль в развитии школьников и профилактика компьютерной зависимости…………………………….….13 2.1 Особенности детского досуга, его содержание............................................13 2.2 Компьютерные клубы, как современная форма досуговой деятельности.17 2.3 Разработка программы воспитательных мероприятий для детей и их родителей по профилактике компьютерной зависимости……………………18 Выводы по второй главе………………………………………………………23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……28
Основными критериями, определяющими
начало компьютерной зависимости, можно
считать следующие:
беспричинное возбуждение или
вялость, частые и резкие перепады настроения
от безучастно-подвленного до эйфорически-приподнятого,
болезненная и неадекватная реакция на
критику, замечания, советы, нарастающая
оппозиционность к родителям, старым друзьям,
значительное эмоциональное отчуждение;
ухудшение памяти, внимания;
снижение успеваемости, систематические
прогулы занятий;
ограничение общения с ранее
значимыми людьми: родственниками, друзьями,
любимым человеком, значительное изменение
круга общения, подозрительные контакты,
телефонные звонки, встречи;
уход от участия в делах, которые
ранее были интересны, отказ от хобби,
любимого дела;
пропажа из дома ценностей или
денег, появление чужих вещей, денежные
долги ребенка;
появляющиеся изворотливость, лживость;
неопрятность, неряшливость,
не характерные ранее;
приступы депрессии, страха,
тревоги.
Компьютер, выполняет действительно
широкий спектр задач: проигрывание музыки
и радио, отображение фильмов и телевизионных
каналов, фиксация текстовых наработок,
отображение текстов, графических объектов
и анимации, выполнение функций телефона
и калькулятора, отображение и предоставление
возможности изучения глобальных сетей
и участия в электронных играх, а также
многое другое. Таким образом, перед ребенком
открывается новый мир бесчисленного
количества возможностей и интересов,
который "отключает" его от реального
мира, "переключая" на себя. Психологическая
невозможность совладать с желанием насытиться
новой информацией, и есть компьютерная
зависимость.
Несмотря на то, что стремления,
возникающие при компьютерной зависимости,
изначально несут положительные аспекты,
данный тип зависимости, как и любая другая
аддикция, ведет к деградации личности,
разложению социального статуса, потере
собственного "Я", ухудшению психологического
здоровья, возбуждению внутренних раздражителей,
возникновению агрессии, замкнутости.
Ребенка привлекает в игре:
Наличие собственного (интимного)
мира, в который нет доступа никому, кроме
него самого;
Отсутствие ответственности;
Реалистичность процессов и
полное абстрагирование от окружающего
мира;
Возможность исправить любую
ошибку путем многократных попыток;
Возможность самостоятельно
принимать (любые) в рамках игры решения,
вне зависимости от того к чему они могут привести.
Единственным на настоящий
момент проверенным способом не дать подростку
оказаться в зависимости от компьютерных
игр - это привлечь его в процессы, не связанные
с компьютерами, чтобы электронные игры
и процессы не стали заменой реальности.
Показать растущему человеку, что существует
масса интересных способов свободного
времяпровождения помимо компьютера,
которые не только позволяют пережить
острые ощущения, но также тренируют тело
и нормализуют психологическое состояние.
Задача педагога – организатора организовать
досуг ребенка таким образом, чтобы оградить
его от негативного воздействия информационных
технологий, в том числе и компьютера.
Виртуальная реальность - это
нематериальность воздействия, условность
параметров и эфемерность, - это не есть
жизнь, это лишь вторичная часть жизни,
это параллельный, но не основной процесс.
Нет смысла игнорировать компьютерные
возможности, необходимо их использовать
по мере необходимости, а развлечения
в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать
с реальными активными действиями в реальном
мире.
Выводы по первой
главе:
Родители сетуют на увлечённость
ребёнка виртуальными играми, которые
поглотили его сознание и оторвали от
реальной жизни. Но ведь часто сами родители
впервые знакомят ребёнка с компьютерной
игрой. Однажды показав забаву, они сами
за руку привели его в мир бесконечного
количества жизней и циничной агрессии.
Стоит говорить об этом на родительских
собраниях, стоит проводить на эту тему
клубы досуга родителей и т.д. Учитель
должен донести до каждого из родителей,
что даже самому большому геймеру можно
предложить досуговую альтернативу, но
это требует желания и усилий, прежде всего
самих родителей. Ведь можно сколько угодно
жаловаться на своего ребёнка, который
живёт за компьютером и при этом не делать
ничего для того, чтобы у ребёнка был выбор
другого времяпрепровождения. Для родителей
является отговоркой то, что они много
работают, устают и времени для семейного
отдыха не хватает. Работали все всегда
одинаково, главное – отношение к проблеме
и желание что-то изменить.
Если же родители видят, что
изменилось поведение ребёнка и он во
многом виртуализирует реальную жизнь,
нужно незамедлительно обратиться к психологу.
Глава 2. Детский досуг,
его роль в развитии детей и подростков
2.1. Особенности
детского досуга, его содержание
Одно из направлений деятельности
социального педагога заключается в организации
досуговой деятельности воспитанников.
Понятие досуг восходит к временам античности.
Аристотель, например, рассматривал досуг
как явление наивысшего человеческого
идеала, сопряженного с внутренним потенциалом
человека и совершенствованием личности
на основе обучения и воспитания. Слово
«досуг» происходит от древнерусского
«просуг» - возможность, способность, и
чаще всего воспринимается как синоним
понятий «свободное, незанятое время».
А вот у В. Даля: «Досужий, умеющий, способный
к делу, ловкий, искусный, хороший мастер
своего дела». Это определение ориентировано,
главным образом, на выделение деятельности
аспекта досуга. В таком контексте досуг
можно понимать как вид человеческой деятельности.
Существует несколько интерпретаций понятия
«досуг»:
Время, которым человек распоряжается
по собственному усмотрению, не связанное
с непреложными обязанностями, обязательствами;
Свободное от учебы, работы
время, которое может быть использовано
для удовлетворения личных потребностей
и стремлений;
Часть жизненной среды человека,
предназначенной для отдыха, преодоления
усталости, утомления, восстановления
физического и психического здоровья.
Макс Каплан считает, что досуг
- это гораздо больше, чем просто свободное
время или перечень видов деятельности,
направленных на восстановление. Досуг
следует понимать как центральный элемент
культуры, имеющий глубокие и сложные
связи с общими проблемами работы, семьи,
политики.
Досуг является благоприятной
почвой для испытания детьми и подростками
фундаментальных человеческих потребностей.
В процессе досуга ребенку гораздо проще
формировать уважительное отношение к
себе, даже личные недостатки можно преодолеть
посредством досуговой активности. Досуг
в существенной степени ответственен
в части формирования характера ребенка,
в частности таких качеств как инициативность,
уверенность в себе, сдержанность, мужественность,
выносливость, настойчивость, искренность,
честность и др.Досуг также может стать
важным фактором физического развития
детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают
эмоциональное здоровье. Досуг способствует
выходу из стрессов и мелких беспокойств.
Особая ценность досуга заключается в
том, что он может помочь ребенку, подростку,
юноше реализовать то лучшее, что в нем
есть.
Едва ли не все определения,
с одной стороны, подчеркивают многосторонность
явления, с другой – неоднозначность и
неопределенность трактовки. При этом,
выявляя разные аспекты досуга, авторы
связывают его с понятием «свободное время»,
что позволяет трактовать досуг по-разному.
Досуг – развлечение (раз+влечение).
Влечение – корневое понятие. Это сильная
склонность к чему-либо. Досуг есть влечение
к разному.
До сих пор в школе можно встретить
представление о досуге, как о чем-то «несерьезном»,
«второстепенном», «неважном» - в противоположность
учению, общественной работе, труду. Такое
отношение педагогов к досугу идет, скорее
всего, от неспособности его понять, принять
и организовать.
Досуг ребенка – мост в большой
мир, он обеспечивает дополнительное образование,
развитие, самовоспитание. Суть досуга
– поддержать ребенка как человека и деятеля.
Досуг для детей – всегда самореализация
и самореабилитация. Это очень важные
функции. Грамотно организованный досуг
ребят – школа профилактики бездуховности,
эмоциональной бедности, интеллектуальной
узкости, практической ограниченности,
а не только профилактики правонарушений.
Досуг – школа поддержки, одобрения любого
ребенка.
Основные социально - педагогические
потенциалы детского досуга:
В досуговой деятельности дети
сами предъявляют к себе все воспитательные
требования взрослых, что и делает досуг
сферой самовоспитания;
Досуг есть то личное пространство,
где наиболее полно и ярко раскрываются
естественные потребности в свободе, независимости;
Досуг предоставляет учащимся
«пределы самостоятельности и трудности»,
они их преодолевают, значит – растут;
Досуг удовлетворяет многие
социально – психологические потребности
в реализации интересов, самопроверке
сил, самоутверждении среди сверстников,
признании собственной личности;
Досуг есть «зона» удовлетворения
притязаний общения, субординации отношений
с теми, кто старше или младше, причем эти
отношения разумно снисходительны.
Таким образом, досуг имеет
большое значение в развитии детей и подростков.
В процессе досуга ребенку гораздо проще
формировать уважительное отношение к
себе, даже личные недостатки можно преодолеть
посредством досуговой активности. Досуг
в существенной степени ответственен
в части формирования характера ребенка,
в частности таких качеств как инициативность,
уверенность в себе, сдержанность, мужественность,
выносливость, настойчивость, искренность,
честность и др. Специфические особенности
досуговой деятельности:
Действительный ее мотив –
потребность личности в самом процессе
этой деятельности;
Цели и содержание досуговой
деятельности избираются человеком в
зависимости от его нравственного развития
и культурного уровня;
Досуговая деятельность может
носить социально – полезный характер,
социально нейтральный характер, быть
замкнутой в системе узкогрупповых ценностей
и обретать характер социально отрицательный,
асоциальный.
Содержание досуга детей можно
условно разделить на ряд принципиальных
групп:
Первая связана с функцией восстановления
различных сил ребенка (прогулки на воздухе,
спорт, вечера отдыха, игры забавы, развлечения
и др.).
Вторая – с повышением эрудиции,
потреблением духовных ценностей (чтение,
посещение выставок, музеев, путешествия,
поездки и т.п.).
Третья – с развитием духовных
сил и способностей, с активной творческой
деятельностью (трудовая, техническая,
спортивно – игровая, художественно –
театральная, научно – исследовательская,
прикладная).
Четвертая реализует потребность
в общении (клубная, кружковая работа,
творческие объединения, вечера встреч,
дискотеки, праздники, танцы, вечеринки
и т.д.).
Пятая группа связана с целенаправленной
творческой учебной деятельностью детей
(выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные
объединения, туристические походы, школы
актива и т.п.).
Следует помнить, что в сфере
детского досуга постоянно изменяются
иерархия и целевая направленность ребят.
От этого зависит выбор досуговой деятельности.
Досуг детей и подростков может
быть пассивным (зрительский, слушательский)
и активным (деятельностным), организованным
(педагогически целесообразно используемое
свободное время) и стихийным (спонтанно
протекающий процесс использования свободного
времени); контролируемым и неконтролируемым;
коллективным и индивидуальным, подражательным
и творческим; опережающим (перспективная
изыскательная деятельность) и нормативным
(традиционно сложившиеся модели досуга).
2.2. Компьютерные
клубы, как современная форма
досуговой деятельности
В России число детей, проводящих
время перед монитором компьютера дома
или в компьютерном клубе, с каждым днем
становится все больше и больше. Во времена
Советского Союза достаточно широко была
развита инфраструктура так называемого
детского и молодежного досуга. Кружки,
секции, дома творчества, дома юных техников
– их было столько, что в детской среде
существовал устойчивый стереотип: не
ходить никуда после школы – аномалия.
Сегодня такие места не исчезли, но их
количество значительно уменьшилось,
они стали платными или ребенок о них попросту
ничего не знает. И постепенно становится
уже исключением ребенок, занимающийся
какой-либо деятельностью, помимо учебы
- ситуация перевернулась. Но современный
ребенок и подросток не может сидеть на
месте, ничего не делая, ни чем не занимаясь.
И тут появляются компьютерные клубы.
Хотя это и платная услуга, но для родительского
кармана приемлемо, зато это позволяет
обрести ребенку свое увлечение, досуг
и т.д. Перечислять бессмысленно, понятно,
что появился новый вариант «кружка».
Отличие только в том, что клубное времяпровождение
по большому счету бессмысленно: кроме
затрат, потерянного времени и минутного
интереса это ничего не развивает и не
открывает нового. Реакцию можно развивать
не только в виртуальных гонках, моторику
руки отрабатывать не только на монстрах,
ориентацию в пространстве – не только
в мрачных подземельях или инопланетных
лабиринтах. Есть способы другие, но для
этого надо что-то организовывать, устраивать,
а этим в современной школе никто не хочет
заниматься. В связи с этим растет количество
компьютерных клубов. Автор статьи «Компьютерные
игры: детская забава или педагогическая
проблема?» - Новосельцев Виктор Иванович,
пишет: «Я не противник игр, сам люблю иногда
часик – другой побегать- «пострелять».
Но при этом меня всегда очень раздражает,
когда я слышу со стороны учителей: «Ах,
эти игры!» Извините, а что вы можете предложить
взамен, чем ребенка увлечь, чтобы он назавтра
пошел не в клуб, а к вам? Ничем? Тогда что
воздух сотрясать? Сегодняшняя ситуация
с компьютерными играми – это не только
социальный, технологический, возрастной
феномен. Это еще достаточно серьезный
педагогический вопрос. Проблема, свидетельствующая
о полном бессилии взрослых, которым остается
только разводить руками, потому что сделать
они ничего не могут».